Об организационно-правовых аспектах оказания медицинской помощи иностранным гражданам (на примере случаев с патологией челюстно-лицевой области)

(Сергеев Ю. Д., Александрова О. Ю., Насырова А. Н.)

(«Медицинское право», 2014, N 3)

Текст документа

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ОКАЗАНИЯ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ

(НА ПРИМЕРЕ СЛУЧАЕВ С ПАТОЛОГИЕЙ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ)

Ю. Д. СЕРГЕЕВ, О. Ю. АЛЕКСАНДРОВА, А. Н. НАСЫРОВА

Сергеев Юрий Дмитриевич, член-корреспондент РАМН, заслуженный юрист России, доктор медицинских наук, профессор, президент Национального института медицинского права, заведующий кафедрой медицинского права Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова.

Александрова Оксана Юрьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры основ законодательства в здравоохранении Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова.

Насырова Аймара Наилевна, ассистент кафедры медицинского права Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием законодательства в сфере реализации прав иностранных граждан на оказание медицинской помощи на территории Российской Федерации. Проведен анализ действующего законодательства, закрепляющего права иностранных граждан на оказание медицинской помощи.

Ключевые слова: права иностранных граждан, права иностранных граждан на территории Российской Федерации, оказание медицинской помощи иностранным гражданам с патологией челюстно-лицевой области, патология челюстно-лицевой области, порядок оказания медицинской помощи, нормативно-правовые акты.

Procedural and legal aspects of the delivery of care to the foreign citizens (taking as the example cases of the maxillofacial pathology)

Yu. D. Sergeev, O. Yu. Alexandrova, A. N. Nasyrova

The article deals with upgrading legislation in the sphere of implementation of the rights of foreign citizens to medical care on the territory of the Russian Federation. The article analyses the current legislation that confirms the rights of foreign citizens to medical care.

Key words: rights of foreign citizens, rights of foreign citizens on the territory of the Russian Federation, delivery of medical care to foreign citizens with maxillofacial pathology, maxillofacial pathology, medical care procedure, regulatory legal acts.

Реальное обеспечение прав и законных интересов граждан (в том числе иностранных) в сфере охраны здоровья — важная социальная и политическая задача любого цивилизованного государства [1, 2].

В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения зафиксирован принцип, согласно которому «Здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств» [3].

В силу этого иностранные граждане, находясь на территории Российской Федерации, имеют неоспоримое право на получение медицинской помощи в случаях и объеме, которые предусмотрены законодательством РФ и ратифицированы международными договорами.

Организацию надлежащего исполнения обязанности по оказанию медицинской помощи иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, и создании нормативно-правовой базы по данной проблеме должна обеспечить Россия в лице уполномоченных органов государственной власти согласно многочисленным международным правовым актам, договорам и соглашениям.

Нормативно-правовыми актами общего и специального законодательства РФ, нормами международного права осуществляется регулирование права на медицинское обеспечение иностранных граждан в РФ (Конституцией РФ, международными договорами, ратифицированными РФ, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, межправительственными и межведомственными соглашениями РФ с государствами — участниками Содружества Независимых Государств).

Так, Конституция РФ в п. 3 ст. 62 закрепила равенство прав иностранных граждан и граждан РФ, в том числе права на охрану здоровья и медицинскую помощь, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правила международного договора применяются в том случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом [4]. При медицинском обеспечении по обязательному медицинскому страхованию временно находящихся на территории России иностранных граждан положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в РФ, предписывает учитывать нормы международных договоров.

Особенностью правовых основ медицинского обеспечения иностранных граждан в РФ является то, что нормы действующего законодательства максимально уравнивают права и обязанности иностранных граждан с правами и обязанностями граждан Российской Федерации.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [5] поясняет, кто же является иностранным гражданином, а кто лицом без гражданства:

— иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

— лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии с международными договорами РФ иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья. Лица без гражданства и беженцы, постоянно проживающие в Российской Федерации, наравне с гражданами Российской Федерации пользуются правом на охрану здоровья и имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации.

Выделяются два статуса иностранного гражданина, определяющие объем и порядок медицинского обеспечения: это трудовой статус (работающий, неработающий) и статус проживания иностранных граждан в РФ (постоянно проживающий, временно находящийся). В соответствии со статусом иностранного гражданина в сфере медицинского обеспечения выделяются следующие две группы:

1) работающие иностранцы, постоянно проживающие в РФ и временно проживающие в РФ;

2) неработающие иностранцы, временно проживающие в РФ и временно пребывающие в РФ.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [6] «право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации».

Иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [7] относятся к застрахованным (перечень иностранных граждан, имеющих право на получение медицинской помощи в рамках ОМС, указан в настоящем Законе) и имеют право на получение медицинской помощи в рамках ОМС наравне с гражданами России.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» [8] «медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в Российской Федерации, оказывается медицинскими и иными осуществляющими медицинскую деятельность организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность».

Медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, а также скорая и скорая специализированная медицинская помощь при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно.

В соответствии с договором о предоставлении платных медицинских услуг, договором добровольного медицинского страхования и договором в сфере обязательного медицинского страхования (заключенными в пользу иностранных граждан) медицинская помощь может быть оказана как в неотложной (за исключением скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи), так и в плановой форме.

В системе медицинского страхования существует Перечень минимальных медицинских услуг, оказываемых застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации (Приказ Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. N 315 «О минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации») [9].

В данный перечень входят:

а) медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;

б) медицинская помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли;

в) транспортировка медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение;

г) посмертная репатриация (транспортировка) останков.

Существуют соглашения между Российской Федерацией и с государствами — участниками Содружества Независимых Государств. Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств, подписанное в Москве 27.03.1997, для вступления в силу (ст. 12) в соответствии с законодательством Российской Федерации требует выполнения внутригосударственных процедур.

Гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств, в том числе по обеспечению страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения медицинской помощи (Положение о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2007 N 42) [10].

Таким образом, обязательством приглашающей стороны является возмещение расходов медицинским учреждениям на оказание медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства в период их пребывания в Российской Федерации.

Нормативно-правовым актом, регулирующим оказание медицинской помощи иностранным гражданам при патологии челюстно-лицевой области, является Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» [11], согласно которому медицинская помощь может быть оказана в виде:

— скорой медицинской помощи;

— первичной медико-санитарной помощи;

— специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

В экстренной форме оказывается медицинская помощь при состояниях, представляющих угрозу жизни. Наличие угрожающих жизни состояний является главным критерием экстренной медицинской помощи, они отражены в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. N 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» [12].

В соответствии с данным Приказом:

«6.2. Вред здоровью, опасный для жизни человека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью (далее — угрожающее жизни состояние):

6.2.1. шок тяжелой (III-IV) степени;

6.2.2. кома II-III степени различной этиологии;

6.2.3. острая, обильная или массивная кровопотеря;

6.2.4. острая сердечная и (или) сосудистая недостаточность тяжелой степени или тяжелая степень нарушения мозгового кровообращения;

6.2.5. острая почечная, или острая печеночная, или острая надпочечниковая недостаточность тяжелой степени, или острый панкреонекроз;

6.2.6. острая дыхательная недостаточность тяжелой степени;

6.2.7. гнойно-септическое состояние: сепсис или перитонит, или гнойный плеврит, или флегмона;

6.2.8. расстройство регионального и (или) органного кровообращения, приводящее к инфаркту внутреннего органа или гангрене конечности; эмболия (газовая, жировая, тканевая, или тромбоэмболия) сосудов головного мозга или легких;

6.2.9. острое отравление химическими и биологическими веществами медицинского и немедицинского применения, в том числе наркотиками или психотропными средствами, или снотворными средствами, или препаратами, действующими преимущественно на сердечно-сосудистую систему, или алкоголем и его суррогатами, или техническими жидкостями, или токсическими металлами, или токсическими газами, или пищевое отравление, вызвавшее угрожающее жизни состояние, приведенное в п. п. 6.2.1 — 6.2.8 Медицинских критериев;

6.2.10. различные виды механической асфиксии; последствия общего воздействия высокой или низкой температуры (тепловой удар, солнечный удар, общее перегревание, переохлаждение организма); последствия воздействия высокого или низкого атмосферного давления (баротравма, кессонная болезнь); последствия воздействия технического или атмосферного электричества (электротравма); последствия других форм неблагоприятного воздействия (обезвоживание, истощение, перенапряжение организма), вызвавшие угрожающее жизни состояние, приведенное п. п. 6.2.1 — 6.2.8 Медицинских критериев».

Все вышеперечисленные состояния не могут быть компенсированы организмом самостоятельно и обычно заканчиваются смертью.

Именно при этих состояниях медицинские организации в соответствии с п. 1 ст. 79 обязаны оказывать медицинскую помощь (независимо от того, являются ли нуждающиеся в такой помощи гражданами РФ или нет, застрахованными в системе ОМС или нет).

При оказании скорой медицинской помощи иностранным гражданам в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация.

В рамках скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинская помощь иностранным гражданам при патологии челюстно-лицевой области оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» [13].

Если иностранному гражданину (пациенту) требуется медицинская помощь, врач первичного звена осматривает его и решает, что прежде всего необходимо пациенту; в некоторых случаях помощь может быть оказана в амбулаторных условиях (первичная медико-санитарная помощь), в тех случаях, когда у пациента состояние, представляющее угрозу жизни, то он направляется в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи врачами стоматологического профиля.

Медицинская помощь взрослому населению при патологии челюстно-лицевой области в условиях стационара оказывается врачами — челюстно-лицевыми хирургами либо иными врачами — специалистами отделений, куда госпитализирован пациент с участием врачей стоматологического профиля.

В случае возникновения стоматологического заболевания у пациента, находящегося на лечении в условиях стационара в медицинских организациях с заболеваниями иного профиля, стоматологическая помощь оказывается приглашенными врачами стоматологического профиля.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Данные виды медицинской помощи оказываются в следующих условиях:

а) вне медицинской организации — по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;

б) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

в) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

В экстренной и неотложной форме может быть оказана скорая и скорая специализированная медицинская помощь.

Выбор медицинской организации для доставки пациента при осуществлении медицинской эвакуации производится исходя из тяжести состояния пациента, минимальной транспортной доступности до места расположения медицинской организации и профиля медицинской организации, куда будет доставляться пациент.

Медицинская эвакуация при дорожно-транспортных происшествиях осуществляется в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком.

Медицинская помощь не может быть оказана гражданам иностранных государств за плату, только в следующих случаях:

— при оказании экстренной медицинской помощи;

— гражданам иностранных государств, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;

— если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Анализ вышеперечисленных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, позволяет сделать вывод о недостаточности правовых механизмов реализации иностранными гражданами права на охрану здоровья и медицинскую помощь при патологии челюстно-лицевой области. В связи с этим необходимо принятие отраслевого нормативно-правового акта, конкретизирующего объем медицинской помощи, что приведет к улучшению качества и доступности оказания медицинских услуг иностранным гражданам на территории Российской Федерации.

Литература

1. Сергеев Ю. Д., Вигдорчик В. И., Болотина М. В. Практика правового обеспечения оказания медицинских услуг (на примере Мединцентра ГлавУпДк при МИД России) // Медицинское право. N 1 (9). 2005. С. 3 — 6.

2. Сергеев Ю. Д. Медицинское право: Учебник: В 3 т. М.: Геотар Медиа, 2008. 777 с.

3. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946, вступил в силу 07.04.1948).

4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками).

5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

8. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».

9. Приказ Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. N 315 «О минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации».

10. Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 N 167 «О порядке предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации».

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях».

12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. N 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».

13. Приказ Минздрава России от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *