Туристское образование в России: национальная идентификация в условиях глобальной интеграции (философско-правовой аспект)

(Писаревский Е. Л.) («Туризм: право и экономика», 2012, N 4) Текст документа

ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ (ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Е. Л. ПИСАРЕВСКИЙ

Писаревский Е. Л., доктор юридических наук.

Система туристского образования в России и его цели

Туристское образование в России имеет давнюю историю. В настоящее время туристское образование представляет собой сложную, открытую формирующуюся систему, которая включает в себя: обучающихся; образовательные и научные организации и их объединения, в том числе общественно-государственные; органы управления туризмом и образованием; объединения работодателей индустрии туризма; образовательные программы; федеральные государственные образовательные стандарты и требования; профессиональные стандарты и систему профессиональной сертификации специалистов. Наряду с профессиональной подготовкой специалистов система туристского образования выполняет функцию туристского просвещения, целью которой является формирование культуры туризма (отдыха). Культура отдыха (культура туризма) — это качественное состояние сферы туризма, которое характеризуется высоким уровнем развития общественных отношений в данной сфере, индивидуального и общественного сознания у путешественников, должностных лиц, работников предприятий туристской индустрии, населения принимающих туристов регионов (субъекты туризма). Культура отдыха предполагает осознание всеми участниками туристского процесса роли и места туризма в современном мире, необходимости формирования в обществе модели поведения, связанной с рациональным использованием свободного времени в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и других туристских целях. Туристское просвещение направлено на пропаганду ценностей ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма как условия достойной жизни и свободного развития человека в социальном государстве, решающего фактора качества жизни граждан, а также привилегированного средства их индивидуального и коллективного совершенствования. Формирование культуры отдыха невозможно и без развития «туристского сознания» местного населения. Гаагская декларация по туризму (1989) определяет «туристское сознание» как определенную «идеологию гостеприимства» по отношению к путешественникам и туристам, вырабатываемую «у сотрудников таможенных и иммиграционных властей, персонала туристских предприятий и широкой общественности с целью уважения человеческого достоинства, и в первую очередь для недопущения каких-либо проявлений дискриминации». Иван Ильин писал: «Россия одарила нас огромными природными богатствами — и внешними, и внутренними; они неисчерпаемы. Правда, они далеко не всегда даны нам в готовом виде: многое находится под спудом, многое надо добывать из-под этого спуда. Но знаем мы все, слишком хорошо знаем, что глубины наши — и внешние, и внутренние — обильны и щедры. Мы родимся в этой уверенности, мы дышим ею, мы так и живем с эти чувством, что «и нас-то много, и у нас всего много», что «на всех хватит, да еще и останется», и часто не замечаем ни благостности этого ощущения, ни сопряженных с ним опасностей… От этого чувства в нас разлита некая душевная доброта, некое органическое ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность. Русская душа легка, текуча и певуча, щедра и нищелюбива — «всем хватит и еще господь пошлет»… Вот они наши монастырские трапезы, где каждый приходит, ест и пьет и славит Бога. Вот оно наше широкое гостеприимство». И далее: «Странствие всегда было для русских праздником, что означало прибыть куда-нибудь, отбыть куда-нибудь, включиться в какую-нибудь общину, выйти из нее. Чем прочнее, приоритетнее, благоприятнее в плане передвижения казался город, тем богаче он был и людьми, и золотом, тем сильнее были его воины и влияние».

Модернизация системы образования в России

Известно, что туристское образование как составная часть системы образования России в виде конечной своей цели ориентировано на качество подготовки профессионалов, отвечающих новым требованиям внешнего мира. Инструментом, позволяющим своевременно реагировать на требования внешнего мира, является модернизация. Модернизация системы образования — это ключевое условие для формирования инновационной экономики страны. Прямым результатом модернизации образования является переход к системе «обучение в течение всей жизни». Последнее становится необходимым и все более значимым фактором профессионального успеха, карьерного роста и повышения конкурентоспособности на рынке труда для самого человека, а также создает предпосылки для максимально эффективного использования человеческого потенциала для сфер туризма и гостеприимства. Модернизация образования — это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Российское государство за последние десять лет сформировало политико-правовую основу для модернизации образования. Так, первый документ «Концепция модернизации российского образования» был подготовлен Правительством России еще в 2001 году. В Концепции особо отмечается, что «отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования». Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы ставит акцент на том, что «стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях. В Национальной доктрине образования до 2025 года установлены стратегические цели образования, которые тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: — создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; — укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества; — кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; — утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики. Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала. Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров — государства, общества, семей, работодателей — в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения. Все правовые акты, принятые российским Правительством, призваны обеспечить: — историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; — воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; — формирование культуры мира и межличностных отношений; — формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; — непрерывность образования в течение всей жизни человека; — академическую мобильность обучающихся; — подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; — интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций.

Основные направления модернизации туристского образования

Правительством Российской Федерации к 2012 г. определены следующие ориентиры развития образования: — введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников учебных заведений, реализующих программы подготовки для туризма на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах; — внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования, в том числе для отраслей туризма и гостеприимства; — создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций, в том числе для туризма и гостеприимства; — создание программ развития персонала, включающих в себя финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников не менее чем 60 процентов предприятий и организаций; — аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации. Все перечисленные документы направлены на повышение конкурентоспособности российского образования, что станет основным критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг. Таковы основные положения правительственных программ. На их основе мы выделили три крупных цели, подлежащих реализации в рамках профессионального туристского образования. 1. Обеспечение качества, эффективности и инновационного характера образования в сфере туризма и индустрии гостеприимства. 2. Приведение структуры и содержания профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда в сфере туризма и индустрии гостеприимства. 3. Интеграция российской системы образования в сфере туризма и индустрии гостеприимства в мировую систему образования в данной сфере. Для достижения этих целей представляется необходимым решить соответствующие задачи. 1. Обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений, разработка новых квалификационных требований к должностям туристских профессий. 2. Создание на базе лучшего зарубежного опыта системы национальной сертификации специалистов в сфере туризма и индустрии гостеприимства. 3. Формирование системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения. 4. Распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ. 5. Создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций совместно с профессиональными ассоциациями. 6. Поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров. 7. Модернизация образовательных программ в сфере сервиса с учетом крупных международных мероприятий, проводимых в Российской Федерации (подготовка кадров для таких мероприятий, как Универсиада-2013, Олимпиада-2014, Чемпионат мира по футболу 2018 года). 8. Исследование количественных и качественных аспектов потребности в кадрах предприятий туризма и гостеприимства в России. 9. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг для отрасли туризма с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях. 10. Организация опережающего профессионального обучения работников для их последующего трудоустройства на предприятиях туристской индустрии (в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда). 11. Развитие предпринимательского духа, совершенствование изучения иностранных языков, увеличение мобильности и обменов. 12. Вхождение российских учебных заведений в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений. Многие из этих положений представлены в предлагаемых вашему вниманию предложениях к Концепции системы непрерывного профессионального образования в сфере туризма. Следует особо отметить, что приоритетом модернизации туристского образования России, на наш взгляд, является формирование когорты руководителей — лидеров туристской индустрии, определенной управленческой элиты, которая сможет взять на себя ответственность за реализацию масштабных и весьма амбициозных планов, связанных с повышением конкурентоспособности российского туризма в мире и превращением России в крупнейшую туристическую державу.

Интеграция туристского образования России в глобальное образовательное пространство как одно из направлений модернизации

Важнейшей целью интеграции туристского образования в России и ключевым фактором повышения конкурентоспособности национальной туристской индустрии является повышение качества профессионального туристского образования. В результате интеграции именно в качестве выигрывают российский туризм и российское туристическое образование, являясь международными по своей природе. Успешный и плодотворный опыт интеграционного взаимодействия проявляется в конкретных результатах. Интеграция российского туристского образования в глобальное образовательное пространство в настоящее время имеет множество направлений. Прежде всего это международные документы, которые устанавливают определенные стандарты и требования. Так, в соответствии с Гаагской декларацией перед российским туристским образованием в настоящее время стоят задачи: а) подготовки отдельных лиц для путешествий и туризма, в частности путем включения туризма в учебные планы школ и высших учебных заведений; б) повышения престижа туристских профессий и поощрения в первую очередь молодежи к выбору карьеры в области туризма; в) создания сети учебных заведений, способных предоставлять не только обучение, но и образование в области туризма на основе стандартизованного на международном уровне учебного плана, который также облегчил бы взаимное признание дипломов и обмен туристским персоналом; г) содействия, в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО в этой области, обучению преподавателей, постоянному процессу образования и проведения курсов повышения квалификации для всего туристского персонала или преподавателей, вне зависимости от их уровня; д) признания важнейшей роли средств массовой информации в развитии туризма. Эффективным является не только следование уже установленным документам, но и сотрудничество в правотворческой деятельности при подготовке международных документов в сфере туристического образования и туризма. Отметим некоторые направления интеграционных процессов: совместные образовательные программы с зарубежными вузами, организация производственных практик за рубежом, приглашение зарубежных преподавателей, работа по взаимному признанию дипломов и приложений к дипломам, все более широкое использование европейских стандартов в обучении иностранным языкам (European Language Portfolio), совместная с зарубежными вузами разработка учебных программ для магистратуры и бакалавриата, а также другая деятельность в рамках грантовых программ TEMPUS, TASIS, ERASMUS и др. К этому можно добавить, что чрезвычайно эффективно используются в качестве целевых ориентиров для модернизации международного туристского образования Международные требования (стандарты) в области качества услуг (Стандарты качества ЮНВТО, ISO, TQM и др.). Так, например, в деятельности вузов широко используются Стандарты ЮНВТО, разработанные группой экспертов Всемирной туристской организации (ЮНВТО) стандарты качества оказания услуг в сфере туризма, которые были приняты Комитетом по обеспечению качества ВТО на его шестой сессии (Варадеро, Куба, 9 — 10 мая 2003 года). В этих документах дано определение качества в туризме, которое предлагается понимать как «результат процесса, предполагающего удовлетворение по приемлемой цене всех законных потребностей, требований и ожиданий потребителя в отношении продуктов и услуг в соответствии с принятыми на взаимной основе договорными условиями и такими основными параметрами качества, как безопасность и охрана, гигиена, доступность, прозрачность, подлинность и существование гармонии между соответствующей туристской деятельностью и ее человеческой и природной средой». Не менее широко внедряются в практику деятельности (вузов, турагентств) и Международные требования (стандарты) туристского образования (СНГ, ЕврАзЭС, ВТО, ЮНВТО, МОТ), а также документы, сопровождающие Болонский процесс. В качестве примера можно привести образец РЕЗЮМЕ (CV), а также образец European Language Portfolio. В российском туристском образовании с начала 90-х гг. успешно используются профессиональные стандарты и учебные программы профессиональной квалификации международных неправительственных организаций (ассоциаций) индустрии туризма, таких, как IATA-UFTTA, EI AHLA, а также Британские национальные профессиональные стандарты по менеджменту и лидерству (The National Occupational Standards for Management and Leadership).

F B ACHIEVING PROVIDING RESULTS DIRECTION A MANAGING E SELF AND C USING PERSONAL FACILITATING RESOURCES SKILLS CHANGE

D WORKING WITH PEOPLE

The National Occupational Standards for Management and Leadership

Последние из упомянутых стандартов не являются исключительно ориентированными на индустрию туризма, но польза от их применения несомненна, так как позволяет решать множество задач, связанных с квалификацией менеджеров.

Значение «качества» для России

Повышение качества российского туризма и российского образования в туризме в ходе интеграционных процессов является безусловным благом. Вот что говорил о качестве один из величайших русских философов современности Иван Ильин: «Верим и знаем: придет час, и Россия начнет эпоху нового расцвета и нового величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве! Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт, высокий уровень жизни. Новая, качественная эпоха нужна нашей Родине. Эта эпоха близится, настанет, в том порукою — природная даровитость и духовная гениальность русского народа. И ныне верить в русское национальное возрождение значит верить в грядущую победу качества, в победу верности над предательством, знания над невежеством, труда над хищением, воли над страстью, верить в победу божественных сил человека над сатанинским. И готовить восстановление России — значит, прежде всего готовить себя самого к качественному служению Родине; готовить свой характер, свой разум, свое чувство, свою волевую идею. Имя этой волевой идеи — русское качество» <1>. ——————————— <1> Ильин И. Русский колокол. 1928. N 4. С. 3 — 4.

Проблемы, возникающие на пути интеграции

Подчеркнем еще раз, что приоритеты модернизации туристского образования в России в соответствии с основополагающими документами Правительства Российской Федерации — это формирование всесторонне развитой личности путем ее приобщения к вековым традициям русской духовности, важнейшими составляющими которой являются: гражданственность, трудолюбие, патриотизм, любовь к семье и Родине, окружающей среде, глубокие знания русского языка, русской истории и литературы, способность к бескорыстному служению своему Отечеству. Именно эти качества должны быть прежде всего у лидеров организаций туристской индустрии. Они составляют, по меткому замечанию И. И. Ильина, первичные силы русского народа. Из них должны произрастать вторичные силы русского национального характера (воля, мысль, форма и содержание), которые в современном мире характеризуют конкурентоспособную личность, умеющую не только выжить, но и преуспеть в условиях глобальной конкуренции. Их подготовка должна быть в центре внимания государства и общества. Россия является единственной страной, через которую реально проходят мировые коммуникации, связывающие три полюса (Западная Европа, Восточная Азия и Северная Америка) экономического, технологического, культурного и научного развития. Причем характерно, что узел этих отношений будет захватывать территорию Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Глобализация становится объективным процессом, который просто не может обойти вниманием сферу образования <2>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья В. К. Митрохина «Болонский процесс» в свете Концепции национальной безопасности Российской Федерации» включена в информационный банк согласно публикации — «Международное публичное и частное право», 2005, N 2. —————————————————————— <2> Митрохин В. К. «Болонский процесс» в свете Концепции национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008. N 4(17).

Как было показано выше, интеграция нашей образовательной системы в общеевропейскую систему имеет много позитивных результатов, способствует ускорению модернизации, создает условия для качественной подготовки новых поколений специалистов, в том числе и руководителей высшего уровня, для предприятий индустрии туризма. С другой стороны, следует отметить, при ускорении процессов интеграции российского образования возникает ряд вопросов, которые прямо или косвенно связаны с проблемами национальной безопасности России и которые в связи с этим обстоятельством требуют обсуждения. Как известно, модернизация, в отличие от модернизма, не может отворачиваться от классики, от культуры духовных ценностей, от культуры традиций. Духовность консервативна, но это тот консерватизм, которым держится историческая связь поколений. Духовно развитый человек искренне любит родителей, Отечество, почитает святыни, пока жив такой консерватизм — процветает нация, культура, полноценно развивается личность <3>. ——————————— <3> Корольков А. А. Духовно-просветительская миссия образования // URL: http://lib. herzen. spb. ru/ news/default. asp? s=11.

В образовательном пространстве мира глобализационные и интеграционные процессы выступают в форме Болонского процесса. Болонский процесс, затрагивающий системы высшего образования, является механизмом развития европейского сотрудничества, ведущим к созданию так называемого европейского пространства высшего образования — подлинного проявления феномена глобализации. В то же время индивидуализм и самодостаточность, являющиеся следствием превращения образования из нематериального блага в товар, в России на практике принесли не укрепление созидательных трудовых мотиваций, а, наоборот, их утрату значительным количеством молодых людей. Согласно результатам опросов, у российской молодежи отмечается снижение ранга трудовых ценностей, а также гуманизма, патриотизма и справедливости. Инаковость отечественной системы образования воспринимается как отсталость, что способствует падению престижа и снижения ценности учебы вообще <4>. ——————————— <4> Руденко В. А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ: Автореф. дис. … докт. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2007.

У значительной части представителей российской высшей школы вызывает недоумение тот факт, что Болонский процесс предполагает установление стандартов транснационального образования, которые будут оцениваться аккредитационными агентствами, независимыми от национальных правительств и международных организаций. Следует отметить и другое противоречие. С одной стороны, Болонская декларация констатирует, что университет есть доверенное лицо европейских гуманистических традиций с их постоянной заботой о приумножении знаний, стремлением убирать географические и политические барьеры, утверждать всюду жизненную необходимость для различных культур узнавать друг друга и влиять друг на друга. С другой стороны, анализ Болонской декларации свидетельствует, что весьма существенные изменения коснутся не только организации учебного процесса, качества образования, но и содержания учебных дисциплин. Если речь идет о математических, естественнонаучных и инженерных дисциплинах, то вопросов практически не возникает. Но если обратиться к дисциплинам гуманитарного цикла — история России, философия, право, то насколько полно они будут представлены в стандартах транснационального образования? Еще проблематичнее ситуация, когда речь пойдет о стандартах изучения региональной культуры, истории и права послевоенного периода. Утверждать всюду жизненную необходимость для различных культур узнавать друг друга и влиять друг на друга. Обратите внимание: не взаимно обогащать, а «влиять». Что останется от региональной культуры, если стандарты образования будут направлены только на воспитание абстрактного «гражданина Европы»? Отсюда следует, что с усилением интеграционных процессов в российском образовании важность гармонизации структур российского и европейского высшего образования только возрастает. А подлинная гармонизация является противоположностью унификации. Гармонизация подразумевает сходство целей, но не сходство правил, как в случае унификации <5>. ——————————— <5> Митрохин В. К. Указ. соч.

При этом всем следует помнить, что наше будущее в основе своей зависит не столько от успешных экономических реформ или удачных международных соглашений. Пример России весьма назидателен: ни громадная территория, ни внушительная экономика, ни даже ядерное оружие не спасают от упадка. На какое-то время был утерян русский дух. А материя без духа не творит историю. Мощный и столь необходимый импульс развития и России, и Европе может дать плодотворное и конструктивное взаимодействие и соединенные осознанные духовные усилия всех этнических, конфессиональных и культурных составляющих Европы: романской, германской и славянской, Европы латинской и Европы православной, что поможет нам вместе выстоять перед лицом не только геополитических и демографических, но и духовных вызовов грядущего столетия <6>. А сфера образования и туризм как нельзя лучше подходят для приложения совместных усилий в этом направлени. ——————————— <6> Нарочницкая Н. Латинский Запад и Православный Восток: Два пути апостасии — один драматический итог на пороге третьего тысячелетия // http://www. theopragnosis. ru/ antropologia/ latinskij-zapad — i-pravoslavnyj — vostok.

В заключение отметим, что модернизация российской системы образования в целом и туристского образования в частности через интеграцию в европейское и мировое образовательное пространство должна проводиться на основе и с учетом национально-культурной специфики России, традиций отечественного образования и просвещения, необходимости укрепления патриотических ценностей и возрождения интереса молодого поколения к российской истории, культуре и духовности, что отражено в правительственных документах. Духовные ценности должны стать центральным ориентиром туристского образования при сохранении значимости профессиональных начал и ценностей.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *