Гражданско-правовая ответственность в сфере оказания медицинских услуг

(Ситдикова Л. Б.) («Медицинское право», 2012, N 3) Текст документа

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Л. Б. СИТДИКОВА

Ситдикова Любовь Борисовна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Российского государственного социального университета г. Москвы.

В статье проведен анализ вопросов гражданско-правовой ответственности участников в сфере оказания медицинских услуг. Автор подробно рассматривает условия наступления гражданско-правовой ответственности. Исходя из сложившейся практики, а также научных подходов страхование профессиональной ответственности, по мнению автора, является наиболее оптимальным механизмом обеспечения исполнения обязательства и как один из видов страхования гражданской ответственности применим к страхованию лиц, занимающихся медицинской деятельностью.

Ключевые слова: юридическая ответственность, медицинские услуги, медицинская деятельность, страхование ответственности в сфере оказания медицинских услуг.

Civil and legal responsibility in the sphere of provision of medical services L. B. Sitdikova

The article contains the analysis of issues concerning the responsibility of participants in the sphere of medical services provision. The author examines in detail the conditions for civil and legal responsibility. Based on the existing practice and scientific approaches to the issue, professional responsibility insurance is the optimal mechanism for fulfillment of commitments according to the author and it as one of the kinds of insurance can be applied to insurance of medical workers.

Key words: legal responsibility, medical services, medical activity, responsibility insurance in the sphere of medical care.

Оказание медицинских услуг ненадлежащего качества зачастую приводит не только к неудовлетворенности больного или к нарушению условий договора, но и к причинению вреда здоровью и жизни пациента <1>. В случае причинения вреда жизни и здоровью в результате оказания медицинской услуги и обращения потерпевшего пациента в суд с требованием возмещения этого вреда вопросы оценки качества медицинской услуги переходят в чисто юридическую плоскость, и оценивать суду приходится не качество медицинской услуги, а действия медицинского учреждения — врача, причинившего вред, как правомерное или противоправное поведение. ——————————— <1> Ситдикова Л. Б. Правовые критерии оценки качества медицинских услуг // Медицинское право. 2010. N 4. С. 22 — 26.

Раскрывая понятие гражданско-правовой ответственности в сфере медицинской деятельности, важно уяснить основные причины ее возникновения. Если в основе правонарушения лежит преступление, то привлечение медицинского работника к уголовной ответственности не препятствует возможности требования со стороны пациента или его законных представителей гражданско-правового возмещения вреда. Правовым основанием гражданско-правовой ответственности за причинение вреда при ненадлежащем оказании медицинской услуги являются нормы главы 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда». Так, ст. 1064 ГК РФ выражает принцип генерального деликта, согласно которому вред, причиненный субъекту гражданского права, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; ст. 1068 ГК РФ предусматривает ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей (специальный деликт). Вместе с тем в медицинской деятельности при диагностировании и лечении часто используются предметы, вещества, представляющие собой источники повышенной опасности. К ним могут быть отнесены, в частности, рентгеновские и лазерные установки, электрические установки, сильнодействующие лекарственные препараты, некоторые методы диагностирования и т. п. В случае отнесения законодателем отдельных видов медицинских услуг к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, медицинское учреждение должно нести гражданско-правовую ответственность как владелец источника повышенной опасности на основании ст. 1079 ГК РФ <2>. ——————————— <2> Пристанскова Н. И. Проблемы гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности. М.: Юрист, 2003. С. 91 — 94.

Фактическим основанием ответственности медицинского учреждения — врача является вред, причиненный жизни и здоровью пациента. Помимо вреда как основания возникновения деликтного обязательства закон определяет условия наступления деликтной ответственности медицинского учреждения — врача: противоправность поведения непосредственного причинителя вреда в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения медицинским работником профессиональных обязанностей; причинная связь между вредом и противоправным поведением (ненадлежащим лечением и вредом здоровью); правовая связь в форме трудовых отношений медицинского работника, причинившего вред, с медицинским учреждением. Рассмотрим условия наступления деликтной ответственности медицинского учреждения — врача. Противоправность поведения непосредственного причинителя вреда в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения медицинским работником профессиональных обязанностей. Применительно к субъектам, оказывающим медицинскую услугу, признаки противоправных действий заключаются в следующем: совершение деяний, не отвечающих полностью или частично официальным требованиям (закону, инструкциям и т. д.); несоответствие медицинской услуги стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям. Для оценки действий (бездействия) работников медицинского учреждения или врача как противоправных исходным моментом является анализ объема и содержание их обязанностей, предусмотренных применительно к тому или иному медицинскому случаю. В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 1064 ГК РФ причинение вреда личности или имуществу гражданина считается противоправным, пока не доказано обратное, т. е. его причинение правомерными действиями. Обязанность по доказыванию правомерности своих действий, повлекших причинение вреда здоровью пациента, возлагается на медицинское учреждение — врача. Причинная связь между вредом и противоправным поведением (ненадлежащим лечением и вредом здоровью). Установление причинной связи идет в ретроспективном плане, т. е. от следствия к причине. В одних случаях расстройство здоровья или смерть пациента является прямым последствием ненадлежащей медицинской услуги (повреждение органа при операции, применение недопустимых для данного пациента медикаментов и т. д.), в других — непрофессиональные действия медицинского работника, например отказ в госпитализации, усугубили неблагоприятное течение заболевания, чем причиняется вред здоровью. Причинная связь может быть очевидной (как уже отмечалось, повреждение органа пациента при операции), таки неочевидной, когда неблагоприятный результат не следует непосредственно после неправомерных действий, или порождает целый ряд отрицательных факторов, усложняющих оценку состояния здоровья пациента. В этом случае оценку причинения вреда и причинную связь с противоправным поведением медицинского работника определяет эксперт. Вина причинителя вреда (медицинского учреждения — врача). В гражданском праве под виной понимаются «непринятие правонарушителем всех возможных мер по устранению неблагоприятных последствий своего поведения, необходимых при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру лежащих на нем обязанностей и конкретным условиям гражданского оборота» <3>. Ответственность по неисполненным или исполненным ненадлежащим образом обязательствам медицинское учреждение несет, как правило, при наличии вины. При осуществлении медицинской деятельности медицинский работник является субъектом оказания медицинской услуги, а учреждение, с которым он связан трудовыми отношениями, — субъектом ее предоставления. Неблагоприятные для здоровья пациента последствия непрофессиональных действий медицинского работника влекут как его персональную ответственность, так и имущественную ответственность учреждения, в котором он работает. ——————————— <3> Смирнов В. Т. Обязательства, возникающие из причинения вреда. Л.: Изд-во Ленингр. университета, 1973. С. 26.

Традиционно к участникам гражданских правоотношений применяются равные по объему меры ответственности на одинаковых условиях (что вытекает из принципа юридического равенства сторон). Вместе с тем необходимо учитывать и то обстоятельство, что в некоторых предусмотренных законом случаях законодатель, руководствуясь правилами охраны интересов более слабой стороны в гражданских правоотношениях, предусматривает различные варианты решения вопроса об ответственности в зависимости от того, о какой именно стороне идет речь. Современное гражданское право характеризуется стремлением защитить слабую сторону — потребителя медицинских услуг — гражданина за счет создания специального правового режима участия его в договорных отношениях <4>. ——————————— <4> Ситдикова Л. Б. Особенности заключения договора оказания медицинских услуг // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4. С. 27 — 30; Гражданско-правовая характеристика публичности и присоединения в договоре возмездного оказания медицинских услуг // Юрист. 2010. N 7. С. 32 — 36.

Основными документами, составляющими нормативную правовую базу, определяющую имущественную ответственность за совершение медицинским персоналом профессиональных правонарушений, являются: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. В соответствии со ст. ст. 1095 — 1096 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от его вины и от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях или нет. Как следует из ст. 1098 ГК РФ, исполнитель услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользованиями результатами работы, услуги. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению, если он возник в течение установленного срока пользования услугой или работой, а если такой срок не установлен, то в течение десяти лет со дня производства услуги или работы. Независимо от времени причинения вред подлежит возмещению, если в нарушение требований закона срок годности или срок службы не установлен; лицо, которому была выполнена работа или оказана услуга, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге) (ст. 1097 ГК РФ). Согласно ст. 66 Основ законодательства об охране здоровья граждан в случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством РФ. В ст. 68 этого же закона отмечено, что в случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в соответствии с ч. 1 ст. 66 Основ. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В Правилах предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями закреплено положение, что медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью или жизни потребителя. Претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. Следует также отметить, что на потребителей и исполнителей платных медицинских услуг распространяется действие Закона «О защите прав потребителей». Так, ст. ст. 12 — 17 данного Закона подробно раскрывают ответственность исполнителя услуг за ненадлежащую информацию об услуге, об исполнителе услуги, за нарушение прав пациентов как потребителей в случае причинения последним имущественного или морального вреда из-за некачественного оказания услуги или из-за недействительности условий договора, ущемляющих права потребителей, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если потребителю при заключении договора не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) исполнителю. Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей», за недостатки услуги, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации об оказываемой услуге потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном ст. 14 настоящего Закона, как за вред, причиненный вследствие недостатка оказанной услуги или выполненной работы, включая полное возмещение убытков (ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»). Следует заметить, что при этом действует правовая презумпция, согласно которой предполагается отсутствие у потребителя специальных знаний относительно свойств и характеристик услуги, и бремя опровержения презумпции лежит на исполнителе услуги, который вправе доказывать, что заказчик-пациент знал о свойствах и характеристиках предстоящей услуги, поскольку ему была предоставлена соответствующая информация <5>. ——————————— <5> Кузнецова О. А. Презумпции в гражданском праве. СПб., 2004. С. 218.

В соответствии со ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную Законом или договором. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной настоящим Законом или договором. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают исполнителя услуги от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной Законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных Законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Согласно ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работы или услуги, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с исполнителем или нет. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он причинен в течение установленного срока службы или срока годности работы. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем. Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для оказания услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет. Исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования услуги. В связи с изложенным можно сделать вывод о распространении этой нормы на некачественное оказание медицинской услуги, причинившей вред жизни и здоровью пациента, при этом исполнитель медицинской услуги несет ответственность за некачественное, ненадлежащее выполнение своих договорных обязанностей по оказанию возмездных медицинских услуг независимо от его вины, за исключением случаев невозможности исполнения обязательства вследствие непреодолимой силы. В последние годы пользуется наибольшим спросом и активно развивается страхование ответственности медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей <6>. Ранее действовавшие Основы законодательства об охране здоровья граждан в п. 7 ст. 63 предусматривали право медицинских работников на страхование профессиональной ошибки <7>, не связанной с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей, в результате которых причинен вред жизни или здоровью гражданина <8>. Оказание медицинских услуг всегда связано для врача с риском возложения на него ответственности в случае, если лечение не привело к желаемому для пациента результату. Необходимо отметить, что процессу лечения предшествует диагностика и консультирование пациента. Результат консультации для пациента зачастую является решающим для принятия им решения на тот или иной метод лечения (операционное вмешательство и т. д.). Эта проблема в настоящее время остро ощущается представителями отдельных профессий в сфере медицинских услуг, что заставляет их искать способы и методы разрешения конфликтов <9>. Так, предметом договора страхования профессиональной ответственности в соответствии с Примерным договором страховой компании «Альфа-страхование» (Санкт-Петербургский филиал) является предоставление страховой защиты страхователю, а объектом страхования по договору страхования профессиональной ответственности медицинских работников — физический ущерб, возникший в результате непреднамеренной ошибки врача. ——————————— <6> Ситдикова Л. Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России. М.: ИГ «Юрист», 2008. <7> Н. Б. Грищенко дает следующее определение профессиональной ошибки: случайное, непреднамеренное отклонение фактических результатов профессиональной деятельности от ожидаемых, имеющих отрицательные последствия для ее субъектов и выступающих основанием для привлечения к юридической ответственности профессионального лица в случае его вины (см.: Грищенко Н. Б. Страховая экспертиза профессиональных ошибок // Страховое право. 2004. N 4. С. 12). <8> Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318. <9> Афанасьева О. Ю. Причины, содержание и способы управления конфликтами в стоматологии: Автореф. дис. … канд. мед. наук. Волгоград, 2006. С. 8, 24; Попова Е. Г. Конфликты в лечебно-профилактических учреждениях: причины, условия, последствия: Автореф. дис. … канд. мед. наук. Волгоград, 2005. С. 7 — 8.

Вышеизложенное свидетельствует, что исходя из сложившейся практики, а также научных подходов страхование профессиональной ответственности является наиболее оптимальным механизмом обеспечения исполнения обязательства и как один из видов страхования гражданской ответственности применим к страхованию лиц, занимающихся медицинской деятельностью. В свою очередь, страхование ответственности будет одним из наиболее эффективных способов контроля качества медицинских услуг наряду или в качестве альтернативы сертификации, лицензированию и т. д.

——————————————————————

Название документа