Концепция доктрины обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации

(Писаревский Е. Л.) («Туризм: право и экономика», 2012, N 1)

КОНЦЕПЦИЯ ДОКТРИНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. Л. ПИСАРЕВСКИЙ

Настоящая Концепция разработана Писаревским Евгением Леонидовичем, заместителем Руководителя Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России, кандидатом юридических наук.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Доктрина безопасности туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Доктрина) представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, основные направления административной политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности туризма. В Доктрине определяются условия надежного существования сферы туризма Российской Федерации (далее — сфера туризма) и принципы ее устойчивого развития, национальные интересы и стратегические национальные приоритеты, основные угрозы безопасности и их источники, понятие, структура и функции системы обеспечения безопасности туризма Российской Федерации, методы обеспечения безопасности туризма правового, организационного, технического, кадрового и иного характера, а также меры, направленные на повышение уровня культуры безопасности туризма, и другие положения. В Доктрине развиваются положения основополагающих программных документов Российской Федерации (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации (2008 — 2012 годы), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)») <1>, с учетом приоритетов развития мирового туризма и обеспечения его безопасности, содержащихся в международных договорах Российской Федерации, а также в документах международных правительственных организаций. ——————————— <1> См.: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р «Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и Перечня проектов по их реализации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 48. Ст. 5639; распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 47. Ст. 5489; Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444; Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 «О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 34. Ст. 4966.

Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, которые регулируют вопросы поддержки и развития сферы туризма и обеспечения ее безопасности. 2. Безопасность туризма является важным направлением национальной безопасности Российской Федерации (далее — национальная безопасность), ключевым фактором, способствующим реализации социально-экономических, культурно-экологических и иных функций сферы туризма, а также необходимым условием достойной жизни и свободного развития человека в социальном правовом федеративном государстве. Безопасность туризма Российской Федерации представляет собой динамическое состояние защищенности сферы туризма от внутренних и внешних угроз безопасности, которое предполагает надежное существование и устойчивое развитие сферы туризма и ее элементов, а также свойство сферы туризма в процессе своего функционирования не причинять ущерба и (или) не создавать угрозы причинения ущерба окружающей среде, обществу и государству. Стратегической целью безопасности туризма является достижение сферой туризма такого уровня защищенности, который, с одной стороны, позволит обеспечить устойчивый рост внутреннего и международного туристского обмена посредством оказания гражданам качественных, доступных и безопасных услуг, а с другой стороны, будет способствовать укреплению национальной безопасности, развитию Российской Федерации на основе концепции устойчивого развития. Задачами безопасности туризма являются: — своевременное прогнозирование, выявление, анализ, оценка внутренних и внешних угроз безопасности туризма, разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и устранению, локализации и нейтрализации последствий проявления; — государственно-правовая защита прав и законных интересов российских туристов, в том числе предоставление покровительства Российской Федерации гражданам, находящимся за пределами ее территории; — повышение качества, доступности и безопасности услуг индустрии туризма, оказываемых туристам; — укрепление законности и обеспечение общественного порядка на туристском рынке, противодействие преступным и иным противоправным посягательствам на безопасность туризма; — защита здоровья, общественной нравственности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения поселений — мест временного пребывания туристов (далее — местное население); — обеспечение сохранности компонентов и объектов окружающей среды, материальных и духовных ценностей общества; — укрепление суверенитета и независимости Российской Федерации, незыблемость ее конституционного строя и государственной целостности; — обеспечение согласованного и беспрепятственного функционирования и взаимодействия государственных органов Российской Федерации в сфере туризма, качества и доступности государственных услуг в области безопасности туризма, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности, ограничение произвольного административного усмотрения; — повышение уровня культуры безопасности в сфере туризма.

II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА

3. Сфера туризма Российской Федерации — совокупность социально-экономических и иных общественных отношений, которые складываются между субъектами сферы туризма в процессе подготовки, организации и совершения путешествий гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства и иностранными гражданами (далее также — туристы), а также комплекс объектов, средств и технологий, используемых для оказания туристам услуг. Субъекты сферы туризма: 1) туристы; 2) субъекты, осуществляющие туристскую деятельность, а также иные организации индустрии туризма и индивидуальные предприниматели (далее — предприниматели сферы туризма); 3) объединения туристов и предпринимателей сферы туризма; 4) работники индустрии туризма; 5) органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица (служащие); 6) жители городских и сельских поселений мест временного пребывания туристов (далее — местное население); 7) международные правительственные организации и их должностные лица (служащие). Объекты, средства и технологии сферы туризма: 1) объекты туристской индустрии; 2) объекты инфраструктуры туризма (социальной, инженерной, транспортной, инновационной); 3) туристские ресурсы и компоненты окружающей среды; 4) информационные ресурсы, технологии и системы информационного обеспечения сферы туризма, в том числе используемые для формирования, продвижения и реализации туристского продукта и др. Надежное существование сферы туризма — свойство сферы туризма в процессе ее функционирования сохранять внутреннюю структуру, целостность, а также обеспечивать стабильность и эффективность связей управления в соответствии с функциональным назначением сферы туризма. Устойчивое развитие сферы туризма — сбалансированное, согласованное и динамичное развитие сферы туризма на основе концепции устойчивого развития Российской Федерации и в соответствии с национальными интересами в сфере туризма. Национальные интересы Российской Федерации в сфере туризма (далее — национальные интересы) — совокупность объективных потребностей сферы туризма, связанных с ее надежным существованием и устойчивым развитием, которые обеспечиваются через реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в сфере туризма. Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в сфере туризма — определяемые Российским государством и гражданским обществом ключевые социально-экономические, политико-правовые, культурно-экологические и информационные задачи, критерии и показатели развития сферы туризма на долгосрочную перспективу, а также важнейшие направления деятельности по обеспечению безопасности туризма. Угрозы безопасности туризма — совокупность негативных (опасных, особо опасных, чрезвычайно опасных, вредоносных) факторов и условий, которые способны причинить ущерб сфере туризма (элементам сферы туризма) в результате воздействия на нее источников опасности. Источники опасности — природные явления или процессы, объекты материального мира, а также деятельность людей, в силу своих объективно существующих свойств и состояний, момента возникновения, интенсивности развития, разрушительного потенциала, продолжительности действия, а также невозможности полного контроля за ними со стороны личности, общества и государства, обладающие опасными (особо опасными, чрезвычайно опасными, вредоносными) характеристиками. Система обеспечения безопасности туризма Российской Федерации (система безопасности туризма) — организованная совокупность элементов сферы туризма, системы национальной безопасности Российской Федерации, системы международной безопасности туризма, которая включает в себя целевые установки и принципы обеспечения безопасности туризма, государственную политику, законодательство Российской Федерации, субъектов, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности туризма, комплекс мер, сил, средств, ресурсов и технологий обеспечения безопасности, а также культуру безопасности туризма. Меры обеспечения безопасности туризма — это гарантированный государственно-принудительным механизмом и применяемый при наличии установленных в нормативных правовых актах оснований комплекс реакций системы безопасности туризма, который направлен на предотвращение и (или) отражение угроз безопасности, ликвидацию последствий их проявления, а также иные действия субъектов сферы туризма, направленные на создание условий для надежного существования и устойчивого развития сферы туризма. Формы обеспечения безопасности туризма: 1) способы реализации функций и полномочий органов единой системы исполнительной власти Российской Федерации, правоохранительных органов и их должностных лиц, которые направлены на применение мер безопасности; 2) формы правомерного поведения граждан и юридических лиц, связанные с соблюдением, исполнением, использованием и применением ими требований, стандартов, нормативов и правил обеспечения безопасности туризма (далее — формальности в сфере туризма). Показатели (индикаторы) безопасности туризма — актуализированные количественные и качественные данные, которые свидетельствуют о состоянии защищенности сферы туризма, об отдельных факторах и условиях ее надежного существования и устойчивого развития, а также об уровне достижения сферой туризма стратегических национальных приоритетов. Критерии безопасности туризма — основа сопоставления показателей (индикаторов), их соподчиненность, признак, согласно которому проводится обобщенная оценка состояния безопасности туризма, а также результативности административной политики в данной области. Понятия «турист», «туризм», «туристская индустрия», «туристский продукт», «туроператор», «турагент», «туристская деятельность» используются в настоящей Доктрине безопасности в значении, определяемом в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

III. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

4. В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира. В связи с этим национальные интересы в сфере туризма связаны с созданием необходимых условий и гарантий надежного существования и устойчивого развития сферы туризма. Реализация национальных интересов в сфере туризма также обеспечивает удовлетворение потребностей всех субъектов сферы туризма. Интересы туристов заключаются в реализации их конституционных прав и свобод в сфере туризма, в том числе в обеспечении гарантий личной неприкосновенности и неприкосновенности частной жизни, защищенности жизни и здоровья, сохранности имущества, в формировании здорового образа жизни, повышении уровня работоспособности, интеллектуального и духовного развития в процессе подготовки, организации и совершения путешествия. Интересы предпринимателей сферы туризма предполагают реализацию их права на предпринимательскую деятельность, гарантии свободы экономической деятельности, отсутствие ограничений на перемещение услуг, финансовых средств и информации на едином туристском рынке Российской Федерации, ликвидацию избыточных административных барьеров, поддержку конкуренции и ограничение монополистической деятельности, неприкосновенность собственности, защищенность личности предпринимателя от противоправных посягательств, наличие гарантий инвестиций и благоприятного инвестиционного климата. Интересы работников индустрии туризма связаны с гарантиями реализации их трудовых прав, отсутствием дискриминации и принудительного труда, защищенности жизни и здоровья от вредных и опасных производственных факторов, с профессиональным ростом и укреплением материального благополучия. Интересы местного населения включают в себя реализацию права на благоприятную окружающую среду и среду жизнедеятельности, потребность в укреплении общественного порядка и нравственности, в надлежащем санитарно-эпидемиологическом благополучии, недискриминационном участии в обслуживании туристов, в сохранении исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Интересы служащих государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), осуществляющих государственное (муниципальное) регулирование в сфере туризма, выражаются в стабильности гражданской службы, защищенности от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, а также в охране должностного лица и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей, своевременном и в полном объеме получении денежного содержания, максимальной реализации гарантий государственной службы. Интересы государства связаны с незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, обеспечением политической, экономической и социальной стабильности, единства туристского пространства Российской Федерации, соблюдением законности и поддержанием правопорядка на туристском рынке, предотвращением использования «каналов» туризма для террористической деятельности, отмывания доходов, полученных преступным путем, неконтролируемой и незаконной миграции, контрабанды валютных, культурных ценностей, иных противоправных проявлений, развитием равноправного международного сотрудничества Российской Федерации с другими государствами в сфере туризма. Интересы общества предполагают сохранение для настоящих и будущих поколений культурной самобытности, национальной идентичности и единства народов России, ее национального достояния и других духовных и материальных ценностей, гарантию участия институтов гражданского общества в государственном (муниципальном) управлении сферой туризма, использование возможностей туризма для поддержания общественного согласия и духовного обновления России. 5. Национальные интересы субъектов сферы туризма реализуются через стратегические национальные приоритеты. Они включают в себя следующие задачи и направления деятельности личности, общества и государства в сфере туризма. Социально-экономические: — использование потенциала туризма для обеспечения гражданского мира и согласия, улучшения жизни, здоровья и благосостояния российских граждан, а также качества социальной среды, в том числе путем создания новых рабочих мест, повышения трудоспособности, духовного и интеллектуального развития населения; — повышение конкурентоспособности индустрии туризма Российской Федерации, переход ее к инновационному социально ориентированному типу экономического развития за счет модернизации, энергоэффективности, улучшения качества, разнообразия и доступности услуг для населения; — рациональное использование экономических возможностей и сбалансированное пространственное развитие субъектов Российской Федерации, формирование на их территориях современной инженерной, социальной, транспортной и иной инфраструктуры туризма, диверсификация производственной специализации моногородов и моноотраслевых городских и сельских поселений за счет развития продукции и услуг индустрии туризма; — интеграция российской туристской индустрии в мировое туристическое хозяйство; обеспечение продвижения российских предпринимателей на приоритетные туристские рынки путем эффективного их позиционирования в нишах международного туризма. Политико-правовые: — формирование правовых основ единого туристского рынка Российской Федерации, обеспечение единства туристского пространства, свободы перемещения услуг, информации и финансовых средств на туристском рынке; — укрепление законности, общественного порядка и общественной безопасности на туристском рынке, усиление мер обеспечения безопасности туризма, защита прав и законных интересов туристов в России и за рубежом, повышение у субъектов сферы туризма уровня правовой культуры и культуры безопасности; — развитие институтов гражданского общества и организация их взаимодействия с органами государственной власти при реализации административной политики в сфере туризма. Эколого-культурные: — обеспечение комплексного подхода к сохранению и рациональному использованию культурно-исторического наследия, облика исторических поселений, содействие развитию различных видов культурной деятельности, народных художественных промыслов; вовлечение коренных малочисленных народов России в экономически выгодную для них туристскую деятельность; — охрана окружающей среды, капитализация преимуществ Российской Федерации в сфере экологического туризма (запасы чистой воды и воздуха, нетронутые природные ландшафты, уникальная флора и фауна и др.). Информационные: — формирование качественно нового образа России как страны, благоприятной для туризма; — стимулирование интереса граждан к материальным и духовным ценностям России, ее традициям, нормам общественной жизни, прошлому, настоящему и будущему, формирование у населения чувства уважения к Отечеству, осознания ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями как важных факторов единения многонационального народа Российской Федерации. В настоящий момент представляется крайне актуальным определение национальных интересов и стратегических национальных приоритетов в сфере туризма. Они должны занять достойное место при выработке основ современной административной политики Российской Федерации в сфере туризма и в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Представляется, что национальные интересы Российской Федерации в данной сфере (далее — национальные интересы, публичные интересы в сфере туризма) — это совокупность объективных потребностей личности, общества и государства, связанных с надежным существованием и устойчивым развитием сферы туризма. Надежное существование — это свойство сферы туризма в процессе своего функционирования сохранять внутреннюю структуру, целостность, а также обеспечивать стабильность и эффективность связей управления в соответствии с функциональным назначением сферы туризма. В свою очередь, устойчивое развитие представляет собой сбалансированное, согласованное и динамичное развитие сферы туризма на основе концепции устойчивого развития Российской Федерации. Национальные интересы в сфере туризма, являясь интересами многонационального народа Российской Федерации в целом, включают в себя также совокупность интересов субъектов сферы туризма. По нашему мнению, интересы туристов заключаются в реализации их прав и свобод, обеспечении гарантий их личной неприкосновенности, неприкосновенности частной жизни, защищенности жизни, здоровья и имущества туристов в процессе совершения путешествия, а также в повышении уровня их работоспособности, интеллектуального и духовного развития. Интересы субъектов туристской индустрии предполагают возможность свободной реализации их права на предпринимательскую деятельность, обеспечение гарантий свободы экономической деятельности, отсутствие ограничений на перемещение услуг, финансовых средств и информации на едином туристском рынке Российской Федерации, снижение избыточных административных барьеров, поддержку конкуренции и ограничение монополистической деятельности, неприкосновенность собственности, защищенность личности предпринимателя от противоправных посягательств со стороны третьих лиц, наличие гарантий инвестиций и благоприятного инвестиционного климата. Интересы работников индустрии туризма связаны с гарантиями реализации их трудовых прав, отсутствием дискриминации и принудительного труда, защищенности жизни и здоровья от вредных и опасных производственных факторов, профессиональным ростом и укреплением материального благополучия. Интересы местного населения включают в себя реализацию права на благоприятную окружающую среду и среду жизнедеятельности, потребность в укреплении общественного порядка и нравственности, в надлежащем санитарно-эпидемиологическом благополучии, недискриминационном участии в обслуживании туристов, в сохранении исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Интересы государственных и муниципальных служащих органов публичного управления в сфере туризма выражаются в стабильности гражданской службы, защищенности от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, охране служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей, своевременном и в полном объеме получении денежного содержания, максимальной реализации гарантий государственной службы. Интересы гражданского общества связаны с сохранением для настоящих и будущих поколений культурной самобытности, национальной идентичности и единства народов России, ее национального достояния и других духовных и материальных ценностей, с гарантией участия институтов гражданского общества в государственном (муниципальном) управлении сферой туризма, с использованием возможностей туризма для поддержания общественного согласия и духовного обновления России. Интересы государства обусловлены незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечением политической, экономической и социальной стабильности, единства туристского пространства Российской Федерации, соблюдением законности и поддержанием правопорядка на туристском рынке, предотвращением использования «каналов» туризма для террористической деятельности, отмывания доходов, полученных преступным путем, неконтролируемой и незаконной миграции, контрабанды валютных, культурных ценностей, иных противоправных проявлений, развитием равноправного международного сотрудничества Российской Федерации с другими государствами в сфере туризма. Национальные интересы обеспечиваются через реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в сфере туризма — ключевых социально-экономических, политико-правовых, культурно-экологических, международных информационных и иных задач, целевые ориентиры развития сферы туризма на долгосрочную перспективу, а также приоритетные направления деятельности по обеспечению безопасности туризма. Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в сфере туризма могут включать в себя: — создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшения жизни, здоровья и благосостояния российских граждан, а также качества социальной среды, в том числе путем создания новых рабочих мест, повышения трудоспособности населения, духовного и интеллектуального развития граждан; — обеспечение единства туристского пространства Российской Федерации, свободы перемещения услуг, информации и финансовых средств в сфере туризма; — повышение качества, объема и доступности услуг туристской индустрии для населения Российской Федерации, ее энергоэффективности; — переход туристской индустрии к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, ее сбалансированное пространственное развитие, модернизацию и повышение конкурентоспособности на международном туристском рынке; — повышение эффективности мер безопасности туризма, защиту прав и законных интересов туристов в России и за рубежом; — укрепление законности и правопорядка на туристском рынке, формирование уважительного отношения к закону у туристов, работников организаций туристской индустрии, государственных и муниципальных служащих сферы туризма; — формирование качественно нового образа России как страны, благоприятной для туризма; — рациональное использование экономических потенциалов субъектов Российской Федерации, формирование на их территориях необходимой для развития туризма современной инженерной, социальной, транспортной и иной инфраструктуры, диверсификацию производственной специализации моногородов и моноотраслевых городских и сельских поселений за счет развития продукции и услуг туристской индустрии; — вовлечение коренных малочисленных народов России в экономически выгодную для них туристскую деятельность; — стимулирование интереса граждан Российской Федерации к материальным и духовным ценностям России, ее традициям и нормам общественной жизни, прошлому, настоящему и будущему, формирование у населения здорового образа жизни, а также патриотического сознания как одного из факторов единения нации; — обеспечение комплексного подхода к сохранению и рациональному использованию культурно-исторического наследия, облика исторических поселений, содействие развитию различных видов культурной деятельности, в том числе народных художественных промыслов; — охрану окружающей среды, капитализацию экологических преимуществ Российской Федерации в сфере туризма (запасы чистой воды и воздуха, нетронутые природные ландшафты, уникальная флора и фауна и др.), обеспечение развития туризма на основе концепции устойчивого развития; — интеграцию российской туристской индустрии в мировое туристическое хозяйство; — обеспечение продвижения российских предпринимателей на приоритетные туристские рынки путем эффективного их позиционирования в нишах международного туризма.

IV. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ, ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА

6. Целевыми ориентирами (принципами) для формирования системы критериев и показателей безопасности туризма являются: — рост въездного и внутреннего туристского потока; — улучшение образа России как страны, благоприятной для туризма, удовлетворенность граждан Российской Федерации и иностранных граждан состоянием безопасности туризма в Российской Федерации; — снижение ущерба, причиненного сфере туризма и ее элементам, окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства в результате действия внутренних и внешних угроз безопасности и последствий их проявления; — результативность стратегического планирования, административной политики и государственного управления в сфере туризма; — улучшение качества и доступности предоставляемых государственных функций и услуг, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в области безопасности туризма; — укрепление законности и общественного порядка, повышение уровня культуры безопасности в сфере туризма; — повышение эффективности системы информационного обеспечения безопасности туризма, мониторинга и прогнозирования реальных и потенциальных угроз безопасности; — финансовая обеспеченность мероприятий в области обеспечения безопасности туризма, соотношение уровня затрат на мероприятия по обеспечению безопасности туризма к предотвращенному ущербу, эффективность контроля за целевым расходованием выделенных средств; — развитость международного сотрудничества Российской Федерации в области безопасности туризма, интеграция системы безопасности туризма Российской Федерации в международные системы безопасности. 7. Для оценки состояния безопасности туризма используется следующая система показателей и критериев безопасности туризма:

Показатель Критерий

число туристов, пострадавших в динамика роста/снижения числа результате несчастных случаев или пострадавших туристов, на 100 000 внезапных заболеваний в России и за человек рубежом (в течение года)

число зарегистрированных динамика роста/снижения числа преступлений и административных зарегистрированных (предотвращенных) правонарушений, совершенных преступлений и административных (предотвращенных) в отношении правонарушений в отношении туристов, туристов на 100 000 человек

число преступлений и динамика роста/снижения числа административных правонарушений, зарегистрированных (предотвращенных) совершенных иностранными туристами преступлений и административных в Российской Федерации правонарушений, совершенных иностранными туристами в Российской Федерации, на 1000 человек

число террористических актов, динамика роста/снижения числа совершенных (предотвращенных) на террористических актов, совершенных объектах туристской индустрии, (предотвращенных) на объектах инфраструктуры туризма и туристских туристской индустрии, инфраструктуры ресурсах туризма и туристских ресурсах, на 1000 объектов

число страховых полисов, выданных динамика роста/снижения числа туристам, выезжающим за рубеж страховых полисов, выданных туристам, выезжающим за рубеж, на 1 000 000 человек

общий размер расходов на оказание динамика роста/снижения общего медицинской помощи туристам в размера расходов на оказание стране (месте) временного пребывания медицинской помощи туристам в в результате внезапных заболеваний и стране (месте) временн ого пребывания несчастных случаев в результате внезапных заболеваний и несчастных случаев (млн. рублей)

число российских туристов, которым доля туристов, которым была оказана была оказана неотложная помощь помощь из общего числа граждан, дипломатическими представительствами обратившихся за помощью Российской Федерации за рубежом, в том числе общий размер оплаченных непредвиденных расходов по возвращению в Российскую Федерацию в связи с отсутствием у туристов средств к существованию

консолидированный объем финансовой динамика роста/снижения ответственности туроператоров по консолидированного объема финансовой договорам страхования гражданской ответственности туроператоров по ответственности туроператоров (в договорам страхования гражданской течение календарного года, в млрд. ответственности туроператоров (в рублей) течение календарного года, в млрд. рублей)

консолидированный объем финансовых доля туристов, которым выплачена компенсаций, выплаченных туристам финансовая компенсация, от общего страховыми организациями и банками числа туристов, обратившихся за по договорам страхования компенсацией гражданской ответственности туроператоров (банковским гарантиям) (в течение календарного года)

размер ущерба, причиненный динамика роста/снижения ущерба, (предотвращенный) объектам причиненного (предотвращенного) туристской индустрии, инфраструктуры объектам туристской индустрии, туризма и туристским ресурсам в инфраструктуры туризма и туристским результате неправомерных действий ресурсам в результате неправомерных туристов действий туристов

число индивидуальных и коллективных доля объектов туристской индустрии, систем обеспечения безопасности, инфраструктуры туризма и туристских используемых на объектах туристской ресурсов, оборудованных индустрии, инфраструктуры туризма и индивидуальными и коллективными туристских ресурсах системами обеспечения безопасности, от общего числа объектов и средств туризма

размер ущерба, причиненный динамика роста/снижения размера (предотвращенный) окружающей среде ущерба, причиненного экологическими правонарушениями в (предотвращенного) окружающей сфере туризма среде экологическими правонарушениями в сфере туризма

размер ущерба, причиненный динамика роста/снижения размера (предотвращенный) объектам ущерба, причиненного индустрии туризма в результате (предотвращенного) объектам чрезвычайных ситуаций природного, индустрии туризма в результате техногенного и экологического чрезвычайных ситуаций природного, характера техногенного и экологического характера

число туроператоров (их должностных динамика роста/снижения числа лиц), которые привлечены к туроператоров (их должностных лиц), юридической ответственности за которые привлечены к юридической нарушение порядка пребывания ответственности за нарушение иностранных граждан в Российской порядка пребывания иностранных Федерации граждан в Российской Федерации

число организаций индустрии динамика роста/снижения числа туризма, привлеченных к организаций индустрии туризма, административной ответственности за привлеченных к административной нарушение прав потребителей в ответственности за нарушение прав области безопасности туризма потребителей в области безопасности туризма

общее число квалифицированных динамика роста числа специалистов в органах квалифицированных специалистов в государственной власти субъектов органах государственной власти Российской Федерации, ответственных субъектов Российской Федерации, за обеспечение безопасности туризма ответственных за обеспечение безопасности туризма

число специализированных служб по динамика роста числа обеспечению безопасности туристов, специализированных служб по созданных в субъектах Российской обеспечению безопасности туристов, Федерации созданных в субъектах Российской Федерации

количество международных договоров доля международных договоров Российской Федерации, в которых Российской Федерации, в которых содержатся нормы, направленные на содержатся нормы, направленные на обеспечение безопасности российских обеспечение безопасности российских туристов туристов, от общего числа международных договоров в сфере туризма

количество граждан Российской доля граждан Российской Федерации и Федерации и иностранных граждан, иностранных граждан, удовлетворенных удовлетворенных состоянием состоянием безопасности туризма в безопасности туризма в Российской Российской Федерации, от общего Федерации (по итогам ежегодного числа посетивших/путешествующих в независимого мониторинга Российской Федерации (по итогам общественного мнения) ежегодного независимого мониторинга общественного мнения)

V. УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ, ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТИ, РИСКИ И ВЫЗОВЫ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

8. В условиях современного сложноорганизованного и взаимообусловленного мира опасности природного и техногенного характера (включая чрезвычайные ситуации) непрерывно сопровождают туристов во время их путешествий. Активно проявляют себя также такие опасности, как несчастные случаи, дорожно-транспортные и авиационные происшествия, хищения имущества туристов и насильственные действия в отношении туристов. Серьезными вызовами для сферы туризма являются террористические акты на объектах индустрии туризма, использование «туристических каналов» для торговли людьми, принудительного труда, эксплуатации несовершеннолетних, неконтролируемой и незаконной миграции, наркоторговли, контрабанды валютных, культурных и иных ценностей, отмывания доходов, полученных преступным путем, а также других форм транснациональной организованной преступности и т. д. Кроме того, стремительный рост туристского обмена между странами существенно увеличивает риски, связанные с распространением эпидемий. Спецификой безопасности туризма является также то, что туристы регулярно взаимодействуют с источниками повышенной опасности, а также сталкиваются с необходимостью адаптации к новой социально-психологической обстановке, правовой системе, традициям, обычаям, географической среде и гидрометеорологическим особенностям страны (места) временного пребывания. На процесс обеспечения безопасности туризма оказывает негативное влияние недостаточный уровень культуры безопасности туризма. Неосторожное, легкомысленное, а часто самонадеянное поведение туристов в стране (месте) временного пребывания создает благоприятную почву для несчастных случаев, преступных и иных посягательств на жизнь, здоровье и имущество туристов, а также для иных негативных последствий проявления угроз безопасности. Высокий уровень преступности, а также правонарушения, совершаемые в отношении туристов, формируют образ принимающего государства как страны, не благоприятной для туризма, что негативно сказывается на его внешнеполитической деятельности и социально-экономической политике, наносит существенный ущерб занятости населения и развитию местных экономик. В соответствии с документами Всемирной туристской организации (ЮНВТО) главный вызов туристскому сообществу кроется в самом его процветании: речь идет об ответственном управлении для достижения равновесия между экологическими, экономическими и социокультурными аспектами устойчивого развития туризма. В отсутствие ответственного управления туризм становится уязвимым, подверженным упадку, перенасыщению и фрагментации, что в конечном счете ведет к его саморазрушению <2>. ——————————— <2> Из пленарного доклада на 16-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации. Дакар (Сенегал), 28 ноября — 2 декабря 2005 г.

Кроме того, среди рисков, с которыми сталкивается современный международный туризм, также выделяются: дополнительные расходы и раздражение, вызываемое мерами безопасности; чрезмерные налоги; проблемы электронной торговли (неопределенность каналов распределения, позднее либо альтернативное бронирование, предубеждения, возможная потеря контроля над продуктом и ценами, мелкие поставщики «исчезают с экрана»); загруженность аэропортов и воздушного пространства, перегруженность туристических направлений; цены на авиатопливо и меры по охране окружающей среды (ограничения, связанные с шумом авиадвигателей, режим регулирования выбросов, налоги и сборы); сокращение или отмена воздушного сообщения и другие. Вызовом времени для предпринимателей сферы туризма является усилившаяся конкуренция и консолидация компаний, а также серьезное обострение конкуренции между туристическими направлениями за привлечение посетителей. Угрозы безопасности туризма могут быть направлены как на всю сферу туризма в целом, так и на ее отдельные элементы (угрозы личной безопасности туристов, угрозы безопасности предпринимательской деятельности, угрозы безопасности труда в сфере туризма, угрозы безопасности местного населения, угрозы государственному управлению в сфере туризма). Кроме того, сфера туризма в целом или ее отдельные элементы при определенных обстоятельствах могут генерировать угрозы безопасности, причиняющие вред окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, а также безопасности государства.

VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА

9. Основные направления административной политики в области безопасности туризма вытекают из целей, задач обеспечения безопасности туризма, а также стратегических национальных приоритетов в сфере туризма. Основные направления административной политики включают в себя: — модернизацию государственного управления и правового обеспечения в области безопасности туризма с учетом определения и поддержания баланса между развитием внутреннего и международного туризма, охраной окружающей среды и укреплением национальной безопасности; — внедрение принципов концепции устойчивого развития в практику функционирования сферы туризма на всех уровнях; — координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан в области обеспечения безопасности туризма; — создание и поддержание в готовности сил, средств и технологий обеспечения безопасности туризма, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности; — осуществление на систематической основе мониторинга состояния безопасности туризма в Российской Федерации, проведение объективного и всестороннего анализа, прогнозирования и выявления угроз безопасности в сфере туризма; — управление силами и средствами обеспечения безопасности туризма в повседневных условиях, а также в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; — подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в сфере туризма и по организации ликвидации последствий таких ситуаций; — осуществление мер безопасности, направленных на восстановление нормального функционирования элементов сферы туризма в регионах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации; — предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на безопасность туризма; — дебюрократизацию условий предпринимательской деятельности, ликвидацию избыточных административных барьеров, обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в сфере туризма, государственную поддержку малого и среднего предпринимательства и его защиту от экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; — разработку и содействие внедрению современных методов управления рисками в сфере туризма в повседневных условиях и в кризисных ситуациях; — упрощение визовых, валютных, паспортных, таможенных, медицинских, пограничных и иных формальностей в сфере туризма; — осуществление государственного и общественного контроля за деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных и межведомственных комиссий, участвующих в решении задач обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации; — развитие и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для системы безопасности туризма; — развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области безопасности туризма; — участие в мероприятиях по обеспечению безопасности туризма за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией; — осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности туризма, представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях.

VII. МЕХАНИЗМЫ И МЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА

10. Механизмы обеспечения безопасности туризма устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах, определяющих условия функционирования сферы туризма, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Меры и механизмы, обеспечивающие безопасность туризма, направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз безопасности и должны разрабатываться одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития страны. 11. Основные механизмы реализации административной политики в области обеспечения безопасности туризма включают в себя меры организационного, программно-установочного, политико-правового, правоохранительного, информационного, социального и иного характера. 1. Меры организационного характера. Дальнейшее совершенствование государственного управления безопасностью туризма должно быть связано с оптимизацией функций и полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере туризма (далее также — национальная туристская администрация). Данные функции и полномочия должны быть финансово обеспечены, адекватны задачам, стоящим перед национальной туристской администрацией, и характеру реализуемых ею функций и полномочий. Оптимизация компетенции национальной туристской администрации вызвана необходимостью придания ей реального статуса в области безопасности туризма и возложения на нее ответственности за состояние безопасности и «туристского порядка» в данной области. За национальной туристской администрацией целесообразно закрепление следующих полномочий: — оказание государственных услуг и осуществление правоприменительных функций в области обеспечения безопасности туризма; — общая координация деятельности в области обеспечения безопасности туризма; — разработка, утверждение и согласование планов готовности и планов действий органов государственного управления в сфере туризма, иных субъектов обеспечения безопасности в условиях возникновения угроз безопасности, в том числе в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера; — подготовка ежегодного доклада о состоянии безопасности туризма в России и мире; — создание и обеспечение функционирования ситуационных распределительных центров; — обеспечение деятельности зарубежных представительств, осуществляющих отдельные функции по обеспечению безопасности российских туристов за пределами территории Российской Федерации; — руководство временно создаваемыми структурами для управления кризисными ситуациями в сфере туризма и ликвидации их последствий; — осуществление государственно-частного партнерства в области обеспечения безопасности туризма и др. Необходимо также совершенствование структуры региональных туристских администраций, оптимизация их численности, конкретизация функций и полномочий с учетом особенностей и характера решаемых задач в области безопасности туризма. Отдельные функции по контролю за соблюдением стандартов и правил деятельности организаций индустрии туризма, в том числе за качеством предоставляемых ими услуг, могли бы взять на себя саморегулируемые организации. Кроме того, на них следует возложить распространение и развитие системы добровольной стандартизации туристской деятельности, консультирование и оказание юридической помощи, содействие защите прав и законных интересов туристов, а также общую координацию предпринимательской деятельности в сфере туризма. 2. Меры программно-установочного и политико-правового характера: — осуществление мониторинга правоприменения в области безопасности туризма в Российской Федерации, в том числе в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского суда по правам человека; — внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на устранение внутренних пробелов и противоречий в федеральном законодательстве, приведение его в соответствие международным договорам Российской Федерации; — уточнение действующих и подготовка новых стратегических и доктринальных документов в сфере туризма и обеспечения ее безопасности, включение положений о безопасности туризма в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации и в Федеральную целевую программу развития туризма на период 2011 — 2018 годов; — законодательное разграничение полномочий в области обеспечения безопасности туризма между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; — содействие принятию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе региональных программ обеспечения безопасности туризма, и координация деятельности по их реализации; — идентификация круга товаров, работ и услуг, а также имущества, используемых туристами, для принятия особых (специальных) мер по обеспечению качества и безопасности данных товаров, работ и услуг (имущества); — категорирование объектов туристской индустрии, инфраструктуры туризма и туристских ресурсов в зависимости от степени их уязвимости для угроз безопасности; — внедрение в практику туристской деятельности и государственного управления в сфере туризма основных принципов разработанной при участии Всемирной туристской организации и Международной организации гражданской авиации Стратегии «SAFE», направленной на усиление мер безопасности с одновременным облегчением доступа граждан к туризму, ликвидацией избыточных и (или) несоразмерных туристских формальностей; — совершенствование порядка формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее — реестр туроператоров), в том числе установление дополнительных оснований для исключения туроператоров из реестра за необеспечение (ненадлежащее обеспечение) безопасности туризма; — совершенствование процедуры информирования туристов, туроператоров и турагентов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания; — автоматизация учета договоров о реализации туристского продукта в рамках федеральных информационных ресурсов и информационных ресурсов саморегулируемых организаций туристской индустрии; — уточнение правового статуса всех субъектов сферы туризма и установление их ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области безопасности туризма; — развитие новых видов страхования в сфере туризма, а также улучшение качества и объема услуг, оказываемых туристам страховыми организациями и их партнерами в стране (месте) временного пребывания; — развитие страхования рисков предпринимательской деятельности в сфере туризма; — развитие правовой основы формирования и комплектования системы обеспечения безопасности туризма, в том числе специализированных служб по обеспечению безопасности туристов; — установление порядка заключения административных договоров (соглашений) в области обеспечения безопасности туризма между национальной туристской администрацией и другими федеральными органами исполнительной власти, реализующими отдельные полномочия в области обеспечения национальной безопасности, а также между национальной туристской администрацией и региональными туристскими администрациями; — повышение эффективности защиты прав и законных интересов туристов как потребителей, в том числе посредством совершенствования правового регулирования безопасности услуг в сфере туризма в рамках заключения, исполнения и прекращения гражданско-правовых договоров; — совершенствование медико-санитарных профилактических мероприятий для граждан, имеющих намерение совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться риску инфекционных заболеваний; — определение целей, задач и механизмов участия институтов гражданского общества в деятельности по обеспечению безопасности туризма; разработка правовых основ создания и функционирования саморегулируемых организаций в сфере туризма; — установление правовых особенностей обеспечения безопасности отдельных видов туризма (путешествия по маршрутам повышенной опасности, путешествия несовершеннолетних граждан, путешествия, связанные с участием в массовых спортивных, культурных и иных мероприятиях); — содействие формированию инфраструктуры оказания иностранным туристам оперативной правовой, медицинской и иных видов неотложной помощи, в том числе упрощение доступа иностранных туристов к судебной и иной правовой защите в Российской Федерации в случае, когда их жизни и здоровью причиняется вред в результате совершения террористических актов и других преступных посягательств; — формирование эффективной инфраструктуры досудебного разрешения (урегулирования) споров между туристами и лицами, осуществляющими туристскую деятельность; — повышение уровня правовой культуры предпринимателей в сфере туризма; — установление (усиление) административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области безопасности туризма; — содействие сотрудничеству российских и иностранных предпринимателей, обмену опытом и лучшей практикой предпринимательской деятельности, в том числе по вопросам обеспечения безопасности туризма. 3. Правоохранительные меры: — выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих правонарушения в сфере туризма, в том числе проведение анализа и оценки динамики преступности и правонарушений, связанных с туристами и местами временного пребывания туристов; — пресечение незаконной деятельности граждан и юридических лиц, использующих каналы туризма для террористических актов, транснациональных преступлений, осуществления разведывательной деятельности против Российской Федерации, легализации доходов, полученных преступным путем, незаконного оборота оружия, распространения наркотиков, торговли людьми, незаконной и неконтролируемой миграции, контрабанды валютных и культурных ценностей, драгоценных камней и металлов, эксплуатации несовершеннолетних; — координация на федеральном, региональном и местном уровнях деятельности органов исполнительной власти в сфере туризма, органов внутренних дел и органов безопасности по обеспечению безопасности туризма; — создание в туристско-рекреационных особых экономических зонах, туристских кластерах, сельских и городских поселениях, принимающих значительные потоки туристов, специальных подразделений (отделов и т. д.) правоохранительных органов (полиции) для профилактики и пресечения преступлений и правонарушений в сфере туризма; — повышение уровня безопасности отдельных объектов туристской индустрии, усиление мер защиты и охраны на потенциально наиболее уязвимых объектах туристской индустрии, инфраструктуры и туристских ресурсах. 4. Меры информационного характера. Для информирования об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания, осуществления мониторинга состояния безопасности в сфере туризма необходимо создание на базе национальной туристской администрации межведомственного ситуационного распределительного центра (далее — ситуационный центр). Одной из задач ситуационного центра должно стать оперативное распространение в режиме реального времени актуализированной информации о потенциальных и реальных угрозах безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания, а также оказание неотложной помощи российским туристам в защите их прав и законных интересов в стране (месте) временного пребывания. Такая информация могла бы размещаться в сети Интернет в виде графических символов, отображающих уровень риска (угрозы безопасности) для жизни и здоровья путешественника в каждом государстве мира (включая отдельные особо опасные регионы этих государств), соответствующие рекомендации и предупреждения, а также контактные данные государственных органов и негосударственных организаций, обеспечивающих оказание неотложной помощи туристам в стране (месте) временного пребывания. Данная информация должна включать в себя следующие сведения об угрозах безопасности (рисках для путешественников). Первый уровень — минимальный (нормальный) уровень риска, общие рекомендации по соблюдению мер безопасности во время путешествия. Второй уровень — приемлемый (допустимый) уровень риска (наличие потенциальных угроз безопасности), специальные рекомендации — быть предельно внимательным и осмотрительным во время путешествия, соблюдать дополнительные меры безопасности. Третий уровень — повышенный уровень риска (наличие реальной угрозы безопасности), рекомендации — взвешенно подходить к принятию решения о поездке, по возможности отложить поездку на другое время, не посещать особо опасные места на территории иностранного государства (официальное предупреждение Правительства Российской Федерации). Четвертый уровень — недопустимый (чрезвычайный) уровень риска (угроза безопасности чрезвычайного характера), рекомендации — избегать любых поездок в данную страну (место) временного пребывания (официальное предупреждение Правительства Российской Федерации). Кроме того, в рамках реализации мер информационного характера необходимы: — содействие защите персональных данных туристов и иной охраняемой законом информации (данные о состоянии здоровья туриста и т. д.); — поддержка деятельности средств массовой информации, направленной на обеспечение безопасности туризма, в том числе на объективное информирование населения об угрозах безопасности туризма, защиту общества от искаженной и недостоверной информации в сфере туризма; — развитие сотрудничества органов государственной власти Российской Федерации, российских и зарубежным СМИ в области безопасности туризма; — содействие доступу физических и юридических лиц к мировым информационным ресурсам в сфере туризма, глобальным информационным сетям; — формирование единой общероссийской системы туристических информационных указателей, символов и знаков, в том числе в области безопасности туризма; — создание на радио и телевидении цикла передач о различных аспектах туризма, его значении для экономического, социального, духовного возрождения России, развития культуры и образования, патриотического воспитания; — создание информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам развития туризма как эффективного способа консолидации российского общества, патриотического воспитания, духовного и иного развития общества. 5. Социальные меры: — принятие правовых, организационных, финансовых и иных мер по развитию социального туризма, повышению доступности услуг индустрии туризма для населения страны (семейный туризм, туризм с участием инвалидов и пожилых граждан, детей и молодежи и др. граждан, нуждающихся в социальной помощи), включая установление налоговых вычетов для граждан, совершающих путешествия в пределах территории Российской Федерации; — создание специализированных «социальных туристских продуктов», содержанием которых являются изучение и знакомство с историческим прошлым России, ее традициями, культурой, языками народов России, традиционными религиями, успехами в социально-экономическом, техническом и ином развитии, с ролью России в современном мире, а также распространение данных туристских продуктов среди широкого круга россиян, особенно детей и молодежи; — развитие инфраструктуры и создание условий для путешествий инвалидов и пожилых людей; — обеспечение соблюдения туристами правил, обычаев, верований местного населения, в том числе посредством проведения информационно — разъяснительной работы; — создание условий верующим туристам для исповедания и участия в религиозных обрядах и церемониях в процессе совершения путешествий; — финансовое обеспечение гарантий коренных малочисленных народов России, в том числе их социально-экономического и культурного развития, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов; — принятие мер по государственной поддержке туризма с участием российских соотечественников, проживающих за рубежом; — содействие формированию отраслевых профсоюзов работников туристской индустрии с целью защиты их трудовых прав в сфере туризма; — проведение правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий по обеспечению безопасных для человека условий труда в организациях туристской индустрии посредством выполнения (соблюдения) санитарных требований к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников; — противодействие и пресечение различных форм эксплуатации и дискриминации несовершеннолетних работников, содействие принятию организациями туристской индустрии кодексов этики, отрицающих эксплуатацию несовершеннолетних. 6. Меры в области экологической безопасности, охраны окружающей среды и туристских ресурсов: — экологизация экономической деятельности в сфере туризма в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления туризмом; стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций; — создание благоприятных экономических и иных условий для развития тех форм и видов туризма, которые позволяют экономить редкие и ценные природные ресурсы, особенно воду и энергию, а также в максимально возможной степени избегать образования отходов; — перевод трудоемких, энерго — и ресурсоемких производств в более прогрессивные и высокотехнологичные формы с учетом мирового опыта, ограничение концентрации опасных и вредных производств в поселениях, принимающих туристов; — сглаживание сезонности, содействие более равномерному распределению потоков туристов и посетителей во времени и пространстве, особенно в период массового проведения отпусков и школьных каникул; — создание условий для формирования в местах массового пребывания туристов дополнительных мощностей туристской индустрии и инфраструктуры, способных в «горячий сезон» организовать прием и обслуживание значительных потоков туристов без угрозы причинения ущерба окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию поселения; — развитие сельскохозяйственного производства, обеспечивающего продуктами места временного пребывания туристов на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям; — совершенствование эколого-туристской просветительской деятельности и системы непрерывного экологического образования для формирования у туристов, предпринимателей, местного населения бережного отношения к природному и культурному наследию; — создание условий для участия местного населения в подготовке и реализации планов и проектов и иных решений в области развития местной туристской индустрии (обсуждение градостроительной документации, внесение в нее предложений, участие в собраниях (сходах) граждан, участие в общественных слушаниях и др.); — планирование градостроительной деятельности в месте временного пребывания туристов с учетом соблюдения интересов сферы туризма; содействие проведению независимых (общественных) экспертиз, предметом которых является оценка соответствия намечаемой предпринимательской и иной экономической деятельности интересам устойчивого развития туризма, а также определение социально-экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы для туристской привлекательности и экономического развития принимающих туристов регионов, культурной самобытности их населения, исторического и архитектурного облика городов и населенных пунктов, объектов культурного и природного наследия; — создание условий для направления финансовых средств, получаемых благодаря посещениям туристами объектов и памятников культуры и других туристских ресурсов, на их поддержание, охрану, улучшение и реставрацию; — организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию туризма; активное участие в международных научных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу. 7. Меры научного и образовательного характера: — развитие научно-практических основ обеспечения безопасности туризма с учетом современной геополитической ситуации, условий социально-экономического, культурного, экологического развития России, роли и значения туризма в мире; — подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности туризма, организация научных и прикладных исследований в области обеспечения безопасности туризма; — создание единой системы профессиональной подготовки и переподготовки (повышения квалификации) персонала (руководителей и специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий туристской индустрии) в области обеспечения безопасности туризма, а также для работы в условиях кризисных (чрезвычайных) ситуаций; — создание условий для повышения туристского сознания (идеологии гостеприимства) населения туристских территорий (районов); — разработка и распространение научных и учебных пособий, проведение конференций по основным проблемам обеспечения безопасности туризма; — расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических, образовательных вопросов обеспечения безопасности туризма. 12. Реализация положений Доктрины безопасности туризма позволит упорядочить и гармонизировать интересы личности, общества и государства в сфере туризма, а также обеспечить соблюдение необходимого баланса между дальнейшим ростом внутреннего и международного туристского обмена, устойчивым развитием сферы туризма и укреплением национальной безопасности Российской Федерации.

——————————————————————