К вопросу об истоках формирования института юридической ответственности медицинских работников

(Сучкова Т. Е.) («Медицинское право», 2012, N 4) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Т. Е. СУЧКОВА

Сучкова Татьяна Евгеньевна, ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров).

В работе автор рассматривает истоки формирования института юридической ответственности медицинских работников. Раскрывая тему работы, автор анализирует нормы права, отражающие правовой статус врачей, содержащиеся в древних законодательных памятниках, с целью определения правовых оснований наступления юридической ответственности медицинских работников в соответствии с законодательством древних цивилизаций.

Ключевые слова: врачевание, свод законов, положение врача, неудачное лечение, ответственность врача, наказание.

To the issue of origins forming institutions of medical workers’ liability T. E. Suchkova

In work the author considers sources of formation of institute of legal responsibility of medical workers. Opening a work theme, the author analyzes the norms of the right reflecting a legal status of doctors, containing in ancient legislative monuments, for the purpose of definition of legal grounds of approach of legal responsibility of medical workers according to the legislation of ancient civilisations.

Key words: doctoring, the code of laws, position of the doctor, unsuccessful treatment, responsibility of the doctor, punishment.

Проблема ответственности медицинских работников за ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей возникла не сегодня, она существует уже на протяжении многих веков. С самого своего зарождения, считая доверительность основой отношений между врачом и пациентом, общество тем не менее стремилось установить жесткий контроль за деятельностью тех, кому доверялись не только здоровье, но очень часто и сама жизнь пациента. При этом следует отметить, что на разных этапах истории меры ответственности врача за свои профессиональные действия весьма существенно различались. На сегодняшний день институт юридической ответственности медицинских работников находится в стадии становления. Изучение и анализ норм ответственности медицинских работников, отраженных в законодательных актах на протяжении всей истории взаимоотношений врача и пациента, на наш взгляд, будут способствовать решению многих проблем, находящихся на пересечении медицины и юриспруденции, поскольку только «зная законодательные тенденции истории, появляется возможность системного анализа» <1>. ——————————— <1> Риффель А. В. Избранные вопросы медицинского права / Российская академия естествознания. URL: http://www. rae. ru/monographs/24-656.

На заре человечества лечение было занятием коллективным. Основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте, «врачевателем» по необходимости становился любой член общины. Изначально первобытный человек, убежденный в истинности своих верований, самостоятельно выполнял лечебные мероприятия, необходимые магические манипуляции. Со временем же, не всегда получая нужный результат в процессе «самолечения», он стал обращаться к соплеменникам, которые делали это лучшие. Постепенно всю достаточно сложную систему магических и лечебных мероприятий начинает осуществлять уже какой-то определенный знающий человек — самый мудрый человек в деревне. Так на заре культурной жизни человечества начинает выделяться класс первобытных врачей — вещуны, знахари, шаманы, колдуны. Люди, занимавшиеся лечением, представляли собой особую социальную группу, окруженную мистической тайной. Но уже тогда неудачное «врачевание» могло повлечь за собой самые неблагоприятные последствия для того, кто решился дать больному настой из трав или изгнать из него злого духа. Наказание за ухудшение состояния больного или его смерть носило, как правило, личный характер: «…знахарь не смог вылечить единственного сына вождя племени берокка и был похоронен заживо вместе с телом мальчика» <2>. ——————————— <2> Лукас О., Пунш Е. Южноамериканские индейцы отвечают на вопросы доктора Щеглова // URL: http://gondola. zamok. net/113/113indeos1.html.

Одной из древнейших известных цивилизаций принято считать шумерскую, появившуюся в Междуречье, или Месопотамии (по-гречески это как раз и есть Междуречье). Развитие врачевания здесь происходит по двум направлениям: «эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического), основанного на религиозных верованиях» <3>. ——————————— <3> Сорокина Т. С. История медицины. М.: Медицина, 2004. Т. 1 // LiveInternet. Ru. URL: http://www. bibliotekar. ru/423.

