Основные теоретические положения и подходы изучения проблемы прогнозирования и предупреждения социально-психологических конфликтов в спорте

(Германов Г. Н., Монастырев С. Н.) ("Юридическая психология", 2012, N 4) Текст документа

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СПОРТЕ <*>

Г. Н. ГЕРМАНОВ, С. Н. МОНАСТЫРЕВ

-------------------------------- <*> Monastirev S. N., Germanov G. N. Main theoretical concepts and approaches of studying the problem of predictionand prevention of social-psychological conflicts in sport.

Германов Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры.

Монастырев Сергей Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, профессор кафедры теории и методики физической культуры.

В статье раскрываются характерные для изучения социально-психологических конфликтов в спорте методологические принципы и подходы. Представленный материал позволяет взглянуть на процесс прогнозирования и предупреждения спортивного конфликта как на начальную стадию управления социальными противоречиями в спорте.

Ключевые слова: деятельность, конфликт, подходы, предупреждение, принципы, прогнозирование, спорт.

The main methodological principles and approaches which are typical for the studying of social and psychological conflicts in sport are described in the article. The presented material demonstrates the process of prediction and prevention of sport conflict, as the initial stage of the management of social contradictions in the sport.

Key words: activity, conflict, approaches, prevention, principle, prediction, sport.

Введение

Общеизвестно, что многие психологические исследования конфликтов базируются на научных подходах, или принципах, то есть на некой руководящей идее, исходном положении, направляющем научные исследования. Рассматривая психолого-педагогический подход как один из ведущих в управлении спортивной деятельностью, И. И. Сулейманов <1> считает, что в качестве основных направлений исследования конфликтов в спорте выступают: -------------------------------- <1> Сулейманов И. И. Основы спортивной конфликтологии: Монография. Омск: СибГАФК, 1997.

- психодиагностическое, позволяющее выявить психологические особенности конфликтантов, а именно уровень конфликтности как конкретного человека, так и малой группы в целом, внешние характеристики поведения конфликтантов и личностные, в том числе характерологические их особенности; - собственно педагогическое, решающее задачи по определению причин возникновения конфликтов в процессе спортивной деятельности, а также средств и способов управления конфликтами, прежде всего средств и способов их предупреждения и разрешения.

Методология и результаты исследований

На основании анализа теоретических положений и методологических подходов, как в психологических науках, так и в конфликтологии, нами предлагается концептуальная схема, представляющая основные принципы и подходы, составляющие теоретико-методологическую базу изучения проблем прогнозирования и предупреждения социально-психологических конфликтов в спорте (рис. 1).

Философские и общенаучные методологические принципы

Конкретно-научные Прогнозирование и Методологические принципы предупреждение подходы (конфликтологические) социально - психологических конфликтов в спорте Комплексный: - организационный, - деятельностный, Междисциплинарности - личностный, - ситуативный

Преемственности Междисциплинарный

Эволюционизма Системно - моделирующий

Личностно - Личностного подхода ориентированный (диспозиционный)

Поиск скрытого Интегративный содержания конфликта (гендерный)

Рисунок 1. Теоретико-методологические основы прогнозирования и предупреждения социально-психологических конфликтов в спорте

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов считают необходимым использовать принципы, сформулированные на разных этапах развития методологии, и, объединяя философский и общенаучный уровни, выделяют принципы, которые дают возможность обеспечить результативность исследования конфликтов. Авторы предлагают при исследовании конфликтов учитывать и методологические принципы самой конфликтологии: принцип междисциплинарности, ориентирующий на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии; принцип преемственности, требующий максимально полного знания всего, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет; принцип эволюционизма, основанный на необходимости выявления и учета основных закономерностей конкретных видов конфликтов при их исследовании, так как, не зная "различных уровней эволюции конфликтов, трудно, если вообще возможно, объяснить их динамику, сделать прогноз и дать рекомендации по конструктивному урегулированию" <2>; принцип личностного подхода, формулирующий необходимость выявления и учета индивидуальных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов практически всех уровней; принцип поиска скрытого содержания конфликта, который заключается в том, что "важно всегда искать и находить скрытые, глубинные причины конфликтов, видеть их зерно, обычно скрываемое шелухой, прогнозировать отсроченные, часто не очевидные тенденции и последствия развития конфликтных противоречий" <3>. -------------------------------- <2> Анцупов А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТА, 1999. С. 134. <3> Анцупов А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. С. 127.

В настоящее время помимо "чисто" конфликтологических принципов в психологии конфликтов сформировано четыре основных методологических подхода: организационный, деятельностный, личностный, ситуационный. Организационный подход (В. В. Бойко, А. А. Ершов, А. Л. Журавлев, В. И. Лебедев, А. И. Китов, Р. Л. Кричевский, В. Ф. Рубахин и др.) позволяет рассматривать конфликты как процесс и следствие действия противоречий и недостатков в функционировании организации (в широком понимании). При использовании организационного подхода в спорте преимущественному изучению подлежат межличностные, межгрупповые конфликты. Отличительной особенностью данного подхода является стремление разработать универсальные методы диагностики и разрешения конфликтов, формулировать обобщенные научно-практические рекомендации, принципы и правила "бесконфликтной работы" спортивных организаций. Значительное внимание уделяется профилактике конфликтов, созданию психологически комфортных условий для проведения учебно-тренировочного процесса. Деятельностный подход (Н. В. Гришина, А. С. Гусева, С. М. Емельянов, А. Л. Журавлев, В. Г Зазыкин, Н. В. Крогиус, А. Г. Ковалев, В. Г Шорин и др.) ориентирует исследователя на преимущественное изучение поведенческих и деятельных аспектов субъектов конфликта. Применяя данный подход в изучении спортивных конфликтов, считается, что объектами исследования должны быть: модели поведения в конфликте (конструктивная, деструктивная, конформистская); ориентации на тот или иной тип взаимодействий (уход, уступка, компромисс, сотрудничество, принуждение, соперничество); этапы конфликтного противоборства (инкубационный, противоборство, постконфликтная деятельность). Следует отметить, что повышенное внимание к деятельностным аспектам спортивных конфликтов в полном соответствии с методологическим принципом единства личности и деятельности неизбежно привело к формированию личностного или, как его иногда называют, личностно-деятельностного подхода. В свете поставленных задач личностный подход (В. Г. Зазыкин, Е. В. Зайцева, Н. В. Крогиус, В. С. Мерлин, Н. Н. Обозов, А. Н. Сухов и др.) представляет для нас особый интерес. Главной особенностью данного подхода являлось рассмотрение личности как центрального звена конфликта, а в индивидуальных видах спорта, в которых результат деятельности во многом обусловлен личностными качествами, применение его наиболее актуально, так как спортсмен и тренер являются действующими лицами и потенциальными источниками конфликтов. Это отразилось в попытке описать внутренние условия конфликтующих личностей, мотивов их конфликтного поведения, характера, влияния личностных характеристик на выбор приемов конфликтного противоборства, психических состояний спортсменов и тренеров и их регуляторной роли. В рамках данного направления сформировались понятие конфликтной личности и критерии определения уровня конфликтности. В рамках ситуационного подхода (А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, М. М. Кашапов, В. Н. Князев, С. К. Сергиенко и др.) рассматриваются кризисные и проблемные ситуации, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Применение ситуационного подхода дает возможность широко использовать моделирование конфликтных ситуаций как способа познания конфликта, метода освоения умений действовать в конфликте и преодолевать его. При исследовании конфликтов применяются и другие подходы, которые характеризуются преимущественно ориентированностью на какую-то одну теоретическую схему или метод. Опираясь на методологический принцип комплексности, приведший к созданию междисциплинарного подхода (А. Я. Анцупов), необходимо связывать в одну систему знаний данные всех исследовательских подходов к изучению конфликтов, независимо от их научной специфики, что позволит описать целостно и адекватно все явления, связанные с конфликтом. Интеграцию научных знаний о конфликтах, по мнению автора данного подхода, следует осуществлять на основе системной методологии, то есть рассматривать систему взаимодействий в конфликте. И. И. Сулейманов <4>, останавливаясь на методологии как системе изучения спортивного конфликта, иерархически рассматривает три ее уровня: -------------------------------- <4> Сулейманов И. И. Указ. соч.

- философский (высший), изучающий наиболее общие принципы и закономерности познания конфликтов в спорте, например, возможность познания и значение биологических детерминант конфликтного поведения тренеров, спортсменов, функционеров; конкретное содержание диалектического метода в процессе познания спортивных конфликтов; - общенаучный, следующий по иерархии уровень методологии познания спортивного конфликта, рассматривающий возможности использования в процессе изучения спортивных конфликтов общенаучных методов; - конкретно-научный уровень, где подразумевается исследование конфликтов в спорте, используя возможности и принципы чисто научных методов для выявления конкретных закономерных отношений и поведения конфликтных систем: анкетирование, социометрия, наблюдение, тестирование. Автор выделяет такую "составляющую часть спортивной конфликтологии, как эмпирическое знание о спортивном конфликте, которое представляет собой непосредственное, преимущественно знание тех или иных связей и закономерностей конкретных проявлений конфликтов в спорте. Эмпирические исследования спортивного конфликта выступают в качестве базиса для построения его теории, стимулируют развитие теоретических исследований, ставят перед ними новые задачи. Таким образом, конфликты в спорте - явление очень сложное и многогранное, поэтому в качестве методологической основы для анализа причин возникновения конфликтов необходимо опираться на системный подход, а при организации и проведении эмпирических исследований по их изучению, выявлению способов разрешения и управления следует применять комплексный подход. Ряд ученых отмечают, что "в настоящее время отчетливо намечается и четвертая тенденция, связанная с повышенным вниманием к углубленному изучению конфликтующих личностей, так как обобщенные "универсальные" схемы и типологии показали ограниченность своих возможностей. Поэтому следующая группа подходов является личностно-ориентированной" <5>. -------------------------------- <5> Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 41.

В рамках исследовательских подходов с целью прогнозирования и предупреждения социально-психологических конфликтов в спорте широко используется диспозиционный подход, который является ведущим в группе личностно-ориентированных подходов. Он базируется на диспозиционной концепции, согласно которой социальное поведение личности зависит от состояния ее готовности к определенному способу действий. Эта готовность связывается с социальными условиями, формирующими определенные потребности субъекта. Следующий подход - это личностно-социально-деятельностный. Полученные результаты по этим факторам признаются главными детерминантами конфликтности и позволяют давать прогноз и предупреждать появление конфликтов различного уровня. Среди других подходов необходимо отметить интегративный, который связан с обобщением (интеграцией) различных диспозиций личности в конфликте. Психологическое содержание данных диспозиций во многом зависит от вида конфликта, в котором принимает участие личность (спортсмен, тренер, руководитель). Но в целом выделяют несколько типов черт (конституционные, индивидные, личностные, социальные и профессиональные), которые являются основой формирования соответствующих диспозиций. Включение гендерного подхода является необходимым в научных исследованиях по той причине, что в состав учебно-тренировочных групп входят как правило представители обоих полов. Поэтому без учета гендерных различий участников взаимодействия не могут осуществляться мероприятия по прогнозированию и предупреждению социально-психологических конфликтов в индивидуальных видах спорта.

Выводы

Отмеченные теоретические положения, принципы и методологические подходы, широко используемые в психологии конфликтов, позволяют получить информативные результаты, необходимые для изучения спортивных конфликтов. Однако при глубоком анализе данного феномена целесообразна интеграция данных подходов, а разработка теоретико-методических основ такой интеграции является перспективной задачей как психологии конфликтов, так и спортивной конфликтологии.

------------------------------------------------------------------

Название документа