Источники правового регулирования отношений по оказанию гостиничных услуг в Республике Узбекистан: особенности национальной модели

(Ачилова Л. И.)

(«Вестник Пермского университета», 2013, N 4)

Текст документа

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ

ПО ОКАЗАНИЮ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ

УЗБЕКИСТАН: ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

Л. И. АЧИЛОВА

Ачилова Л. И., младший научный сотрудник, Ташкентский государственный юридический институт.

Статья посвящена рассмотрению источников правового регулирования отношений по оказанию гостиничных услуг в Республике Узбекистан. Рассмотрены вопросы, касающиеся содержания гостиничных услуг и порядка их оказания, правовых норм, регламентирующих права и обязанности сторон договора на оказание гостиничных услуг, заключение, исполнение и ответственность сторон такого договора. Социальный аспект актуальности темы акцентирован тем, что в Республике Узбекистан усилились тенденции к специализации гостиниц, росту количества малых гостиниц и фешенебельных гостиниц-гигантов, изысканных и причудливых гостиниц в необычных местах. Растет число гостиничных объединений — цепей, ассоциаций. Важное значение при организации и оказании гостиничных услуг имеет их правовое регулирование. В статье рассмотрены международные нормативно-правовые акты гостиничного сервиса: «Стандартная классификация средств размещения туристов»; Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации на основе стандартов; Международные гостиничные правила; Международная гостиничная конвенция относительно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами (МГА/ФУААВ и др.). Гостиничные услуги в Республике Узбекистан урегулированы положениями Конституции Республики Узбекистан, Гражданского кодекса Республики Узбекистан, Законов Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», «О туризме» и ряда других, а также подзаконными нормативными актами и стандартными требованиями: Правилами сертификации туристических услуг (ГОСТ «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»); Правилами предоставления гостиничных услуг в Республике Узбекистан и др.

Ключевые слова: договор по оказанию гостиничных услуг; виды источников правового регулирования гостиничных услуг в Республике Узбекистан; туризм; туристские услуги; гостиничные услуги; договорное право; гражданское право.

Sources of legal regulation of hotel services relations in the Republic of Uzbekistan: national model special features

L. I. Achilova

Achilova L. I., scientific Research Grant in the Tashkent State Juridical Institute of the Republic of Uzbekistan.

The article is devoted to review the sources of legal regulation on the provision of hotel services in the Republic of Uzbekistan. The article reviews the questions concerning the content of hotel services and their delivery order, rule of law governing the rights and obligations of the parties to a contract for the provision of hotel services, imprisonment, execution and responsibility of the parties to such agreement. Important meaning in the organization and provision of hotel services have their legal regulation. The article deals with international legal acts of hotel service, such as «Standard classification of tourism accommodation»; Recommendations for interregional harmonization of hotel classification criteria, standards-based, international hotel regulations, international hotel convention concerning the conclusion of contracts by the hotels and travel agents (MGA/FUAAV and others). Hotel services in the Republic of Uzbekistan regulated in the clauses Constitution of the Republic of Uzbekistan, of the Civil Code of the Republic of Uzbekistan, the Law of the Republic of Uzbekistan «On Protection of Consumer Rights», «On Tourism» and a number of others, as well as the bylaws and standard requirements — Rules GOST certification of tourist services «Tourist services. Accommodation facilities. General requirements»; Rules of hotel services in the Republic of Uzbekistan and others.

Key words: contract for the provision of hotel services; tourism; tourist services; contract law; civil law types of sources of legal regulation of hotel services in the Republic of Uzbekistan.

С момента провозглашения независимости Республика Узбекистан перешла на рыночные принципы хозяйствования. Гостиничная сфера как составная и основополагающая часть отрасли туризма в современных условиях является динамично развивающимся сектором мировой экономики и эффективным источником валютных поступлений. Эта отрасль экономики признана быть визитной карточкой страны. К числу таких приоритетных сфер деятельности, как свидетельствует мировой опыт, относится гостиничное хозяйство. В настоящее время во всем мире проявляется интерес к туризму в Узбекистане — стране, обладающей большим туристским потенциалом.

Гостиничный бизнес является одним из важных элементов сферы услуг, выполняющим функции по обеспечению граждан Республики Узбекистан и иностранных гостей жильем, питанием, а также различными дополнительными услугами. Инвестиционная привлекательность Республики Узбекистан, приход крупных международных гостиничных цепей на отечественный рынок обусловили интенсивное развитие гостиничных услуг и необходимость повышения их качества, соответствующего мировым стандартам. Свидетельством того, что туризм в экономике современного Узбекистана занимает важное место, является его приоритетное место в государственной «Программе дальнейшего развития туризма в Республике, повышения качества оказания туристических услуг и расширения их направлений на период до 2015 года» [11]. Это является достаточно убедительным основанием становления в Узбекистане высокоэффективного и конкурентно-способного туристского комплекса.

Одними из ведущих направлений в исследовании гостиничных услуг, а также совершенствования правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг является детальная качественная проработка вопросов, касающихся содержания гостиничных услуг и порядка их оказания, правовых норм, регламентирующих права и обязанности сторон договора на оказание гостиничных услуг, заключение, исполнение и ответственность сторон такого договора. Особое внимание следует уделить развитию сферы обслуживания и повышению ее роли в структуре экономики. Эта отрасль способна не только обеспечить рабочими местами, но и повысить доход населения, а главное — от ее развития зависит уровень и качество жизни людей [7, с. 77]. В связи с этим можно констатировать насущную потребность в изучении проблем правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг.

Гостиничная база превращается в индустрию услуг, предоставляя туристу, путешественнику, отдыхающему полный набор услуг по размещению, питанию, развлечениям, отдыху. Гостиница из дома с меблированными комнатами, предназначенного для временного проживания людей, все чаще превращается в туристский комплекс, полносервисный отель, в котором оказывается множество разнообразных услуг, предназначенных для так называемого целевого потребителя. Гостиницы на автотрассах, железнодорожных вокзалах, при аэропортах, а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торговых, административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты, конгресс-отели и конгресс-центры, отели «люкс» и апартаменты, гостиницы-казино, передвижные гостиницы и кемпинги, молодежные гостиницы, общежития и горные приюты, дома охотников и рыбаков — вот перечень гостиниц целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к расширению сервиса и повышению качества услуг.

Важное значение при организации и оказании гостиничных услуг имеет их правовое регулирование. Предметом правового регулирования оказания гостиничных услуг являются общественные отношения, складывающиеся между исполнителем и заказчиком гостиничных услуг. Эти отношения направлены на предоставление и потребление гостиничной услуги. Нормативные юридические акты в сфере правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг — это содержащие юридические нормы официальные документы, принятые в установленном порядке и направленные на регулирование отношений по оказанию гостиничных услуг.

Существуют международные нормативно-правовые акты гостиничного сервиса. В Международной практике принята «Стандартная классификация средств размещения туристов», разработанная экспертами ВТО. Имеется две категории: коллективные средства размещения туристов, которые делятся на разряды — гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения, прочие коллективные заведения; и индивидуальные средства размещения [15, с. 33]. Под коллективным средством размещения понимается «любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении, однако число номеров, которое в нем имеется, превышает определенный минимум», определяемый каждой страной самостоятельно (например, в России — 10 номеров, в Италии — 7 номеров) [15, с. 33]. Причем все номера в данном предприятии должны подчиняться единому руководству (даже если оно не ставит целью извлечение прибыли), быть сгруппированными в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием. К коллективным средствам размещения туристов относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения и прочие предприятия размещения. Все средства классифицированы по отдельным группам. Группа «Гостиницы и аналогичные предприятия» включает гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития. Группа «Специализированные предприятия» состоит из санаториев, лагерей труда и отдыха, размещение в коллективных средствах транспорта (поездах, яхтах), а также конгресс-центрах. Группа «Прочие коллективные средства размещения» включает комплексы домов и бунгало, организованные в качестве жилищ, предназначенных для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов. К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища — квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями — резидентами, комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми [15, с. 34]. Отнесение к тем или иным средствам размещения определяется законодательными актами и нормативными документами каждой страны. В различных странах мира для обозначения категории гостиниц и других средств размещения применяются различные символы — от звезд во Франции и Узбекистана до корон в Англии. Попытки введения унифицированной международной классификации гостиниц до настоящего времени не увенчались успехом [15, с. 36].

В 1989 году Секретариат ВТО разработал Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации на основе стандартов, принятых региональными комиссиями. Рекомендации определяют минимальные требования к зданию и номерам, качеству гостиничного оборудования и мебели, энерго — и водоснабжения, отоплению, санитарии, безопасности и связи, гостиничным услугам и обслуживающему персоналу. Высшая категория гостиниц — пять звезд, низшая — одна звезда. В большинстве стран предварительная классификация гостиницы является необходимым условием при получении лицензии на гостиничную деятельность.

Для защиты профессиональных интересов работников гостиничной индустрии в ряде стран образуют национальные гостиничные ассоциации, которые, в свою очередь, образовали Международную гостиничную ассоциацию (МГА), являющуюся ведущей международной организацией гостиничной индустрии. Важным вкладом МГА в развитие международного туризма явилось принятие в 1981 году Международных гостиничных правил, определяющих принципы взаимоотношений клиента и гостиничной администрации и не потерявших своей актуальности до настоящего времени [15, с. 37]. Целью Международных гостиничных правил является кодификация общепринятой международной торговой практики, регулирующей вопросы договора на размещение в гостинице. Они призваны проинформировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях. Данные правила дополняют положения, предусмотренные в национальных законодательствах о договорных отношениях. Они применяются, когда такое законодательство не включает специфических моментов, касающихся договора на размещение в гостинице. Правила состоят из двух частей, первая часть — договорные отношения, вторая — другие обязательства [16].

Среди международных правовых актов, регулирующих отношения в области оказания гостиничных услуг, можно выделить Международную гостиничную конвенцию касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами (МГА/ФУААВ) [9, с. 176 — 196]. Конвенция призвана регулировать подписание и исполнение контрактов, известных как гостиничные контракты, которые заключают турагенты и владельцы гостиниц, взявшие на себя обязательства соблюдать правила данной Конвенции, или которые в своей повседневной практике используют их при заключении контрактов. Другим актом являются Международные гостиничные правила, одобренные Советом Международной гостиничной ассоциации 2 ноября 1981 г. [2, с. 31 — 34]. Данные Правила являются дополнением к положениям, предусмотренным в национальных законодательствах о договорных отношениях.

Среди актов, которые могут быть взяты за основу в отношениях сторон гостиничных контрактов, может быть назван также Кодекс отношений между гостиницами и турагентствами Всемирной федерации ассоциаций турагентств (УФТАА) и Международной гостиничной ассоциацией (МГА). Кодекс представляет собой документ об основополагающих принципах при взаимоотношениях между гостиницами и турагентствами.

Современное нормативно-правовое регулирование отношений по оказанию гостиничных услуг в Республике Узбекистан основано на положениях Конституции Республики Узбекистан [8, с. 31]. В соответствии с нормами Конституции Республики Узбекистан гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; на территории Республики Узбекистан не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Гражданско-правовое регулирование отношения по оказанию гостиничных услуг в соответствии с нормами Конституции Республики Узбекистан находится в ведении государства. Регулирование отношений по оказанию гостиничных услуг предусмотрено и нормами Гражданского кодекса Республики Узбекистан, в котором в ст. 1, 2, 81 определены услуги как самостоятельный объект гражданских прав, наряду с имуществом, работами и другими объектами. Регулированию договорных отношений по оказанию услуг посвящена глава 38 Гражданского кодекса Республики Узбекистан «Возмездное оказание услуг», пять статей которой регламентируют отношения по возмездному оказанию услуг. В соответствии с пунктом 1 статьи 703 Гражданского кодекса Республики Узбекистан по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Значимость главы 38 Гражданского кодекса Республики Узбекистан состоит в том, что в ней заложен фундамент для создания тех гражданских правоотношений, которые прямо не названы в ней. К их числу относятся отношения по оказанию гостиничных услуг. В пункте 2 статьи 779 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, содержащей перечень услуг, нет указания на гостиничные услуги. Однако это не означает, что правила главы 38 Гражданского кодекса Республики Узбекистан не применяются к таким отношениям, так как содержащийся в ней перечень услуг является примерным. Согласно статье 783 Гражданского кодекса Республики Узбекистан к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. 702, 729 Гражданского кодекса Республики Узбекистан) и положения о бытовом подряде (ст. 730, 739 Гражданского кодекса Республики Узбекистан), если это не противоречит гл. 38 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг [1]. Особое место в системе источников правового регулирования гостиничных услуг занимает Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», который регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества, получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяет механизм реализации этих прав [3]. Нормы Закона Республики Узбекистан «О туризме» регулируют отношения, возникающие при реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, которые, в конечном счете, сопряжены с вопросами расположения туристов в гостиницах и других средствах размещения. Последние в совокупности с объектами и средствами делового, спортивного и иного назначения образуют туристскую индустрию [4]. Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности гостиничных организаций и защиты прав потребителей гостиничных услуг являются лицензирование, стандартизация и сертификация. В статье 7 Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности» [5] и «Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии» [14] гостиничная деятельность не упоминается. Следовательно, она может осуществляться без лицензии.

Основные понятия и определения в области гостиничного хозяйства даны в нормативных документах и стандартных требованиях, регулирующих деятельность в сфере оказания гостиничных услуг. Это Правила сертификации туристических услуг [12], ГОСТ 28681.2-95 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», утвержденный Узбекским Государственным центром стандартизации, метрологии и сертификации, признанный национальным стандартом со дня вступления в силу Закона Республики Узбекистан «О техническом регулировании» [6]. Национальный стандарт Республики Узбекистан ГОСТ 28681.2-95 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» закрепляет применение следующих терминов: «средство размещения», «гостиница», «номер», «турист», «исполнитель услуги», «услуги средств размещения», а также устанавливает виды средств размещения и номеров в средствах размещения. Средства размещения подразделяются на коллективные и индивидуальные. К коллективным средствам размещения относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения: гостиницы, мотели, клубы, пансионаты, меблированные комнаты, общежития; специализированные средства размещения: санатории, профилактории, лагеря труда и отдыха, туристские, спортивные базы отдыха, дома охотника, конгресс-центры, кемпинги. К индивидуальным средствам размещения относятся: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем. Данный ГОСТ предназначен для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги размещения, т. е. в том числе и гостиничными компаниями. Применение данного ГОСТа добровольно. Указанный ГОСТ содержит также ряд общих требований, которые носят рекомендательный характер [10].

К нормативно-правовым актам Республики Узбекистан, регулирующим отношения по оказанию гостиничных услуг, относятся Правила предоставления гостиничных услуг в Республике Узбекистан, разработанные по распоряжению кабинета министров Республики Узбекистан [13], которые содержат нормы, регулирующие оказание гостиничных услуг потребителям, и следующие определения: гостиница — предназначена для временного проживания граждан, независимо от места прописки в течение срока, согласованного с исполнителем, но не свыше 45 суток; потребитель — граждане, проживающие в гостиницах или имеющие намерение воспользоваться услугами гостиницы; исполнитель — юридическое или физическое лицо, представляющее гостиничные услуги. Правила предоставления гостиничных услуг в Республике Узбекистан предусматривают: порядок доведения до потребителей информации об исполнителе, о предоставляемых услугах, сведений о сертификации услуг, подлежащих обязательной сертификации, информации о порядке оформления проживания в гостинице и оплаты услуг, о порядке заключения договоров на бронирование мест в гостинице и последствиях при опоздании потребителя, о случаях, когда исполнитель обязан заключить с потребителем договор на предоставление услуг, о реквизитах квитанции или иного документа, выдаваемого потребителю при оформлении проживания в гостинице; порядок предоставления услуг, перечень видов услуг, предоставляемых исполнителем без дополнительной оплаты, ответственность исполнителя за сохранность вещей потребителя; возможность для потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги потребовать безвозмездного устранения недостатков либо соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу, или расторгнуть договор на предоставление услуг и потребовать полного возмещения убытков, если исполнитель в установленный срок не устранил эти недостатки; возможность для потребителя отказаться от исполнения договора на предоставление услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов; ответственность исполнителя за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие недостатков при оказании услуг, а также компенсация морального вреда, причиненного потребителю нарушением его прав в соответствии с законодательством Республики Узбекистан; возмещением потребителем ущерба в случае утраты или повреждения им имущества гостиницы, а также ответственность потребителя за иные нарушения в соответствии с законодательством Республики Узбекистан; иные права и обязанности исполнителя и потребителя.

