Спортивный маркетинг в Российской Федерации: становление, современное состояние и перспективы развития

(Алексеев С. В.) («Спорт: экономика, право, управление», 2014, N 1) Текст документа

СПОРТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

С. В. АЛЕКСЕЕВ

Алексеев Сергей Викторович, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, президент Национального объединения спортивных юристов РФ, профессор Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, главный редактор журналов «Спорт: экономика, право, управление» и «Право и государство: теория и практика», член Президиума Общенационального правозащитного союза «Человек и закон», член научно-консультативного совета при Общественной палате РФ, доктор юридических наук, профессор, кандидат экономических наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и техники Российской Федерации.

Рассмотрены сущность и предметное содержание спортивного маркетинга. Особое внимание уделяется маркетингу подготовки и проведения физкультурных и спортивных мероприятий и их нормативному регулированию.

Ключевые слова: маркетинг, спортивный маркетинг, физкультурные и спортивные мероприятия, спортивное право, маркетинговое право.

Sports marketing in Russian Federation: formation, modern condition and perspectives of development S. V. Alekseev

Alekseev Sergej Viktorovich, Chairman of the Commission on Sports Law of the Association of Lawyers of Russia, President of the National Association of Sports Lawyers of the RF, professor of the O. E. Kutafin Moscow State Law University, Law Faculty of the Academy of Labor and Social Relations of the Federation of Independent Trade Unions of Russia, Pro-rector of the Academic International Institute, Editor-in-Chief of journals «Sport: Economics, Law and Management», and «Law and State: Theory and Practice», member of the Presidium of the Nationwide Human Rights Union «Man and Law», member of the Science-Consultative Council attached to the Public Chamber of the RF, doctor of juridical sciences, professor, candidate of economic sciences, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Honored Worker of Science and Engineering of the Russian Federation.

The substance and subject content of sports marketing are considered. Special focus is on marketing of organization and carrying of physical cultures and sports activities and legal regulation of them.

Key words: marketing, sports marketing, physical cultures and sports activities, sports law, marketing law.

Исследование проблем спортивного маркетинга невозможно без учета того обстоятельства, что они самым тесным образом связаны с целым рядом теоретических проблем, которые требуют если не самого детального их разрешения, то по меньшей мере четкого определения автором своей позиции по отношению к ним. Одной из них является проблема понятия маркетинга <1>. ——————————— <1> См.: Алексеев С. В. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н. Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005; Алексеев С. В. и др. Международный маркетинг: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н. А. Нагапетьянца. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Нередко смысл слова «маркетинг» интерпретируют как обычное умение предприимчиво и толково вести дело или как общее понимание экономических методов управления, прежде всего управления сбытом продукции производителя. Однако это лишь упрощенное житейское толкование данного понятия. Маркетинг представляет собой весьма многогранное явление. Многочисленные дефиниции маркетинга, которых насчитывается более двух тысяч, могут быть объединены в две крупные группы — классические и современные <2>. ——————————— <2> См.: Алексеев С. В. Маркетинговое право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2003, 2004. С. 8 — 9.

В качестве примера классических определений (зарубежные специалисты называют еще эти определения ограниченными) можно назвать следующие: — предпринимательская деятельность, управляющая продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю (пользователю); — социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации. Такое представление о маркетинге является ограниченным по ряду параметров: сведение маркетинга исключительно к товарам и услугам, преувеличение роли сбыта, игнорирование некоммерческих сфер деятельности, усеченное представление о важности взаимодействия продавцов и покупателей и т. д. Указанные недостатки преодолеваются в современных определениях маркетинга (их называют еще обобщенными). Приведем ряд современных определений с тем, чтобы показать как можно более полно их разнообразие, начиная от сверхобщих и заканчивая такими определениями, формулировки которых включают все необходимые атрибуты маркетинга и позволяют пользоваться ими в практической маркетинговой деятельности. Маркетинг — это «вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (Ф. Котлер). Маркетинг — «…процесс или направленность действий в сфере бизнеса» (Г. Дж. Болт). Маркетинг — «это искусство предложить потребителю товар или услугу, которая будет пользоваться спросом, правильно назначить цену, подобрать каналы сбыта и организовать рекламную кампанию» (Р. Хизрич, М. Питерс). Маркетинг — «это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, предприятия, людей, территории и идеи посредством обмена» (Дж. Р. Эванс, Б. Берман). Маркетинг «представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций» (Американская ассоциация маркетинга). Таким образом, в настоящее время среди экономистов нет единого мнения по определению маркетинга. Однако, несомненно, главным его атрибутом является ориентация на потребителя. Маркетинг как деятельность в сфере рынка и сбыта предназначен, с одной стороны, для целей исследования рынка, спроса на товар, желаний покупателей, учета всего этого в деятельности производителя, а с другой — для активного воздействия на эти компоненты на основе комплексного изучения и прогнозирования рыночной конъюнктуры, выявления неудовлетворенного спроса, планирования товарного ассортимента, оптимизации каналов распределения, стимулирования сбыта, осуществления ценовой политики, соответствующего воздействия на организацию и управление производством. Маркетинг можно трактовать как рыночную философию, стратегию и тактику поведения на рынке, причем не только производителей, поставщиков и посредников, но и потребителей, практических экономистов, ученых и непременно органов государственной власти и управления. Также под маркетингом можно понимать комплекс определенных функций, вид профессиональной деятельности по продвижению продукции на рынке, систему управления (менеджмента), образ мышления, стиль поведения, науку, изучающую рынок, и учебную дисциплину <3>. ——————————— <3> См.: Алексеев С. В. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н. Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005; Алексеев С. В. и др. Международный маркетинг: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н. А. Нагапетьянца. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Большое внимание формулированию понятий мы уделяем потому, что их сущность определяет круг дальнейших теоретических исследований и практических разработок. На важность этого вопроса обращал внимание еще в XVII в. Рене Декарт: «Дайте понятиям точное толкование, и вы освободите мир от половины заблуждений». Маркетинг не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное. Он находится в диалектическом развитии. Маркетинг изменчив в зависимости от времени действия, области его применения, факторов окружающей рыночной среды и, разумеется, от интересов целевых потребительских групп. Маркетинг не совокупность рецептов, не хаотичный набор инструментов; он эффективен при условии системности и комплексности. Зарубежные маркетологи различают макро — и микромаркетинг. «Макромаркетинг есть общественный процесс регулирования товаров и услуг, производимых в народном хозяйстве, от производителя к потребителям, который эффективно уравновешивает предложение со спросом и способствует достижению целей общества» <4>. ——————————— <4> McCarthy E. J., Brogowicz A. A. Essentials of Marketing — Homewood, III: Ricard D. Irwin, 1982.

«Микромаркетинг есть осуществление такой деятельности, которая направлена на достижение целей компании путем предвидения потребностей потребителя или клиента и направления потока товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности, от производителя к потребителю или клиенту» <5>. ——————————— <5> Там же.

Очевидно, что понятие «макромаркетинг» относится к экономике в целом и затрагивает отдельные компании лишь в самом общем плане. Понятие же «микромаркетинг» лучше всего подходит к характеристике деятельности отдельного хозяйствующего субъекта, например спортивного клуба. Спортивный маркетинг — это непрерывный поиск возможностей комплексного решения как непосредственных, так и косвенных задач потребителей спорта, компаний, работающих в спортивной сфере, и других физических лиц и организаций, связанных со спортом, в условиях изменчивой и непредсказуемой среды, характерной для самого понятия «спорт» <6>. ——————————— <6> См.: Маркетинг спорта / Под ред. Джона Бича и Саймона Чедвика; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2010. С. 37.

Одним из главных направлений спортивного маркетинга является маркетинг физкультурных и спортивных мероприятий. Он представляет собой самостоятельный раздел спортивного маркетинга со своими специфическими особенностями и правилами функционирования. Маркетинг подготовки и проведения физкультурного или спортивного мероприятия включает в себя, в частности, набор следующих действий: выбор вида физкультурного или спортивного мероприятия, определение места и сроков его проведения, рекламную кампанию и связи с общественностью (Public Relations), поиск и работу со спонсорами, продажу билетов и абонементов (в том числе создание комфортных условий для их приобретения) и организацию входа на объект спорта, продажу прав на использование спортивной (в том числе олимпийской и паралимпийской) символики, организацию освещения и продажу прав на радио — и телетрансляцию мероприятия, организацию культурной программы, питания и других сопутствующих услуг для посетителей, организацию транспортного обеспечения, стоянки и охраны автомобилей посетителей, подбор и работу с волонтерами, обеспечение безопасности (в том числе медицинское обеспечение, антидопинговое обеспечение, обеспечение общественного порядка), решение юридических вопросов, в том числе урегулирование возникающих в данной сфере коллизий (прежде всего умение находить компромиссные решения со всеми участниками зрелищного мероприятия). Большую роль играет работа с болельщиками, зрителями, представителями СМИ, а также вопросы участия в мероприятии официальных лиц и приглашения VIP-персон. Большая роль в маркетинге физкультурных и спортивных мероприятий отводится приглашению на них знаменитых спортсменов. Спортивные звезды поднимают настроение болельщиков, зрителей и придают проводимым мероприятиям притягательность. Кроме того, участие в мероприятиях атлетов-кумиров привлекает дополнительное внимание СМИ, а также промышленников и бизнесменов — потенциальных спонсоров мероприятий. Перечисленные выше элементы маркетинга физкультурных и спортивных мероприятий нацелены на достижение максимальной эффективности маркетинговых программ по их организации и проведению. Маркетинг ориентирован главным образом на рынок, а рынком в рассматриваемой сфере выступает, прежде всего, группа людей, реально или потенциально заинтересованных в качественном спортивном зрелище и способных за него платить, т. е. болельщики, зрители. Они платят за услугу или непосредственно — путем покупки входных билетов, абонементов, или опосредованно — путем регулярного просмотра их по телевидению или прослушивания по радио, что повышает рейтинг передач, и, следовательно, растут доходы телевидения или радио от продажи рекламного времени и доходы от продажи прав на трансляцию мероприятий. Маркетинговый подход предполагает прежде всего рыночно ориентированную систему управления. Без управления производителем спортивного зрелища с ориентацией на запросы рынка спортивных мероприятий, прежде всего потребителей (зрителей, болельщиков), воздействия на окружающую рыночную среду и детерминирующие ее факторы невозможен рыночный, коммерческий успех. Господствующий принцип маркетинга — ориентация на эффективное удовлетворение запросов и разрешение проблем конкретных целевых групп потребителей. При этом имеются в виду как уже сформированные, так и закамуфлированные (потенциальные) потребности соответствующей аудитории (зрителей, болельщиков). Таким образом, главное действующее лицо на рынке, в частности, спортивных соревнований — болельщик, зритель, а все остальные должны максимально способствовать им получить соответствующую услугу — спортивное зрелище высокого качества. То есть маркетинг должен быть ориентирован на массового потребителя — болельщика, зрителя, поддержание и стимулирование их зрительского интереса и при этом стремиться максимально удовлетворить соответствующие потребности различных слоев населения. Спортивный маркетинг является важным инструментарием решения стратегических и тактических задач физкультурно-спортивных организаций, заинтересованных в разработке, продвижении и продаже востребованных рынком продуктов, в частности, физкультурных и спортивных мероприятий. В условиях рыночной экономики маркетинг физкультурных и спортивных мероприятий имеет большое практическое значение, усиливая их коммерческое значение. Маркетинг с начала коммерциализации мирового спорта стал важнейшим средством поиска источников финансирования физкультурных и спортивных мероприятий. Постоянный поиск новых источников финансирования детерминировал увеличение маркетинговых исследований и использования инструментов маркетинга, что способствует более устойчивому экономическому положению физкультурно-спортивных организаций. Проведение маркетинга физкультурных и спортивных мероприятий позволяет существенно повысить их доходность. Маркетинг физкультурных и спортивных мероприятий можно, в частности, рассматривать как концепцию финансово-экономической работы, направленной на привлечение источников финансирования физкультурных и спортивных мероприятий. Маркетинг служит важнейшим средством, позволяющим сохранять в определенной мере финансовую независимость физкультурно-спортивного движения от воздействия как государственных структур, так и частного бизнеса. Развитие маркетинга немыслимо без основополагающей роли права, которое является важнейшим инструментом регулирования маркетинговых отношений, оно формирует и совершенствует эти отношения <7>. ——————————— <7> См.: Алексеев С. В. Маркетинговое право: Краткие учебные курсы юридических наук. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002; Алексеев С. В. Маркетинговое право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2003, 2004; Алексеев С. В. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003; Алексеев С. В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004 (сер. «Dura lex, sed lex»); Алексеев С. В. и др. Международный маркетинг: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н. А. Нагапетьянца. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005; Алексеев С. В. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н. Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Внешним проявлением неоднородного, комплексного характера регулирования физкультурных и спортивных мероприятий является наличие разных источников, его формирующих. Источник регулирования выступает как внешняя форма выражения и закрепления норм и правил, нормативной субстанции. В соответствии со ст. 4 Федерального закона о спорте законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона о спорте, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Российское законодательство о физической культуре и спорте — комплексная по своему содержанию часть национального законодательства, включающая нормы, прежде всего, конституционного, муниципального, административного, финансового, гражданского, предпринимательского, трудового, уголовного, международного и процессуального права. Оно тесно связано с законодательством об образовании, о социальном обеспечении, о здравоохранении и др. <8>. ——————————— <8> См.: Алексеев С. В. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007, 2012, 2013, 2014; Алексеев С. В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010, 2013; Алексеев С. В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013, 2014; Алексеев С. В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014; Алексеев С. В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник для вузов. М.: СОВЕТСКИЙ СПОРТ, 2013; Алексеев С. В., Гостев Р. Г. и др. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография. М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013.

Сердцевину российского спортивного законодательства составляет Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Кроме него к числу основных источников спортивного законодательства, непосредственно связанных с регулированием спортивных мероприятий, следует отнести: — Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <9>; ——————————— <9> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.

— Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» <10>; ——————————— <10> СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5415.

— Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <11>. ——————————— <11> СЗ РФ. 2013. N 23. Ст. 2866.

Помимо указанных, в систему источников, регулирующих физкультурные и спортивные мероприятия, входят другие федеральные законы. Их можно дифференцировать на кодифицированные и некодифицированные (или текущие). Некоторые вопросы, связанные с организацией и проведением физкультурных и спортивных мероприятий, регулируются отдельными нормами, в частности, следующих кодифицированных федеральных законов: — Гражданский кодекс Российской Федерации — часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ <12>, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ <13>, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ <14> и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ <15>; ——————————— <12> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. <13> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410. <14> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552. <15> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <16> (ст. 3.5, 3.11, 3.12, 4.5, 6.18, 8.13, 14.15.1, 20.20, 23.1, 28.3, 28.7, 29.6 и др.); ——————————— <16> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

— Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ <17> (ст. 184 и др.); ——————————— <17> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

— Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ <18> (ст. 14, 19, 23, 35, 48, 48.1, 62); ——————————— <18> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.

— Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ <19> (ст. 98 и др.); ——————————— <19> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

— Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ <20> (ст. 41 и др.); ——————————— <20> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

— Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ <21> (ст. 6, 50); ——————————— <21> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

— Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ <22> (ст. 3, 14, 16, 23.1, 34 и др.). ——————————— <22> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

Существует достаточно широкий круг текущих федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с организацией и проведением физкультурных и спортивных мероприятий. В их числе: — Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» <23>; ——————————— <23> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

— Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» <24>; ——————————— <24> ВСНВ и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

— Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» <25>; ——————————— <25> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

— Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» <26>; ——————————— <26> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

— Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» <27>; ——————————— <27> СЗ РФ. 2013. N 8. Ст. 721.

— Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» <28>; ——————————— <28> СЗ РФ. 1998. N 1. Ст. 4.

— Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» <29>; ——————————— <29> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.

— Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» <30>. ——————————— <30> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

Пункт 7 ст. 3 Федерального закона о спорте в качестве одного из основных принципов законодательства о физической культуре и спорте закрепляет соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта. В их ряду, например, Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей, ETS N 120 (Страсбург, 19 августа 1985 г.) <31>. ——————————— <31> Там же. 2000. N 1.

Особую группу источников, связанных с регулированием физкультурных и спортивных мероприятий, составляют международные межведомственные соглашения-декларации в сфере спорта, документы межгосударственных конференций и т. п., положения которых носят главным образом рекомендательный характер и порождают морально-политические обязательства. Положения этих документов относятся к нормам так называемого мягкого права. Среди них есть универсальные, например Международная хартия физического воспитания и спорта (Париж, 21 ноября 1978 г.) <32>; есть региональные, например Спортивная хартия Европы (Родос, 14 — 15 мая 1992 г.) <33>, Европейский манифест «Молодые люди и спорт» (Лиссабон, 17 — 18 мая 1995 г.) <34>; Рекомендация Европейского совета «Молодежь и спорт высших достижений» (N 1292, 1996 г.) <35>; Декларация «Спорт, терпимость и чистая игра» (Амстердам, 11 апреля 1996 г.) <36>. С содержащимися в этих документах международными рекомендациями субъекты спортивного права при организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий должны считаться и должны исполнять их по доброй воле. ——————————— <32> См.: Алексеев С. В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008, 2013. С. 262 — 267. <33> Там же. С. 268 — 272. <34> Там же. С. 273 — 276. <35> Там же. С. 277 — 278. <36> Там же. С. 279 — 281.

Международные акты по вопросам физкультурно-спортивного движения, имеющие рекомендательный характер, тем не менее могут содействовать большему единообразию практики в физкультурно-спортивных отношениях, в частности в отношениях по подготовке и проведению физкультурных и спортивных мероприятий, не регламентируемых специальными международными договорными императивными нормами. Более того, такие акты-рекомендации готовят почву для последующей разработки международных договоров по функционированию и развитию физкультурно-спортивного движения, носящих обязательный характер, или содействуют постепенному признанию соответствующих правил поведения в качестве обязательных стандартов или обычаев. Особое место занимают соглашения о подготовке и проведении международных спортивных соревнований, такие, как: — Соглашение, заключенное Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и г. Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи; — Соглашение о проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г., заключенное FIFA с Оргкомитетом «Россия-2018». Эти Соглашения определяют условия подготовки и проведения в Российской Федерации соответствующих международных спортивных соревнований и устанавливают статус, права и обязанности соответствующих оргкомитетов. Нормы, регулирующие отношения, связанные с подготовкой и проведением физкультурных и спортивных мероприятий, содержатся в подзаконных актах — указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании физкультурных и спортивных мероприятий, например: — Указ Президента РФ от 15 января 2013 г. N 29 «О Государственной комиссии по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» <37>; ——————————— <37> СЗ РФ. 2013. N 3. Ст. 176.

— Указ Президента РФ от 14 мая 2010 г. N 594 «Об обеспечении безопасности при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» (вместе с Положением об оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи») <38>; ——————————— <38> СЗ РФ. 2010. N 20. Ст. 2436.

— Указ Президента РФ от 19 августа 2013 г. N 686 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи» <39>; ——————————— <39> СЗ РФ. 2013. N 34. Ст. 4430.

— Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» (вместе с Программой строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта) <40>; ——————————— <40> СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 113.

— Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства» <41>; ——————————— <41> СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2818.

— Постановление Правительства РФ от 18 марта 2013 г. N 232 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности объектов, расположенных в г. Сочи, в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи» <42>; ——————————— <42> СЗ РФ. 2013. N 12. Ст. 1334.

— распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 1333-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <43>; ——————————— <43> СЗ РФ. 2013. N 31. Ст. 4282.

— Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 504 «Об утверждении общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта» <44>; ——————————— <44> Российская газета. N 229. 11.10.2013.

— Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11 октября 2013 г. N 839 «Об утверждении Инструкции об организации досмотра граждан, находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей (в том числе с применением технических средств) при проходе (проезде) на контролируемую территорию и при выходе (выезде) с указанной территории в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи» <45>. ——————————— <45> Российская газета. N 252. 08.11.2013.

Так как Конституция РФ относит регулирование вопросов физической культуры и спорта к совместному ведению РФ и ее субъектов (пп. «е» п. 1 ст. 72 Конституции РФ), то помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих отношения, связанные с организацией и проведением физкультурных и спортивных мероприятий, входят и акты субъектов Российской Федерации. Примеры региональных законов, регулирующих отношения, связанные с организацией и проведением физкультурных и спортивных мероприятий: — Закон г. Москвы от 15 ию ля 2009 г. N 27 «О физической культуре и спорте в г. Москве» <46>; ——————————— <46> Ведомости Московской городской Думы. 2009. N 8. Ст. 216.

— Закон Московской области от 27 декабря 2008 г. N 226/2008-ОЗ «О физической культуре и спорте в Московской области» <47>; ——————————— <47> Ежедневные новости. Подмосковье. 30.12.2008. N 285.

— Закон г. Санкт-Петербурга от 14 декабря 2009 г. N 532-105 «Об основах политики г. Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта» <48>. ——————————— <48> Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 28.12.2009. N 33.

Примерами региональных подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением физкультурных и спортивных мероприятий, являются: — Постановление Правительства г. Москвы от 30 августа 2011 г. N 390-ПП «О совершенствовании организации и проведения в г. Москве официальных физкультурных и спортивных мероприятий г. Москвы, а также официальных значимых физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий» (вместе с «Порядком организации и проведения в г. Москве официальных физкультурных и спортивных мероприятий г. Москвы, а также официальных значимых физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий») <49>; ——————————— <49> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 06.09.2011. N 49.

— Постановление Правительства г. Москвы от 20 сентября 2011 г. N 432-ПП «Об утверждении Государственной программы г. Москвы «Спорт Москвы» на 2012 — 2016 гг.» <50>. ——————————— <50> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 04.10.2011. N 55.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона о спорте федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить Федеральному закону о спорте. Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона о спорте по вопросам деятельности в области физической культуры и спорта принимаются муниципальные правовые акты, которые не могут противоречить Федеральному закону о спорте. В качестве примеров муниципальных актов, регулирующих общественные отношения, связанные с подготовкой и проведением физкультурных и спортивных мероприятий, можно привести следующие: — Постановление администрации г. Долгопрудного Московской области от 1 ноября 2011 г. N 692-ПА «Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в г. Долгопрудном на 2012 — 2015 гг.» <51>; ——————————— <51> Вестник — Долгопрудный. 02.11.2011. N 41 (приложение к газете «Газета Долгопрудный»).

— решение Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области от 31 августа 2010 г. N 88/10 «Об утверждении Положения об обеспечении условий для развития массовой физической культуры и спорта на территории городского поселения Лотошино» <52>; ——————————— <52> Сельская новь. 09.09.2010. N 36 (решение).

— Постановление главы городского округа Звенигород Московской области от 19 октября 2011 г. N 953 «О Правилах проведения массовых мероприятий на территории городского округа Звенигород» <53>. ——————————— <53> Звенигородские ведомости. 04.11.2011. N 45.

Пункт 3 ст. 3 Федерального закона о спорте провозглашает принцип сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта. С учетом этого в сфере организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий находят широкое применение нормативные акты российских организаций физкультурно-спортивной сферы <54>. Такие акты регулируют отношения на уровне самих организаций и принимаются их учредителями либо самими организациями. Это учредительные документы спортивных организаций, регламентные акты спортивных федераций, ассоциаций, союзов, лиг, локальные нормативные акты спортивных клубов и других физкультурно-спортивных организаций и т. д. Акты саморегулирования субъектов сферы спорта относятся к системе внеправовой нормативной регламентации в области спорта — lex sportiva, при этом их нормы носят главным образом императивный характер. ——————————— <54> См.: Маргулис М. А. Нормотворчество корпоративных объединений в области спорта: Дис. … к. ю.н. М., 2005; Степанов Л. М. Локальные акты физкультурно-спортивных объединений как источник нормативного регулирования в профессиональном спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2004. N 4.

Например, в области футбола действуют: — Устав общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз», утвержденный Учредительной конференцией 8 февраля 1992 г.; — Регламент СОГАЗ-чемпионата России по футболу среди команд клубов премьер-лиги сезона 2013 — 2014 гг., утвержденный исполкомом общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» 28 июня 2013 г.; — Регламент первенства России по футболу среди команд клубов Футбольной национальной лиги сезона 2013 — 2014 гг., утвержденный исполкомом Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» 28 июня 2013 г., и др. <55>. ——————————— <55> URL: http://www. rfs. ru.

Важная группа источников, на основе которых осуществляется подготовка и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, — это нормативные акты международных спортивных организаций. Это (как и в случае с актами национальных спортивных организаций) также акты саморегулирования субъектов сферы спорта, которые относятся к системе внеправовой нормативной регламентации в области спорта — lex sportiva, при этом их нормы носят главным образом императивный характер. В ч. 2 ст. 40 Федерального закона о спорте, в частности, говорится, что российские физкультурно-спортивные организации в отношениях со спортивными организациями иностранных государств соблюдают регламенты и требования, утвержденные международными спортивными организациями. Основные принципы, нормы и правила функционирования спортивного и олимпийского движения, деятельности Международного олимпийского комитета, международных федераций по видам спорта, национальных олимпийских комитетов, организации и проведения Олимпийских игр сконцентрированы в Олимпийской хартии Международного олимпийского комитета (МОК) <56> — кодекса организации и реализации олимпийского движения. ——————————— <56> См.: Алексеев С. В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. С. 115 — 159.

К нормативным актам международных спортивных организаций относятся также уставы и другие нормативные документы, устанавливающие юридический статус и регламентирующие деятельность МОК <57>, Международного паралимпийского комитета (МПК) <58>, международных федераций по видам спорта <59> и многих других международных спортивных организаций. ——————————— <57> Олимпийская хартия является также уставом Международного олимпийского комитета. <58> См.: Устав Международного паралимпийского комитета на его официальном сайте. URL: http://www. paralympic. org. <59> См., напр.: Международная федерация футбола. Устав. Регламент / Пер. с англ. М., 2011.

Характерный пример источников рассматриваемой категории — нормативные документы международных спортивных федераций, регламентирующие порядок организации и проведения международных спортивных соревнований (например, Регламент ФИФА по проведению международных матчей — 2011 <60>, Правила соревнований Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) <61>). ——————————— <60> См.: URL: http://www. rfs. ru. <61> См.: URL: http://rusathletics. com.

Нарушения норм, содержащихся в уставах, регламентах, правилах и других нормативных документах международных спортивных федераций, соответствующие спортивные санкции, организация и функционирование юрисдикционных органов, отвечающих за вынесение решений, а также порядок рассмотрения дел в этих органах регламентируются дисциплинарными кодексами <62>. В качестве примера такого акта можно сослаться на Дисциплинарный кодекс Международной федерации футбола, принятый в соответствии с п. 4 ст. 54 Устава ФИФА <63>. ——————————— <62> Специфика спортивного порядка проявляется, в частности, в способности международной спортивной организации (так же как и национальной) к саморегулированию через различные уставы и регламенты и способности гарантировать обязательность своих требований через применение спортивных дисциплинарных санкций. <63> См.: Дисциплинарный кодекс ФИФА. Международная федерация футбола / Пер. с англ. М., 2005.

Нормативное регулирование организации и деятельности Международного спортивного арбитражного суда осуществляется Кодексом спортивного арбитража <64>, специальными регламентами разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр <65>, и другими документами. ——————————— <64> См.: Алексеев С. В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения. С. 638 — 656. <65> Там же. С. 657 — 673.

Важным регулятором отношений, связанных с организацией и проведением физкультурных и спортивных мероприятий, являются этические нормы, правила социально-этического маркетинга. Так, поведение участников спортивного движения, в том числе спортивных организаций, их руководителей, менеджеров, спортсменов, тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов, спортивных врачей, спортивных судей, спортивных болельщиков и зрителей, представителей спортивных властей, должно, помимо прочего, определяться социальными нормами и правилами профессиональной этики. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона о спорте одна из обязанностей спортсменов — соблюдать этические нормы в области спорта. В связи с этим, укрупненно говоря, названные лица должны придерживаться небезызвестного категорического императива, сформулированного немецким философом XVIII в. Иммануилом Кантом: «Поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе», распространяющегося и на спортивную сферу <66>. ——————————— <66> См.: Радченко П., Матвеев С., Когут И. Проблема этики в современном олимпийском спорте // Наука в олимпийском спорте. Украина. 2007.

В 1995 г. в Лозанне (Швейцария) состоялась первая Международная конференция по спорту и окружающей среде. Ее организаторами были МОК и ООН в рамках Программы по охране окружающей среды (ЮНЕП). На этой конференции 120 делегатов представляли разные страны, структуры ООН, неправительственные организации пяти континентов, промышленный сектор и олимпийскую семью. На конференции было отмечено, что 3 млрд. человек, т. е. около половины человечества, проживают на урбанизированных территориях и ежедневно эта цифра увеличивается примерно на 160 тыс. При этом более 1 млрд. человек из городского населения проживают в условиях угрожающих здоровью уровней воздушных загрязнений, что для тех, кто активно занимается спортом, особенно опасно. В связи с этим Комиссия по спорту Евросоюза запланировала принятие Кодекса устойчивого развития в спорте, причиной разработки которого стала необходимость гарантировать возможно большему числу людей такие оптимальные условия для занятий спортом, которые были бы им полезны. Речь идет в первую очередь о сохранении чистой и здоровой окружающей среды. Взаимоотношения спорта и окружающей среды в рамках потребности устойчивого развития определены Международным олимпийским комитетом в документе Agenda 21. В нем спорт рассматривается как одна из возможностей отыскания путей и основ, гарантирующих защиту окружающей среды. В свете этого специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта совместно с представителями Федерации парусного спорта России разработали Кодекс поведения спортсменов во время проведения тренировок и соревнований по парусному спорту, подготовке материальной части при организации отдыха в естественной природной среде <67>. ——————————— <67> См.: Алексеев С. В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения. С. 229 — 230.

Положения этических кодексов и других аналогичных документов, как правило, не являются императивными и носят главным образом рекомендательный характер. Однако отказ следовать их нормам, помимо прочего, может нанести серьезный ущерб имиджу спортсмена, тренера, судьи, спортивной организации, другого субъекта спортивной сферы, даже государства, и стать куда более болезненным, чем меры юридической ответственности. Следует отметить, что с принятием Федерального закона о спорте законотворческая работа не закончилась, со времени вступления его в силу (30 марта 2008 г.) в данный Закон внесен уже ряд существенных поправок <68> и на сегодняшний день осталось еще много нерешенных проблем. Предстоит дальнейшее совершенствование отдельных положений Федерального закона о спорте и других нормативных правовых актов с учетом современных потребностей нормального функционирования и эффективного развития отрасли. ——————————— <68> Алексеев С. В., Гостев Р. Г. Развитие законодательного регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации: история и современность // Спортивная отрасль России. Ежегодник. 2013. М.: Минспорт России; Ассоциация спортивного инжиниринга, 2013.

В апреле 2012 г. Минспорттуризмом России одобрена Система мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру; осуществляется совместная с другими органами исполнительной и законодательной власти работа над ее реализацией. В рамках данной Системы мер предстоит разработать и принять комплекс федеральных законов, направленных, в частности, на создание дополнительных возможностей и преференций в области образования, профессиональной переподготовки и трудоустройства, медицинского обслуживания и страхования, социально-бытового обеспечения, пенсионного обеспечения и др. <69>. Этот комплекс мер требует дополнительных средств, поэтому одной из составляющих Системы мер являются разработка и принятие изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» <70> в части введения целевых отчислений от всех подпадающих под данный Закон игр, в том числе в отношении букмекерских контор и тотализаторов, для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений, а также в части урегулирования интеллектуально-коммерческих игр, в том числе предусматривающих целевые отчисления от интеллектуально-коммерческих игр для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений. ——————————— <69> См.: Брусникина О. А., Алексеев С. В. Проблемы социальной защиты спортсменов в Российской Федерации: законодательные пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 3. С. 3 — 8; Брусникина О. А. Социальная адаптация спортсменов после окончания спортивной деятельности // Бариев М. М., Степанов И. А., Алексеев С. В. и др. Социальная адаптация спортсменов на современном этапе: Сборник материалов Круглого стола «Проблемы социальной адаптации спортсменов» в рамках III Международного спортивного форума «Россия — спортивная держава». М.: Олимпийский комитет России, 2011. С. 14 — 17; Сихарулидзе А. Т., Алексеев С. В. Актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе: пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 2. С. 3 — 10; Алексеев С. В. Спортивное право и спортивное законодательство России на современном этапе: проблемы и перспективы // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 2. С 4 — 8; Брусникина О. А., Гостев Р. Г., Алексеев С. В. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров как одно из приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта: современные проблемы и пути их решения // Культура физическая и здоровье. 2012. N 2(38). С. 3 — 13; Брусникина О. А., Гостев Р. Г., Алексеев С. В. Социальные гарантии и социальная защита спортсменов, тренеров и других участников физической культуры и спорта // Спортивная отрасль России. Ежегодник. 2012. М.: Минспорттуризм России; Ассоциация спортивного инжиниринга, 2012. С 197 — 226. <70> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 7.

Необходимость законодательного урегулирования интеллектуально-коммерческих игр возникла в связи с выведением спортивного покера <71> из Всероссийского реестра видов спорта <72>. Однако из этого не следует, что турнирный покер, который официально признавался на протяжении двух лет спортом, стал азартной игрой. Покер выведен из состава спортивных игр, и только. В настоящее время в российском законодательстве существует пробел в нормативном правовом регулировании деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр, что с учетом передового опыта ведущих зарубежных стран (Италии, Испании, Франции, Дании, Австрии, Голландии, Германии, острова Мэн (Великобритания), Эстонии, Мальты и др.) требует ее цивилизованного законодательного урегулирования, предусматривающего государственный контроль указанной специфической и распространенной деятельности — в форме лицензирования <73>. ——————————— <71> См.: Алексеев С. В. Правовой статус спортивного покера в России // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 2; Его же. Покер как интеллектуальная спортивная игра: становление и развитие в России // ПолитЭкономика. 2009. N 2 — 3. <72> В Российской Федерации некоторые карточные игры продолжают иметь статус вида спорта, например бридж. На основании Приказа Федерального агентства по физической культуре и спорту от 8 августа 2005 г. N 475 Лига спортивного бриджа имеет государственную аккредитацию по виду спорта «спортивный бридж» // СПС «КонсультантПлюс». <73> См.: Алексеев С. В. Проблемы правового статуса турнирного покера: пути решения: Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы спортивных правоотношений: законодательное регулирование, перспективы развития». Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2010; Его же. Правовые и законодательные проблемы интеллектуально-коммерческих игр в России // Спорт и право. 2010. N 6; 2011. N 1 — 5; Его же. Интеллектуально-коммерческие игры: предпосылки и путь к легализации в России // Юридический мир. 2010. N 11; Его же. Чем покер хуже шашек? Перспективы развития интеллектуально-коммерческих игр в России // Спорт. Бизнес. Консалтинг. 2012. N 2.

В некоторых странах, в частности в Литве, Казахстане и др., турнирный покер уже не первый год продолжает быть официально признанным интеллектуальным видом спорта. В начале 2012 г. Министерство спорта Бразилии официально признало покер спортивной игрой. Поспособствовала этому конфедерация техасского холдема Бразилии, которая теперь является главной по покеру в стране. В реестр видов спорта на официальном сайте министерства попали холдем, омаха, семикарточный стад, разз и другие покерные дисциплины. В 2016 г. состоятся Олимпийские игры по интеллектуальным видам спорта, Бразилия является кандидатом на их проведение. В целом надо сказать, что принятие нового Федерального закона о спорте и сопряженного с ним законодательства является существенным шагом вперед с точки зрения качества и эффективности нормативно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта. В отличие от предыдущего, новый Федеральный закон о спорте содержит конкретные правовые механизмы, а не декларации. Новый закон гораздо лучше предыдущего закрепляет, упорядочивает и опосредует складывающиеся в физической культуре и спорте общественные отношения <74>. ——————————— <74> См.: Сихарулидзе А. Т., Алексеев С. В. Актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе: пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 2; Алексеев С. В. Спортивное право и спортивное законодательство России на современном этапе: проблемы и перспективы // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 2.

С учетом сказанного выше понятно, что помимо использования маркетинговых технологий в физкультурно-спортивной сфере, в частности при организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий, важно наличие соответствующей нормативной базы и умение ее квалифицированного применения. Маркетинговые службы организаторов физкультурных и спортивных мероприятий и других организаций отрасли, специализирующиеся на маркетинговых исследованиях, проводят изучение рыночной ситуации, в соответствии с которым консультируют и предоставляют заинтересованным пользователям рекомендации по их дальнейшей деятельности. При этом среди прочих возникают вопросы нормативного характера, требующие адекватной юридической оценки. Специалисты должны учитывать требования законодательства и регламентного регулирования при разработке спортивного зрелища и других продуктов отрасли, а также формировании маркетинговых программ организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Маркетологи должны разбираться в основных законодательных актах, защищающих конкуренцию, потребителей (прежде всего зрителей, болельщиков) и общество. Отсутствие правильной юридической оценки большинства ситуаций, возникающих в маркетинговой деятельности, может стать причиной лишних затрат и серьезных ошибок в работе организации. В этой связи особую актуальность в маркетинговой деятельности на рынке, в частности, спортивных зрелищ приобретает довольно непростая проблема согласования ее с правовыми и регламентными нормами, очерчивающими определенные нормативные рамки для участников этой деятельности. Знание до тонкостей правового и регламентного регулирования этой сферы общественных отношений приведет к повышению эффективности использования организациями физкультурно-спортивной сферы маркетинговых исследований и мероприятий. Маркетинг по отдельности не сводится ни к философии, ни к стратегии или тактике рыночной деятельности. Он представляет своего рода триаду элементов, в которой ключевые принципы (философия) задают и позволяют выявить долгосрочные цели (стратегия), которые дают возможность сформировать комплекс маркетинговых мероприятий, инструментов и способов деятельности (тактика). В маркетинге физкультурных и спортивных мероприятий принципиально именно эффективное удовлетворение запросов потребителей (зрителей, болельщиков). Если, например, последние не почувствуют этой эффективности и удовлетворенности качеством спортивного зрелища, едва ли они возобновят данное взаимодействие. Понятие рыночного успеха заключает в себе некую свободу хозяйствующего субъекта от ежесекундной оценки прямой эффективности спортивного бизнеса. Рыночный успех оценивается далеко не только в величине текущей прибыли, но также и в увеличении рыночной доли организации, в завоевании дополнительного престижа, авторитета на рынке и в обществе. Маркетинг в спорте нужно соотносить с определенными особенностями, присущими сфере физической культуры и спорта, например такими, как некоммерческие цели, добровольная работа и др. Программа маркетинга не принесет успеха, если она не будет увязана с традиционными ценностями физкультуры и спорта, а ориентация на рынок и максимизацию прибыли не будет приведена в соответствие, в частности, с социальными и педагогическими целями. Благодаря маркетингу олимпийское и физкультурно-спортивное движение способно формировать и поддерживать высокий имидж олимпизма и других передовых идей олимпийского и физкультурно-спортивного движения <75>. ——————————— <75> Алексеев С. В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения…

Спортивный маркетинг является в том числе средством развития физической культуры и массового спорта. При этом объектами маркетинга являются различные формы физической активности как важнейшей составляющей существования и развития современного человека и здоровый образ жизни как значимое социальное явление. В силу большой социальной функции физической активности и здорового образа жизни населения ответственность за создание условий для их воплощения и популяризации лежит прежде всего на государстве. Вместе с тем существенную роль в этом играют и негосударственные организации, применяющие инструменты массового спортивного маркетинга. В настоящее время массовый спортивный маркетинг является одним из самых развивающихся областей некоммерческого маркетинга. Полученный за последние десятилетия опыт позволяет ему уверенно совершенствоваться и служить эффективному функционированию и развитию физической культуры и спорта, а также в целом обществу и государству. Таким образом, настоящий маркетинг должен приносить пользу обществу, и, естественно, его инструменты не могут использоваться вопреки букве и духу закона, не говоря уже о нелегальном бизнесе. Думается, что предприниматель, игнорирующий общественные интересы и чуждый ответственности за решение социальных проблем, не соблюдающий также социально-этические нормы маркетинга, правила профессиональной этики, в конечном счете столкнется с мощным социальным противодействием. Социально же ориентированный маркетинг может и должен быть поддержан современным обществом.

Литература

1. Алексеев С. В. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н. Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С 8 — 9. 2. Алексеев С. В. и др. Международный маркетинг: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н. А. Нагапетьянца. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 3. Алексеев С. В. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н. Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 4. Маркетинг спорта / Под ред. Дж. Бича и С. Чедвика; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2010. С. 37. 5. Алексеев С. В. Маркетинговое право: Краткие учебные курсы юридических наук. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. 6. Алексеев С. В. Маркетинговое право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2003, 2004. 7. Алексеев С. В. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003. 8. Алексеев С. В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004 (сер. «Dura lex, sed lex»). 9. Алексеев С. В. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007, 2012, 2013, 2014. 10. Алексеев С. В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008, 2013. С. 262 — 267. 11. Алексеев С. В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010, 2013. С. 115 — 159, 229 — 230, 638 — 656. 12. Алексеев С. В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013, 2014. 13. Алексеев С. В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014. 14. Алексеев С. В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник для вузов. М.: СОВЕТСКИЙ СПОРТ, 2013. 15. Алексеев С. В., Гостев Р. Г. и др. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография. М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013. 16. Маргулис М. А. Нормотворчество корпоративных объединений в области спорта: Дис. … к. ю.н. М., 2005. 17. Степанов Л. М. Локальные акты физкультурно-спортивных объединений как источник нормативного регулирования в профессиональном спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2004. N 4. 18. Дисциплинарный кодекс ФИФА. Международная федерация футбола / Пер. с англ. М., 2005. 19. Радченко Л. Проблема этики в современном олимпийском спорте / Л. Радченко, С. Матвеев, И. Когут // Наука в олимпийском спорте. Украина, 2007. 20. Алексеев С. В. Развитие законодательного регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации: история и современность / С. В. Алексеев, Р. Г. Гостев // Спортивная отрасль России. Ежегодник. 2013. М.: Минспорт России; Ассоциация спортивного инжиниринга, 2013. 21. Брусникина О. А., Алексеев С. В. Проблемы социальной защиты спортсменов в Российской Федерации: законодательные пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 3. С. 3 — 8. 22. Брусникина О. А. Социальная адаптация спортсменов после окончания спортивной деятельности // Бариев М. М., Степанов И. А., Алексеев С. В. и др. Социальная адаптация спортсменов на современном этапе: Сборник материалов Круглого стола «Проблемы социальной адаптации спортсменов» в рамках III Международного спортивного форума «Россия — спортивная держава». М.: Олимпийский комитет России, 2011. С. 14 — 17. 23. Сихарулидзе А. Т., Алексеев С. В. Актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе: пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 2. С. 3 — 10. 24. Алексеев С. В. Спортивное право и спортивное законодательство России на современном этапе: проблемы и перспективы // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 2. С. 4 — 8. 25. Брусникина О. А. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров как одно из приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта: современные проблемы и пути их решения / О. А. Брусникина, Р. Г. Гостев, С. В. Алексеев // Культура физическая и здоровье. 2012. N 2(38). С. 3 — 13. 26. Брусникина О. А. Социальные гарантии и социальная защита спортсменов, тренеров и других участников физической культуры и спорта / О. А. Брусникина, Р. Г. Гостев, С. В. Алексеев // Спортивная отрасль России. Ежегодник. 2012. М.: Минспорттуризм России; Ассоциация спортивного инжиниринга, 2012. С. 197 — 226. 27. Алексеев С. В. Правовой статус спортивного покера в России // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 2; Его же. Покер как интеллектуальная спортивная игра: становление и развитие в России // ПолитЭкономика. 2009. N 2 — 3. 28. Алексеев С. В. Проблемы правового статуса турнирного покера: пути решения. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы спортивных правоотношений: законодательное регулирование, перспективы развития». Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, 2010; Его же. Правовые и законодательные проблемы интеллектуально-коммерческих игр в России // Спорт и право. 2010. N 6; 2011. N 1 — 5; Его же. Интеллектуально-коммерческие игры: предпосылки и путь к легализации в России // Юридический мир. 2010. N 11; Его же. Чем покер хуже шашек? Перспективы развития интеллектуально-коммерческих игр в России // Спорт. Бизнес. Консалтинг. 2012. N 2. 29. McCarthy E. J., Brogowicz A. A. Essentials of Marketing — Homewood, III: Ricard D. Irwin, 1982.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *