О формировании правовых институтов реализации новой национальной антинаркотической модели

(Иванов В. П.) («Наркоконтроль», 2011, N 4)

О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ <*>, <1>

В. П. ИВАНОВ

Jus est ars boni et aequi. Право есть искусство добра и справедливости.

——————————— <*> Ivanov V. P. On Formation of Legal Institutes of Realization of New National Anti-narcotic Model. <1> Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы совершенствования правовых институтов в условиях формирования новой национальной антинаркотической модели» 25 октября 2011 г. в г. Ростов-на-Дону. Докладу предшествовало следующее вступительное слово: «Уважаемые коллеги! Прибыл сюда сразу после посещения женского реабилитационного центра Подворья Свято-Серафимовского храма. Нахожусь под большим впечатлением. Вместе с владыкой Меркурием, Митрополитом Ростовским и Новочеркасским, и руководством центра, родителями реабилитируемых, бывших наркопотребителей, мы осмотрели Центр, поговорили с воспитанницами Центра и обменялись впечатлениями. Воспитанницы Центра не только оставили пагубные привычки, но и занимаются духовным самосовершенствованием, принимают активное участие в церковной жизни. Программа реабилитации реализуется комплексно, с участием духовенства, медиков, психологов, педагогов. Центр входит в Единую негосударственную северокавказскую сеть реабилитации и ресоциализации. Главный секрет успешности работы этого и подобных ему реабилитационных центров — в вовлечении вчерашних падших наркозависимых в социальное услужение, подвижничество и закрепление тем самым навыков здорового образа жизни. Перед нашим взором — поистине чудо преображения человека, и с этим ничто не может сравниться. Деятельность центра, направленная на возвращение в социум вчерашнего наркопотребителя, символически показывает смысл и назначение нашей с вами работы».

Иванов В. П., директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, председатель Государственного антинаркотического комитета (г. Москва).

В статье рассматриваются перспективы совершенствования правовых институтов в условиях формирования новой национальной антинаркотической модели.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, национальная антинаркотическая модель, базовые направления противодействия незаконному обороту наркотиков, борьба с незаконным оборотом наркотических средств, антинаркотическая дипломатия, система социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых, лекарственно-аптечная наркомания, антинаркотический кодекс.

The article considers perspectives of improvement of legal institutes in conditions of formation of new national anti-narcotic model.

Key words: illegal turnover of drugs, national anti-narcotic model, fundamental directions of counteraction of illegal turnover of narcotic means, anti-narcotic diplomacy, system of social rehabilitation and re-socialization of narcotic addicts, medicine-drugstore narcotic addiction, anti-narcotic code.

Все наши усилия должны быть направлены на сбережение населения и солидарную поддержку каждого без исключения нашего соотечественника. Для этого нам следует сегодня брать четкий курс на гуманизацию антинаркотического законодательства. Гуманизация вовсе не означает псевдолиберализацию и попустительство. Наоборот, по отношению к наркобарыгам и тем более оптовикам-наркобаронам надо и дальше существенно усиливать ответственность и полицейскую составляющую. Но мы должны каждому человеку дать шанс на жизнь, полноценную и достойную. И учитывать специфику каждой ситуации и каждого случая. Не стоит забывать, что, как говорили римляне, «знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл» (Scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem). В ближайшие годы следует в максимальной степени восстановить смысл права, а точнее, даже создать действенную правовую систему, которая бы оформляла новую российскую антинаркотическую модель, вытекающую из Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. и решений заседания Президиума Государственного совета от 18 апреля 2011 г. <2>. ——————————— <2> Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2011 г. «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи» // Наркоконтроль. 2011. N 2. С. 2 — 3.

Давайте проведем анализ ситуации. Нельзя считать нормальной ситуацию, когда в местах лишения свободы из 800 тыс. человек почти 150 тыс. содержатся по делам, связанным с наркотиками. То есть практически каждый пятый отбывающий сегодня срок в колонии — это совершивший наркопреступление. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что ровно такое же количество наркопотребителей (150 тыс. человек) ежегодно наказывается, т. е. штрафуется, путем привлечения к административной ответственности без направления на лечение. Вместо направления на излечение общество руками правоохранителей карает, бьет рублем наркозависимых. Но для людей, страдающих психопатологическим наркорасстройством, лекарством это не является. Напротив, толкает их к преступлению, дабы добыть денег на очередную дозу. То есть действующая система права сегодня не решает задачу воспрепятствования воспроизводству наркомании и спросу на наркотики и, по сути, безучастна к процессу фатального превращения наркопотребителей в преступников. А цели соответствующих статей КоАП (прежде всего ст. ст. 6.9, 12.8, 20.20) — профилактика и пресечение немедицинского потребления наркотиков — абсолютно не достигаются. Не случайно до 90% мелких уличных грабежей, на полицейском сленге — «рывков» (дамские сумочки, мобильные телефоны и т. д.), а это свыше 50 тыс. преступлений ежегодно, совершаются наркопотребителями. Таким образом, резюмируя сказанное, именно выявленные и оштрафованные, зачастую начинающие наркопотребители и являются тем фьючерсным эшелоном, который, не получая профильного лечения, все более впадает в зависимость, социально деградирует, криминализуется и, превращаясь в преступника, неизбежно мигрирует в места лишения свободы. То есть общество ежегодно видит, фиксирует значительное количество наркопотребителей (как было сказано — до 150 тыс. в год), но законодательно обеспеченная реакция по меньшей мере странная, если не сказать — неадекватная. Такая система может быть охарактеризована как своего рода правовые жернова. Мы же предлагаем логику правовых регламентов, обеспечивающих необходимые решения, направленных на стимулирование к излечению от недуга зависимости, что будет полностью отвечать интересам и общества, и индивидуума. Ведь специфика проблемы заключается в том, что первые эксперименты индивидуума с наркотиками воспринимаются в обществе как его собственная проблема, при этом продолжительное дальнейшее наркопотребление неизбежно ведет к криминализации поведения наркопотребителя, а это уже проблема в полной мере общества. Более того, длительное нахождение наркопотребителя в обществе ведет к разрастанию наркомании в его окружении. Декларируемые цели решений заседания Государственного совета от 18 апреля с. г. могут быть достигнуты путем использования опыта Франции и Швеции путем замены логики обязательного наказания за немедицинское потребление наркотиков логикой права наркопотребителя выбрать лечение. При этом весьма важно, чтобы этот выбор осуществлялся в рамках альтернативы наказанию и закреплялся в процессуальных документах. Совершенно понятно, что процесс выбора человека и его последующей реализации должен быть обеспечен согласованными действиями всех органов власти: здравоохранения, надзора, Федеральной службы исполнения наказаний. Таким образом, вся государственная система будет нацелена на излечение человека в соответствии с принятым им же решением. Иначе как гуманизацией законодательства и механизмом декриминализации молодежной среды это назвать нельзя, так как эти 150 тыс. человек, своевременно получивших исцеление, скорее всего, не дойдут до стадии криминального поведения. Да и спрос на наркотики, уменьшенный на 150 тыс. человек, резко улучшит общую наркоситуацию в стране. Суммируя сказанное, предлагаю правовую систему нацелить не на наказание наркопотребителей, а через создание альтернативной уголовному наказанию ответственности — на их лечение. Гуманизация законодательства по отношению к наркопотребителю должна идти рука об руку с повышением эффективности карательной функции по отношению к крупным наркоторговцам. Хорошо известно, что наркобизнес — это особый тип преступлений, который наносит комплексный ущерб личности и государству, но при этом имеет выраженный вектор наживы и нацеленности на криминальный экономический результат. Поэтому необходима своего рода законодательно-правовая революция в сфере ликвидации экономической базы наркопреступности, которая позволит лишить смысла совершение наркопреступлений. Речь идет прежде всего о повышении ответственности за отмывание доходов наркобизнеса и введении института конфискации имущества наркопреступников. При этом именно наркопреступники должны доказать обществу легальность происхождения своего имущества, а не общество преступникам, как это определено действующим законодательством. На этом сегодня стоит вся юридическая практика, за исключением России. Подобные нормы, когда бремя доказывания законности происхождения собственности переложено на лицо, обвиняемое в совершении наркопреступления, получили закрепление в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии, Ирландии, Греции, Норвегии, США и в принципе всех стран «Большой двадцатки». Россия же остается странным исключением. Вопреки мировой практике мы сегодня обязаны доказывать незаконность происхождения у наркобарона его имущества, а не он доказывать государству легальность его происхождения. Наркобароны — это, как правило, не только очень богатые люди, но и лица, не способные объяснить происхождение своего имущества, поскольку десятки лет нигде не работали и никоим образом не могли заработать средства для приобретения имущества и активов. Ярким примером абсурдности ситуации у нас является недавний случай с водителем Янгибоевым, который привез из родного Узбекистана на МАЗе (рефрижератор 20 тонн) почти полтонны героина. Однако после ареста его МАЗ не только не конфисковали, но и судебным решением бережно вернули в семью наркобарона на основании ходатайства жены. Причем вернули вместе с тайником — дополнительным ложным бензобаком, в котором и перевозился героин. А вообще, в целом конфискуется мизер, менее 10% транспортных средств, задействованных в наркотрафике, поскольку подавляющее большинство наркотрафикеров используют автотранспорт по доверенностям. И это понятно: наркодилерам ни к чему вешать свои персональные данные на капот машины. Вызывает крайнее беспокойство ситуация использования наркобизнесом введения 6-миллионной пороговой суммы, в случае превышения которой появляется предмет отмывания и легализации. С учетом того, что 95% всех изъятий героина в России оценивается в сумму менее 6 млн. руб., а это эквивалент 5 кг героина, или 1 млн. наркодоз, наркобизнес почувствовал себя значительно защищеннее в банковских операциях, а количество уголовных дел по отмыванию сократилось более чем в 100 раз! Абсолютно неадекватной является норма ст. 174 Уголовного кодекса Российской Федерации, вменяющая в обязанность следствию доказывать умысел наркодельца придать правомерный характер наркоденьгам при отмывании. Можно подумать, что у наркоденег могут быть другие задачи! Но именно этот рудимент позволяет развалить до 50% всех дел по экономической структуре наркобизнеса. Важнейшей частью работы по профилактике уголовной преступности является правильно построенная система административной ответственности. Здесь тоже имеются серьезные проблемы и отсутствие комплексного подхода в антинаркотическом направлении. Так, очевидно, если в заведениях, предназначенных для отдыха, находят приют лица, состоящие в наркотическом опьянении, то это является достаточным основанием для лишения лицензии всех этих заведений — дискотек, ночных клубов и т. п. То же самое касается лиц, управляющих транспортом в состоянии наркотического опьянения. В стране на сегодня 30 тыс. человек в год лишаются водительских лицензий за управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения. Реальный же масштаб проблемы составляет цифру в пять — семь раз больше. При этом водители по закону не штрафуются, не подлежат административному аресту ни водители-наркоманы, ни их автотранспорт. Требуется резкое повышение ответственности лиц, управляющих автотранспортом и другими техническими средствами. Показательно, что в ходе проверки в ряде портов на Каспии буквально на каждом судне были выявлены лица в состоянии наркотического опьянения. Некоторые из них являются ответственными за экипаж. Как показывает трагедия «Булгарии», старший помощник капитана — ключевая позиция на корабле. Но среди наркопотребителей, как ни удивительно, немало как раз старпомов. Очевидно, необходимо и здесь переходить к прямому отзыву лицензий на право владения подобной техникой. Наконец, совсем уж вопиющий случай произошел недавно в Нижнем Новгороде, где в состоянии наркотического опьянения был задержан только что приземлившийся вертолетчик. Вряд ли нам нужно дожидаться, когда на нас по причине пристрастий отдельных летчиков и авиадиспетчеров будут падать вертолеты и самолеты. И здесь необходимо продвигать альтернативное лечение и административный арест. Все указанные мною инициативы направлены в Государственную Думу Российской Федерации. К сожалению, проблема вязнет в бесконечных согласованиях. Долгое рассмотрение законодательных инициатив существенно снижает эффективность борьбы с наркопреступностью. Так, наш законопроект по дифференциации ответственности был направлен в Государственную Думу свыше года назад, в ноябре 2010 г. рассмотрен в первом чтении, но до сих пор так и не принят. То же самое касается и законопроектов по введению наказаний за незаконный оборот прекурсоров, по усилению ответственности за контрабанду наркотиков и за ввоз наркотиков в новых условиях Таможенного союза. Очевидно, что действенность борьбы с наркопреступностью и наркоманией зависит от оперативности принятия необходимых законодательных решений. Наконец, пожалуй, пришло время организовать работу по систематизации и кодификации антинаркотического законодательства. Здесь пока много разных предложений — от разработки специального Антинаркотического кодекса Российской Федерации до кардинального пересмотра Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и создания на базе нашего Основного Закона, по сути, нового системного закона. Следующий, 2012 г. необходимо сделать переломным в плане построения новой системы антинаркотического законодательства. Уверен, что совместными усилиями нам удастся качественно улучшить ситуацию.

——————————————————————