Действующее отечественное правовое регулирование отношений по оказанию гостиничных услуг является неполным. Отсутствует легальное определение договора на оказание гостиничных услуг, правовая регламентация существенных условий взаимоотношений потребителя с лицом, оказывающим гостиничные услуги, осуществляется преимущественно на подзаконном уровне. В настоящее время уровень правового регулирования гостиничных услуг недостаточен для успешного развития гостиничного хозяйства в Узбекистане. В целях повышения эффективности правовой регламентации отношений по оказанию гостиничных услуг необходимо, на наш взгляд, включение в п. 2 ст. 703 гл. 38 ГК Республики Узбекистан «Возмездное оказание услуг» гостиничных услуг как разновидности услуг по договору возмездного оказания услуг. Так же необходимо принятие Закона Республики Узбекистан «О регулировании гостиничной деятельности и об оказании гостиничных услуг», в котором должно найти выражение подробное регулирование положений по осуществлению и регламентация гостиничной деятельности и договора об оказании гостиничных услуг, а также гарантии осуществления такой деятельности. Пока такой законодательный акт не принят, необходима доработка Правил предоставления гостиничных услуг в Республике Узбекистан, которая должна идти по пути как установления специальных норм, посвященных регулированию предпринимательских отношений в сфере оказания гостиничных услуг, так и конкретизации, уточнения и детализации существующего нормативного материала. Только в этом случае Правила предоставления гостиничных услуг в Республике Узбекистан будут соответствовать востребованности данного вида услуг.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Республики Узбекистан от 24 июня 2013 г. Ташкент: Адолат, 2013.

2. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сб. нормат. док. // Закон и общество. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 384 с.

3. О защите прав потребителей: Закон Республики Узбекистан от 26 марта 1996 г. N 482-II (с изм. в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 25 апр. 2003 г.) // Ведомости Олий Мажлиса Респ. Узбекистан. 2003. N 4.

4. О туризме: Закон Республики Узбекистан от 20 августа 1999 г. N 830-1 // Ведомости Олий Мажлиса Респ. Узбекистан. 1999. N 8.

5. О лицензировании отдельных видов деятельности: Закон Республики Узбекистан от 25 мая 2000 г. N 447-II (с изм. в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 13 дек. 2002 г.) // Ведомости Олий Мажлиса Респ. Узбекистан. 2002. N 12.

6. О техническом регулировании: Закон Республики Узбекистан от 27 марта 2009 г. N 482-II // Ведомости Олий Мажлиса Респ. Узбекистан. 2009. N 3.

7. Каримов И. А. Наша высшая цель — независимость и процветание родины, свобода и благополучие народа. Ташкент: Узбекистан, 2000. Т. 8. 280 с.

8. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент: Узбекистан, 2013.

9. Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами (МГА/ФУААВ): принята в 1975 г. Международной гостиничной ассоциацией // Борисов К. Г. Международный туризм и право. М.: НИМП, 1999.

10. Национальный стандарт Республики Узбекистан от 18 марта 2000 г. ГОСТ 28681.2-95. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.

11. Программа дальнейшего развития туризма в Республике, повышения качества оказания туристических услуг и расширения их направлений на период до 2015 года: утв. премьер-министром Республики Узбекистан 24 окт. 2009 г.

12. Правила сертификации туристических услуг в Республике Узбекистан: зарегистр. М-вом юстиции Респ. Узбекистан 18 марта 2000 г. N 911.

13. Правила предоставления гостиничных услуг в Республике Узбекистан: зарегистр. М-вом юстиции Республики Узбекистан 12 января 1998 г. N 389.

14. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии от 12 мая 2001 г. N 222-II. Приложение N 1 к Постановлению Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 г. N 222-II. В настоящий Перечень внесены изм. в соответствии с Законом Респ. Узбекистан от 9 сентября 2009 г. N ЗРУ-216 // Ведомости Олий Мажлиса Респ. Узбекистан. 2009. N 9.

