Институционально-правовые подходы к формированию государственной системы медико-социальной экспертизы федерального уровня

(Свинцов А. А.) («Социальное и пенсионное право», 2011, N 4)

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ <*>

А. А. СВИНЦОВ

——————————— <*> Svintsov A. A. Institutional-law approaches to formation of state system of medical-social expert evaluation of federal level.

Свинцов Александр Анатольевич, руководитель отдела проблем организации МСЭ и реабилитации инвалидов ФГУ «СПб НЦЭПР им. Альбрехта ФМБА России», кандидат медицинских наук.

В статье в качестве объекта исследования рассматриваются институционально-правовые подходы к организации и деятельности медико-социальной экспертизы (МСЭ). Автор приходит к выводу о том, что к настоящему времени сложились предпосылки к формированию государственной системы МСЭ федерального уровня.

Ключевые слова: медико-социальная экспертиза, система, органы и учреждения МСЭ федерального уровня.

In this article as an object of research are considered legal and institutional approaches to the organization and activity of medical-social expertise (ITU). The author comes to the conclusion, that to the present time there are prerequisites for the formation of a state system of ITU federal level.

Key words: medical-social examination, system, organs and institutions of the ITU federal level.

Современная правовая основа организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (ФГУ МСЭ), являющихся составной частью системы социальной защиты инвалидов, сформирована Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2009 г. N 906н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» и другими документами. В результате реформирования учреждений МСЭ с 2005 г., придания им нового правового статуса, определения им новых структурных и функциональных возможностей, создания стройной системы федеральных органов исполнительной власти в области МСЭ, наличия федеральных государственных учреждений, осуществляющих научно-методическое и образовательное обеспечение системы МСЭ в Российской Федерации, сформировались предпосылки к новому социальному институту со стройными и иерархически взаимосвязанными элементами — государственной системы медико-социальной экспертизы федерального уровня. Новый социальный институт «государственная система медико-социальной экспертизы федерального уровня» должен, как нам представляется, получить и свое законодательное и нормативное закрепление. Понятие «государственная система медико-социальной экспертизы федерального уровня» следует рассматривать в теоретико-методическом и организационно-правовом смыслах. Во-первых, государственная система МСЭ федерального уровня представляет собой совокупность теоретико-методологических основ МСЭ и государственных программ по развитию системы. Во-вторых, государственную систему МСЭ федерального уровня следует рассматривать как совокупность федеральных органов государственной власти, специализирующихся в том числе в области МСЭ и федеральных государственных учреждений МСЭ, обеспечивающих научно-методическое и образовательное развитие системы. В организационную структуру государственной системы МСЭ федерального уровня входят: I. Федеральные органы исполнительной власти: 1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 2. Федеральное медико-биологическое агентство. 3. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. II. Федеральные государственные учреждения МСЭ: 1. Федеральное бюро МСЭ. 2. Главное бюро МСЭ с филиалами по соответствующему субъекту Российской Федерации (84 единицы). 3. Главное бюро, осуществляющее МСЭ работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий. 4. Филиалы главного бюро МСЭ — бюро МСЭ (1936 единиц). III. Учреждения науки, специализирующиеся в области МСЭ, протезирования и реабилитации инвалидов: 1. ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства». 2. ФГУ «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального медико-биологического агентства». IV. Учреждения образования, специализирующиеся в области МСЭ, протезирования и реабилитации инвалидов: 1. Федеральное бюро МСЭ; 2. ФГУ «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов». Важным вопросом является анализ полномочий федеральных органов исполнительной власти в области МСЭ. Полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в области МСЭ связаны с выработкой государственной политики и формированием нормативно-правового регулирования в данной области. В структуре Минздравсоцразвития России для реализации полномочий в области МСЭ и реабилитации инвалидов создан Департамент по делам инвалидов, основными направлениями деятельности которого являются: — разработка и реализация государственной социальной поддержки и социальной интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов; — нормативно-правовое обеспечение организации МСЭ и комплексной реабилитации инвалидов; — подготовка нормативно-правовых актов в области МСЭ и реабилитации инвалидов. Полномочия Федерального медико-биологического агентства, которому подчинены ФГУ МСЭ, заключаются в предоставлении государственных услуг по осуществлению МСЭ в соответствии с Административным регламентом. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 295н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» разработан с целью повышения качества предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, доступности, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы. Результатом предоставления государственной услуги являются: — при установлении инвалидности — выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выдача индивидуальной программы реабилитации инвалида; — при определении степени утраты профессиональной трудоспособности — выдача справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и выдача программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; — при установлении причины смерти инвалида (в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки) — выдача справки об установлении причины смерти инвалида; — при отказе в установлении инвалидности (определении степени утраты профессиональной трудоспособности, установлении причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки) — выдача (по желанию получателя государственной услуги) справки о результатах медико-социальной экспертизы. В структуре федеральных органов исполнительной власти в области МСЭ особое место занимает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ее полномочия в области МСЭ следующие: — осуществление функций по контролю и надзору за порядком производства медицинской экспертизы; — осуществление функций по контролю и надзору за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности; — осуществление функций по контролю и надзору за порядком организации и осуществления МСЭ и реабилитации инвалидов. Осуществление полномочий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации проводится в соответствии с административным регламентом. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации регламентирует деятельность соответствующих федеральных и территориальных органов по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2006 г. N 900. При осуществлении контроля федеральными и территориальными органами по надзору в сфере здравоохранения и социального развития за порядком производства медицинской экспертизы в части МСЭ предъявляются следующие требования: — по установлению причин инвалидности; — по определению степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах); — по проведению освидетельствования граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности; — по ведению документации; — по ведению в рамках обслуживаемой территории банка данных о гражданах, прошедших МСЭ, государственного статистического наблюдения за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории; — по соблюдению законных прав граждан при производстве МСЭ. Административная процедура по осуществлению проверок деятельности субъектов производства медицинской экспертизы проводится в ходе плановых и внеплановых мероприятий. Научно-методическое и научно-практическое обеспечение государственной системы МСЭ возложено на федеральные научно-практические центры медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов, которые в организационном отношении подчиняются Управлению медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения Федерального медико-биологического агентства. Основными целями деятельности федеральных научно-практических учреждений медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов являются: — научное и научно-методическое обеспечение функционирования систем МСЭ и реабилитации инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации, разработка концептуальных и практических аспектов проблемы инвалидности, направленных на предупреждение инвалидности и реабилитацию инвалидов; — повышение эффективности МСЭ, протезирования и реабилитации инвалидов; — подготовка высококвалифицированных научных и практических кадров для указанной сферы деятельности. Среди основных предметных областей деятельности федеральных научно-практических учреждений медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов следует выделить следующие: — фундаментальные, прикладные научные и научно-технические работы и исследования в области МСЭ, протезирования, протезостроения и реабилитации инвалидов; — осуществление научно-методической и практической деятельности по проблемам инвалидности и инвалидов в Российской Федерации, в том числе в области МСЭ, реабилитации инвалидов, протезирования, протезостроения, технических средств реабилитации; — оказание государственных услуг по осуществлению практических мероприятий в области МСЭ, протезирования, ортезирования, реабилитации, обеспечения техническими средствами реабилитации в стационарных, амбулаторных и иных условиях структурными подразделениями центров, в том числе инвалидам, нуждающимся в специальных научно обоснованных реабилитационных мероприятиях, включая лечебно-профилактическую помощь (первичная, специализированная, высокотехнологичная медицинская помощь). Учреждениям образования, специализирующимся в области МСЭ, протезирования и реабилитации инвалидов, в государственной системе МСЭ отводится особая роль. Основными направлениями их деятельности являются: — удовлетворение потребностей врачей и специалистов в получении знаний о новейших достижениях, передовом отечественном и зарубежном опыте в области МСЭ, реабилитации, протезирования больных и инвалидов, медико-социального обслуживания инвалидов и престарелых; — реализация программ послевузовского (интернатура, ординатура и аспирантура) и дополнительного образования (повышение квалификации, переобучение) врачей и специалистов органов и учреждений системы социальной защиты населения, в том числе по организации и проведению МСЭ и реабилитации инвалидов, оказанию протезно-ортопедической помощи больным и инвалидам и медико-социальному обслуживанию инвалидов и престарелых в стационарных и нестационарных учреждениях социальной защиты населения на уровне современных требований науки и практики; — организация научных и научно-практических российских и международных мероприятий, направленных на обмен научной и практической информацией, укрепление взаимовыгодных связей, развитие кооперации, обмен опытом; — информационно-аналитическая деятельность по обобщению, распространению и использованию отечественного и зарубежного опыта в области МСЭ, реабилитации и медико-социального обслуживания больных и инвалидов; — издание научной, научно-популярной, учебной и прочей литературы; — пропаганда научных и практических знаний, разработок, работа по изучению и формированию общественного мнения в области науки, технологии и производства; — оказание консультационных услуг, научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю работы института. Таким образом, в современных социально-экономических условиях Российской Федерации сформировался новый социальный институт «государственная система МСЭ федерального уровня», деятельность которого осуществляется с 2005 г. Эта система представляет собой стройную, иерархически взаимосвязанную структуру, подчиненную определенным законодательным и нормативным целевым установкам. Законодательное и нормативное закрепление новой системы федерального уровня способствовало бы ее большему теоретико-практическому, правовому, организационному и структурному развитию в будущем.

——————————————————————