Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта: актуальные вопросы административно-правового статуса

(Жабин Н. А.) («Юридический мир», 2012, N 2)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА

Н. А. ЖАБИН

Жабин Никита Александрович, аспирант кафедры административного права МГЮА имени О. Е. Кутафина, член Ассоциации юристов России.

В статье рассматриваются вопросы административно-правового статуса Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Автором проанализированы не только нормативно-правовые акты, но и доктринальные позиции. Изложены перспективы развития законодательства в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, Олимпийский комитет России, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Federal agency of executive authority on the sphere of physical culture and sports: topical issues of administrative-law status N. A. Zhabin

In article questions of administratively-legal status Ministry of sports, tourism and youth the politician of the Russian Federation are considered. The article analyses not only normative-law acts but also doctrinal positions. Set out the prospects of development of legislation in the field of physical culture and sports.

Key words: sports, physical training, the Olympic committee of Russia, a regulative base, the State corporation, the legislation.

Эффективное государственное регулирование в сфере физической культуры и спорта является важной составной частью государственной социально-экономической политики. Управление физической культурой и спортом, как и всей социально-культурной сферой в России, носит целенаправленный характер. Определение целей — первооснова, которой подчинено функционирование систем управления, начиная с разработки задач и формирования их структур и заканчивая оценкой результатов деятельности (соответствия достигнутого поставленным целям). Будучи сложной по своей структуре, система управления физической культурой и спортом имеет не одну, а много связанных между собой целей, взаимно дополняющих друг друга и имеющих в то же время различную направленность. Однако по своей социальной природе они не противоречивы, так как отражают различные стороны главной цели управления физической культурой и спортом, которую на основе анализа содержания правовых актов, изданных федеральными органами государственной власти, уставов, положений, принятых общественными спортивными объединениями, литературы по вопросам физкультурного движения, мы можем сформулировать как эффективное использование возможностей физической культуры и спорта во всестороннем физическом и духовном развитии человека, укрепление здоровья и профилактика заболеваний, рациональное проведение досуга, адаптация к условиям современной жизни, формирование потребности в регулярном занятии физической культурой и спортом, осуществление для этого необходимых условий. Органы государственной власти осуществляют деятельность в области физической культуры и спорта в соответствии с целями и задачами государственной политики в рассматриваемой сфере общественных отношений. При этом необходимо учитывать, что «политика призвана реагировать на первоочередные общественные потребности…» <1>. ——————————— <1> Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. чл.-кор. РАН, д. ю.н. Е. А. Лукашева. М.: Норма, 2004. С. 240.

Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России). Его статус определен Положением о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 408 <2>. Предшествующим федеральным органом государственного управления в данной сфере было Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму <3>. ——————————— <2> СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2585. <3> См.: Положение о Федеральном агентстве по физической культуре, спорту и туризму. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 326 // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3048; Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 166 «Вопросы Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму» // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1458.

Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» издано после вступления в силу действующего Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ <4>. Однако причиной его издания явился не указанный Закон, а Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» <5>, которым и был образован Минспорттуризм России с возложением на него функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в указанной сфере. ——————————— <4> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242. <5> СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.

Минспорттуризм России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации находятся Федеральное агентство по делам молодежи и Федеральное агентство по туризму. Таким образом, Министерство осуществляет координацию и контроль за деятельностью указанных федеральных агентств. Минспорттуризм России оказывает государственные услуги (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и осуществляет управление государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. Отметим, что переданные функции по противодействию применения допинга правомерно было бы отнести к контрольно-надзорным функциям, так как под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами (пп. «д» п. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» <6>). При этом следует учитывать п. 7 Положения о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, в соответствии с которым запрещается Минспорттуризму России осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Указанные ограничения полномочий Министерства не распространяются на полномочия Министра по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Министерства и его структурных подразделений. ——————————— <6> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

Действующим Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет надзор за нормативным правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений; осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. При этом Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности Министерства. Основным полномочием Минспорттуризма России является на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принятие следующих нормативных правовых актов: перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений; порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта; общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта; Единая всероссийская спортивная классификация и положение о ней; положение о спортивных судьях; порядок проведения обязательного допингового контроля; перечни допинговых средств и (или) методов, запрещенных к использованию в спорте; положение о присвоении почетных спортивных званий; правила видов спорта и др. Важными являются полномочия в сфере аккредитации спортивных федераций. Так, в соответствии с Положением Минспорттуризм России принимает нормативные правовые акты, устанавливающие порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации и, наконец, порядок получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации общественной организацией, членами которой являются аккредитованные региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации и развивающие сложные виды спорта. Отдельного внимания заслуживают партнерские отношения между Олимпийским комитетом России (ОКР) и Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ по вопросу развития Олимпийского движения в России, который направлен на формирование здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта. Документальным подтверждением такого сотрудничества является Соглашение N 50 от 7 апреля 2009 г. о сотрудничестве между Минспорттуризмом России и Общероссийским союзом физкультурно-спортивных объединений «Олимпийский комитет России». Целью сотрудничества является согласование и оптимизация действий сторон, направленных на обеспечение подготовки и участия спортсменов в составе спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта в Олимпийских играх и иных комплексных спортивных мероприятиях. Указанное Соглашение предусматривает разграничение полномочий между Министерством и Комитетом. Так, Минспорттуризм России осуществляет нормативно-правовое регулирование, направленное на развитие физической культуры и спорта в РФ, а Олимпийский комитет России осуществляет защиту интересов спортсменов, тренеров и специалистов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, участвующих в Олимпийских играх и иных комплексных спортивных мероприятиях, в том числе судебную защиту. Следует отметить, что в рассматриваемом сегменте социальной сферы, как и в других областях общественных отношений, в современный период усложнения отраслевых, межотраслевых, территориальных связей существуют проблемы координации деятельности различных органов исполнительной власти в общегосударственном масштабе. Закрепленные в ряде документов, включая утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. <7>, «основные стратегические целевые ориентиры развития физической культуры и спорта в Российской Федерации», задачи по выработке новой государственной политики в области спорта, подготовка к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. и чемпионата мира по водным видам спорта 2015 г. в Казани, Всемирных игр боевых искусств 2013 г. в Санкт-Петербурге и чемпионата мира по легкой атлетике 2013 г. в Москве, чемпионатов мира по хоккею 2016 г. и по футболу 2018 г. не могут рассматриваться в отрыве от крупной комплексной государственного значения задачи создания эффективного государственного регулирования в области спорта. Все это актуализирует множество сложных вопросов, выдвигает перед Российской Федерацией целый ряд новых задач, которые пока трудно эффективно решать в рамках действующего законодательства о спорте. ——————————— <7> СЗ РФ. 17.08.2009. N 33. Ст. 4110.

——————————————————————