15. Сенин В. С. Организация международного туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. 400 с.

16. URL: http://www. kapitan. ru/infoprof/ interzakon/hotel_prav. html/ Гостиничныйбизнес.

Bibliograficheskij spisok

1. Grazhdanskij kodeks Respubliki Uzbekistan ot 24 ijunja 2013 g. Tashkent: Adolat, 2013.

2. Gostinichnoe i restorannoe delo, turizm: Sb. normat. dok. // Zakon i obshhestvo. Rostov n/D: Feniks, 2003. 384 s.

3. O zashhite prav potrebitelej: Zakon Respubliki Uzbekistan ot 26 marta 1996 g. N 482-II (s izm. v sootvetstvii s Zakonom Respubliki Uzbekistan ot 25 apr. 2003 g.) // Vedomosti Olij Mazhlisa Resp. Uzbekistan. 2003. N 4.

4. O turizme: Zakon Respubliki Uzbekistan ot 20 avgusta 1999 g. N 830-1 // Vedomosti Olij Mazhlisa Resp. Uzbekistan. 1999. N 8.

5. O licenzirovanii otdel’nyh vidov dejatel’nosti: Zakon Respubliki Uzbekistan ot 25 maja 2000 g. N 447-II (s izm. v sootvetstvii s Zakonom Respubliki Uzbekistan ot 13 dek. 2002 g.) // Vedomosti Olij Mazhlisa Resp. Uzbekistan. 2002. N 12.

6. O tehnicheskom regulirovanii: Zakon Respubliki Uzbekistan ot 27 marta 2009 g. N 482-II // Vedomosti Olij Mazhlisa Resp. Uzbekistan. 2009. N 3.

7. Karimov I. A. Nasha vysshaja cel’ — nezavisimost’ i procvetanie rodiny, svoboda i blagopoluchie naroda. Tashkent: Uzbekistan, 2000. T. 8. 280 s.

8. Konstitucija Respubliki Uzbekistan. Tashkent: Uzbekistan, 2013.

9. Mezhdunarodnaja gostinichnaja konvencija kasatel’no zakljuchenija kontraktov vladel’cami gostinic i turagentami (MGA/FUAAV): prinjata v 1975 g. Mezhdunarodnoj gostinichnoj associaciej // Borisov K. G. Mezhdunarodnyj turizm i pravo. M.: NIMP, 1999.

10. Nacional’nyj standart Respubliki Uzbekistan ot 18 marta 2000 g. GOST 28681.2-95. Turistskie uslugi. Sredstva razmeshhenija. Obshhie trebovanija.

11. Programma dal’nejshego razvitija turizma v Respublike, povyshenija kachestva okazanija turisticheskih uslug i rasshirenija ih napravlenij na period do 2015 goda: utv. prem’er-ministrom Respubliki Uzbekistan 24 okt. 2009 g.

12. Pravila sertifikacii turisticheskih uslug v Respublike Uzbekistan: zaregistr. M-vom justicii Resp. Uzbekistan 18 marta 2000 g. N 911.

13. Pravila predostavlenija gostinichnyh uslug v Respublike Uzbekistan: zaregistr. M-vom justicii Respubliki Uzbekistan 12 janvarja 1998 g. N 389.

14. Perechen’ vidov dejatel’nosti, na osushhestvlenie kotoryh trebujutsja licenzii ot 12 maja 2001 g. N 222-II. Prilozhenie N 1 k postanovleniju Olij Mazhlisa Respubliki Uzbekistan ot 12 maja 2001 g. N 222-II. V nastojashhij Perechen’ vneseny izm. v sootvetstvii s Zakonom Resp. Uzbekistan ot 9 sentjabrja 2009 g. N ZRU-216 // Vedomosti Olij Mazhlisa Resp. Uzbekistan. 2009. N 9. biznes.

15. Senin V. S. Organizacija mezhdunarodnogo turizma: Uchebnik. M.: Finansy i statistika, 2005. 400 s.

16. URL: http://www. kapitan. ru/infoprof/ interzakon/hotel_prav. html/ Gostinichnyjbiznes.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *