Право на медпомощь есть у каждого! О медицинской помощи бывшим осужденным и о порядке получения инвалидности

(Гармаш А., Косихин Д., Еремченко В., Королева С.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 49)

ПРАВО НА МЕДПОМОЩЬ ЕСТЬ У КАЖДОГО! О МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БЫВШИМ ОСУЖДЕННЫМ И О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ

А. ГАРМАШ, Д. КОСИХИН, В. ЕРЕМЧЕНКО, С. КОРОЛЕВА

Анна Гармаш, докторант ВНИИ МВД РФ.

Дмитрий Косихин, газета «ЭЖ-Юрист».

Виктория Еремченко, газета «ЭЖ-Юрист».

Светлана Королева, газета «ЭЖ-Юрист».

Бывшие осужденные испытывают трудности не только при трудоустройстве, регистрации по месту жительства, восстановлении необходимых документов, но и при получении социальных выплат, бесплатной медицинской помощи. Однако согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Если нет полиса…

В Основных принципах обращения с заключенными <1> формулируется принцип реинтеграции бывших осужденных, согласно которому с участием и при содействии общественности и социальных институтов и с должным учетом интересов потерпевших создаются благоприятные условия для реинтеграции бывших заключенных в общество в наиболее благоприятных условиях. ——————————— <1> Приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 45/111 14.12.1990.

Однако в связи с социально-экономической напряженностью в обществе, сохранением кризисной ситуации, недостаточным уровнем занятости населения, высокой преступностью вопросы социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, решаются недостаточно успешно. Например, бывшие осужденные испытывают трудности при получении социальных выплат, бесплатной медицинской помощи. Прежде всего это связано с отсутствием у освободившегося полиса обязательного медицинского страхования. Вместе с тем отсутствие страхового полиса никоим образом не может влиять на оказание бесплатных медицинских услуг любому обратившемуся человеку. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Этот принцип закреплен в п. 1 ст. 41 Конституции РФ. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступившим в силу 22 ноября 2011 года, государство обязано обеспечивать гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний или состояний здоровья, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств. Этот Закон пришел на смену Федеральному закону от 22.07.1993 N 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», где в ст. 17 также была закреплена обязанность государства обеспечивать гражданам охрану здоровья. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. В тексте статьи, видимо, допущена опечатка: в п. 6 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» речь идет о расторжении договора о добровольном медицинском страховании, а в настоящем авторском материале говорится об обязательном медицинском страховании. —————————————————————— Основным документом, дающим гражданину право на получение медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, является страховой полис. Однако в п. 6 ст. 26 Закона N 323-ФЗ прямо указывается, что в отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о медицинском страховании расторгается. Таким образом, выйдя на свободу, бывший заключенный страхового полиса не имеет. Гражданин может и должен получить медицинский страховой полис, для чего необходимо обратиться в поликлинику по месту регистрации и выяснить порядок получения страхового полиса. Как правило, выдают его страховые организации, причем бесплатно. Для получения полиса необходимо предъявить справку из органов занятости о том, что обратившееся лицо является безработным, либо справку из органов местного самоуправления о том, что они согласны на медицинское страхование гражданина. Нетрудоспособный гражданин (инвалид, пенсионер) получает страховой полис в органе социальной защиты. Оформление медицинских полисов для граждан, не имеющих определенного места жительства, производят центры социальной адаптации. Работающим лицам медицинские полисы выдаются по месту работы, пенсионерам и инвалидам — в управлении социальной защиты по месту жительства. Безработный может получить медицинский полис в администрации города (района) по месту жительства.

Кто поможет?

Несомненно, для гражданина, недавно вышедшего на свободу, процедура получения страхового полиса сопряжена с определенными трудностями, связанными прежде всего с существующей бюрократической системой. Несмотря на трудности, страховой полис получать все-таки нужно, чтобы иметь дополнительные гарантии в получении качественной медицинской помощи. Хочется еще раз подчеркнуть, что отсутствие полиса медицинского страхования ни в коей мере не ограничивает в правах бывшего заключенного, обратившегося за получением бесплатной медицинской помощи. Отказ медицинских работников в оказании больному помощи по этой причине является грубейшим нарушением действующего законодательства. Особенно недопустим отказ врача или медсестры в случаях острых заболеваний (травм, отравлений и т. д.), когда неоказание своевременной медицинской помощи может привести к непоправимым последствиям в состоянии здоровья больного. В случае возникновения таких ситуаций необходимо обращаться к заведующему отделением, а если и он не готов (или не хочет) помочь, — к главному врачу медицинского учреждения. Если и это не возымеет действия, то следует звонить (а лучше письменно сообщить) дежурному по органу здравоохранения города (района, области) или направить заказное письмо с изложением фактов нарушения в прокуратуру. Кроме того, с любыми вопросами освободившийся может обращаться в общественные организации, которые в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» оказывают содействие бывшим осужденным в создании условий для их адаптации к жизни в обществе. Главное — помнить, что в соответствии со ст. 18 Закона N 323-ФЗ все граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с законодательством РФ. Гарантированный объем такой помощи предоставляется гражданам в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой постановлением Правительства РФ. Согласно ст. 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся первичная медико-санитарная, специализированная (в том числе высокотехнологичная), скорая (в том числе скорая специализированная) медпомощь, а также паллиативная помощь. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение). Формами оказания медицинской помощи являются: — экстренная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; — неотложная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; — плановая медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью. В случае если бывший осужденный попадает в стационар, лекарства ему должны предоставляться бесплатно (конечно, перечень бесплатных лекарств будет состоять только из самых необходимых). Если гражданин пользуется амбулаторной медицинской помощью (посещает поликлинику), то бесплатные лекарства будут выдаваться только в соответствии с законодательством (например, если он является пострадавшим от аварии на Чернобыльской атомной электростанции, живет в зоне отчуждения или в зоне отселения, либо является инвалидом первой или второй группы). Если освобожденный из мест лишения свободы является инвалидом третьей неработающей группы, то скидка на лекарства составит 50% <2>. В том случае, когда бывший осужденный не подпадает под льготную категорию, лекарства придется оплачивать по полной стоимости. ——————————— <2> Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (с изм. и доп.).

Правда, есть некоторые заболевания, когда лекарства выдаются бесплатно. Их перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний». Например, такими заболеваниями являются туберкулез и диабет. Туберкулезникам и диабетикам лекарства обязаны давать бесплатно, даже если речь идет об очень дорогостоящих лекарствах. Согласно ст. 43 Закона N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Туберкулез — бич зоны

Не секрет, что основным заболеванием, которым болеет большинство осужденных, является туберкулез легких. В России действует Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 N 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» утвержден Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом. В соответствии с указанным Порядком такое наблюдение осуществляется в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях (отделениях, кабинетах) по месту жительства, работы, службы, учебы, содержания больного в следственном изоляторе или исправительном учреждении. Решение о необходимости диспансерного наблюдения принимается комиссией врачей, назначаемой руководителем лечебно-профилактического специализированного противотуберкулезного учреждения. Диспансерное наблюдение за больным туберкулезом осуществляется непрерывно независимо от согласия больного или его законных представителей на этапах амбулаторного, стационарного и санаторного лечения в целях обеспечения эффективности профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий. При освобождении больного туберкулезом из учреждений уголовно-исполнительной системы учреждение направляет в трехдневный срок извещение и медицинскую документацию в лечебно-профилактическое специализированное противотуберкулезное учреждение по месту прибытия больного. Больной обязан обратиться в лечебное специализированное учреждение для постановки на диспансерный учет в течение 10 дней с даты прибытия на место проживания. В случае если больные заразной формой туберкулеза нарушили правила диспансерного наблюдения, они подлежат обязательному обследованию и лечению в судебном порядке. Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с заболеванием туберкулезом, обязаны: — проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия; — выполнять правила внутреннего трудового распорядка медицинских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях; — выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает комиссия врачей лечебно-профилактического специализированного противотуберкулезного учреждения, о чем в письменной форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России, извещается лицо, подлежащее диспансерному наблюдению. Залогом стабилизации эпидемической обстановки в регионах является четко налаженная система контроля за всеми случаями социально опасных заболеваний, что может быть достигнуто при полном и своевременном информировании учреждений здравоохранения о больных, освобождающихся из исправительных учреждений. Однако отсутствие единой статистической формы учета, недостаточно налаженная система персональной передачи информации из исправительных учреждений в специализированные учреждения Минздрава не позволяют достоверно определить численность больных, освобожденных из заключения. Поскольку нет единой федеральной системы регистрации освобождающихся больных, не обеспечивается своевременная передача соответствующей информации не только по всей стране, но даже в соседние регионы.

Осужденный-инвалид

Еще один вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, — признание бывшего осужденного инвалидом, что в первую очередь необходимо для получения пенсии по инвалидности. Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляет Государственная служба медико-социальной экспертизы на основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Освидетельствование содержащихся в учреждениях уголовно-исправительной системы лиц проводится в бюро медико-социальной экспертизы на общих основаниях в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изм. и доп.). Условиями признания гражданина инвалидом являются <3>: ——————————— <3> Пункт 5 Правил признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Следует учитывать, что наличие только одного из указанных в этом списке условий не будет достаточным основанием для признания гражданина инвалидом. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, травм или дефектов. Форма направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Минздравсоцразвития России. Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. В случаях, когда есть необходимость признания инвалидом еще не освободившегося заключенного, на имя руководителя территориального бюро медико-социальной экспертизы через начальника учреждения исправительного учреждения подается письменное заявление от имени заключенного. Заявление и оформленное направление на медико-социальную экспертизу администрация исправительного учреждения представляет в территориальное бюро медико-социальной экспертизы, одновременно решается вопрос о времени проведения освидетельствования. Выписка из акта освидетельствования осужденного, признанного инвалидом, направляется в трехдневный срок со дня установления инвалидности в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения. При освобождении из исправительного учреждения осужденного, у которого не истек срок установления инвалидности, справка медико-социальной экспертизы выдается ему на руки. В справке должна быть указана группа инвалидности. Пенсионное дело пересылается к месту его жительства по запросу территориального управления Пенсионного фонда РФ на основании заявления пенсионера (инвалида), справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета.

——————————————————————