К вопросу об учете уровня психического развития несовершеннолетнего при назначении ему мер уголовно-правового характера

(Скрипченко Н. Ю.) («Медицинское право», 2012, N 6)

К ВОПРОСУ ОБ УЧЕТЕ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ЕМУ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

Н. Ю. СКРИПЧЕНКО

Скрипченко Нина Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова».

В статье анализируются нормы УК РФ, регулирующие применение к несовершеннолетним мер уголовно-правового характера, и делается вывод о том, что законодатель обязывает судебные органы учитывать уровень психического развития подростка, однако практика применения данных норм носит противоречивый характер.

Ключевые слова: психическое развитие, несовершеннолетний, преступление, меры уголовно-правового характера.

To the issues of the registration of the mental development level of a minor in appointing him criminal-law measures N. Yu. Skripchenko

The article deals with the norms of the Criminal Code regulating the use of measures to juvenile criminal law and concludes that the legislator obliges the courts to take into account the level of mental development of adolescents, but the practical application of these standards is controversial.

Key words: mental development, minor crime, the measures under criminal law.

Уровень преступности несовершеннолетних имеет прямые корреляционные связи с состоянием психического здоровья подрастающего поколения. К сожалению, социальные и экономические изменения, затронувшие Россию в конце XX в., привели к росту невротических и психопатологических явлений как среди взрослых, так и в подростковой среде. Нахождение многих детей в условиях социальной депривации нередко проявляется в подростковом возрасте так называемыми задержками психического развития биосоциокультурного генеза. Внушительными применительно к подросткам остаются и показатели психических заболеваний, связанных с органическими поражениями центральной нервной системы. К сожалению, наметилась стойкая динамика увеличения числа подростков с различной степенью умственной отсталости. Ситуация усугубляется еще и тем, что значительное число детей, зачастую еще до наступления подросткового возраста, начинают употреблять алкоголь, токсичные вещества, наркотики <1>. Достаточно высоким остается число подростков с задержками психического развития, невротическими реакциями, различными психическими отклонениями. По данным Минздрава России, на 2002 г. в России было зарегистрировано 2 млн. детей с разными психическими отклонениями <2>. При анализе соотношения между психическими аномалиями и делинквентным поведением несовершеннолетних В. А. Гурьева, В. Я. Семке и В. Я. Гиндикин пришли к выводу, что у 51,3% подростков-правонарушителей обнаруживаются психические отклонения. В их числе ведущее место занимают пограничные состояния (неврозы и психогенные депрессии невротического уровня — 11% от числа обследованных с психическими аномалиями, патохарактерологические развития и психопатии — 30,5%); на втором месте — остаточные явления ранних органических поражений головного мозга — 18,2%, а также задержки психического развития и олигофрении — 9%; на третьем месте хронический алкоголизм — 13% и он же, но осложненный наркоманией, — 2,5% <3>. ——————————— <1> См.: Марковичева Е. В. Использование судебно-психологических и комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз в процессе доказывания по уголовному делу в отношении несовершеннолетних // Юридическая психология. 2008. N 2. С. 14. <2> URL: http:// moscow. hrights. ru/ deti/ data/ deti03_ 03_ 2002-3.htm. <3> См.: Гурьева В. А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста (теоретический, клинический и судебно-психиатрический аспекты). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. С. 24.

Действующий УК РФ (ст. 89) обязывает суд при назначении наказания несовершеннолетнему, кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60, учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Однако ни в ранее действовавшем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. <4>, ни в действующем Постановлении Пленума Верховного Суда от 1 февраля 2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» <5>, высшей судебный орган страны не содержит рекомендаций относительно учета уровня психического развития подростка при назначении ему мер уголовно-правового характера. Вместе с тем Верховный Суд РФ в п. 14 указанного Постановления Пленума закрепляет: «Психическое расстройство несовершеннолетнего, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 22 УК РФ, ч. 2 ст. 433 УПК РФ)». ——————————— <4> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (утратило силу) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4. С. 10 — 14. <5> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета. 11.02.2011. N 29. (5405).

Таким образом, высший судебный орган ориентирует нижестоящие суды учитывать психические расстройства, не исключающие вменяемости, только как обстоятельство, смягчающее наказание несовершеннолетних. Однако, на наш взгляд, такого рода отклонения в психике (особенно у несовершеннолетних) должны учитываться не только как смягчающие обстоятельства, но и при избрании мер уголовно-правового воздействия. Например, назначая наказание условно, на несовершеннолетнего, с учетом рекомендаций, содержащихся в заключение судебно-психиатрической экспертизы, можно возлагать обязанность пройти курс психолого-педагогической, психологической коррекции личности и т. п. Применять специальные психолого-педагогические меры необходимо и в отношении несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могущих в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения либо руководить им (ч. 3 ст. 20 УК РФ) <6>. В соответствии с уголовным законом к таким лицам принудительные меры медицинского характера не применяются, так как отставание в психическом развитии не носит болезненного характера. К ним нельзя применить и принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ). ——————————— <6> По данным Регионального центра судебной психиатрии ГУЗ «Архангельская клиническая психиатрическая больница», ежегодно порядка 2% комплексных психолого-психиатрических экспертиз проводится в отношении несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не могущих в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения либо руководить им (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

Таким образом, УК РФ не предусматривает никаких мер уголовно-правового воздействия для данной категории несовершеннолетних. Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <7> указанные подростки могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Следовательно, данная мера не носит уголовно-правового характера, но ее применяют и в отношении несовершеннолетних, освобождаемых от уголовного наказания на основании ст. 92 УК РФ. В свете сказанного возникает вопрос о целесообразности совместного содержания указанных групп подростков. Анализ 80 заключений комплексной психолого-психиатрической экспертизы, проводимых на базе Регионального центра судебной психиатрии ГУЗ «Архангельская клиническая психиатрическая больница» за 2007 — 2010 гг., свидетельствует, что эксперты отражают возраст, которому соответствует уровень психического развития несовершеннолетнего испытуемого, однако какие-либо рекомендации психологической коррекции личности в заключениях отсутствуют (отчасти это объясняется тем, что в постановлениях о назначении подобного рода экспертных исследований следователи (суды) не ставят перед экспертами таких вопросов). В результате в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа попадают подростки с отставаниями в психическом развитии, где они не получают необходимых коррекционных и реабилитационных мер, а проводимые воспитательные и учебные мероприятия в отношении их становятся малоэффективными. На основании изложенного представляется целесообразным дифференцированное содержание несовершеннолетних с отставаниями в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, и подростков, освобождаемых от уголовного наказания на основании ч. 2 ст. 92 УК РФ. ——————————— <7> Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

——————————————————————