Медико-социальная экспертиза России: правовые и организационные перспективы

(Свинцов А. А.) («Социальное и пенсионное право», 2012, N 1)

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА РОССИИ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ <*>

А. А. СВИНЦОВ

——————————— <*> Svintsov A. A. Medical-social expertise in Russia: legal and organisational perspectves.

Свинцов Александр Анатольевич, руководитель отдела проблем организации МСЭ и реабилитации инвалидов ФГУ «СПб. НЦЭПР им. Альбрехта ФМБА России», кандидат медицинских наук.

В статье в качестве объекта исследования рассматриваются правовые и организационные перспективы развития медико-социальной экспертизы (МСЭ) в Российской Федерации. Анализируются законодательные и правовые документы в области МСЭ. Автор приходит к выводу о том, что с учетом принятых правовых и организационных решений в области МСЭ ее образ в будущем существенным образом изменится.

Ключевые слова: медико-социальная экспертиза, правовые документы, организационные и технологические преобразования.

In article as object of research legal and organizational prospects of development of mediko-social examination (МСЭ) the Russian Federation are considered. Legislative and legal documents in the field of МСЭ are analyzed. The author comes to a conclusion that taking into account the accepted legal and organizational decisions in the field of МСЭ its image in the future essentially to change.

Key words: mediko-social examination, legal documents, organizational and technological transformations.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) в Российской Федерации вступает в новый этап своего развития. Факторами, определяющими методологическое и теоретико-практическое развитие системы МСЭ России в будущем, являются следующие: — Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.); — Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; — Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г., распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р; — Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (2010 г.); — освидетельствование населения страны с учетом международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (2001 г.); — Национальные стандарты в области МСЭ; — Административные регламенты в области МСЭ; — Государственная услуга МСЭ в электронном виде; — Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 гг., Постановление Правительства РФ 17 марта 2011 г. N 175; — проект Федерального закона от 28 июня 2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов». Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и подписанная Российской Федерацией 24 сентября 2008 г., устанавливает международные обязательства государств-участников в области реабилитации инвалидов, предусматривающие осуществление мер по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, реализации физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни общества, — путем организации, укрепления и расширения комплексных реабилитационных услуг и программ. Целью Конвенции является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. Инвалидность признается как составная часть соответствующей стратегии устойчивого развития. Организационное и институциональное совершенствование систем МСЭ и реабилитации инвалидов является одним из основных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Совершенствование МСЭ и реабилитации инвалидов, включая их профессиональную ориентацию и трудоустройство, предусмотрено Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р. Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция совершенствования государственной системы МСЭ и реабилитации инвалидов, которая определяет цели, задачи, основные направления и этапы совершенствования государственной системы МСЭ и реабилитации инвалидов, с учетом достигнутого уровня ее развития, национальных и международных обязательств Российской Федерации, отечественного и зарубежного опыта, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее — МКФ). Целями Концепции являются повышение объективности, доступности и эффективности экспертных и реабилитационных мероприятий в целях обеспечения соответствия принципов и механизмов их осуществления требованиям Конвенции ООН о правах инвалидов. Применение предусмотренной МКФ классификации функций и структур организма, активности и участия, в том числе по степени выраженности, а также факторов окружающей среды, позволит с высокой степенью достоверности и объективности оценивать функциональное здоровье индивида с биологической, психологической и социальной точки зрения и определять его нуждаемость в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию. Кроме того, с учетом положений МКФ будут законодательно или нормативно определены рамки для описания указанных показателей «универсальным» языком — в виде системы буквенно-цифровых кодов, что обеспечит идентификацию преимущественных видов ограничений жизнедеятельности у инвалидов, доступности физического и информационного окружения с целью устранения индивидуальных барьеров службами, ведомствами и другими организациями вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности. Эти коды будут указывать на необходимость помощи при передвижении, нуждаемость в сопровождении и учитываться вышеуказанными службами при предоставлении услуг инвалидам. Каждой группе будет нормативно установлен буквенно-цифровой код, что позволит упростить и систематизировать деятельность всех учреждений, служб и организаций по предоставлению инвалидам услуг и видов помощи, предусмотренных законодательством. Важное место в развитии ФГУ МСЭ будут иметь национальные стандарты в области МСЭ в соответствии с Концепцией развития национальной системы стандартизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. N 266-р. К настоящему времени разработаны следующие национальные стандарты: — ГОСТ Р «Медико-социальная экспертиза. Порядок и условия предоставления услуг медико-социальной экспертизы»; — ГОСТ Р «Медико-социальная экспертиза. Система информационного обеспечения медико-социальной экспертизы»; — ГОСТ Р «Медико-социальная экспертиза. Документооборот ФГУ МСЭ. Печатные формы входных и выходных документов»; — ГОСТ Р «Медико-социальная экспертиза. Документация учреждений медико-социальной экспертизы». Роль и значение административных регламентов в области МСЭ в настоящее время велики, так как они устанавливают условия, порядок и процедуру освидетельствования граждан в ФГУ МСЭ. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 295н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» разработан с целью повышения качества предоставления государственной услуги по проведению МСЭ, доступности, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при проведении МСЭ. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации регламентирует деятельность соответствующих федеральных и территориальных органов по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2006 г. N 900. Перспективным направлением в деятельности федеральных органов исполнительной власти в области МСЭ и ФГУ МСЭ станет оказание гражданам России государственных услуг в электронном виде. Правительством Российской Федерации определен порядок, условия и перечень документов по предоставлению государственной услуги в области МСЭ в электронном виде. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 «О Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы» определено приоритетное направление развития в социальной сфере — медико-социальная экспертиза. Одной из целей программы является совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы МСЭ с целью интеграции инвалидов с обществом. Модернизация государственной системы МСЭ в государственной программе представлена одной из приоритетных задач. Доля главных бюро МСЭ по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро МСЭ по субъектам Российской Федерации представляет собой один из важнейших индикаторов развития государственной системы МСЭ, определенный государственной программой. Для решения задачи в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» по модернизации государственной системы МСЭ предусматривается реализация следующих мероприятий, направленных на повышение объективности и оперативности при освидетельствовании граждан: — разработка новых классификаций и критериев по определению инвалидности при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных; — разработка кодификатора категорий инвалидности с учетом положений МКФ, дифференцированного по преимущественному виду помощи, в которой нуждается инвалид; — разработка моделей внутри — и межведомственного взаимодействия при осуществлении МСЭ и комплексной реабилитации инвалидов в целях сокращения реабилитационного маршрута движения инвалида; — организация и проведение пилотного проекта в трех субъектах Российской Федерации по отработке подходов к организации и проведению МСЭ и реабилитации инвалидов с учетом положений МКФ; — внедрение подходов к организации и проведению МСЭ и реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации с учетом результатов пилотного проекта; — разработка системы комплектования кадрами сети учреждений МСЭ; — разработка нормативов оснащения учреждений главных бюро МСЭ по субъектам Российской Федерации специальным диагностическим оборудованием; — обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) специалистов учреждений МСЭ, проведение конференций по проблемам МСЭ; — обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) специалистов учреждений МСЭ (работа с кодификатором категорий инвалидности с учетом положений МКФ, дифференцированным по преимущественному виду помощи, в которой нуждается инвалид); — укрепление материально-технической базы учреждений главных бюро МСЭ по субъектам Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти в соответствии со сферами ведения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведомственных и целевых программ осуществляют следующие мероприятия: — приведение состояния зданий и сооружений учреждений МСЭ в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; — установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации путем объединения существующих информационных систем, отражающих состояние инвалидности в Российской Федерации. Таким образом, в Российской Федерации сформированы международные и отечественные законодательные и нормативные документы, которые в ближайшем и отдаленном будущем существенным образом изменят образ государственной системы МСЭ России.

——————————————————————