Изначально существовало три группы жрецов, имеющих в той или иной степени отношение к лечению нуждающихся: — baru — пророки, ставящие диагноз по приметам, в которых различали знаки свыше; — ashipu — заклинатели, с помощью ритуалов изгоняющие злого духа из тела больного; — asu. В отличие от пророков и заклинателей, для которых это было лишь частью деятельности, asu — это врачи в нашем понимании этого слова. Они занимались только больными и помимо знания магических ритуалов разбирались в лекарствах <4>. ——————————— <4> Бодунов И. Медицина Месопотамии // Астрологическая газета «Кеметра». URL: http://kemetra. com/ancient/shu/?id=261&page.;

Позднее четко оформилось два направления врачевания: asiputu (заклинающие) и asutu («знающие воду»), т. е. практикующие врачи <5>. ——————————— <5> Сорокина Т. С. Указ. соч.

Что касается наказания врача в случае неблагоприятного исхода лечения, бытовавший в те времена в Междуречье принцип талиона (лат. lex talionis) — соответствия между причиненным ущербом и полагающимся за это наказанием — распространялся и на тех, кто брался лечить. Этот принцип «око за око» в 1700-е гг. до н. э. был закреплен на законодательном уровне в своде Законов шестого вавилонского царя первой династии Хаммурапи <6>. ——————————— <6> Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Сост. В. Н. Садиков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 27.

К примеру, ст. ст. 215 — 225 Законов непосредственно касаются правовой стороны деятельности лекарей <7>. ——————————— <7> Там же.

Так, в ст. ст. 215 — 217, 221 — 223 Законов Хаммурапи закреплены основания оплаты услуг врачевателя. При этом размер вознаграждения зависел от общественного положения больного <8>. ——————————— <8> Там же.

Статьи 218 и 219 Законов Хаммурапи непосредственно посвящены основаниям наказания врача: — «если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку или снимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, то ему должно отрезать пальцы» (ст. 218); — в ст. 219 говорится, что «если врач сделает тяжелый надрез бронзовым ножом рабу мушкенума и причинит ему смерть, то он должен возместить раба за раба» <9>. ——————————— <9> Там же.

Исходя из этого можно сделать вывод, что под угрозой возможности применения столь суровых санкций за врачебные ошибки далеко не все, знающие магические ритуалы и заклинания, брались за лечение с помощью лекарств и ножа. Этим, по-видимому, и объясняется значительно меньшее количество врачевателей по сравнению с теми, кто в лечении больного целиком полагался на знаки свыше и на чудодейственность магических заклинаний. В тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии складывались традиции врачевания в Древнем Египте. Египтяне верили, что эффективность применения медикаментов напрямую связана с использованием магии. В школах при храмах, где обучали будущих лекарей, помимо медицины изучали также и тайны магических культов и обрядов <10>. ——————————— <10> Бобров О. Е. Медицина (нравы, судьбы, бесправие). Донецк: Регина-Донецк, 2004. С. 7 — 8.

Кроме того, каждый врач принадлежал к определенной группе жрецов и жил при храме. В случае необходимости больной обращался не к врачу напрямую, а в храм, который и направлял к врачу соответствующей специализации. Брать плату за лечение больного врач не имел права: гонорар полагался храму. В свою очередь, храм полностью содержал «своего» врача <11>. ——————————— <11> Марченко Ю. Ф. Медицина в Древнем Египте // Твое здоровье. 1994. N 3 // URL: http://lechebnik. info/607/24.htm.

Деятельность врача строго регламентировалась положениями, изложенными в Герметических книгах, в «Священной книге», других медицинских трактатах, таких как «Книга сердца», «Книга глазных болезней» <12>. ——————————— <12> Там же.

Врач, придерживающийся правил, даже в случае смерти больного освобождался от ответственности. Но отступление от обязательных требований, повлекшее за собой гибель пациента, каралось смертью <13>. ——————————— <13> Там же.

Иными словами, сурово наказывался не факт «невылечивания», а факт неисполнения общеобязательных правил лечения или даже отступление от требований норм «Священной книги», при условии причинения смерти пациенту. Следовательно, египтяне первыми стали вводить ответственность не за то, что наступил нежелательный итог лечения, а стали связывать наказание врача с отступлением от норм, правил или так называемых «стандартов». Высокого уровня достигло развитие медицины в Древней Индии. В соответствии с кастовым делением общества сначала лечить могли только представители высшей касты — брамины, не имеющие права на вознаграждение. Позднее — представители особого сословия, принадлежащие к касте ведия, которые прошли обучение у особых браминов (гуру) и уже могли получать плату за свои труды. Разрешение на врачебную практику давал раджа, он же следил за соответствием врачебной деятельности общепризнанным правилам и нормам. Основным источником сведений по медицине Древней Индии является Аюрведа — «Знание жизни» (IX — III вв. до н. э.), где уже были сформулированы тогдашние стандарты правомерного поведения врача: «Хороший врач обязан часто посещать и пристально обследовать больных, не должен быть робким и нерешительным. Если врач легкомысленно берется вылечивать больных неизлечимыми болезнями, он рискует потерять репутацию, друзей и большие прибыли!» <14>. ——————————— <14> Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. М.: Европейский дом, 2003. 272 с. // LiveInternet. Ru. URL: http://bibliotekar. ru/421/index. htm.

Позднее жизнь индийца подробно регламентировалась предписаниями, собранными в своде Законов Ману (1000 — 500 лет до н. э.). Упорядочиванию подлежали многие аспекты деятельности врачей, например, вопросы оплаты труда медиков. Врачам запрещалось требовать вознаграждение за лечение от обездоленных, друзей врачевателя и брахманов (служителей культа); и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. Кроме того, эта книга, написанная, по преданиям, прародителем человеческого рода, помимо практических, фармацевтических советов, советов по гигиене содержит законодательно закрепленные наказания для врачей за неудачное лечение. К примеру, в соответствии с главой IX ст. 284 «Штраф для всех лекарей, действующих неверно, [такой]: по отношению не к людям — первый, по отношению к людям — средний» <15>. ——————————— <15> Законы Ману / Пер. С. Д. Эльмановича, провер. и испр. Г. Ф. Ильиным. М.: Издательство восточной литературы, 1960. С. 210.

Иными словами, согласно Законам Ману, за неправильное лечение животных врачеватель выплачивал низкий штраф, за неправильное лечение людей средних сословий — средний, а царских чиновников — высокий штраф. Позднее в ведийский период путем сравнительной характеристики обрисовывается положение индусского врача в обществе. В веде гимнов и мифологических сюжетов — «Риг-Веде» — так говорится об этом: «Наши желания различны: возчик жаждет дров, врач — болезней, а жрец — жертвенных возлияний» <16>. ——————————— <16> История медицины: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / Сост. В. В. Козлов, А. В. Шульмин, Е. А. Аверченко и др. Красноярск: Тип. КрасГМУ, 2010. С. 18.

В период развития зороастризма и зороастрийской догматики в Древнем Иране сформировалось и получило широчайшее распространение собрание священных книг — Канон Авеста или «Зенд-Авеста». «Зенд-Авеста» («Живое слово») — сборник религиозных и юридических предписаний, молитвенных песнопений, гимнов зороастрийским божествам, составлявшийся в течение почти тысячелетия. Двадцатая книга этого канона, «Видевдат», содержит некоторые данные о древнеиранской медицине. Помимо погребальных ритуалов и запретов, требований особой заботы об огне и других стихиях, «Видевдат» содержит нормы о разрешении врачевать больных лекарям только тогда, когда последние достигают определенной степени искусства в этом роде деятельности <17>. ——————————— <17> Дорошенко Е. А. Зороастрийцы в Иране (историко-этнографический очерк). М.: Наука, 1982. С. 88.

Лечить больных могли только врачи, имеющие аттестат или свидетельство. Чтобы получить заветное свидетельство, претенденты должны были сдать ряд экзаменов не только по практической деятельности, но и на знание теории. Тот же, кто не мог сдать экзамен трижды, лишался практики навсегда. Таким образом, законы Древнего Ирана, записанные в «Видевдат», содержат сведения о состоянии медицинского дела тех времен, закрепляют возможность практиковать только за врачом-профессионалом. Кроме того, в «Видевдате» (VII, 42) приводится тариф оплаты услуг врача, который зависел от материального благосостояния больного <18>. ——————————— <18> Авеста. Священная книга зороастрийского учения. Тегеран, 1967. С. 47.

Однако «Видевдат» не содержит каких-либо положений, так или иначе устанавливающих меры ответственности врачей в случае неправильного или неудачного лечения. Есть лишь предупреждение врача от излишней самоуверенности: «Врачеватель, будь очень осторожным в диагностике, а особенно в прогнозе заболевания, поскольку возможные ошибки отрицательно отражаются на твоем авторитете» <19>. ——————————— <19> Там же.

Высочайшего уровня развития достигла медицина в период античности — в Древней Греции. В сравнении с медициной стран Древнего Востока античная медицина в меньшей степени зависела от религии и жрецов, и в значительно большей степени носила светский характер. Поэтому и лечебные заведения существовали как при храмах, так и в виде ремесленных медицинских школ. Выпускником одной из таких школ считают великого Гиппократа, само имя которого стало нарицательным обозначением врача. Упоминания о лечении и о врачах есть уже в «Илиаде» Гомера: во время Троянской войны вместе с греческими воинами под стенами Трои находились врачи, самый известный из которых Махаон — «славной рати врач, Асклепия мудрого сын» — проявлял свое искусство целителя прямо на поле боя: «…Язвину врач осмотрел, нанесенную горькой стрелою; Выжал кровь и, искусный, ее врачевствами осыпал» <20>. ——————————— <20> Гомер. Илиада / Пер. с древнегреч. Н. Гнедича; примеч. М. Томашевской; худож. Д. Бисти. М.: Худож. лит., 1987. С. 52.

Знаменитый древнегреческий врач Геродот писал о высоком положении врача в обществе и о глубоком уважении к врачебной профессии: по свидетельству Геродота, города Греции оспаривали друг у друга лучших врачей <21>. ——————————— <21> Блаватская Т. В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М.: Наука, 1983. С. 81.

В богатых полисах для работы в гражданских больницах общественные врачи сдавали некое подобие экзамена, после которого должны были пройти процедуру избрания на народном собрании (впоследствии выдержавшему подобный «экзамен» будет выдаваться аттестат, подтверждающий квалификацию). Избранный врач не только получал плату за труд от государства, за особые заслуги перед народом врачу полагались золотой венок и право гражданства. Эти великие почести были возданы жителями Афин Гиппократу, а впоследствии и его сыну Фессалу, продолжившему семейную профессию и сохранившему секреты врачебного искусства отца. Однако, высоко ценя врачебное мастерство, греческие философы понимали «социальную опасность образованного человека, преследующего только свои интересы в ущерб интересам полиса» <22>. Поэтому и ответственность врача перед согражданами в греческом полисе была высока. ——————————— <22> Там же. С. 112.

Например, Платон при рассмотрении вопроса об ответственности за отравление подробно останавливается на том, какое наказание применить к отравителю. При этом тяжесть наказания ставится в прямую зависимость от профессионального статуса субъекта преступления: «…если кто применяет отраву не с целью причинить смерть человеку или его домочадцам, но с целью нанести какой-то вред или даже смерть его стадам или роям пчел, то, если отравитель врач будет уличен судом в отравлении, он будет наказан смертью. Если же это обычный человек, суд решит, какому наказанию или штрафу его подвергнуть» <23>. ——————————— <23> Платон. Законы / Пер. с древнегреч.; общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; авт. ст. в примеч. А. Ф. Лосев; прим. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. С. 398.

Вместе с тем эллины старались не допускать обвинения добросовестных врачей в смерти их безнадежных больных: «касается… всех врачей, если против их воли умрет больной; в этом случае согласно закону врач считается чистым» <24>. ——————————— <24> Там же. С. 320.

Если же уважаемая врачебная профессия оказывалась опороченной недобросовестными лекарями, против них применялось такое оружие, как гласность и специальные государственные акты: «…народные собрания полисов оценивали заслуги своих добропорядочных врачей, и эти постановления, будучи обнародованы, служили официальными свидетельствами честной службы того или иного лекаря» <25>. Тем самым полис старался не допустить к профессиональной деятельности недобросовестных врачей. ——————————— <25> Блаватская Т. В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М.: Наука, 1983. С. 135.

Более того, для врачей в греческих полисах была разработана специальная форма наказания — адоксия (бесчестие). В условиях полиса эта санкция должна была быть достаточно эффективной, поскольку подвергшийся данной процедуре попадал в атмосферу «недоверия, отчужденности и презрения вокруг осужденного лекаря. А это означало, что он полностью лишался практики, так как всякий здравомыслящий больной избегал обращаться к обесславленному врачу» <26>. ——————————— <26> Там же. С. 161.

С другой стороны, можно говорить о некоем профилактическом значении данной нормы, так как «боязнь адоксии заставляла каждого рядового лекаря относиться к своей работе с большим чувством ответственности» <27>. ——————————— <27> Там же. С. 162.

Сложная, детализированная система этических положений, регулировавших деятельность врача в Древней Греции, безусловно, способствовала развитию греческой медицины. Но не меньшее, на наш взгляд, значение имеет тот факт, что греческое законодательство, во-первых, проводит разграничение между невиновным причинением вреда («добросовестный врач») и некачественным лечением вследствие непрофессионализма врача, а во-вторых, выделяет ответственность врачей за профессиональные проступки в отдельные нормы, создавая для врачей специальные виды наказаний. Наличие специальных норм юридической ответственности за ненадлежащее лечение также способствовало совершенствованию искусства врачевания в Древней Греции. Позднее традиции древнегреческого искусства врачевания были восприняты Древним Римом. До II в. до н. э. римляне не знали профессиональной медицины, при необходимости лечения им приходилось опираться только на собственные знания в применении домашних средств. Первые свободные врачи — греки, появившись в столице Римской империи на рубеже III — II вв. до н. э., столкнулись с определенными трудностями. С одной стороны, не всем в то время было по нраву усиление влияния греческой культуры. Например, знаменитый цензор Марк Порций Катон Старший писал сыну: «Греки — народ распущенный и упрямый. Моими устами вещает оракул, когда я говорю: каждый раз, когда этот народ приносит нам свои знания, он портит все; и будет еще хуже, если они пришлют нам своих врачей. Все они дали друг другу клятву уничтожить всех варваров при помощи медицины, и под именем варваров они подразумевают также и нас самих. Если они требуют вознаграждения за то, что лечат нас, то это лишь для того чтобы втереться в наше доверие и тем вернее погубить нас. Я запрещаю тебе раз и навсегда обращаться к врачам» <28>. ——————————— <28> Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб.: Алетейя, 1995. С. 206 — 207.

С другой стороны, низкий социальный статус, непрочное правовое положение иностранцев в Риме ни в коей мере не могли способствовать развитию врачевания как профессии. По мере того как Рим из небольшого города превращался в столицу мира, возрастала потребность во врачебной помощи, что, в свою очередь, вынудило государство обратить внимание на шаткое общественное положение врачей. Официальным признанием греческой медицины римлянами можно считать эдикт Юлия Цезаря, который был принят в 46 г. до н. э. В соответствии с этим указом местным жителям, обучившимся медицине, а также врачам — выходцам из Египта, Малой Азии или Греции предоставлялось почетное право гражданства. Более того, со временем статус врача стал приносить его обладателю дополнительные преимущества: «…врачи получили освобождение от тягостных обязательств в обществе и определенные льготы. Так, во время войны они и их сыновья освобождались от общей воинской повинности, налогов. Благодаря этому в Риме быть врачом было привлекательно не только для собственных граждан, но и для иностранцев» <29>. ——————————— <29> Риффель А. В. Указ. соч.

Уже в период империи император Константин в своем рескрипте в 337 г. н. э. установил: «Ремесленники, живущие в городах, освобождаются от всех повинностей, так как для изучения ремесла требуется досуг, тем более что они желают и сами совершенствоваться, и обучать своих сыновей. Перечень таков: архитекторы, врачи, ветеринары, живописцы, скульпторы… (и еще 33 профессии)» <30>. ——————————— <30> Утченко С. Л. Хрестоматия по истории Древнего Рима: Хрестоматия / Под ред. С. Л. Утченко. М.: Соцэкгиз, 1962. С. 297.

Интересной особенностью положения врача в Древнем Риме было получение вознаграждения за труд в виде гонорара (лат. honorarium): в знак уважения к профессии врача римляне благодарили за лечение почетными дарами и подарками. В отличие от платы за физический (рабский) труд, гонорар являлся добровольным выражением признательности. О нем не договаривались заранее, а значит, взыскать в судебном порядке такой подарок было невозможно. Только значительно позднее врачи стали получать гонорар и деньгами. Важнейшим этапом в развитии древнеримской цивилизации было составление в 451 — 450 гг. до н. э. свода законов, известных под названием Законов XII таблиц (Leges XII tabularum). «Законы были выставлены для обсуждения народом (по обычаю на деревянных выбеленных досках), утверждены народным собранием и приняты в качестве главнейшего свода права» <31>. Став итогом борьбы плебейских масс и патрицианской аристократии, «Законы XII таблиц пустили прочные корни в народной памяти; они циркулировали в списках и еще во время Цицерона заучивались детьми наизусть» <32>. ——————————— <31> Романовская В. Б., Курзенин Э. Б. Основы римского частного права: Учебное пособие. Нижний Новгород: Право, 2000. С. 13. <32> Покровский И. А. История римского права / Вступит. статья, пер. с лат., научн. ред. и коммент. А. Д. Рудокваса // Нева. 1999. С. 120.

Одним из основных видов деликтов в соответствии с римским правом было нанесение личной обиды, а самым тяжким видом обиды считалось членовредительство, в том числе и как неблагоприятный исход лечения. Возможность возмещения ущерба вследствие неудачного лечения предусматривается в Законах XII таблиц в таблице VII.2: «Если причинить членовредительство и не помириться с потерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено то же самое» <33>. При этом если изначально ответственность по данной норме наступала в соответствии с древним принципом талиона (лат. lex talionis), то впоследствии размеру «обидности» соответствовал точный денежный эквивалент в виде штрафа: «VII.3. Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу — 150 ассов» <34>. ——————————— <33> Черниловский З. М. Хрестоматия по общей истории государства и права. М.: Юристъ, 1996. С. 22; Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко. М., 1962. С. 68. <34> Там же.

Во времена империи существовали специальные нормы, касающиеся медицинской практики: «…если пациент умирал от лекарственного средства, проданного римским врачом или фармацевтом, последние могли быть привлечены к уголовной ответственности в виде смертной казни» <35>. ——————————— <35> Глашев А. А. Медицинское право: Практическое руководство для юристов и медиков М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 208.

Поскольку любой аборт в Риме считался криминальным, за производство аборта также предусматривалось суровое наказание <36>. ——————————— <36> Витер В. И. Экспертная и юридическая оценка неблагоприятных исходов при расследовании профессиональных правонарушений медицинских работников / В. И. Витер, А. Р. Поздеев, И. В. Гецманова; под ред. Г. А. Пашиняна. Ижевск, 2007. С. 47.

Формированию института ответственности врачей в Древнем Риме способствовало решение «о создании так называемых «врачей от государства», существование которых в их развитом виде мы наблюдаем по сей день» <37>. ——————————— <37> Черниловский З. М. Указ. соч.

Государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей — архиатров. Государство не только контролировало их деятельность, но и строго следило за их выборами и назначением. Проходивший процедуру выборов врач получал звание «врач, утвержденный государством». Помимо практической деятельности, в обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, где жалованье преподавателям выплачивалось из государственных фондов. Несмотря на то что положение врачей в Риме со временем стало достаточно прочным и даже почетным, помимо регламентации обязанностей врача римским правом устанавливалась ответственность врача за профессиональные правонарушения. «Впервые к врачебной деятельности было применено понятие «ошибка» (закон Аквилия). К ошибкам относили и неопытность, и неосторожность, и неоказание медицинской помощи, причем закон достаточно четко разграничивал умышленные и неосторожные действия врачей» <38>. ——————————— <38> Бобров О. Е. Медицинские преступления: правда и ложь: Науч.-попул. изд. Петрозаводск: ИнтелТек, 2003. С. 200.

В 476 г. н. э. Римская империя прекратила свое существование, а вместе с ней закончилась эпоха древних цивилизаций. Анализируя древнейшие из известных на сегодняшний день источники права, которые были созданы в период существования рабовладельческих цивилизаций, можно сделать вывод, что попытки регламентации медицинской деятельности делались везде, однако, как правило, нормы права затрагивали достаточно узкий круг медицинских проблем. Чаще всего врач в своей деятельности обязан был следовать этическим нормам. Однако правила профессиональной этики «не работали» в случае наступления неблагоприятных последствий лечения, что, в свою очередь, вызвало потребность в законодательном закреплении отдельных аспектов медицинской деятельности, таких как порядок доступа к медицинской практике, правовой статус врача, организация медицинской деятельности, а также ответственность врачей в случае неблагоприятного исхода лечения. Создание и законодательное закрепление норм, соблюдение которых могло бы гарантироваться не только нравственными принципами врача, но и силой государственного принуждения, заложило основы института правовой ответственности медицинских работников, развитие которого продолжается параллельно с развитием медицины.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *