Медицинский кодекс: миф или реальность? (историко-правовой анализ)

(Ташбекова И. Ю.) («История государства и права», 2012, N 3)

МЕДИЦИНСКИЙ КОДЕКС: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ) <*>

И. Ю. ТАШБЕКОВА

——————————— <*> Tashbekova I. Yu. Medical code: myth or reality? (Historical-law analysis).

Ташбекова Ирина Юрьевна, заведующая кафедрой административного и финансового права Юго-Западного государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В представленной статье рассмотрены вопросы о необходимости создания кодифицированного акта в области здравоохранения — Медицинского кодекса на основе исторического опыта правового регулирования в сфере здравоохранения России во второй половине XIX — начале XX в. посредством Устава врачебного.

Ключевые слова: здравоохранение, Медицинский кодекс, Устав врачебный, вторая половина XIX — начало XX в.

The present article considers issues of necessity of creation of codified act in the sphere of health care — Medical Code — on the basis of historical experience of legal regulation in the sphere of health care of Russia in the second half of the XIX — beginning of the XX century through the Medical Charter.

Key words: health care, Medical Code, Medical Charter, second half of the XIX — beginning of the XX century.

Для полноценного развития государства и общества необходимо создать достойную систему здравоохранения, которая стабилизирует социальную сферу. Современная Россия не имеет единого кодифицированного акта в области здравоохранения, тем самым позволяет развиваться многочисленности правовых актов как законодательного, так и подзаконного характера. В пользу создания Медицинского кодекса в настоящее время в Российской Федерации, который бы совокупил в себе не только медицинскую часть, но и санитарно-эпидемиологическую, говорят не только современные факты, но и исторический опыт. Во второй половине XIX в. Россия значительно отставала от развитых европейских стран в области охраны здоровья населения страны. Однако период второй половины XIX — начала XX в. охарактеризовался значительным развитием многих сторон жизни общества, при этом существенные изменения произошли и в системе здравоохранения. В 1857 г. появился первый систематизированный документ, регламентировавший обеспечение здравоохранения в России, — это Устав врачебный. Существовало три редакции данного Устава — 1857, 1892 и 1905 гг. <1>. Последняя редакция Устава носила законченный и комплексный характер регламентации врачебно-санитарной деятельности. ——————————— <1> Устав врачебный // СЗ РИ. СПб., 1905. Т. XIII.

Устав 1905 г. состоял из трех книг. По своей структуре каждая книга была представлена разделами, главами, отделениями и статьями. Первая книга именовалась «Учреждения врачебные». Раздел первый данной книги содержал в себе основы управления здравоохранением в России, отдельно определяя общее управление в России (ст. 1), управление на местном уровне (ст. ст. 2 — 3, 38 — 42) и на губернском уровне (ст. ст. 4 — 37). В силу особенностей развития различных регионов и местностей в России в Уставе врачебном закреплялись особенности управления в некоторых губерниях и областях (Санкт-Петербург, Москва и Московская губерния, Царство Польское и др.). Кроме того, сельская местность, страдавшая в большей степени от недостатка квалифицированной медицинской помощи, была отдельно выделена в отношении управления здравоохранением в четвертую главу первого раздела Устава врачебного (ст. ст. 159 — 219). Важным моментом в правовом регулировании системы здравоохранения является закрепление обязанностей медицинских работников, что нашло свое отражение в первом разделе Устава врачебного в третьем отделении рассматриваемой книги и получило наименование «Установление обязанностей врачей», регламентируя при этом право отстранения врачей от практики при совершении врачебной ошибки. В российской практике второй половины XIX — начала XX в. нормативно разрешалось осуществлять частную медицинскую деятельность с регламентацией Уставом врачебным, в частности, глава пятая первого раздела содержала в себе ряд статей (ст. ст. 220 — 232) о частных врачах, именовавшихся «вольнопрактикующими». Особое место в медицинском законодательстве дореволюционной России было отведено акушерскому делу (ст. ст. 233 — 251). Второй раздел первой книги раскрывает подведомственность в управлении больниц и госпиталей (ст. ст. 280 — 285), а также правовые основы учреждения частных лечебных заведений (ст. ст. 286 — 291) и прекращения их деятельности (ст. ст. 292 — 293). Данные нормы констатируют о существовании наряду с государственной медициной и частной, которая восполняла пробелы в системе здравоохранения в количественном отношении. Третий раздел посвящен особенностям управления минеральными водами (Кавказских, Липецких, Туркинских и др.) и охране их источников (ст. ст. 297 — 351). Данный раздел наделял Министерство промышленности и торговли и Министерство внутренних дел по подведомственности осуществлять исследование территорий и постройку казенных зданий и сооружений для осуществления оздоровительных мероприятий. Раздел четвертый устанавливал правовые основы функционирования аптек, фабрик, лабораторий и отделений химических заводов для производства и оптовых продаж сложных фармацевтических препаратов. В частности, глава первая содержала в себе условия учреждения аптек (ст. ст. 352 — 360), правовые основы внутреннего устройства аптек (ст. ст. 361 — 363), порядок изготовления и продажи лекарственных средств (ст. ст. 364 — 379); также нормативно закреплялась «аптекарская такса», которая устанавливалась Медицинским советом Министерства внутренних дел, обозначенная как фиксированная стоимость лекарственных препаратов, самостоятельное увеличение которой аптекарями не допускалось (ст. ст. 380 — 386) <2>. В регулировании деятельности аптек на территории Российской империи важным моментом явилось установление прав и обязанностей фармацевтов, что делало публичным их деятельность. Законодательное определение внутреннего управления аптеками позволило не допустить в аптекарское дело неквалифицированных или недостойных лиц (ст. ст. 387 — 397). Правовые вопросы производства и продажи лекарственных средств нашли свое отражение во второй главе четвертого раздела, посвященному основам учреждения, устройству фабрик, лабораторий и особых отделений химических заводов (ст. ст. 398 — 402), а также организации оптовых продаж сложных фармацевтических препаратов (ст. ст. 403 — 407). ——————————— <2> Данные основы получили наименование «О полиции аптечной». Отд. II гл. I разд. 4 Устава врачебного // СЗ РИ. СПб., 1905. Т. XIII.

Особое положение занимала организация придворной медицинской части и врачебная деятельность в отдельных местностях, подчиненных в порядке управления Военному министерству (ст. ст. 408 — 416). Уставом врачебным регламентировались такие отношения, как аттестация лиц, претендовавших на получение медицинской, фармацевтической или ветеринарной ученой степени или звания (ст. ст. 595 — 618), а также отношения по организации деятельности стоматологических (зубоврачебных) (ст. ст. 619 — 628) и фельдшерских (ст. ст. 629 — 639) школ для подготовки специалистов. Таким образом, первая книга, получившая наименование «Учреждения врачебные», в большей степени регламентировала управление системой здравоохранения, организационную структуру и деятельность основных медицинских заведений — больниц, госпиталей, аптек, территорий минеральных вод. Вторая книга Устава врачебного именовалась как «Устав Медицинской полиции». В данной части Устава закреплялись правовые основы организации санитарно-эпидемиологической деятельности. Первый раздел данной книги посвящен вопросам охраны здоровья населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (ст. ст. 640 — 650). Второй раздел раскрывал организацию охраны чистоты воздуха, должного санитарно-эпидемиологического устройства городов и деревень (ст. ст. 651 — 657), закреплял критерии пригодности питьевой воды, съестных припасов и напитков к употреблению (ст. ст. 658 — 667), а также устанавливал запрет на изготовление и распространение вредных для здоровья человека предметов и веществ (ст. ст. 677 — 703). Сохранение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки требовало и установление правильной организации обращения с умершими телами и расположения кладбищ. В соответствии с этим четвертая глава содержала в себе нормы, способствовавшие предотвращению возникновения и распространения заразных заболеваний путем установления правил об устройстве кладбищ и о погребении мертвых (ст. ст. 704 — 732). Третий раздел второй книги раскрывает специальные меры, проводимые в России для предотвращения эпидемических (повальных) заболеваний. Так, данный раздел содержал характеристику предупредительных мероприятий от заразных и эпидемических болезней (ст. ст. 740 — 748), организацию деятельности местных начальств по пресечению распространения эпидемии (ст. ст. 749 — 760), закреплял организационные основы борьбы с одним из проблемных заболеваний того времени — оспой, устанавливая правила оспопрививания, надзорную деятельность за данной процедурой, стимулируя членов Оспенных комитетов за достигнутые результаты в борьбе с данным заболеванием (ст. ст. 761 — 795). Для осуществления мероприятий по борьбе с эпидемическими и иными массовыми заболеваниями были созданы специализированные учреждения и органы — карантинные учреждения (ст. ст. 854 — 1089). Источниками заразных заболеваний являются не только человеческие организмы, большую опасность представляют животные организмы. Поэтому довольно предусмотрительно дореволюционными законодателями в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения были введены нормы в Устав врачебный по ветеринарной части (ст. ст. 1102 — 1190). Устав Судебной медицины — третья книга Устава врачебного, отражавшая специальную деятельность врачей в отношении судебно-медицинских исследований. В связи с необходимостью сбора доказательств по различным категориям дел в Уставе отражены процедуры судебно-медицинского исследования по делам управления, по гражданским и уголовным делам. Таким образом, можно отметить: Устав врачебный совокупил в себе правовые основы регулирования всей системы здравоохранения — от организации оказания медицинской помощи населению с установлением правового статуса медицинских работников и учреждений по контролю и надзору в области охраны здоровья населения до организации санитарно-эпидемиологической деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и населения Российской империи второй половины XIX — начала XX в. Устав врачебный можно считать единственным систематизированным правовым документом медицинского характера, представляющим исторический пример решения правовых проблем организации оказания медицинской помощи социально незащищенным слоям населения. Есть необходимость взять на вооружение правовое обеспечение медико-санитарного дела в современной России путем издания кодифицированного акта с целью облегчить правоприменение в рассматриваемой области.

——————————————————————