Нет спортивному хулиганству!

(Ковтун А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 45)

НЕТ СПОРТИВНОМУ ХУЛИГАНСТВУ!

А. КОВТУН

Анатолий Ковтун, юрист, г. Харьков.

В настоящее время проблемы поведения зрителей на территории спортивных сооружений связаны в основном с проведением футбольных матчей. Действующее российское законодательство порой ограничивает возможности правоохранительных органов в борьбе с хулиганами и в защите интересов добропорядочных зрителей на спортивных мероприятиях. Ни один нормативный акт РФ прямо не регулирует правила и нормы поведения зрителей, не устанавливает ответственности активных и пассивных участников спортивных соревнований и зрителей, получающих спортивную зрелищную услугу. Возможно, принятие отдельного международного акта поможет урегулировать этот вопрос.

Зрелище или сборище?

Как это ни покажется странным, но российский законодатель не вводит особой или специальной квалификации правонарушений, совершаемых зрителями — потребителями спортивных зрелищных услуг. Возможно, причина в том, что не определен правовой статус зрителей и их отношение к спортивной услуге и отсутствует понятие «спортивная зрелищная услуга». Действующий ГОСТ от 18.03.2003 Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» (Постановление Госстандарта России N 80-ст) содержит понятие «спортивная услуга» и применяет ее к спортсменам (профессионалам, любителям (аматорам), тренерам, спортивным инструкторам). Формально данный термин не относится к спортивным судьям, и тем более он не имеет отношения к зрителям.

Отсутствие понятия «спортивная зрелищная услуга» приводит к тому, что отношение зрителей к событиям на территории спортивного сооружения во время спортивного соревнования можно квалифицировать как бытовое общение незнакомых людей. При этом не учитывается, что зрителям предлагается к просмотру азартное зрелище. Не принимается во внимание связь зрителей с этими событиями и их роль в данном мероприятии, их отношения между собой и к спортсменам, тренерам, судьям, спортивным функционерам, работникам оператора спортивного сооружения и работникам организатора спортивного соревнования. Как следствие, не учитывается специфика мероприятия при взаимодействии зрителей с работниками правоохранительных органов и служб безопасности, отсутствует специальная регламентация ответственности перед зрителями тех, кто оказывает спортивно-зрелищную услугу и должен нести ответственность за необеспечение мер безопасности, в том числе согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Спортивные хулиганы — особая статья

Тему отсутствия правовой регламентации можно продолжить на примере спортивных хулиганов. Очевидно, что беспорядки на стадионах являются не проявлением мелкого хулиганства отдельных граждан, а формой массовых беспорядков, организованных сплоченной, жестко организованной группой лиц. Как правило, такое массовое хулиганство носит заранее подготовленный, а значит, умышленный характер. Зрители спортивного зрелища — участники столкновений, соединяя умысел с азартом, используют наработанные схемы массовых беспорядков, объединяются в преступное сообщество — хулиганствующее формирование, которое действует короткое время и приостанавливает свои действия, как правило, в день матча. Инициативная группа по организации таких формирований действует на постоянной основе вне территории спортивного сооружения, а проведение спортивного соревнования использует как повод к совершению преступных деяний.

Такие специфические проявления хулиганства требуют отдельной квалификации и должны быть отделены от хулиганских проявлений граждан на бытовой почве.

На наш взгляд, отсутствие единого подхода для квалификации массовых спортивных беспорядков, роли и значения хулиганствующих формирований, общих правил страхования жизни, здоровья и имущества зрителей, эффективных способов возмещения ущерба активным и пассивным участникам спортивного зрелища связано с законодательным отказом от принятия юридического понятия «спортивная зрелищная услуга».

Необходимо отметить, что по требованию общественных организаций ФИФА и УЕФА в странах, проводящих соревнования под их эгидой, законодательно утверждены определенные требования к организаторам спортивных соревнований и операторам спортивных сооружений в части обеспечения безопасности зрителей на территории спортивных сооружений. Установлены упрощенная и ускоренная процедуры рассмотрения административных дел для иностранных хулиганов, их уведомление, процедура задержания или (при необходимости) ареста, доследственная процедура или следствие, организация мест содержания задержанных, порядок организации судебной защиты, процедура выдворения. Несмотря на это, квалификация массовых футбольных беспорядков — по-прежнему пробел в международном праве.

Конвенция нам поможет

В связи с предстоящим проведением Зимних Олимпийских игр-2014 и Чемпионата мира по футболу-2018 Россия могла бы выступить инициатором принятия и разработки Конвенции о правах болельщиков, в которой необходимо определить суть зрелищной спортивной услуги, адресованной и потребляемой зрителями на территории спортивного сооружения. Принятие такой Конвенции может привести к последующему обязательному принятию внутренних национальных нормативных правовых актов, регулирующих правила поведения зрителей и все виды ответственности перед ними, порядок их страхования, способы возмещения причиненного материального и морального ущерба. Появление международного правового акта позволит унифицировать правила поведения зрителей, спортивных обществ, организаций и клубов, действия организаторов спортивных соревнований и операторов спортивных сооружений, государственных исполнительных органов, полиции, служб безопасности, введет единые принципы трактовки массовых спортивных беспорядков.

В будущем документе должны быть решены вопросы расследования административных и уголовных дел, ответственности лиц, участвующих в спортивных хулиганствующих формированиях.

Среди прочих цель принятия Конвенции — создание условий, препятствующих организации открытых и латентных хулиганских формирований из числа зрителей спортивных соревнований. Единые нормы и требования установят права зрителей, как виновных, так и невиновных в массовых спортивных беспорядках, и позволят не нарушать их.

——————————————————————