Третейская оговорка в деятельности учреждений сферы здравоохранения как гарантия оказания своевременной медицинской помощи

(Кудряшов А. А.) («Медицинское право», 2012, N 2) Текст документа

ТРЕТЕЙСКАЯ ОГОВОРКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ГАРАНТИЯ ОКАЗАНИЯ СВОЕВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

А. А. КУДРЯШОВ

Кудряшов Анатолий Альбертович, главный эксперт Федерального экспертного совета Государственной Думы РФ.

Статья посвящена вопросам применения современного правового инструментария для обеспечения деятельности в сфере здравоохранения, о возможностях современного, эффективного правового обеспечения функционирования медицинских организаций.

Ключевые слова: третейский суд, учреждения здравоохранения, медицинская помощь.

Arbitration clause in activities of institutions of sphere of healthcare as a guarantee of rendering timely medical assistance A. A. Kudryashov

The article is devoted to issues of application of timely legal instruments for ensuring activities in the sphere of healthcare, on possibilities of contemporary efficient legal ensuring functioning of medical organizations.

Key words: arbitration court, institutions of healthcare, medical assistance.

Право на жизнь и здоровье признано на государственном и международном уровне. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи» <1>. ——————————— <1> Всеобщая декларация прав человека // Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. С. 18.

Конституция России провозгласила следующие положения: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» <2>. ——————————— <2> Ст. 7 Конституции Российской Федерации // Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). М., 1996. С. 6.

Реализация отмеченных положений на практике зависит от множества взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов: государственного устройства; приоритетов социально-экономического развития на том или ином этапе развития общества и государства; состояния правопорядка; состояния здравоохранения; уровня общей и правовой культуры российского общества в целом и его отдельных групп; иных обстоятельств социально-экономического и политического характера. Все большую роль в сохранении здоровья граждан играет система здравоохранения. Здравоохранение — это система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых — сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом <3>. Конституция РФ 1993 г. в ст. 41 закрепила право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. ——————————— <3> Краткая медицинская энциклопедия: В 3 т. АМН СССР / Гл. ред. Б. В. Петровский. 2-е изд. М., 1989. С. 480.

Медицина и медицинские работники буквально «охватывают» повседневную жизнь, неся с собой гражданам заботу, облегчение страданий и радость выздоровления. Однако, наряду с достижениями медицинской науки и практики в профилактике и лечении многих болезней, некоторые особенности организации здравоохранения на основе ДМС иногда не позволяют медицинской организации продолжить оказание пациенту необходимых медицинских услуг. Одной из таких причин является возникновение кризисных явлений у страховой компании, которая является контрагентом медицинского учреждения. Осенью 2009 г. стало очевидно, что кризисные явления гораздо глубже проникли в деятельность организаций в сфере медицинского страхования. Вот что сказала заместитель начальника управления контроля и надзора Федеральной службы страхового надзора И. Краснова: «По риску банкротства был проведен анализ, в ходе которого выявлено, что порядка 150 компаний находятся в зоне этого риска», — уточнив, что вероятность банкротства была рассчитана по первой и второй формам отчетности страховщиков <4>. ——————————— <4> Опубликовано на сайте «Российской газеты» 18 февраля 2010 г.

Серьезность ситуации подтверждает реакция Президента России, 30 августа 2010 г. на совещании по вопросам создания международного финансового центра в России Д. А. Медведев сообщил, что «в России процент жуликов на страховом рынке особо высокий». Он потребовал «окончательно избавиться от недобросовестных страховщиков». При этом Президент России заметил, что первоначально хотел поручить контрольному управлению заняться этим вопросом, но решил привлечь к этому не только администрацию Президента России. «Надо подумать, какие контрмероприятия нужно будет провести», — заметил он. Учитывая изложенное, с целью оптимизации деятельности медицинского учреждения и минимизации возможных негативных последствий от взаимодействия со страховыми компаниями, которых коснулись кризисные явления, необходимо провести анализ возможных рисков и выработать меры, которые позволят эффективно функционировать медучреждению в сложившихся условиях. Анализ правовых норм и обычаев делового оборота показал следующее. Способы защиты прав перечислены в ст. 12 ГК РФ. К ним относят: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иные способы, предусмотренные законом. Деятельность компетентных органов по защите права, т. е. по установлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением, именуют формой защиты права <5>. Многообразие форм защиты права объясняется действием целого ряда факторов (специфика подлежащих защите прав, сложность дела, традиции). ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданский процесс» (под ред. М. К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации — Городец, 2007 (2-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <5> Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М. К. Треушникова. М., 2003. С. 23.

Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке возможна лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации» правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и составляющие его систему федеральные суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и составляющие его систему федеральные арбитражные суды), конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. Защита нарушенных прав медицинских организаций обычно осуществляется арбитражными судами. Данную форму защиты нарушенных прав относят к наиболее цивилизованной. Для нее характерны следующие черты: наличие правил подсудности; наличие процессуальной формы; наличие четкой и глубокой специализации судей; публичность и гласность судебного разбирательства. Перечисленные черты имеют как свои плюсы, так и минусы для тех или иных участников процесса. Рассмотрим их с позиций медицинской организации. Наличие правил подсудности вызывает необходимость осуществления процессуально значимых действий только в определенном суде и, как правило, у определенного судьи, что может быть обременительно для одной из сторон (по общему правилу истца по делу — медицинской организации). Наличие процессуальной формы оказывает существенное влияние на сроки разбирательства дела, доказательственную базу, затраты, связанные с процессом. Процессуальная форма служит реализации целей и задач арбитражного процесса (обеспечение вынесения законного и обоснованного решения) и отвечает интересам обеих сторон, в первую очередь — истца. В то же время длительные сроки судебного разбирательства, материальные и моральные издержки, обусловленные длительным противостоянием сторон, не отвечают интересам медучреждения. Председатель Арбитражного суда г. Москвы Олег Свириденко сообщил, что нагрузка на судей выросла более чем в 2,5 раза: «Судьи рассматривают по 30 — 50 дел в день» <6>, что существенно увеличивает установленные процессуальные сроки и может приводить к ошибкам в процессуальных документах. ——————————— <6> Выдержка из выступления О. Свириденко на торжествах по случаю 75-летия Арбитражного суда г. Москвы 25.11.2010.

По мнению Д. А. Медведева, «определенную помощь для снижения нагрузки на судей может оказать обязательное введение досудебных процедур, предусматривающее решение спорных вопросов в третейских судах либо через заключения мирового соглашения» <7>. ——————————— <7> Выдержка из выступления Д. А. Медведева по случаю 85-летия Верховного Суда РФ // Российская газета. 2008. 21 марта. N 61 (4618). С. 2.

Учитывая изложенное, возможно предусмотреть в договорах альтернативный способ разрешения возникающих конфликтов в сфере деятельности здравоохранения по программам ДМС, а также при конкурсном заключении государственных контрактов. Альтернативным органом негосударственной юрисдикции по разрешению гражданских дел является третейский суд, который упоминается в ст. 11 ГК РФ среди органов, осуществляющих судебную защиту гражданских прав. Третейский суд является одной из первых форм разрешения спора. Не случайно А. Вицин писал, что исторически суд посредников предшествовал суду общественной власти <8>. Г. Гегель предлагал вменить сторонам в обязанность обращаться до официального суда к простому (третейскому) суду и попытаться прийти к соглашению <9>. ——————————— <8> Вицин А. Третейский суд по русскому праву. Историко-догматическое рассуждение. М., 1856. С. 3. <9> Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 259.

В настоящее время в России действует Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» <10>, определяющий деятельность и правовой статус третейских судов. Кроме этого, правовой статус третейских судов определяется отдельными нормами ГПК РФ, АПК РФ и некоторых материально-правовых законов. ——————————— <10> Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 27 июля.

Важным законодательным положением (ч. 3 ст. 3 ГПК РФ) является тот факт, что по соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Иными словами, законодатель считает целесообразным именно такой путь разрешения спора. В Российской Федерации могут создаваться как постоянно действующие третейские суды, так и суды для разрешения конкретного спора. Предпочтение имеют постоянно действующие третейские суды со своим уставом, положением, регламентом, составом, а также историей разрешения тех или иных дел. Основные начала третейского разбирательства во многом сходны с принципами гражданского судопроизводства, что позволяет вынести решение, отвечающее требованиям закона, и сближает третейское разбирательство с отправлением правосудия. К ним относят: законность; независимость и беспристрастность третейских судей; диспозитивность; состязательность; равноправие сторон. В то же время особенностью третейского разбирательства является его конфиденциальность. Третейский суд обычно рассматривает дело в закрытом заседании, на которое посторонние лица не допускаются. Важным моментом всего третейского разбирательства является тот факт, что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решения третейского суда. Отказ обязанной стороны добровольно выполнить решение третейского суда противоречит этическим нормам и обычаям делового оборота, складывающимся в нашей стране. Для того чтобы решение третейского суда можно было исполнить вне зависимости от воли одной из сторон, предусмотрен соответствующий правовой механизм. В случае неисполнения решения третейского суда стороне, в пользу которой вынесено решение, предоставлено право обращения с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение. Данное заявление направляется либо непосредственно в компетентный суд (при котором аккредитован третейский суд), либо через третейский суд, вынесший решение. Исполнительный лист, выданный на основании решения третейского суда, позволяет взыскателю возбудить исполнительное производство по общим правилам исполнения судебных постановлений и актов иных органов. В следующей статье мы планируем продолжить тему третейского судопроизводства и подробно рассмотреть процессуальные особенности данного процесса.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *