К вопросу о создании в Общественной палате Российской Федерации комиссии по развитию физической культуры, спорта и здорового досуга граждан

(Гриб В. В., Алексеев С. В.) («Гражданское общество в России и за рубежом», 2013, N 4)

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМИССИИ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВОГО ДОСУГА ГРАЖДАН

В. В. ГРИБ, С. В. АЛЕКСЕЕВ

Гриб Владислав Валерьевич, заместитель секретаря Общественной палаты РФ, доктор юридических наук, профессор.

Алексеев Сергей Викторович, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, профессор Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и техники Российской Федерации.

Выдвинута идея и представлено обоснование целесообразности создания в структуре Общественной палаты Российской Федерации специализированной комиссии по развитию физической культуры, спорта и здорового досуга граждан. Особое внимание уделяется определению целей, задач, функций и ожидаемых результатов деятельности данной комиссии.

Ключевые слова: пропаганда и развитие спорта, Общественная палата Российской Федерации, комиссия по развитию физической культуры, спорта и здорового досуга граждан, общественная экспертиза, общественный контроль.

On the issue of creation of the commission for development of physical culture, sport and healthy leisure activities of citizens in the Public chamber of the Russian Federation V. V. Grib, S. V. Alekseev

The authors put forward the idea and present substantiation of feasibility of creation in the structure of the Public chamber of the Russian Federation of the special commission on development of physical culture, sport and healthy leisure of citizens. The special attention is drawn to determination of purposes, tasks, functions and expected results of the activities of the said commission.

Key words: advocacy and development of sports, the Public chamber of the Russian Federation, commission for development of physical culture, sport and healthy leisure of citizens, public expert opinion, pubic control.

К началу нового тысячелетия в ведущих странах мира сложилось общее понимание роли и места спорта в жизни государства, общества и личности. Являясь неотъемлемой частью общественной жизни, спорт зачастую называют социально-экономическим феноменом XX и начала XXI в., одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной нам культуры. Значение спорта в современном мире основано на признании безусловной важности этой деятельности для человека, государства и общества в целом. С позиции гуманизма наивысшими ценностями при этом признаются сам человек, его счастье, здоровье, свобода и достоинство, разностороннее и гармоническое развитие, проявление всех его способностей. «Спорт и права человека имеют множество общих ценностей и целей», — заявила Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека Нави Пиллэй 27 февраля 2012 г. на экспертной дискуссии Совета ООН по правам человека, посвященной вопросам спорта и прав человека. В 2005 г. в итоговом документе Всемирного саммита главы государств и правительств выразили общую точку зрения, в соответствии с которой: «…признают, что спорт является инструментом для образования, развития и мира, сотрудничества, солидарности, терпимости, понимания, социальной интеграции и здравоохранения на местном, национальном и международном уровнях». Конституция РФ в ст. 41 провозглашает право каждого человека на охрану здоровья, а также принцип поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. В одном из своих выступлений Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул: «Значение спорта для любого общества невозможно переоценить, особенно для растущего общества, для укрепления государства. Поэтому, по сути, это один из важнейших государственных приоритетов». Без массового развития спорта в нашей стране невозможны формирование здорового образа жизни, решение демографических проблем, увеличение достижений и авторитета страны в большом спорте на международной спортивной арене <1>. ——————————— <1> См.: Алексеев С. В. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007, 2012, 2013; Алексеев С. В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008, 2013; Алексеев С. В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010, 2013; Алексеев С. В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013, 2014; Алексеев С. В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник для вузов. М.: СОВЕТСКИЙ СПОРТ, 2013.

На сегодняшний день развитие спорта становится одной из основных сфер общественного сотрудничества в стране, центральное место в котором отведено Общественной палате Российской Федерации <2>. ——————————— <2> См.: Гриб В. В. Готовы стать лучше. Владислав Гриб о реформе Общественной палаты Российской Федерации: как сделать работу Общественной палаты РФ более эффективной и максимально отвечающей интересам общества. URL: http://www. oprf. ru/ press/news/2013/ newsitem/22394.

Создание в структуре Общественной палаты Российской Федерации специализированной комиссии по развитию физической культуры, спорта и здорового досуга граждан (далее — комиссия) объективно назрело и базируется, в частности, на следующих основных предпосылках. I. Комиссия создается в целях: — представить спорт как ветвь общественной деятельности в Общественной палате Российской Федерации; придать новый импульс развитию и пропаганде массового спорта и его полезности для населения, здорового образа жизни, в том числе среди молодого поколения, а также развитию спорта высших достижений, пропаганде и внедрению юридических и этических норм в спорте; — обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных организаций с федеральными, региональными и муниципальными органами управления физической культурой и спортом для учета потребности и интересов граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод при формировании, реализации и совершенствовании государственной политики в сфере физической культуры и спорта, направленной, в частности, на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни; — содействия реализации организационных и нормотворческих инициатив общественных и государственных, в том числе спортивных, организаций, проектов и программ международного и национального развития в области спорта и сопряженных сфер деятельности; — содействия развитию физкультурно-спортивного движения путем оказания помощи в реализации Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р, разработки и осуществления организационно-общественных усилий в рамках Стратегии и других приоритетных программно-нормативных документов и проектов по развитию физической культуры и спорта совместно с другими профильными организациями страны и с привлечением зарубежных партнеров. Разработки, организации и осуществления совместно с другими профильными организациями и специалистами программ и проектов по физкультуре, спорту и развитию олимпийского движения; — участия в организационно-правовом обеспечении подготовки и проведения XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи, чемпионата мира по хоккею 2016 г. в России, чемпионата мира по футболу 2018 г. в России и других как международных, так и национальных спортивных мероприятий; — оказания помощи, в том числе защиты прав и интересов спортсменов, тренеров, спортивных организаций и других участников спортивного движения. Взаимодействия со спортивными профсоюзами, с Комиссией спортсменов при Олимпийском комитете России и другими структурами, способствующими защите прав и интересов указанных субъектов. Создания всероссийского, международного центра защиты прав спортсменов, тренеров и других участников спортивного движения; — осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных, региональных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом; осуществления общественного контроля за деятельностью спортивных федераций, ассоциаций, союзов, лиг и других организаций в сфере спортивного движения и сопряженных сферах деятельности, за строительством спортивных объектов, «договорными матчами» и другими проявлениями коррупции в спортивной сфере, а также за разрешением юридических конфликтов в сфере спорта; взаимодействия с объединениями болельщиков, осуществления общественного контроля за фан-клубами, спортивными клубами и поведением болельщиков их команд при проведении крупных спортивных мероприятий; — консолидации представителей государственной власти, российских и зарубежных деловых и научных кругов, спортивной и юридической общественности, средств массовой информации в целях развития физкультурно-спортивного и олимпийского движения, в том числе как фактора профилактики алкоголизма и наркомании, противодействия потреблению табака и преступности, прежде всего среди молодежи; — проведения (самостоятельно или совместно с государственными органами, общественными, в том числе спортивными, организациями, профильными научно-образовательными учреждениями и другими профильными организациями) конгрессов, конференций, семинаров, круглых столов, дискуссий; обмена опытом и выработки рекомендаций для гражданского общества и органов управления физической культурой и спортом для дальнейшего улучшения ситуации в физкультурно-спортивной сфере нашей страны; — налаживания устойчивых деловых связей между Российской Федерацией и зарубежными странами в сфере развития физкультурно-спортивного и олимпийского движения, укрепления через спорт мира и международного сотрудничества между народами; — содействия расширению демократии и гласности, научной обоснованности в сфере спортивного движения и спортивно-правовой практике, изучению и совершенствованию практики применения законодательства, регламентных и других нормативных документов в спортивной и сопряженной сферах деятельности; — изучения и распространения опыта различных стран в области организации и регулирования спортивных и сопряженных с ними общественных отношений; — содействия общественными, организационными, правовыми, управленческими и другими средствами максимальной реализации всего социального потенциала спорта и физической культуры на благо граждан, общества и государства. II. Задачи и функции Комиссии <3>. ——————————— <3> Решение задач и выполнение функций Комиссии, сопряженных с вопросами правового регулирования физической культуры и спорта, предполагается осуществлять совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов Российской Федерации. URL: http://www. alrf. ru/ Органы-Ассоциации/ komissiya-po-sport-pravu. html.

Основными задачами Комиссии являются: — привлечение граждан, общественных объединений и других организаций к реализации государственной политики в области физической культуры и спорта и других сопряженных сфер деятельности; — оптимизация взаимодействия органов управления физической культурой и спортом и гражданского общества, участия граждан, общественных объединений и иных организаций в обсуждении и выработке решений по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере физической культуры и спорта; — содействие органам управления физической культурой и спортом в рассмотрении ключевых социально значимых вопросов в сфере физической культуры и спорта и выработке по ним решений, в том числе при определении приоритетов развития в области физической культуры и спорта, на эффективной правовой основе; — выдвижение и обсуждение совместно с органами управления физической культурой и спортом общественных, научных, организационных и управленческих инициатив, связанных с развитием физической культуры и спорта; — проведение общественных экспертиз проектов программ, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации, проектов нормативных актов органов местного самоуправления и других нормативных актов в области физической культуры и спорта; — осуществление общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и иных субъектов, занимающихся вопросами физической культуры и спорта; — выработка рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации; — оказание информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации; — на основе изучения опыта передовых зарубежных стран осуществление мер, направленных на законодательное и правовое упорядочение и правовое обеспечение интеллектуально-коммерческих игр и других связанных со спортом неурегулированных новых сфер деятельности; — осуществление международного сотрудничества и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях, касающихся вопросов развития физкультуры и спорта; — участие в организации публичного обсуждения вопросов, касающихся деятельности органов управления и других субъектов физической культуры и спорта, а также участие в информировании граждан о деятельности органов управления и других субъектов физической культуры и спорта, в том числе через журнал «Спорт: экономика, право, управление» Издательской группы «ЮРИСТ» и другие средства массовой информации; — распространение положительного опыта работы органов управления и других субъектов физической культуры и спорта. Для выполнения вышеуказанных задач Комиссия осуществляет следующие основные функции: — осуществляет научную проработку, а также проводит общественные слушания и общественную экспертизу инициатив, проектов программ, федеральных и региональных законов и других нормативных актов в области физической культуры и спорта; — рассматривает инициативы граждан, общественных объединений и иных организаций по вопросам функционирования физической культуры и спорта, поступающие в Общественную палату Российской Федерации, и в случае необходимости вносит в органы управления физической культурой и спортом предложения по их реализации; — организует работу по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций к общественному обсуждению вопросов в сфере физической культуры и спорта; — самостоятельно или совместно с государственными органами, общественными, научно-исследовательскими и другими организациями проводит конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, круглые столы, дискуссии по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта в стране с привлечением широкой спортивной общественности; — систематически осуществляет общественный мониторинг деятельности органов управления физкультурно-спортивным и олимпийским движением в стране, по результатам которого готовит отчеты и научно-практические рекомендации по совершенствованию их работы; — осуществляет общественный контроль за деятельностью федеральных, региональных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом; осуществляет общественный контроль за деятельностью спортивных федераций, ассоциаций, союзов, лиг и других организаций в сфере спортивного движения, за строительством спортивных объектов, «договорными матчами» и другими проявлениями коррупции в спортивной сфере, а также за разрешением юридических конфликтов в области спорта; осуществляет взаимодействие с объединениями болельщиков и общественный контроль за фан-клубами, спортивными клубами и поведением болельщиков их команд при проведении крупных спортивных мероприятий; — участвует через своих членов в заседаниях координационных, совещательных, экспертных и иных органов, созданных органами управления физической культурой и спортом; — запрашивает в установленном порядке у руководства и структурных подразделений органов управления физической культурой и спортом информацию, необходимую для работы Комиссии; — осуществляет информационную деятельность через журнал «Спорт: экономика, право, управление» Издательской группы «ЮРИСТ» и в других печатных и электронных средствах массовой информации и информационных сетях (в порядке, определяемом действующим законодательством). III. Ожидаемые результаты. Таким образом, создание Комиссии позволит: — усилить влияние ценностей здорового образа жизни, спорта и олимпизма на общественное мнение и государственные дела через Общественную палату Российской Федерации; расширить деятельность и повысить степень привлечения государственных и муниципальных структур в развитие спорта в нашей стране; построить конструктивный диалог с государством и гражданским обществом в данной сфере; — способствовать приданию системе организации управления российским и международным спортивным движением оптимальной управляемости, целенаправленности, достаточной прозрачности и гарантированности; — способствовать созданию условий для разработки долговременной программы развития этой системы; — расширить обмен положительным опытом общественной работы в области организации и управления различными сферами спортивного и олимпийского движения; — придать новый импульс развитию российского и международного спортивного движения, новым большим спортивным успехам, победам и рекордам; — способствовать претворению в жизнь олимпийских идей и принципов; — способствовать международному общению в целом, укреплению мира и международного сотрудничества между народами; — способствовать удержанию и приумножению Россией завоеванных позиций в мировом спорте, сохранению статуса великой спортивной державы; — полностью реализовать в XXI в. огромный социальный потенциал спорта и физической культуры на благо современного общества.

Литература

1. Алексеев С. В. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007, 2012, 2013. 2. Алексеев С. В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008, 2013. 3. Алексеев С. В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010, 2013. 4. Алексеев С. В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013, 2014. 5. Алексеев С. В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник для вузов. М.: СОВЕТСКИЙ СПОРТ, 2013. 6. Гриб В. В. Готовы стать лучше. Владислав Гриб о реформе Общественной палаты Российской Федерации: как сделать работу Общественной палаты РФ более эффективной и максимально отвечающей интересам общества. URL: http://www. oprf. ru/press/ news/2013/newsitem/22394. 7. Решение задач и выполнение функций комиссии, сопряженных с вопросами правового регулирования физической культуры и спорта, предполагается осуществлять совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов Российской Федерации. URL: http://www. alrf. ru/Органы-Ассоциации/ komissiya-po-sport-pravu. html.

——————————————————————