Некоторые проблемы механизма реализации правовых норм в сфере охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав населения в Российской Федерации

(Сергеев Ю. Д., Мурзабаева С. Ш., Павлова Ю. В.)

(«Медицинское право», 2013, N 2)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ НОРМ

В СФЕРЕ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

И РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. Д. СЕРГЕЕВ, С. Ш. МУРЗАБАЕВА, Ю. В. ПАВЛОВА

Сергеев Юрий Дмитриевич, член-корреспондент РАМН, заслуженный юрист России, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинского права Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.

Мурзабаева Салия Шарифьяновна, доктор медицинских наук, профессор, депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по охране здоровья.

Павлова Юлия Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры медицинского права Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с совершенствованием законодательства в сфере реализации репродуктивных прав населения. Проведен анализ действующего законодательства, закрепляющего права граждан в области охраны репродуктивного здоровья. Отмечены конструктивные изменения, направленные на создание эффективного механизма защиты прав и законных интересов субъектов возникающих правоотношений в данной сфере. Освещены проблемы реализации правовых норм при искусственном прерывании беременности.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, репродуктивные права населения, демографическая политика государства, планирование семьи, искусственное прерывание беременности.

Certain problems of the mechanism of implementation of legal norms in the field of protection of reproductive health and reproductive rights of population in the Russian Federation

Yu. D. Sergeev, S. Sh. Murzabaeva, Yu. V. Pavlova

The problems associated with the improvement of legislation in the sphere of realization of reproductive rights. The analysis of the current legislation, the right of citizens in the field of reproductive health. Marked structural changes aimed at creating an effective mechanism to protect the rights and interests of the subjects of legal relations arising in the field of reproductive health. The problems of implementation of legal norms in abortion.

Key words: reproductive health, reproductive rights, population policy of the state, family planning and abortion.

В настоящее время разработка мер по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья, повышению уровня рождаемости, снижению числа абортов, укреплению института семьи является одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации, что находит отражение в действующем законодательстве.

Включение в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» главы, регулирующей вопросы охраны здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья, безусловно, можно считать новеллой законодательства. Указанная глава принятого Закона имеет целью урегулировать довольно широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере охраны репродуктивного здоровья: права семьи, права беременных женщин и матерей, права несовершеннолетних, порядок искусственного прерывания беременности, медицинской стерилизации, условия применения вспомогательных репродуктивных технологий и т. д.

Необходимо отметить положительную тенденцию указанных правовых норм, направленную на создание эффективного механизма защиты прав и законных интересов субъектов возникающих правоотношений в сфере охраны репродуктивного здоровья. В частности, детализированы права семьи в сфере охраны здоровья, права беременных женщин и матерей, дано определение момента рождения ребенка, регламентированы отдельные правовые аспекты применения вспомогательных репродуктивных технологий.

Так, впервые на уровне Федерального закона закреплено право одного из родителей, иного члена семьи на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. Важной новеллой является также определение права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно на нахождение в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Наиболее значимые новшества коснулись порядка искусственного прерывания беременности, порядка проведения медицинской стерилизации и условий применения вспомогательных репродуктивных технологий.

Впервые введен «период ожидания» для женщин, решивших прервать беременность. Согласно ст. 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая — десятая недели беременности.

Позиция законодателя направлена на уменьшение количества абортов, на сохранение демографической стабильности, так как зачастую решение о прерывании беременности для многих женщин является спонтанным и преждевременным. Таким образом, введение периода ожидания даст возможность многим женщинам передумать, посоветоваться с семьей и, таким образом, сохранить многие детские жизни.

Вместе с тем необходимо проанализировать и потенциальные риски для репродуктивного здоровья женщины, связанные с трудностями практической реализации данной нормы.

Предполагается, что в указанный период пациентка, решившая прервать беременность, не должна оставаться с проблемой «один на один», с ней должны работать социальные работники и специалисты-психологи.

Однако действующее законодательство не предусматривает обязательное включение в штат медицинской организации соответствующих специалистов. Анализ данных о наличии в медицинских организациях социальных работников и психологов позволяет сделать вывод, что в каждых двух консультациях из трех нет необходимых специалистов. Более того, представляется очевидным, что психологическое консультирование для женщин, которые решили прервать беременность, должно быть профессиональным и добровольным, основой которого не должно быть лишь внушение чувства вины с целью изменить решение. Подготовка таких специалистов, разработка четких критериев данного вида психологической помощи и контроль за деятельностью психологов представляют собой проблему огромной сложности.

Другой известной проблемой в системе здравоохранения является недоступность получения квалифицированной медицинской помощи (в том числе акушерско-гинекологической) во многих регионах Российской Федерации. Социально незащищенные категории женщин, принявшие решение о прерывании беременности либо из-за финансовых трудностей, либо из-за отдаленности проживания, не смогут добраться до медицинской организации после истечения «периода ожидания». Данные факты могут повлечь за собой попытки женщины самостоятельно прервать беременность, нанося вред своему репродуктивному здоровью, либо избавление от уже родившегося ребенка из-за невозможности его содержать.

В целом, согласно международным исследованиям и мнению российских экспертов, любая искусственная задержка в проведении аборта увеличивает вероятность осложнений, включая бесплодие, и подталкивает малоимущих женщин к криминальным абортам, но при этом никак не влияет на повышение рождаемости. Всемирная организация здравоохранения рекомендует в целях минимизации риска для репродуктивного здоровья женщины применять медикаментозный аборт до срока в 9 недель, а до срока в 12 недель — вакуумный. Хирургические аборты рекомендуется применять исключительно после 12 недель, и только по необходимости. Если отложить аборт на неделю — для значительного числа женщин медикаментозный аборт применять будет уже поздно. Да и в целом с каждым уходящим днем риск осложнений пусть немного, но растет.

Важным аспектом сохранения репродуктивного здоровья женщины является обязательное консультирование по вопросам контрацепции, этот действенный механизм, признанный мировым медицинским сообществом, позволяет снизить риск повторных абортов, уменьшить количество прерываний беременности в целом. Право семьи по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи нашло отражение в ст. 51 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но реализация данной нормы, закрепленной и в прежних Основах, на практике не получает должного развития.

Действующим законодательством закреплены лишь порядок и объем предоставления информации о возможных последствиях и осложнениях перед прерыванием беременности (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2007 г. N 335 «О рекомендуемом образце информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 недель»). Вместе с тем ни в одном нормативно-правовом акте не отражен объем информации, которая должна предоставляться женщине после прерывания беременности. В целом не предлагается никаких реальных мер, чтобы уменьшить риск осложнений для репродуктивного здоровья женщины на практике.

Указанные потенциальные риски, связанные с отсутствием механизма реализации новых норм Закона, являются недопустимыми как с правовой, так и с этической точек зрения.

Новеллой законодательства можно считать и возможность отказа врача от наблюдения за пациентом и его лечения, а также от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае принятия решения об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, врач должен письменно уведомить о своем решении соответствующее должностное лицо медицинской организации, а руководитель должен организовать замену врача.

Практическая реализация данной нормы также вызывает множество сложностей, одна из которых связана с острой нехваткой медицинских работников. Эта проблема неоднократно освещалась Министерством здравоохранения РФ. Следовательно, в современных условиях может ли врач в действительности реализовать данную возможность без ущерба для здоровья пациента? Более того, представляется очевидным, что, получая высшее медицинское образование и сертификат специалиста по специальности «Акушерство и гинекология», врач должен отдавать себе отчет в том, что прерывание беременности — это один из видов медицинского вмешательства, осуществление которого относится к его профессиональной деятельности.

Необходимо также отметить, что одним из основных репродуктивных прав человека является право на свободу репродуктивного выбора, которое подразумевает под собой возможность всех супружеских пар и отдельных лиц исключительно по собственному волеизъявлению, без какой бы то ни было дискриминации, принуждения и насилия принимать ответственное решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением и времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами.

Право на свободу репродуктивного выбора зиждется на важнейших конституционных правах и свободах. Сфера репродуктивной деятельности человека относится к его частной жизни, невмешательство в которую гарантируется прежде всего ст. 23 Конституции РФ, провозгласившей право на неприкосновенность частной жизни. Важным аспектом содержания личной неприкосновенности человека, неприкосновенности его частной жизни является отсутствие принуждения со стороны любых лиц, в том числе и со стороны государства в целом.

В соответствии с данными конституционными нормами, в сфере репродукции человека женщины и мужчины должны являться свободно действующими субъектами репродуктивного поведения и не могут выступать в качестве объектов или средств для проведения демографической политики или деятельности служб здравоохранения и планирования семьи.

Представляется очевидным, что вмешательство в эту сферу человеческой жизни являлось бы грубым нарушением основных (личных) прав человека.

В связи с этим любое (прямое или косвенное) принуждение человека к родительству является недопустимым явлением, грубейшим нарушением норм Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Право на свободу и личную неприкосновенность является одним из наиболее значимых личных прав человека, наличие которых не только необходимо для всестороннего удовлетворения запросов личности, но и обеспечивает демократическое развитие общества.

Для каждой женщины право на свободный репродуктивный выбор и охрану репродуктивного здоровья — это право на свободу при принятии решения по реализации ее репродуктивной функции — наступления желанной беременности и рождения желанных детей или использования методов контрацепции, а в случае наступления незапланированной беременности — возможности ее прерывания в условиях оказания доступной, безопасной, эффективной и высококвалифицированной медицинской помощи.

Таким образом, преодоление демографического кризиса должно основываться не на ограничении общепризнанных репродуктивных прав человека, а на реализации программ планирования семьи, которые имеют целью помочь отдельным лицам или супружеским парам избежать нежеланной беременности; произвести на свет здоровых детей; регулировать интервалы между беременностями; контролировать выбор времени деторождения в зависимости от возраста родителей и определять число детей в семье.

Необходимо усиливать государственные меры, направленные на восстановление в общественном сознании традиционных для российского народа семейных ценностей, повышение социального престижа материнства, защиту женщин и детей от насилия, организацию социальной поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с рождением ребенка.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Российская газета. 25.12.1993. N 237.

2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48. Ст. 6724.

3. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 октября 2007 г. N 42. Ст. 5009.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2007 г. N 335 «О рекомендуемом образце информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 недель» // Российская газета. 24.10.2007. N 237.

——————————————————————