Рекомендации слушаний «Состояние и перспективы развития военной и ведомственной медицины. Актуальные проблемы и пути решения» (г. Москва, 13 ноября 2012 г.)

(Редакционный материал)

(«Военно-юридический журнал», 2012, N 12)

РЕКОМЕНДАЦИИ СЛУШАНИЙ «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ВОЕННОЙ И ВЕДОМСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

И ПУТИ РЕШЕНИЯ» (Г. МОСКВА, 13 НОЯБРЯ 2012 Г.)

Участники слушаний, организованных в Общественной палате Российской Федерации Комиссией по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям военнослужащих, членов их семей и ветеранов и Комиссией по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии с участием представителей ряда государственных органов власти, военно-медицинских учреждений, общественных объединений и экспертов, с удовлетворением восприняли информацию о приостановке Министром обороны Российской Федерации ранее принятых решений по передислокации Военно-медицинской академии и расформированию ряда госпиталей и других медицинских учреждений.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации право на бесплатное медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации имеют (по данным на декабрь 2011 года) около 6,96 млн. чел., в том числе:

— 1,0 млн. военнослужащих (14,4%);

— 1,088 млн. офицеров, прапорщиков запаса (в отставке) (15,6%);

— 4,071 млн. членов семей офицеров (58,5%);

— 0,8 млн. лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (11,5%).

В целях медицинского обеспечения контингентов Минобороны России до 1 декабря 2009 года в Вооруженных Силах Российской Федерации функционировало 175 военных госпиталей и 173 военные поликлиники.

В результате проведенных мероприятий по месту дислокации соединений и крупных воинских частей созданы 14 военно-медицинских учреждений с 143 филиалами и структурными подразделениями стационарного типа и 173 амбулаторно-поликлинического типа, расформированы 18 военных госпиталей (10,4% от их общего числа). В настоящее время планируется дальнейшее сокращение военно-лечебных учреждений: 21 госпиталя, 15 поликлиник и 3 лазаретов.

Участники слушаний отметили, что в ходе формирования нового облика Вооруженных Сил резко ослаблен организационно-штатный и кадровый состав подразделений, частей и органов управления военно-медицинской службы, которая осуществляет один из важнейших видов обеспечения войск (сил) в мирное и военное время.

Органы управления военно-медицинской службы (Главное военно-медицинское управление, видов вооруженных сил, военных округов) как по численности, так и по организационно-штатной структуре не в состоянии качественно решать возложенные на них задачи. Так, существующая численность Главного военно-медицинского управления (50 человек) незначительно превышает численность Департамента санаторно-курортного обеспечения (39 человек). Численность органов управления военного округа составляет всего 14 человек. В армиях военно-медицинская служба вообще не представлена.

В Главном военно-медицинском управлении Минобороны России и военных округах ликвидирован институт главных специалистов (главный хирург, главный терапевт, главный санитарный врач, главный токсиколог-радиолог), осуществляющий важнейшее направление медицинского обеспечения войск в мирное и военное время. О необходимости главных специалистов в этих органах свидетельствует опыт Великой Отечественной войны, вооруженных конфликтов в Афганистане и на территории Северного Кавказа.

Начальник Главного военно-медицинского управления в настоящее время не является начальником военно-медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем нарушено руководство военно-медицинскими службами родов и видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, взаимодействие с военно-медицинскими службами других силовых структур (ФСБ России, МВД России и др.).

Всего в результате проведенного массового сокращения офицеров и замены их гражданским персоналом за последние годы численность кадрового состава военно-медицинской службы сокращена примерно в 6 раз (с 13 тыс. до 2,5 тыс. человек).

Исключительно низкие штатно-должностные категории офицеров медицинской службы в войсковом звене и лечебно-профилактических учреждениях, нерешенные вопросы жилищного обеспечения, ликвидация целого ряда льгот резко снизили авторитет и привлекательность профессии военного врача, создали повод для оттока их в лечебные учреждения гражданского здравоохранения, а также в учреждения других органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба. Утерянные таким образом для военной медицины кадры не восстановить за несколько лет.

Сложная обстановка сложилась в войсковом звене медицинской службы. В сухопутных войсках созданные медицинские роты мотострелковых и танковых бригад по своей организационно-штатной структуре и табельному оснащению не в состоянии оказать квалифицированную медицинскую помощь ни в мирное, ни в военное время. Как правило, они размещены на базе бывших полковых медицинских пунктов и не в состоянии развернуть штатные функциональные подразделения. До настоящего времени значительная их часть не имеет лицензий на право ведения медицинской деятельности, в связи с чем рядовые и офицерский состав вынуждены направляться в госпитали, что перегружает их и ограничивает возможности получения необходимых видов медицинской помощи членами семей военнослужащих и военных пенсионеров, порождает массу жалоб в различные инстанции.

В Военно-воздушных силах и ПВО имеющееся несоответствие штатной структуры медицинской службы боевому численному составу авиационных соединений и частей, задачам, стоящим перед ними, не обеспечивает необходимый уровень безопасности полетов. В настоящее время в штате авиабаз предусмотрен только один врач (военнослужащий) в авиабазе 2-го разряда и два офицера медицинской службы в авиабазе 1-го разряда. В то же время в связи с отказом врачей из числа гражданского персонала осуществлять допуск к полетам и контроль за состоянием здоровья летного состава в ходе полетов, особенно ночных, этот вид исключительно ответственной деятельности военно-медицинской службы в ряде случаев осуществляется фельдшером. Из-за сложной многоуровневой системы подчиненности и территориальной дислокации подразделений авиационных объединений по различным военным округам затруднено проведение амбулаторного освидетельствования летного состава врачебно-летными комиссиями. В учебных заведениях, осуществляющих подготовку летного состава, недостаточно медицинского состава. Материально-техническая база подразделений авиационных частей и подразделений устарела и требует ремонта и реконструкции.

Лаборатория авиационной медицины, являющаяся в настоящее время структурным подразделением Окружного военного госпиталя, по своей организационно-штатной структуре (1 офицер медслужбы штатно-должностной категории — капитан медицинской службы и 5 врачей из числа гражданского персонала) не в состоянии качественно проводить мероприятия по обеспечению безопасности полетов, профилактики летных происшествий, проведения врачебной летной экспертизы летно-подъемного состава в авиационных гарнизонах, а также оказывать методическую помощь войсковым врачам.

В настоящее время в военных округах запланирована ликвидация ряда медицинских отрядов специального назначения, единственных подвижных формирований, предусмотренных для оказания квалифицированной помощи в войсковом районе при возникновении локальных военных конфликтов, ликвидации аварий и техногенных катастроф, что отрицательно скажется на боеспособности военно-медицинской службы. Эти отряды хорошо проявили себя в ходе контртеррористических операций в Чеченской Республике, а также при ликвидации последствий цунами в Юго-Восточной Азии (2010 год).

Существующая коечная емкость военных госпиталей не может в полной мере обеспечить оказание стационарной медицинской помощи лицам, имеющим право на лечение в военных поликлиниках и госпиталях. В 17 субъектах Российской Федерации нет военно-медицинских учреждений, а в 30 субъектах Российской Федерации они находятся на значительном расстоянии от мест проживания обслуживаемого контингента (от 300 до 2000 километров). Так, по оценкам экспертов, более 2,5 млн. военных пенсионеров и членов семей военнослужащих лишены возможности реализовать это право.

Предполагаемое дальнейшее сокращение ряда госпиталей и поликлиник еще более усугубит это положение. Так, сокращение в Санкт-Петербурге и Ленинградской области ряда госпиталей (442-го Окружного военного госпиталя, 1-го Военно-морского госпиталя, в Выборге, в Гатчине и др.) при нахождении в этом регионе десятка тысяч военных пенсионеров и членов их семей значительно ухудшит оказание им медицинской помощи, что может привести к социальному взрыву.

Остро был поставлен вопрос о недопустимости ликвидации военного госпиталя в г. Ахтубинске Астраханской области, имея в виду его специальное предназначение для летно-испытательного состава и невозможность города взять на себя эти функции.

Вызывает недоумение ликвидация окружного военного госпиталя (442-го ОВГ) Западного военного округа, одного из первых военных госпиталей России, имеющего богатую историю по развитию отечественной и военной медицины, обладающего хорошей материально-технической базой и оптимальным расположением. Передача функций окружного госпиталя Подольскому госпиталю, находящемуся на значительном расстоянии от гарнизонов и лечебных учреждений Северо-западного региона (более 1 тысячи километров), значительно увеличит сроки оказания специализированной медицинской помощи и затруднит методическое руководство частями и подразделениями медицинской службы округа.

Упразднение должностей старших ординаторов-военнослужащих в госпиталях, особенно в специализированных отделениях (сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, кардиологии, травматологии и др.), отрицательно влияет на качество оказания специализированной помощи и не позволяет обеспечить преемственность.

Расформирование и укрупнение военных госпиталей на базе главного, центральных и окружных госпиталей, отсутствие штатных главных специалистов в Главном медицинском управлении и округах не позволяют оказывать методическую помощь и осуществлять контроль качества в лечебно-профилактической работе в войсковом звене и лечебно-профилактических учреждениях. Планируемое в настоящее время сокращение персонала в военно-лечебных учреждениях (на 20%) значительно затруднит работу военных госпиталей, в том числе и центральных, ухудшит качество и своевременность оказания медицинской помощи.

Ведущие военно-медицинские учреждения Министерства обороны Российской Федерации (Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Главный военный клинический госпиталь им. академика Н. Н. Бурденко) в настоящее время не включены в перечень учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, согласно Федеральной программе оказания высокотехнологичной медицинской помощи, что отрицательно сказывается на возможностях получения данного вида помощи военнослужащими и членами их семей.

Серьезные проблемы с организацией санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха возникли в связи с изъятием из военной медицины военных санаториев и домов отдыха. В созданном Департаменте санаторно-курортного обеспечения Минобороны России отсутствуют врачебные должности.

Практически уничтожена лечебная составляющая военных здравниц. Ликвидированы санаторно-отборочные комиссии, уничтожена преемственность между поликлиниками, госпиталями и санаториями.

Нарушена система реабилитации после перенесенных тяжелых заболеваний и травм.

Медико-психологическая реабилитация (летчиков, плавсостава надводных и подводных кораблей, дежурных сил Ракетных войск стратегического назначения, а также участников боевых действий и др.) осуществляется без учета характера их профессиональной деятельности и поэтому малоэффективна. Цены на путевки, которые значительно выше, чем в санаториях силовых структур (МВД, ФСБ), а также ликвидация оплаты проезда к месту лечения (отдыха) сделали этот вид медицинской помощи практически недоступным для военнослужащих и членов их семей. Поэтому в структуре отдыхающих (лечащихся) доля офицерского состава составляет не более 5%, а загрузка учреждений не превышает 50% (предварительные итоги за 2012 год).

Низкий уровень финансирования военно-медицинских учреждений (особенно лекарствами) из федерального бюджета (до 40% от реальной потребности) создал условия для нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения.

Изменение организационно-правовой формы деятельности военно-медицинских учреждений с федерального бюджетного учреждения на федеральное казенное учреждение приводит к еще большему снижению уровня их финансирования, что вызвано необходимостью направлять доходы, получаемые от своей деятельности, в федеральный бюджет, неучастием в программах добровольного медицинского страхования.

Один из самых сложных вопросов — перевод военных ветеранов на медобслуживание в гражданские медучреждения по месту жительства с последующей оплатой услуг за счет финансовых средств Минобороны России.

Существующая система подготовки офицеров медицинской службы в целом обеспечивает потребность Вооруженных Сил Российской Федерации.

В то же время отмечалось, что предложенная прежним руководством Минобороны России концепция развития Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова после детального изучения специалистами Военно-медицинской академии и экспертами представляется несостоятельной.

Руководство Департамента военного образования Минобороны России слабо учитывает специфику подготовки специалистов для военной медицины.

В связи с тем что в последние 4 года набор курсантов сократился по всем специальностям с 310 человек (штатных) до 50 человек (половину из которых составляют женщины), а набора для ВВС не было 4 года, ВМФ — 3 года, уже с 2015 года возникнут большие проблемы в комплектовании войск, особенно видов Вооруженных Сил. Вызывает большую озабоченность тот факт, что уже начиная с 2016 года академия не будет выпускать врачей для авиации и флота, сокращает выпуск офицеров для сухопутных войск. В то же время именно в эти годы предстоит переход Вооруженных Сил Российской Федерации на боевую технику нового поколения, что предъявляет новые повышенные требования к уровню медицинского обеспечения прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В целях поддержания высокого уровня медицинского обеспечения военнослужащих, ветеранов военной службы и членов их семей участники слушаний рекомендуют:

Президенту Российской Федерации — Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации:

— принять меры по сохранению гарантийного уровня медицинского обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, кому согласно федеральному законодательству предусмотрено оказание медицинской помощи силами военно-медицинских учреждений, а также традиций и исторической школы российской военной медицины;

— дать поручение о создании межведомственной комиссии по вопросу модернизации военно-медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации;

— поручить Контрольному управлению Президента Российской Федерации и Счетной палате Российской Федерации провести проверку разработанных и осуществляемых мер по сокращению военно-медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, их взаимосвязанности с другими силовыми ведомствами, а также возможностям федеральных и региональных структур медицинского обеспечения по реализации прав и льгот соответствующих категорий граждан исходя из требований российского законодательства;

Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти:

— рассмотреть вопрос о возвращении к прежним организационно-правовым формам деятельности военно-медицинских учреждений, что повысит уровень финансирования за счет средств от собственной деятельности лечебного учреждения;

— рассмотреть вопрос об оказании бесплатной медицинской помощи военнослужащим независимо от их ведомственной принадлежности, а также гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в том числе военнослужащим Минобороны России, при отсутствии в гарнизонах военно-медицинских учреждений, медицинской помощи на основе взаиморасчетов в военно-медицинских (медицинских) учреждениях, частях и подразделениях других федеральных органов исполнительной власти, не только в тех, в которых законом предусмотрена военная служба, но и в тех, в которых предусмотрена правоохранительная служба;

— включить ведущие военно-медицинские учреждения Минобороны России (Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Медицинский учебно-научный клинический центр им. П. В. Мандрыка, Главный военный клинический госпиталь им. академика Н. Н. Бурденко, 3-ий Центральный военный клинический госпиталь им. А. А. Вишневского) в перечень медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет бюджетных ассигнований согласно Федеральной программе оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

— привести в соответствие с нормативными требованиями к учреждениям, оказывающим медицинскую помощь гражданам Российской Федерации, финансирование военного здравоохранения;

— проработать вопрос о передаче сокращаемых военных госпиталей Минобороны России в муниципальную (федеральную) собственность с предназначением дальнейшего оказания в них медицинской помощи ветеранам войн, боевых действий, Вооруженных Сил Российской Федерации и членам их семей;

— определить порядок оказания медицинской помощи членам семей военнослужащих других федеральных органов исполнительной власти в военно-медицинских учреждениях Минобороны России, дислоцированных за пределами Российской Федерации, на основе взаиморасчетов;

— определить порядок лицензирования медицинской деятельности военно-медицинских учреждений, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации (входящих в состав Черноморского флота, военных баз Вооруженных Сил Российской Федерации (Республика Украина, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Республика Таджикистан));

— обеспечить финансирование военного здравоохранения в соответствии с подушевым нормативом, установленным Правительством Российской Федерации;

Министерству обороны Российской Федерации:

— привести организационно-штатную структуру органов управления Военно-медицинской службы в соответствие с объемом и характером решаемых задач: ввести в штаты ГВМУ Минобороны России и военных округов (ОСК) должности главных специалистов (главный хирург, главный терапевт, главный санитарный врач, главный токсиколог-радиолог);

— восстановить в главных штабах видов Вооруженных Сил органы управления военно-медицинской службы;

— ввести в штаты органов управления военно-медицинской службы военных округов (ОСК) специалистов по медицинскому обеспечению частей и соединений ВМФ, ВВС и ПВО (2 — 3 офицера медицинской службы);

— ввести в штаты органов управления объединений (армий) группу медицинской службы во главе с начальником медицинской службы объединения (армии);

— возвратить начальнику ГВМУ статус и функции начальника медицинской службы Вооруженных Сил, в связи с чем внести соответствующие изменения в наименование должности;

— рассмотреть вопрос об увеличении численности должностей офицеров медицинской службы в военных лечебно-профилактических учреждениях (примерно на 1200 должностей по сравнению с установленной численностью) в целях недопущения резкого снижения качества медицинского обеспечения с учетом принятого решения о повышении на ближайшие 6 лет численности офицерского корпуса на несколько десятков тысяч (от 23 до 37 тыс. в различные годы);

— рассмотреть вопрос о повышении штатно-должностных категорий офицеров медицинской службы в войсковом звене и лечебно-профилактических учреждениях;

— передать санаторно-курортный комплекс Минобороны России в состав медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотреть включение в структуру Департамента по санаторно-курортному обеспечению медицинской составляющей (лечебно-методический отдел), вернуть в санатории Минобороны России скважины с минеральной водой, находящиеся в ведении ОАО «Славянка»;

— предусмотреть создание в военно-медицинских учреждениях специализированных диспансерных отделений;

— создать внештатные санаторно-отборочные комиссии в военных комиссариатах в целях обеспечения путевками в санаторно-курортные учреждения военнослужащих, ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей при отсутствии военно-медицинских учреждений в населенных пунктах, где проживают указанные контингенты;

— сохранить 442-ой Окружной военный госпиталь им. З. П. Соловьева, 1-ый ВМГ в Санкт-Петербурге;

— сохранить в военных округах подвижные военно-медицинские отряды специального назначения (МОСН);

— предусмотреть увеличение набора курсантов в Военно-медицинскую академию по всем специальностям в 2013 году, особенно для ВМФ и ВВС;

— возвратить Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова в состав военно-медицинской службы под управлением ГВМУ Минобороны России;

— рассмотреть вопрос о сохранении штатных должностей, занимаемых гражданским персоналом в военно-медицинских учреждениях;

— провести в 2013 году лицензирование медицинских рот, мотострелковых и танковых бригад на право ведения медицинской деятельности, а также мероприятия по созданию для них необходимой материально-технической базы;

— провести мероприятия по совершенствованию организационно-штатной структуры частей и учреждений ВВС и ПВО для обеспечения безопасности летной деятельности и профилактики летных происшествий;

— рассмотреть вопрос о восстановлении должностей старших ординаторов-военнослужащих в госпиталях, особенно в специализированных отделениях (сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, кардиологии, травматологии и др.);

— провести инвентаризацию имеющихся договоров с учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим, членам их семей и военным пенсионерам, предусмотрев погашение имеющихся перед ними задолженностей;

— целесообразно виды медицинской помощи в лечебных учреждениях Министерства обороны привести в соответствие со стандартами оказания медицинской помощи, установленными законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

Министерству здравоохранения Российской Федерации:

— обеспечить преемственность системы подготовки медицинских кадров и в обеспечении восполнения гражданским персоналом должностей медицинских работников, в первую очередь врачей узких специальностей, в мирное и военное время;

— организовать медицинскую помощь населению Российской Федерации в регионах, где спланировано расформирование военных поликлиник и военных госпиталей;

— обеспечить ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, протезированием зубов в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения при отсутствии военно-медицинских учреждений в населенных пунктах, где проживают ветераны;

— организовать внеочередное оказание медицинской помощи военнослужащим, ветеранам войны, боевых действий, Вооруженных Сил, размещение их в палатах повышенной комфортности в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения при отсутствии в гарнизонах военно-медицинских учреждений;

— осуществлять систематический контроль за проведением углубленной диспансеризации всех юношей 12-летнего возраста и системой их последующего оздоровления и лечения;

Министерству обороны Российской Федерации, администрации Астраханской области:

— сохранить 1501-ый военный госпиталь ВВС Минобороны России (г. Ахтубинск Астраханской области) в целях повышения качества оказания медицинской помощи военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в том числе работающим в Государственном летно-испытательном центре им. В. П. Чкалова.

——————————————————————