Право и спорт

(Кулик А., Юрлов С.) ("ЭЖ-Юрист", 2012, N 30) Текст документа

ПРАВО И СПОРТ

А. КУЛИК, С. ЮРЛОВ

Кулик Алексей, тренер по подводному спорту, выпускник юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва.

Юрлов Сергей, студент юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва.

Сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта создает поле для противоречия интересов государства, общественных организаций и спортсменов. В связи с этим российская нормативная правовая база, касающаяся спорта и спортивной сферы, требует пополнения и/или реформирования.

Декларативный характер правовых норм

Государство декларирует поддержку и стимулирование занятий физкультурой и спортом. Одновременно с этим существующая нормативная база и практика ее применения создают определенные ограничения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в данной области. Рассмотрим вопрос о смене модели законодательства о спорте с модели вмешательства на модель невмешательства государства в сферу спортивного правового регулирования. Так уж повелось, что право появляется там, где происходит активная экономическая и предпринимательская деятельность. Спорт не стал исключением. На сегодняшний момент нормативными актами в сфере спорта охватываются общественные отношения. Однако большая часть из этих актов носит декларативный характер, а детальному регулированию подвергаются лишь вопросы, входящие в круг интересов субъектов экономических отношений в сфере спорта (права на рекламу, телевизионные трансляции во время проведения спортивных мероприятий и т. д. <1>). Такой ход вещей представляется естественным, но данную позицию правотворческих и правоприменительных органов иначе как "путь наименьшего сопротивления" назвать сложно. Вместе с тем в праве нуждаются не только отношения, направленные на извлечение прибыли или освоение государственных средств, но и отношения, движимые спортивным духом, нематериальными стимулами соперничества и общественного признания. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

Слишком длинный срок

В России установлено сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"). Именно при проявлении такого сочетания возникает немало проблем. Государство в силу своих социальных начал обязано устанавливать некие гарантии прав, свобод, законных интересов граждан. Обеспечение этих гарантий связано, например, с существованием четко регламентированных процедур принятия нормативных актов, их вступления в силу, действия в пространстве, времени и по кругу лиц. Данные правовые конструкции и институты дают возможность гражданам чувствовать уверенность в завтрашнем дне, позволяют планировать свою жизнь, подстраиваясь под изменяющиеся условия правовой действительности. Но такие гарантии и особенно процедуры их обеспечения имеют одну существенную особенность, которая может быть как недостатком, так и огромным благом. Речь идет о длительных сроках, сложности, многоэтапности процессов подготовки, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов государства. Это в разной степени касается разных актов, но в целом картина такова, что от проекта нормативного акта до его вступления в силу иногда проходит несколько лет. Естественно, для быстро меняющихся общественных отношений в области спорта это малопривлекательно. Как следствие, некоторые обязательные процедуры, установленные государством для реализации прав, свобод и законных интересов граждан, игнорируются.

Нормативы, акты, правила

У российского спорта и его правового обеспечения, на наш взгляд, существует несколько основных проблем: - малопонятный, слабо регламентированный механизм взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления со спортивными федерациями; - малое количество актов, регулирующих спорт на федеральном уровне, их декларативный характер, часто не имеющий механизма реализации (либо механизмы реализации сознательно игнорируются спортивными чиновниками). В РФ действует только Закон N 329-ФЗ. Других федеральных законов, регулирующих финансирование, обеспечение, правила подачи заявок, не существует; - непрозрачная процедура принятия нормативных правовых актов, которая выражается в том, что установленный порядок принятия таких актов не соблюдается (например, таким способом принимаются изменения в нормах, требования и условия их выполнения по разным видам спорта). Большинство актов Минспорттуризма России не подлежит регистрации в Минюсте России, но все равно они туда направляются для признания не нуждающимися в государственной регистрации <2>. -------------------------------- <2> Приказ Минюста России от 04.05.2007 N 88.

В соответствии с Приказом Минспорттуризма России от 24.03.2011 N 232 данные акты подлежат опубликованию в "Сборнике официальных документов и материалов Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" и размещению на официальном сайте Минспорттуризма России (www. minstm. gov. ru) в сети Интернет. Данные акты вступают в силу со дня признания их Минюстом России не нуждающимися в госрегистрации (если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу). На практике эти правила не соблюдаются. Принятие актов происходит иным образом.

Нельзя, но можно?

В 2012 году в подводном спорте сложилась проблемная ситуация в связи с принятием Приказа Минспорттуризма России от 13.03.2012 N 191. Данный Приказ не проходил должной процедуры через Минюст России, то есть не был признан не нуждающимся в госрегистрации, соответственно, не обрел юридической силы. Из-за прямого несоблюдения порядка издания приказов возникла следующая коллизия. Спортсмены одной из сборных команд по подводному спорту собрали документы на представление к присвоению спортивного звания "Мастер спорта России", но при их подаче выяснилось, что на следующий день после окончания соревнований на официальном сайте федерации по данному виду спорта появился Приказ Министра спорта РФ об изменении норм и требований, датируемый двумя неделями ранее начала состязаний, и спортивная федерация выпустила протоколы в соответствии с новыми нормами и требованиями. Тогда спортсмены обратились в Минюст России с обращением, в котором просили разъяснить дату вступления в силу данного Приказа. В ответе ведомства было указано, что данный акт в Минюст России не поступал, хотя должен был <3>. В Минспорттуризме России такую ситуацию объяснили сложившейся практикой между Министерством и общественными организациями по видам спорта о вступлении в силу такого рода приказов Министра спорта с момента их подписания. -------------------------------- <3> Письмо Минюста России от 15.05.2012 N 01-37403/12.

Таким образом, данные изменения в нормы были внесены с нарушением всех предусмотренных процедур. Кроме того, этот Приказ не был опубликован на официальном сайте Министерства спорта, туризма и молодежной политики России, как того требует Приказ N 232.

Бюрократия в действии

Одной из основных проблем российского спорта и его правового обеспечения, безусловно, является высокий уровень забюрократизированности процедуры присвоения спортивных званий "Мастер спорта России" и "Мастер спорта международного класса". Это выражается, во-первых, в том, что в присвоении званий участвует слишком много субъектов (спортивная федерация, спорткомитет субъекта Федерации, спортивная школа, Минспорттуризм России); а во-вторых, в отсутствии четких сроков присвоения спортивного звания (то есть отсутствии какого-либо нормативного правового акта, который бы устанавливал, что звание присваивается по истечении некоего срока с момента выполнения нормативов). Данный правовой пробел приводит к тому, что процесс присвоения спортивного звания чересчур затягивается. Иногда этот срок измеряется годами. В-третьих, в существовании множества административных регламентов по оказанию госуслуги по присвоению спортивного звания <4>, что приводит к разночтениям во многих субъектах РФ, а именно к разнице в сроках присвоения званий. -------------------------------- <4> Приказ Комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области от 01.04.2009 N 8-0.

Решение данной проблемы нам видится в принятии на федеральном уровне нормативного правового акта, который бы закрепил единую на всей территории РФ для всех видов спорта процедуру присвоения спортивных званий с указанием конкретных сроков и правил. В целом по проблематике правотворчества, правоприменения и повышения уровня правосознания спортивных чиновников необходима широкомасштабная научная дискуссия. Необходимо разработать предложения по унификации существующих норм и созданию новых юридических конструкций для применения в сфере спорта. С повышением уровня жизни в государстве все большее число граждан выбирают в качестве досуга занятия физкультурой и спортом. Как следствие, множатся общественные отношения в данной сфере. И, как в любых общественных отношениях, возникают конфликты, разрешение которых часто представляется невозможным из-за отсутствия или длительного неиспользования юридических конструкций и институтов, что может привести (а иногда приводит) к прямому нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.

------------------------------------------------------------------

Название документа