Расти большой! Надзор за исполнением законодательства об охране здоровья несовершеннолетних

(Сухова Е. А.)

(«Прокурор», 2012, N 3)

РАСТИ БОЛЬШОЙ!

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Е. А. СУХОВА

Сухова Е. А., прокурор Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Прокурорские проверки, а также данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о ненадлежащем исполнении органами государственной власти и местного самоуправления требований законодательства об охране здоровья граждан в части принятия должных мер, направленных на профилактику заболеваний несовершеннолетних, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, повышение доступности и качества оказания им медицинской помощи.

Несмотря на ежегодное снижение общего показателя младенческой смертности, в ряде субъектов Федерации коэффициент младенческой смертности увеличился. Выросло количество младенцев, страдающих инфекционными заболеваниями, болезнями нервной системы, в том числе детским церебральным параличом, болезнями пищеварения, мочеполовой системы, а также детей в возрасте до 14 лет, страдающих сахарным диабетом, активным туберкулезом и другими заболеваниями. Остается высоким количество детей-инвалидов.

В нарушение принципа равенства всех перед законом, закрепленного Конституцией Российской Федерации, детям не обеспечены гарантированные равные условия оказания квалифицированной медицинской помощи, поскольку расходы на эти цели зависят от бюджетных возможностей регионов.

Многочисленные нарушения выявлены в сфере медицинского обслуживания детей и подростков. Учреждения здравоохранения, образования и социального обслуживания несовершеннолетних медицинскую деятельность во многих случаях продолжают осуществлять без специального разрешения (лицензии), в помещениях, не соответствующих предъявляемым требованиям. Горрайпрокурорами Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Ставропольского края, Московской, Свердловской, Ростовской областей и других регионов выявлено множество помещений и зданий лечебных учреждений для несовершеннолетних, санитарно-техническое состояние которых не отвечает предъявляемым требованиям. Так, в антисанитарном состоянии находятся помещения МБУЗ «Городская больница N 1» г. Королева Московской области, где имеются следы протечек и пятна плесени, отслоения краски на стенах и дефекты покрытия пола.

Администрациями и учредителями названных учреждений своевременные и исчерпывающие меры для исправления подобных ситуаций зачастую не принимаются. В большинстве случаев их бездействие объясняется необходимостью значительных финансовых затрат. Прокуратурой г. Верхняя Пышма Свердловской области установлено, что из-за недостаточного финансирования Верхнепышминской детской поликлиники здание и помещения учреждения не ремонтировались более 10 лет, медицинское оборудование находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Только в результате принятых прокуратурой мер реагирования из муниципального бюджета на ремонт здания выделены средства в размере более 3 млн. руб.

На наш взгляд, направления на развитие детской медицины средств в размере 25 — 30% от совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения в субъектах Российской Федерации явно недостаточно. Увеличение доли средств, запланированных на модернизацию детских учреждений, в ряде регионов способствовало бы устранению названных выше нарушений.

Не выделяется достаточно средств и на обеспечение надлежащего оснащения машин скорой помощи, их приобретение в достаточном количестве. К примеру, в бюджете г. Железноводска Ставропольского края, несмотря на выявленные прокуратурой города случаи использования автомашин скорой медицинской помощи, подлежащих списанию, средства на приобретение новых не предусмотрены. Кроме того, нередко прибытие бригад скорой медицинской помощи осуществляется с запозданием, отсутствуют необходимые лекарственные препараты для оказания такой помощи, медицинское оборудование. Не на должном уровне организовано оказание несовершеннолетним скорой медицинской помощи в Республике Калмыкия, Хабаровском крае, Астраханской, Владимирской, Московской, Мурманской, Ростовской, Свердловской областях, г. Москве и других регионах.

Широко распространены нарушения прав детей на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. Прокуратурами Астраханской, Владимирской, Ростовской областей, г. Москвы и ряда других регионов установлены факты несвоевременного обеспечения детей лекарствами, в том числе жизненно необходимыми, в связи с чем прокурорами активно использовались полномочия, предоставленные ст. 45 ГПК РФ. Прокуратурой Ростовской области в судебном порядке восстановлены права несовершеннолетнего К., страдающего мукополисахаридозом, на бесплатное обеспечение дорогостоящим лекарственным препаратом «Альдуразим». Решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба Министерства здравоохранения области — без удовлетворения. Прокуратурой Краснодарского края также выявлен факт отказа в обеспечении лекарственным препаратом ребенка-инвалида с аналогичным заболеванием. Прокурором края в суд направлено исковое заявление о признании незаконным отказа в предоставлении льготного обеспечения лекарственным средством в интересах несовершеннолетнего, которое рассмотрено и удовлетворено, за счет субвенций из краевого бюджета приобретен препарат «Альдуразим» на сумму около 6 млн. рублей. Вятскополянской межрайонной прокуратурой Кировской области предъявлен иск к Департаменту здравоохранения области в интересах десятилетнего ребенка, родители которого обратились в прокуратуру района по причине отказа Департамента в бесплатном предоставлении их сыну жизненно необходимого лекарственного препарата «Элапраза». Судом иск прокурора удовлетворен.

Повсеместно нарушаются права несовершеннолетних на динамическое медицинское наблюдение, диагностику и лечение начиная с первых лет их жизни. В нарушение стандарта диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2007 г. N 307, необходимые осмотры детей врачами-специалистами не проводятся.

В ходе проверки полноты проведения мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок, установлены многочисленные нарушения требований Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» и санитарно-эпидемиологического законодательства, выражающиеся в отсутствии должного контроля за состоянием здоровья детей перед введением вакцины, медицинского персонала, проводящего иммунизацию детей, нарушении техники проведения вакцинации, что нередко приводит к поствакцинальным осложнениям. Так, в результате нарушения техники проведения инъекций в г. Тольятти Самарской области было зарегистрировано двенадцать случаев постинъекционных абсцессов у детей в возрасте до 2 лет после введения вакцины АКДС.

Результаты проверок соблюдения прав на охрану здоровья детей, страдающих редкими заболеваниями, свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер, в том числе законодательного характера, касающихся обеспечения их лекарственными и иными средствами медицинского назначения, требующего выделения значительных бюджетных средств (до нескольких десятков миллионов рублей на одного ребенка).

Законом N 323-ФЗ введено новое понятие «редкое (орфанное) заболевание». Однако отсутствие до настоящего времени утвержденного перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, позволяет органам власти субъектов Российской Федерации в нарушение п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 323-ФЗ ненадлежащим образом выполнять обязанности по организации обеспечения детей, страдающих редкими заболеваниями, лекарственными препаратами.

Повсеместно существует проблема значительного дефицита квалифицированных врачебных кадров, в том числе врачей-педиатров и узких специалистов, как в детских поликлиниках, так и в детских больничных учреждениях, родильных домах. Отсутствие достаточного количества медицинских работников не позволяет в полной мере обеспечить право детей на квалифицированную, качественную медицинскую помощь, гарантированную законом.

В Краснодарском крае, Астраханской, Владимирской, Московской, Ростовской, Самарской, Свердловской областях, Чукотском автономном округе и других регионах выявлены факты ненадлежащего исполнения медицинскими работниками своих служебных обязанностей, повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью, смерть детей. По результатам проведенных в 35 субъектах Российской Федерации органами следствия 720 процессуальных проверок за период с 2010 г. по 2011 г. в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи детям возбуждено 133 уголовных дела по фактам причинения смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 109 УК РФ), а также халатности (ст. 293 УК РФ). Кроме того, прокурорами принимались меры по компенсации за причиненный медицинскими работниками вред. Так, прокурор Тбилисского района Краснодарского края по результатам рассмотрения обращения заявительницы о взыскании материальной компенсации за причиненный вред ее здоровью при родах в МУЗ «Центральная городская больница города Кропоткина» обратился в суд с соответствующим исковым заявлением, по результатам его рассмотрения с учреждения здравоохранения взыскан 1 млн. руб. Всего за указанный период прокурорами, участвовавшими в проверке, в суды направлено более 150 исковых заявлений о возмещении затрат на лечение и свыше ста о компенсации морального вреда.

Всего по результатам проверок в сфере охраны жизни и здоровья детей в организациях социальной защиты и здравоохранения прокурорами в 2010 — 2011 гг. выявлено более 55 тыс. нарушений закона, в целях их устранения принесено около 800 протестов на незаконные правовые акты, затрагивающие права несовершеннолетних, в суды направлено свыше 7,5 тыс. исков, в том числе о возмещении затрат на лечение, компенсации морального вреда, разработке программ реабилитации, об обеспечении лекарственными средствами, техническими средствами реабилитации. Внесено более 9,5 тыс. представлений об устранении нарушений закона, по результатам их рассмотрения 10 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 3 тыс. лиц, по материалам прокурорских проверок органами следствия возбуждено 85 уголовных дел.

О результатах настоящей проверки Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации направлена информация с конкретными предложениями по оказанию детскому населению качественной медицинской помощи, в том числе по ускорению формирования перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и включению в него заболевания «мукополисахаридоз» в целях недопущения отказа органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении детей, страдающих данным заболеванием, лекарственными препаратами. Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья детей в деятельности территориальных органов Росздравнадзора.

——————————————————————