Некоторые проблемы применения проектного подхода при управлении и распоряжении земельными участками в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта

(Умеренко Ю. А.) («Юрист», 2013, N 2) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА ПРИ УПРАВЛЕНИИ И РАСПОРЯЖЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ В СВЯЗИ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ XXII ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР 2014 Г. В ГОРОДЕ СОЧИ И РАЗВИТИЕМ ГОРОДА СОЧИ КАК ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТА

Ю. А. УМЕРЕНКО

Умеренко Юрий Александрович, юрисконсульт ЗАО «Квантум», кандидат юридических наук.

В статье проанализирован вопрос применения проектного подхода при управлении и распоряжении земельными участками в связи с организацией и проведением Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, в том числе дается обобщенная оценка реализации указанного подхода. По мнению автора, проектный подход не учитывает интересы публичных юридических лиц, что может привести к их банкротству и последующей ликвидации и негативно сказаться на экономике Краснодарского края.

Ключевые слова: Олимпийские зимние игры, Паралимпийские зимние игры, земельные участки, Сочи, олимпийские объекты.

Certain problems of application of project approach to management and disposal of land plots in connection with organization and conducting the XXII Olympic games and the XI Para Olympic winter games of 2014 in Sochi and development of Sochi as a mountain climate resort Yu. A. Umerenko

The article analyses the issue of application of project approach to management and disposal of land plots in connection with organization and conducting the Olympic and Para Olympic winter games in Sochi including general valuation of realization of the said approach. The author believes that project approach does not take into account the interests of public juridical persons and this fact may lead to bankruptcy and further liquidation thereof and make a negative impact on the economy of the Krasnodar region.

Key words: Olympic winter game, Para Olympic winter games, land plots, Sochi, Olympic objects.

Выбор Сочи в качестве места проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. (далее — Олимпийские игры, Олимпийский проект) накладывает огромную ответственность и нагрузку на социальную, курортно-оздоровительную и туристическую сферы самого города и всей прилегающей территории Черноморского побережья. Осуществление Олимпийского проекта предполагает изъятие и последующее предоставление для строительства олимпийских объектов огромного количества земельных участков, что, в свою очередь, предполагает переселение большого числа физических лиц и необходимость осуществления выплаты денежных компенсаций. Реализация Олимпийского проекта осуществляется на основании Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> (далее — Олимпийский закон), который содержит множество правовых новаций при управлении и распоряжении земельными участками, существенно отличающихся от общих норм земельного и гражданского законодательства Российской Федерации, в связи с чем можно говорить об особом «проектном подходе» к правовому регулированию Олимпийского проекта. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.

1. В соответствии с п. 2 ст. 15 Олимпийского закона, в случае если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, их изъятие для размещения олимпийских объектов осуществляется путем прекращения этих прав. Для прекращения прав аренды или безвозмездного срочного пользования в связи с изъятием земельных участков в целях размещения олимпийских объектов, за исключением земельных участков, на которых расположены иные объекты недвижимого имущества, гражданам и юридическим лицам в течение двух рабочих дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков администрацией Краснодарского края или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение федеральным имуществом (в отношении земельных участков, находящихся на территории Сочинского национального парка), направляется уведомление о расторжении договора аренды или безвозмездного срочного пользования в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков в целях размещения олимпийских объектов, содержащее условие о том, что действие договора прекращается в течение пяти дней со дня получения указанного уведомления. Уведомление о расторжении договора аренды или безвозмездного срочного пользования в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков в целях размещения олимпийских объектов подтверждает прекращение соответствующих прав указанных лиц и является основанием для государственной регистрации прекращения данных прав. Отличительной особенностью изъятия земельных участков для целей олимпийского строительства является то, что изъятие осуществляется путем прекращения прав соответствующих правообладателей, при этом прекращение прав осуществляется в уведомительном порядке в пятидневный срок с момента направления уведомления, т. е. в сокращенный срок. Прекращение прав осуществляется вне зависимости от факта получения правообладателем земельного участка уведомления, что на практике нередко приводит к нарушению прав и законных интересов физических и юридических лиц, являющихся правообладателями земельных участков, необходимых для целей олимпийского строительства, так как нередко соответствующие уведомления не доходят до правообладателей. Для сравнения необходимо отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ <2> предполагает возможность изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не ранее чем через год с момента уведомления правообладателя при выполнении довольно сложной юридической процедуры, что служит гарантией прав собственников и иных правообладателей земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества. ——————————— <2> Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

2. В соответствии с п. 35 ст. 15 Олимпийского закона, в случае если предназначенный для размещения олимпийского объекта земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному унитарному предприятию или федеральному государственному учреждению, такое право прекращается в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления от администрации Краснодарского края без согласия указанных организаций: 1) по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности, — в отношении земельных участков, предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти; 2) по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом без согласования с федеральными органами исполнительной власти, — в отношении иных земельных участков. Олимпийский закон не предусматривает необходимость получения согласования либо уведомления правообладателя, а также осуществления каких-либо выплат либо предоставления иных равноценных земельных участков. Подобное положение дел на практике приводит к банкротству многих федеральных государственных унитарных предприятий, для которых земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества являются основным производственным фондом. Еще одной особенностью прекращения прав публичных юридических лиц на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества для целей олимпийского строительства является необходимость получения согласования федеральных органов государственной власти, уполномоченных в области обороны и безопасности при прекращении прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании организаций, подведомственных соответствующим органам (МВД России, ФСБ России, МЧС России, Минобороны России). На практике получение подобного согласования занимает продолжительное время, что срывает сроки предоставления земельных участков для строительства и негативно влияет на срок реализации Олимпийского проекта. 3. Согласно п. 6 ст. 15 и п. 1 ст. 16 Олимпийского закона Российская Федерация с 1 января 2008 г. до 1 января 2014 г. передает Краснодарскому краю осуществление целого ряда полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в частности: — подготовка и принятие решений о резервировании земель в целях размещения олимпийских объектов федерального значения (за исключением земель, находящихся на территории Сочинского национального парка); — подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения (за исключением земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Сочинского национального парка); — уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; — подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, в том числе обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; — обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества; — образование земельных участков, уточнение границ земельных участков в целях их предоставления для строительства олимпийских объектов, включая полномочия по обращению с заявлением о кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки; — принятие решений о предоставлении земельных участков для строительства олимпийских объектов, в том числе заключение договоров аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками. Перечень полномочий, осуществление которых Российская Федерация передает Краснодарскому краю, достаточно широкий и позволяет администрации Краснодарского края осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности (не входящими в границы Сочинского национального парка), для целей олимпийского строительства. При этом управление и распоряжение земельными участками, находящимися в границах Сочинского национального парка, осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом <3>. ——————————— <3> См.: Положение «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденное Постановлением Правительства от 5 июня 2008 г. N 432.

Передача столь огромного количества полномочий является еще одной отличительной особенностью Олимпийского проекта, что обусловлено необходимостью принятия оперативных решений на местах с целью реализации проекта в установленные сроки. Вышеуказанные особенности правового регулирования управления и распоряжения земельными участками при реализации Олимпийского проекта на практике нередко приводят к нарушению прав и законных интересов физических и юридических лиц, земельные участки которых подпадают под олимпийское строительство, а также к нарушению публично-правовых интересов. Проектный подход не учитывает интересы публичных юридических лиц, что может привести к их банкротству и последующей ликвидации и негативно сказаться на экономике Краснодарского края. В таких условиях должен быть обеспечен поиск оптимального соотношения частных и публичных интересов с целью сохранения экономического потенциала региона и недопущения нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц. В заключение необходимо отметить, что некоторые рассмотренные особенности проектного подхода при управлении и распоряжении земельными участками в связи с организацией и проведением Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта не являются исчерпывающими и Олимпийский закон содержит множество иных правовых новаций, которые на практике нередко приводят к нарушению прав и законных интересов участников земельных отношений. Вместе с тем негативные черты проектного подхода, выявленные на практике, должны быть учтены при реализации иных крупных государственных проектов.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *