Тенденции развития медицинского туризма

(Каримова Д. Ю.)

(«Туризм: право и экономика», 2012, N 2)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА

Д. Ю. КАРИМОВА

Каримова Д. Ю., НОУ ВПО «Институт туризма», заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Государственной классической академии им. Маймонида, доктор медицинских наук, профессор.

В марте этого года в Москве, в ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР», на одной из самых крупных в России и СНГ и престижных выставочно-конгрессных площадок, прошел Московский туристический бизнес-саммит — крупнейшее событие в туриндустрии. В рамках саммита состоялось одновременно несколько значимых событий: 19-я Московская международная выставка «Путешествия и туризм», совмещенная с проведением Международной конференции по морским круизам, Международная конференция по информационным технологиям, а также Московский конгресс по медицинскому и оздоровительному туризму.

Поражают темпы, которыми развивается медицинский туризм у нас в стране, в странах СНГ да и во всем мире. Рост пациентопотока из России и СНГ за 2011 г. составил плюс 47%, и Россия буквально взорвала общепринятое мнение о том, что лидер медицинского туризма — США. Российский рынок растет, и не зря ключевой на Конгрессе стала тема «Россия, страны СНГ и Восточной Европы в глобальной индустрии медицинского туризма. Русскоязычный рынок и сотрудничество с глобальными поставщиками услуг. Построение широкой сети продаж и дальнейшее расширение международного бизнеса в России, СНГ и Восточной Европе».

Жители СНГ выезжают в зарубежные клиники в основном по двум причинам. Это прежде всего необходимость точной диагностики заболеваний или же плановая проверка организма, и второе — это проведение сложных операций и необходимость лечения тяжелых заболеваний. В первую пятерку заболеваний входят онкология, кардиология, в т. ч. кардиохирургия, ортопедия, нейрохирургия, гинекология и урология.

По статистике ООН, мы находимся, к сожалению, на 127 месте в мире по показателям здоровья населения, занимаем первое место в мире по смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, находимся на 111 месте по средней продолжительности жизни населения в целом, на 134 месте по продолжительности жизни мужчин. Они умирают у нас на 10 лет раньше женщин, и мы — страна бабушек.

В целом за последние годы наметилась тенденция к увеличению средней продолжительности жизни, отмечается повышение медицинской активности. Термин «медицинская активность» подразумевает, что человек сам активно предпринимает меры к предупреждению заболеваний, активно участвует в лечебном процессе в случае возникновения заболеваний, предупреждает развитие осложнений, человек активно выстраивает партнерские взаимоотношения с лечащим врачом, с медицинскими учреждениями. Именно такая форма взаимодействия рекомендуется сейчас врачебной деонтологией в отличие от патерналистских отношений, существовавших в условиях тоталитарного государства советской системы. В формате нашего разговора надо вести речь о выстраивании партнерских взаимоотношений и сотрудничестве с туристскими компаниями, помогающими пациентам ориентироваться в возможностях мирового медицинского туризма.

Рост интереса к медицинскому и лечебно-оздоровительному туризму можно прогнозировать и в связи с биологическим омоложением людей во всем мире. Если в середине XX в. геронтологическая классификация выглядела так, что юность заканчивалась в 20 лет, молодость занимала период 20 — 40 лет, к среднему относили возраст 40 — 60 лет, а пожилой возраст наступал в 60 и длился до 74 лет, после 75 — это была уже старость, то современная научно обоснованная геронтологическая классификация выглядит следующим образом: юность — до 30 лет, молодость — 30 — 60 лет, средний возраст — 60 — 100 лет и старость — после 100 лет.

Во всяком случае лозунгом Мадридского международного плана действий по проблемам старения (2002 г.) стал призыв: жить долго, но умереть молодыми! При этом также доказано, что на здоровье влияет в 50% случаев образ жизни самого человека, в 20% — его биологические, генетические свойства, в 20% — качество окружающей среды, а состояние здравоохранения, на которое мы постоянно сетуем, — лишь в 10% случаев.

Системой здравоохранения в стране даже утвержден порядок организации направления граждан РФ на лечение за пределы территории России за счет средств федерального бюджета. Кроме того, по линии социального туризма государство выделяет средства на частичную оплату лечения за рубежом для определенных групп населения. Разумеется, этих средств недостаточно для такой огромной страны, как мы.

Причиной обращения к медицинскому туризму служат и орфанные (редко встречающиеся) заболевания.

Еще один фактор: мы находимся на 97 месте в мире по доходам на душу населения. Но вместе с тем мы занимаем 1-е место в мире по темпам роста числа долларовых миллиардеров и 2-е место (после США) по абсолютному количеству долларовых миллиардеров. То есть налицо большое расхождение в доходах населения, и складывается впечатление, что многие турпродукты по медицинскому туризму рассчитаны только на первую немногочисленную группу населения.

Эти вопросы были подняты в свое время в Монреальской декларации, принятой Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма 12 сентября 1996 г.: «Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц, обязательно означает участие в борьбе против неравенства и против исключения лиц с иной культурой, с ограниченными средствами или возможностями, или живущих в развивающихся странах. С этой целью следует разработать и осуществить конкретные меры: определить социальную туристскую политику, создать надлежащую инфраструктуру, обеспечить систему поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовить кадры и информационную работу и т. д.».

Скромные инициативы, являющиеся элементом общей стратегии, могут зачастую быть более эффективными «дизайнерами общества», чем крупномасштабные проекты, служить новым подходом в интеграции общества. Поделюсь опытом здравоохранения. Уже создаются общественные организации — объединения пациентов с определенной патологией с врачами — специалистами в этой области, производителями фармпрепаратов, поставщиками медицинских изделий, аптек, издателями медицинской литературы. Например, ассоциация «Легочный альянс». Представители компаний, организующих медицинские и оздоровительные туры, вполне могли бы войти со своими предложениями в подобные общественные объединения или создать свои собственные, расширив таким образом реализацию своих предложений на рынке медицинских услуг.

Медицинский туризм развивается колоссальными темпами не только в странах бывшего СССР, но и во всем мире. На Конгрессе были приведены данные по объему рынка медицинского туризма в Европе и Америке. Так, например, в Великобритании поток пациентов достиг 200 000 уже к 2010 г. К этому периоду более 150 000 американцев также выезжали за рубеж с медицинской целью, и поток выезжающих ежегодно растет до 20%. Кстати, страховой бизнес США мгновенно отреагировал на возникновение этой тенденции, и сообщалось, что пять крупнейших американских корпораций мгновенно добавили возможность лечения в зарубежных клиниках в свои страховые программы.

Объем отрасли медицинского туризма — это 19 миллионов поездок в год с объемом в 19 миллиардов долларов уже к 2005 году. На сегодня — увеличение вдвое.

Развивающиеся страны, где правительство действительно задумывается о будущем своей страны, где экономика развивается быстрыми темпами, всерьез задумались о такой мировой тенденции в медицинском туризме. Индия уже ежегодно принимает более 200 000 зарубежных пациентов, и к концу десятилетия ожидается объем рынка Индии — 1,9 млрд. долларов.

Таиланд уже давно стал одним из самых популярных «медицинских» направлений среди зарубежных туристов. Только за один год тайские клиники приняли 1,4 млн. интернациональных пациентов, включая 65 000 американцев.

На Конгрессе фактически был представлен весь цвет мировой медицины и лечебно-оздоровительного бизнеса. Так, одна только организация Swiss Health — Серебряный спонсор 3-го Московского конгресса по медицинскому и оздоровительному туризму — представила всю современную инфраструктуру и возможности первоклассного медицинского обслуживания знаменитой во всем мире швейцарской системы здравоохранения, предлагающей лечение и оздоровительные программы пациентам со всего мира.

