Организационно-правовые аспекты оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП (отечественный опыт и актуальные вопросы современности)

(Войтенков Е. А.) («Медицинское право», 2014, N 1) Текст документа

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДТП (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОСТИ)

Е. А. ВОЙТЕНКОВ

Войтенков Евгений Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры медицинского права Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова.

В современных реалиях одним из важнейших условий повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации является оказание своевременной и квалифицированной помощи пострадавшим при ДТП. В статье рассматриваются актуальные вопросы данной деятельности и анализируются пути повышения ее эффективности.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, безопасность дорожного движения, медицинская помощь, медицинские учреждения.

Organizational-law aspects of rendering medical assistance to people suffered in road traffic accidents (Russian experience and topical issues of contemporaneity) E. A. Vojtenkov

In contemporary realities one of the most important conditions of improvement of security of road traffic in the Russian Federation is rendering of timely and qualified assistance to people suffered in road traffic accidents. The article considers topical issues of this activity and analyses the ways of improvement of efficiency thereof.

Key words: road traffic accident, security of road traffic, medical assistance, medical establishments.

Обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране по-прежнему является одной из крайне актуальных проблем современности. Одним из основных условий снижения тяжести последствий ДТП является своевременное и эффективное оказание помощи людям, получившим травмы в результате этих происшествий. Однако, обращаясь к опыту данной работы в советский период развития нашей страны, необходимо отметить, что до 90-х гг. XX в. количество транспортных средств на дорогах и интенсивность движения по ним были существенно ниже современных. Степень конструктивной безопасности транспортных средств была в достаточной степени соотносима с преобладающим скоростным режимом движения; число правонарушений на дорогах, которые могли потенциально повлечь тяжкие последствия, было существенно ниже современного уровня; степень загруженности улиц и магистралей была кратно ниже. Указанные факторы в совокупности с достаточно высоким уровнем функционирования сети медицинских учреждений и их материально-технической подготовкой в целом обеспечивали достаточный уровень медицинской помощи пострадавшим при ДТП, своевременное ее оказание непосредственно на месте происшествия и в ходе лечения в условиях стационара. Однако в условиях масштабных социально-экономических преобразований начала 90-х гг. XX в. произошло существенное изменение структуры и численности автомобильного парка Российской Федерации. Резко увеличилась доля индивидуальных владельцев транспортных средств, выросли объемы автомобильных перевозок, существенно возросла нагрузка на улично-дорожную сеть, в то время как последняя не получила соразмерного развития в условиях роста автомобильного парка. Указанные процессы происходили на фоне общего упадка в социальной сфере нашей страны, в которую входило и здравоохранение. В 90-е гг. наблюдалась тенденция к оттоку профессиональных кадров из системы здравоохранения Российской Федерации, падению квалификации медицинских работников, обострились процессы устаревания материально-технической базы учреждений здравоохранения, подвижного состава подстанций скорой медицинской помощи. Несмотря на то что в начале 2000-х гг. предпринимались попытки модернизации системы здравоохранения Российской Федерации, в том числе в рамках национального проекта «Здоровье» <1>, результаты реализации данной программы, по мнению многих экспертов, представляются весьма спорными. ——————————— <1> См., напр.: Приказ руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы от 30 июня 2006 г. N 269 «О реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в городе Москве» [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant. ru (дата обращения: 30.09.2013).

Указанные процессы в полной мере затронули и сферу предоставления медицинской помощи пострадавшим при ДТП. На фоне процессов по увеличению загруженности улично-дорожной сети, устаревания автомобильного парка медицинских организаций, сложной кадровой ситуации в сфере здравоохранения существенно упало качество и скорость оказания медицинской помощи пострадавшим в результате дорожных аварий. Несмотря на положительные результаты реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах», реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. <2>, предполагающих в том числе и повышение уровня оказания медицинской помощи при ДТП, на сегодняшний день не удалось достичь удовлетворительных показателей эффективной помощи пострадавшим в результате ДТП на стадии догоспитального периода. ——————————— <2> Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 42. Ст. 5009.

В крупных городах эта проблема во многом усугубляется увеличенным временем прибытия бригад скорой медицинской помощи по причине крайне высокой загруженности городских магистралей и низкой культуры участников дорожного движения, зачастую не предоставляющих возможность беспрепятственного проезда медицинских автомобилей, несмотря на наличие специальных цветографических схем и светозвуковых сигналов, а также достаточно существенных санкций, налагаемых в административном порядке, за непредоставление права преимущественного проезда. При этом данная проблема носит всесторонний характер, поскольку затрагивает вопросы оказания своевременной медицинской помощи не только лицам, пострадавшим в ДТП, но и всем остальным категориям пациентов. Вместе с тем в последние годы ведется целенаправленная работа по совершенствованию организационных механизмов, связанных с сокращением времени прибытия бригад скорой помощи к месту ДТП. Данные статистики указывают на то, что в последние пять лет количество выездов экипажей медицинских и спасательных подразделений для ликвидации последствий ДТП с пострадавшими увеличивалось по сравнению с соответствующим предшествовавшим годом примерно на 20% ежегодно. В последние годы выполнялись работы по созданию в субъектах Российской Федерации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на места ДТП через единый номер «112» — система 112. В 2008 г. разработаны научно-методические основы по созданию механизма взаимного оповещения служб, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП, и программно-технический комплекс для решения задач по диспетчеризации, навигации и автоматизированному управлению этими службами. Для сокращения времени доставки медицинских работников и спасателей к местам ДТП используются авиационно-спасательные технологии, создается система авиамедицинской эвакуации на автомобильных дорогах федерального значения М-4 «Дон» (Москва — Новороссийск) и М-10 «Россия» (Москва — Санкт-Петербург). В 2008 г. к созданию инфраструктуры для использования авиации приступили в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Нижегородской и Рязанской областях. Немаловажным аспектом своевременной и эффективной медицинской помощи пострадавшим при ДТП является время деблокирования пострадавших из поврежденных транспортных средств. В настоящее время ведется работа по сокращению времени деблокирования за счет совершенствования организации и технологии выполнения работ по ликвидации последствий ДТП, улучшения характеристик аварийно-спасательного оборудования, а также повышения качества подготовки самих медицинских работников и спасателей. Для организации взаимодействия подразделений органов исполнительной власти, участвующих в ликвидации последствий ДТП, в субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены планы взаимодействия (положения о взаимодействии). В некоторых из них заключены прямые соглашения о взаимодействии территориальных органов МЧС России с территориальными управлениями внутренних дел и здравоохранения, центрами медицины катастроф, в которых определены действия органов управления, перечень привлекаемых сил и средств, порядок оповещения и прибытия подразделений к местам ДТП с учетом конкретных обстоятельств. Улучшению взаимодействия способствует дальнейшее развитие сети единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в муниципальных образованиях. Вместе с тем наиболее эффективным способом решения этого вопроса признано создание единого частотного радиоканала или прямой телефонной линии связи. В Иркутской области, например, такая связь организована. На автомобиле ВАИ ГУ МЧС России по Иркутской области установлена радиостанция, работающая на частоте подразделений Госавтоинспекции. Она имеет позывной и в случае возникновения ДТП выходит напрямую на ЦУКС ГУ МЧС России. Кроме того, диспетчер ЕДДС имеет прямую телефонную связь с Госавтоинспекцией, аварийно-спасательными службами и территориальным Центром медицины катастроф. Вопросы взаимодействия сил и средств, участвующих в ликвидации последствий ДТП, периодически отрабатываются на совместных тактико-специальных учениях. В последние годы крупномасштабные учения проведены в Республике Карелия, Республике Хакасия, Краснодарском и Ставропольском краях, Иркутской, Кировской и Московской областях. На учениях использовались авиационные технологии для оказания медицинской помощи и эвакуации пострадавших в лечебные учреждения. В целях снижения тяжести последствий ДТП принимаются меры по совершенствованию организации помощи на каждом из ее этапов. На первом этапе, до прибытия бригады скорой медицинской помощи, предусматривается само — и взаимопомощь, а также помощь, которую по закону или специальному правилу обязаны оказывать лица, имеющие соответствующую подготовку (водители, сотрудники органов внутренних дел, пожарных и аварийно-спасательных формирований). В связи с этим создание полноценной системы повышения знаний и практических навыков оказания первой помощи является одним из ключевых мероприятий. В этих целях в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» <3> на базе образовательных медицинских учреждений и территориальных центров медицины катастроф создаются учебные центры, в ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» осуществляется подготовка преподавателей. ——————————— <3> Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 9. Ст. 1020.

Второй этап связан с использованием сил и средств специализированных бригад скорой медицинской помощи. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1013 «О финансовом обеспечении в 2008 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях» для учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, расположенных вдоль автомобильных дорог федерального значения М-3 «Украина» (Москва-Киев), М-4 «Дон» (Москва-Новороссийск), М-10 «Россия» (Москва — Санкт-Петербург), А-216 и А-229 (Калининградская область), закуплены 142 современных реанимобиля, оснащенных специальным оборудованием, позволяющим осуществлять подготовку пострадавшего к операции либо дальнейшей транспортировке, в том числе с использованием вертолетной техники. Организовано круглосуточное дежурство медицинских бригад в соответствующих зонах ответственности. Реализация третьего этапа оказания помощи пострадавшим в ДТП предусматривает повышение готовности учреждений здравоохранения к ее осуществлению. В настоящее время лечебно-профилактические учреждения, станции и отделения скорой медицинской помощи недостаточно укомплектованы медицинскими кадрами и современным медицинским оборудованием. Обучение медицинских работников современным технологиям оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП в настоящее время осуществляется на базе ведущих учреждений здравоохранения Российской Федерации (НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, Санкт-Петербургский НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе, ФГУ «НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко РАМН», ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава», ФГУ «НИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий», ГОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава», учреждения здравоохранения ФМБА России). Необходимо отметить, что вышеуказанные направления работы, имеющие своей целью повышение эффективности оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, в целом соответствуют взглядам зарубежных экспертов в данной области, анализ работ которых указывает на то, что к основным направлениям работы в сфере совершенствования медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП иностранные специалисты относят: — улучшение порядка оказания неотложной помощи; — улучшение организации травмолечения в больницах; — обеспечение реабилитации пострадавших. С учетом изложенного представляется, что дальнейшее совершенствование системы спасения и медицинской помощи пострадавших в ДТП в нашей стране должно быть связано с: — оснащением медицинских и аварийно-спасательных служб современной аварийно-спасательной техникой, медицинским оборудованием и инструментом; — развитием авиационно-спасательных технологий при ликвидации последствий ДТП и оказании медицинской помощи пострадавшим; — улучшением качества профессиональной подготовки участников ликвидации последствий ДТП; — повышением уровня готовности учреждений здравоохранения к оказанию медицинской помощи пострадавшим в ДТП, предусматривающим формирование специализированных бригад и оснащение их современной медицинской лечебно-диагностической аппаратурой; — внедрением телемедицинских технологий в оказании медицинской помощи, в том числе на догоспитальном периоде, включая передачу информации в предполагаемое место госпитализации. Вместе с тем, как показал вышеприведенный обзор, вопросы оказания медицинской помощи носят межотраслевой и межведомственный характер, что однозначно указывает на необходимость координации деятельности всех ее субъектов для достижения высоких результатов и спасения жизни людей.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444. 2. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 42. Ст. 5009. 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 47. Ст. 5489. 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 9. Ст. 1020. 5. Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 N 1995-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 45. Ст. 6282. 6. Приказ руководителя Департамента здравоохранения Москвы от 30 июня 2006 г. N 269 «О реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в городе Москве». URL: http://www. consultant. ru (дата обращения: 30.09.2013).

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *