Профессионализм — требование времени

(Федулин А. А.)

(«Туризм: право и экономика», 2013, N 1)

Текст документа

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ — ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

А. А. ФЕДУЛИН

Федулин А. А., ректор ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», доктор исторических наук, профессор.

Логика современного развития туристской отрасли и системы профессионального образования подтверждает необходимость модернизации системы подготовки кадров с учетом реалий и перспектив. Для формирования основ такой отраслевой системы за последние пятнадцать лет было сделано немало. Прежде всего, получила право на жизнь и подтвердила свою актуальность специальность (сейчас — направление) «Социально-культурный сервис и туризм» («Туризм»), также сформировалось такое направление подготовки, как «Гостиничное дело». За эти годы были разработаны и внедрены государственные и федеральные государственные образовательные стандарты, утвержден раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» в Едином квалификационном справочнике, решением совместной Коллегии Ростуризма и Рособразования создан и действует Ресурсный центр подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса и пр.

Однако по мере развития профессионального туристского образования развивалась также и дивергенция потребностей и ожиданий основных субъектов этой системы — организаций сферы туризма, профессиональных сообществ, профильных вузов, органов управления образованием, исполнительных органов власти в сфере туризма, работников и студентов. Причем подобные несоответствия стали характерны практически для каждой отрасли российской экономики.

Осознание необходимости перемен привело к активизации в том числе и законотворческой деятельности. Только за последние два-три месяца приняты новая Государственная программа развития образования на 2013 — 2020 годы, поправки в Трудовой кодекс, вводящие в нормотворческий оборот понятия квалификации и профессионального стандарта. Таким образом, уже существует эффективная основа для дальнейшей работы по развитию системы туристского образования, в которую должны быть активно вовлечены и бизнес-сообщество, и органы исполнительной власти, и профильные вузы.

Для создания действенной системы непрерывного образования в сфере туризма необходимо, на наш взгляд, разработать и внедрить инструментарий, способствующий устранению тех несоответствий, о которых говорилось ранее. Надо решить как минимум три основных вопроса: кого следует готовить? как нужно готовить? и скольких нужно учить?

Одним из первых шагов должно стать создание отраслевой рамки квалификаций в качестве составной части национальной системы квалификаций. Это позволит систематизировать наименование должностей и профессий работников туристской индустрии, соотнесение их с определенными квалификационными уровнями и, соответственно, уровнями образования (подготовки). Это также потребует уточнения номенклатуры должностей и профессий и, по-видимому, внесения корректировок в соответствующие разделы единого квалификационного справочника. В качестве основы для создания подобного инструмента можно использовать разработанный РСПП проект национальной рамки квалификаций и предложенную Агентством стратегических инициатив дорожную карту по созданию национальной системы компетенций и квалификаций.

Следующий шаг, острую необходимость которого вряд ли кто может отрицать, — это разработка и утверждение профессиональных стандартов. По планам Минтруда, к 2015 году должно быть пущено в оборот не менее 800 профессиональных стандартов. Здесь вузовскому сообществу также отводится важная роль. В Государственной программе развития образования на 2013 — 2020 годы говорится, что «одной из центральных проблем является превращение учебно-методических объединений в реально действующие и работающие на развитие профессионального образования общественно-государственные и общественные профессиональные объединения и сообщества с участием работодателей. Вузы будут принимать активное участие в разработке профессиональных стандартов и образовательных программ, учитывающих требования рынка труда».

Два первых шага — отраслевая рамка квалификаций и профессиональные стандарты — послужат эффективным инструментом для реального повышения качества профессионального образования. Прежде всего это позволит нам определить виды трудовой деятельности, трудовые функции, уровни квалификации и образования, необходимые для работников нашей отрасли, будь то обучение на рабочем месте, прикладной бакалавриат, классический бакалавриат, магистерская либо послевузовская подготовка. Это, в свою очередь, позволит сделать более объективной оценку качества подготовки специалистов и подготовить обоснованные проекты новых образовательных стандартов, планируемых к разработке и внедрению в соответствии с госпрограммой развития образования.

Логическим продолжением станет и формирование отраслевой системы оценки и сертификации квалификаций работников туристской отрасли, которая, в соответствии с вышеупомянутыми дорожной картой и государственной программой развития образования, будет занимать «важнейшее место в системе непрерывного образования». Система сертификации квалификаций, которая по планам должна охватить не менее 30% работников в отраслях с добровольной сертификацией, создаст стимулы для повышения качества профессионального образования, дополнительного обучения и самостоятельного развития работников. На данный момент по заказу Минобрнауки проводится разработка и апробация моделей этой системы, в том числе и в области туризма и сервиса.

Полноценное функционирование системы оценки и сертификации квалификаций позволит создать эффективный механизм общественно-профессиональной аккредитации учебных заведений и образовательных программ, а также станет хорошим стимулом действенного участия работодателей в разработке образовательных программ и подготовке кадров.

Формирование перечисленного инструментария — отраслевая рамка квалификаций, профессиональные стандарты, система оценки и сертификации квалификаций, общественно-профессиональная аккредитация образовательных учреждений и образовательных программ — должно стать действенной основой для создания системы непрерывного («через всю жизнь») образования, программы которого в настоящее время реализуются во всех развитых государствах мира. Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60 — 70%. В Российской Федерации доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4%.

В госпрограмме развития образования отмечено, что новой для системы образования задачей является построение эффективной системы обучения взрослых, базирующейся на современных форматах обучения и образовательных технологиях. В рамках этой системы должны быть поддержаны программы повышения квалификации и переподготовки кадров для государственного и корпоративного секторов экономики, а также системы неформального обучения взрослых всех возрастов, в том числе за счет поддержки расширения предложений вузов на этом рынке. Таким образом, учитывая и все сказанное ранее, программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, стажировки, профессиональная переподготовка и пр.) приобретают большой вес. Однако на сегодняшний день существует определенная проблема, связанная с формализацией этого процесса. Большим подспорьем могут стать разработка и внедрение федеральных государственных требований к минимуму содержания программ ДПО для государственных гражданских служащих и работников туристской индустрии.

Хотелось бы также отметить, что, вводя что-то новое, не следует забывать о хорошем старом. Необходимо понять и решить, как дать дополнительный импульс работе существующего с 2005 года Межведомственного экспертного совета по подготовке кадров, эффективно действующего с 2008 года Ресурсного центра подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса, созданного решением совместной Коллегии Ростуризма и Рособразования.

——————————————————————

Название документа