Это клиника премиум-класса «Альта Эстетика», работающая в таких сферах, как челюстно-лицевая реабилитация, дентальная имплантология, ортодонтия, лицевая хирургия, полный спектр услуг пластической хирургии. Или, например, Университетский госпиталь «Балгрист» — один из ведущих высокоспециализированных центров в мире, где проводится первоклассная диагностика, лечение и реабилитация пациентов с различными травмами опорно-двигательного аппарата. Имплантационный центр Бодензе (BIZ) — один из самых квалифицированных стоматологических центров в Швейцарии, занимающихся дентальной имплантологией. Clinic Lemanic — ведущая клиника дерматологии, эстетической медицины и пластической хирургии, созданная в 1998 г. доктором Вероник Эмменеггер и господином Дарреллом Джакобсом, специализирующаяся на красоте и здоровье кожи всех возрастов.

Клиника «Женераль Болье» работает, к примеру, одновременно во всех сферах — от хирургии до акушерства, включая онкологию и репродуктивную медицину. Все 64 области специализации Университетской клиники Женевы возглавляются профессорами медицинского факультета университетских клиник Женевы. Не только в столице, но и по всей стране представлены прекрасные клиники. В кантоне Граубюнден — крупнейшем туристическом регионе Швейцарии — находится клиника широкого профиля Kantonsspital Грайбюнден. Центр «Люцерн Хепс» знаменит своим высококвалифицированным специализированным персоналом. В Берне — госпитали широкого профиля «Зонненхоф». Высокогорный Давос знаменит также клиникой для лечения аллергических, респираторных и легочных заболеваний, а также заболеваний кожи и глаз. В Базеле — Университетский детский госпиталь, в Цюрихе — один из ведущих европейских центров детской и подростковой медицины, и многие другие не менее известные клиники, не говоря уже о курортах Швейцарии. К примеру, известный мировой курорт Бад Рагац с его уникальным сочетанием пятизвездочных апартаментов и превосходного питания с собственными термальными минеральными водными источниками. Не менее подробно и обширно были представлены возможности целого ряда других стран.

Оригинально были скомпонованы на форуме доклады, которые были представлены по блокам: «Немецкое заседание», «Испанское заседание», «Американское заседание», «Бельгийское заседание». Тем самым фактически создан новый раздел, или даже предмет — «Страноведение в медицинском туризме».

В частности, был представлен опыт Каталонии, уровень системы здравоохранения которой занимает 7-е место в мире и ежегодно привлекает в Каталонию и ее столицу 16 000 иностранных пациентов. Отмечается резкое увеличение (в три раза) притока такого рода туристов из стран бывшего СССР, и в первую очередь из России.

О сущности и видах инноваций в здравоохранении на примере Университетской клиники «Гамбург-Эппендорф» (Германия) доложила доктор Алла Адамс. Прозвучали также такие темы, как американская модель работы с пациентом, опыт сотрудничества с федеральным некоммерческим департаментом Федерации предпринимателей Бельгии, опыт внедрения эффективных лечебно-оздоровительных и социальных программ в Румынии и многие другие сообщения. Актуальные проблемы развития лечебно-оздоровительного туризма в России были освещены автором этих строк.

Заслуживает особого интереса созданная под руководством генерального исполнительного директора компании Nexen Group Елены Гарвардт уникальная в мировой практике медицинского и лечебно-оздоровительного туризма бесплатная информационно-консультационная служба для жителей России и СНГ под названием «Call 003». Любой пациент имеет возможность получить объективную информацию о зарубежном медицинском учреждении, курорте и конкретном враче.

В свою очередь мы в помощь менеджерам туризма, работающим в медицинской тематике, разработали циклы тематического усовершенствования по основам медицинских знаний, по вопросам защиты прав пациентов, выезжающих за рубеж.

Итак, 3-й Международный конгресс продемонстрировал, что медицинский и лечебно-оздоровительный туризм бурно развивается во всем мире. Анализ ситуации показывает дальнейшее интенсивное развитие данного направления в туриндустрии, его социальную значимость и экономическую эффективность. Следовательно, необходимо расширение профиля работы существующих туристских компаний, их переориентация на популярные направления или даже создание новых, специализирующихся на медицинском туризме, и также необходима подготовка соответствующих специалистов.

——————————————————————