Социально-экономические условия формирования типологии болельщиков при проведении соревнований на спортивных сооружениях

(Зуев В. Н.) («Спорт: экономика, право, управление», 2013, N 1)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ БОЛЕЛЬЩИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОРЕВНОВАНИЙ НА СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ <*>

В. Н. ЗУЕВ

——————————— <*> Zuev V. N. Social-economy conditions of formation of typology of fans in conducting tournaments on sports facilities.

Зуев Валентин Никифорович, директор Института физической культуры Тюменского государственного университета, член Национального объединения спортивных юристов России при Международной ассоциации спортивного права IASL, доктор педагогических наук, профессор.

Феноменологическое исследование состава болельщиков имеет значение для формирования стратегии маркетингового планирования спортивных организаций, а также обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий. В статье проанализированы социально-экономические условия формирования типологии болельщиков при проведении соревнований на спортивных сооружениях. По мнению автора, присутствие болельщиков на спортивных соревнованиях формирует интегративную атрибутику, символику, логотипы, лозунги, формализованные, корпоративные жесты, пароли, приветствия, бурные реакции на определенные сочетания слов.

Ключевые слова: спортивные мероприятия, спортсооружения, болельщики, зрелищность, средства массовой информации, спортсмен, самоутверждение.

The phenomenological research of the composition of fans is important for formation of the strategy of marketing planning of sport organizations and also ensuring security while conducting sport events. The article analyses social-economy conditions of formation of typology of fans in conducting tournaments on sport facilities. The author believes that the presence of fans on sport facilities form integrational attributes, symbolics, logos, slogans, formalized, corporate gestures, passwords, greetings, furious reactions to certain word combinations.

Key words: sport events, sport facilities, fans, staginess, mass media, sportsman, self-esteem.

Спортивные мероприятия — наиболее ярко выраженный массовый феномен современности. Соревнования в спорте отражают общественные отношения и в связи с этим способны формировать определенные духовные ценности, в т. ч. сформированные культурным потенциалом общественных отношений. Физическая культура и спорт как органическая часть социально-экономического развития имеют массу направлений и целей, в частности активизацию образа жизни человека. Образ жизни любой личности имеет множество аспектов. Он находит отражение в общей направленности социально-экономического развития страны, общества на различных этапах его развития и функционирования общественной жизнедеятельности. Именно на их достижения ориентирована планомерная или интуитивная деятельность отдельных людей (болельщиков) или общественных групп (группы болельщиков). Многочисленные исследования этого социального института позволяют заключить, что спорт является эффективным социально-педагогическим средством воспитания как спортсменов, так и огромных масс населения, даже непосредственно не вовлеченных в занятия физической культурой, воздействуя на них через систему спортивных соревнований (зрелищ), которые оказывают определенное, а иногда и значительное влияние на общественные процессы (В. И. Жолдак, В. С. Родиченко). Ретроспективный анализ развития общества позволяет заявить о невозможности найти какую-нибудь другую социальную сферу, где необходимо такое же согласование индивидуального поведения с групповыми нормами отношений в общественной жизни, как в отрасли спорта. Спортивные мероприятия — важный массовый феномен современной жизни. Спортивные соревнования имеют множество функций. Являясь одним из приоритетных средств для проведения досуга, они осуществляют воспитательную, информационную, идеологическую функции, связанные с социально-экономическим содержанием сферы физической культуры и спорта. Болельщики на спортивных мероприятиях — основные эксперты, их преданность лучшим спортсменам и командам является важным фактором успеха. При проведении спортивных мероприятий по различным видам спорта участникам соревнований предоставлена возможность импровизации, естественно, при соблюдении правил соревнований. Чем выше иерархия, рейтинг спортсменов и, соответственно, уровень проведения соревнований, тем значительнее степень оригинальности, индивидуальности и уникальности каждого выступления спортсменов, прилагающих при этом максимум усилий. Болельщик, присутствуя при этом, ощущает себя сопричастным к рекорду, победе, наивысшему результату, которые создаются в его присутствии. Спорт высших достижений — это яркие соревновательные мгновения, неповторимые, неожиданные и порою возникающие непредсказуемые, спорные ситуации. Все это создает для болельщиков возможность удовлетворения потребности их эмоционального самовыражения (В. А. Пономарчук, В. С. Козлова). Современные коммуникационные технологии, особенно телевидение, потребовали изменений и реформирования программы и правил соревнований во многих видах спорта для усиления смотрибельности, эмоционального выражения болельщиков и позитивной динамики зрелищности спортивных мероприятий. По исследованию Дж. Лоя, существуют три типа потребителей спортивной информации: «первичные, основные болельщики», которые активно интересуются спортом и посещают спортивные соревнования; «вторичные болельщики», которые регулярно следят по радио и телевидению за спортивными соревнованиями, но редко посещают стадионы; «третичные болельщики», которые лишь обсуждают спортивные новости с другими людьми и следят за выступлениями спортсменов в основном по сообщениям средств массовой информации.

Типаж спортивных болельщиков

Основные болельщики Регуляция через СМИ Обсуждение соревнования с окружающими

Рис. 1. Типология болельщиков по Дж. Лою

Исследования феномена болельщика имеются в трудах немногих ученых, и их типология осуществляется по аспектам соревновательной деятельности. Регламентация исследований по типологии болельщиков проходит с опорой на количественный и качественный состав зрителей. Определяется типаж болельщиков по интенсивности между Олимпийскими играми, чемпионатами мира и Европы по футболу и другим популярным видам спорта, коммерческим видам спорта. Современные коммуникативные технологии (СМИ, радио, телевидение, реклама и электронные средства информации) позволяют создать типологию болельщиков в зависимости от услуг населению в предоставлении информации. П. А. Виноградов в своих исследованиях определил следующие типажи болельщиков: — реципиенты, интересующиеся только прагматической информацией (голы, очки, секунды); — персоны, которые ищут также методическую информацию для собственных занятий физическими упражнениями; — спортсмены, использующие материалы в целях совершенствования своего спортивного мастерства; — специалисты физической культуры и спорта — для повышения своего педагогического опыта, организаторской и управленческой деятельности. Исследование П. А. Виноградова по типологии болельщиков базируется в основном на данных средств массовой коммуникации в целом, а также — сферы физической культуры и спорта в период 60 — 80-х гг. XX в. и социализации болельщиков настоящего времени (см. рис. 2). Средства массовой коммуникации имеют специфические особенности в подаче спортивной информации, этот фактор, скорее, отражает различия в ожиданиях реципиентов, а потому не совсем логично связывать классификацию аудитории спортивного зрелища с преимущественным источником информации, ибо в этом случае не учитывается социальный контекст, способствующий или препятствующий ее потреблению. Разработка типологий такого аспекта связана, очевидно, с довольно распространенной концепцией включенности в сферу спорта, когда в основе находится вторичная, потребительская позиция. Кроме того, подобные классификации, как правило, умозрительны и не подтверждаются должным образом эмпирическим материалом. В этой связи достаточно перспективным следует считать лишь подход, рассматривающий контингент болельщиков с социально-психологических позиций — как представителей определенной социальной группы с соответствующими и присущими им социальными ценностными установками (В. А. Пономарчук, В. С. Козлова).

Информация для самоподготовки Информационные в физическом прагматики совершенствовании

> Типаж болельщиков < > по коммуникативности <

Информация для Информация для специалистов — специалистов — болельщиков болельщиков

Рис. 2. Типология болельщиков по П. А. Виноградову

Значимость спортивных соревнований в плане их эстетического и воспитательного воздействия неодинакова. Аудитория болельщиков оценивается отнюдь не однозначно. К ней относятся различные группы людей, начиная от контингента, предпочитающего присутствовать на спортивных трибунах, до широких масс, потребляющих спортивную информацию — даже эпизодически — из разных источников. Неудивительно, что в 70-х гг. прошлого века была предпринята попытка основываться при различении «социологических» характеристик аудитории спорта на таком признаке, как каналы получения информации: публика на стадионе, теле — и радиоаудитория и читатели спортивной прессы.

Прямые зрители

\ /

Типаж болельщика < Опосредованные по М. Хоутка болельщики

/ \

Общая группа болельщиков

Рис. 3. Типология болельщиков по Х. Хоутка

М. Хоутка регламентировал болельщиков по нижеперечисленной типологии: — прямые зрители, которые ориентируются на свои стадионы, команды и спортсменов, которые интересуются всем, что связано с их командой (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол); — опосредованные участники, которые увлекаются всеми видами спорта с помощью массовых коммуникаций и образуют универсальную группу с более низким уровнем специальной информации и без специальных контактов; — общая группа любителей спорта с нестойкими характеристиками и различным отношением к спорту в разные периоды своего жизненного пути. В конце XX в. сформировался социум, институт болельщиков, профессионально разбирающихся в определенных видах спорта, преданных данному виду спорта, команде в игровых видах спорта, кумирам — наиболее одаренным, талантливым спортсменам. Эта яркая группа болельщиков классифицируется как фанаты. Данное понятие в средствах массовой информации оценивается отрицательно из-за негативных проявлений на спортсооружениях, что, однако, порой придает определенный шарм социально-психологическим характеристикам постоянного посетителя стадиона. Поиск групповых различий среди посетителей трибун следует вести, очевидно, не на уровне здравого смысла. Нельзя отрицать, что «здравый смысл» привлекает своей простотой и видимой логичностью суждений, но он, по сути дела, отражает, как правило, лишь внешнюю сторону явлений и не затрагивает их глубинной сущности, вследствие чего не может привести к объяснению содержания и причин происходящих в обществе процессов. Столь же малосодержательны, на наш взгляд, и попытки найти основания рассматриваемых явлений в абстрактной фиксации самооценок отношения завсегдатаев трибун к спортивному зрелищу, как это имело место, например, в некоторых попытках классификации активных болельщиков среди молодежной возрастной группы, которые в большинстве приходят на спортсооружения для самоутверждения. В нашем исследовании мотивацию молодежной возрастной группы болельщиков мы разделили на три группы. Первая группа — проведение свободного времени на спортсооружениях в кругу друзей, товарищей, близких по месту жительства, учебе, работе. Вторая группа — интеграция для общения с близкими на спортивных сооружениях с целью принятия алкогольных напитков. Третья группа — агрессивная в алкогольном состоянии, ищут повод для самоутверждения в драках с соперниками — болельщиками других команд, правоохранительными органами и пр. При проведении спортивных мероприятий на спортсооружениях, особенно на соревнованиях по игровым видам спорта, ничего не дается так тяжело и не ценится так дорого, как «любовь» болельщиков. Болельщики — главное достижение кумиров и спортивных игровых команд, и это показательно отражено на сайтах в Интернете. Мы определили типаж следующей группы болельщиков по игровым видам спорта. Многообразие ярких, неповторимых форм в спортивных играх, доступность, эмоциональная сила воздействия, наглядность происходящего, когда все решается непосредственно на глазах болельщиков и результат зачастую невозможно предугадать, определяют зрелищную ценность спорта. Ясность цели спортивного соревнования, неожиданность быстро протекающих действий, максимальные усилия игроков наполняют восприятие зрителей своеобразным содержанием. Вследствие этого сопереживание, присущее наблюдению за спортивным матчем, создает условия, при которых болельщик не только сам становится как бы непосредственным его участником, но и вовлекается в процесс зрелищного общения. Избирательный болельщик — отражающий социально-экономическое и духовное отношение к видам спорта, интересующийся определенными видами спорта. Мы их разделили на три группы. Первая группа — болельщик-«эстет», эстетические виды спорта (художественная гимнастика, синхронное плавание, спортивные танцы, фигурное катание и др.). На спортсооружениях при проведении соревнований по перечисленным видам спорта разгораются эмоции вследствие позитивно заряженной энергетики, направленной от спортсменов к болельщикам. Яркость, неповторимость эстетического восприятия, в отличие от системы музыкального шоу-бизнеса, не требуют специального «подогрева» публики за счет использования шумовых и осветительных эффектов, сопровождения действия «подтанцовкой» и т. д. Вследствие этого эффект суггестии обеспечивается как бы сам по себе: эмоционально ярко окрашенные переживания одних мгновенно передаются другим, а потому спортивное зрелище создает предпосылки эстетической интеграции значительных масс людей — болельщиков. Вторая группа — болельщик-«любитель», престижные для данной персоны виды спорта (биатлон, некоторые дисциплины лыжных гонок, легкой атлетики, горнолыжный спорт, теннис и др.). На соревнованиях по этим видам спорта участникам предоставлена большая степень импровизации. Спортсмены проявляют максимальные усилия, причем каждое их выступление по-своему неповторимо, уникально. В то же время болельщик чувствует себя причастным к созиданию спортивного результата, который рождается на его глазах, ибо в начале соревнования невозможно определить, каков будет ход и исход поединка. События в ходе состязаний меняются мгновенно, они всегда неожиданны, часто возникают спортивные ситуации, аналогичные жизненным коллизиям. Во многом вследствие этого, а также из-за относительной демократичности требований к реакции на спортивную ситуацию создается возможность удовлетворения зрителями потребности в эмоциональном самовыражении. Следует подчеркнуть, что сегодня зачастую изменение правил состязаний во многих видах спорта имеет целью преимущественно повышение зрелищности соревнований, т. е. более полное удовлетворение эмоциональных потребностей болельщиков (В. А. Пономарчук, В. С. Козлова). Третья группа — болельщик-«силовик», единоборства, силовые виды спорта (все виды борьбы, бокса, восточные единоборства, бои без правил, рукопашный бой и др.). Специфические особенности этих видов спорта и иные формы зрелища в этой группе болельщиков, содержание спортивных поединков и условий восприятия создали социокультурный феномен болельщиков. В данной типологии болельщиков имеется фактор оппозиционности, эмоциональность восприятия спортивного зрелища, который в отличие от других мероприятий системы шоу-бизнеса основывается не столько на искусственном «подогреве» публики, сколько на том, что в системе такого зрелища содержится как базовый момент фактор соревновательности, состязательности. Это определяет две особенности зрелищного общения болельщиков в системе института спорта: повышенная эмоциональность восприятия вследствие отождествления зрителем себя с одной из команд или одним из спортсменов (фактор «мы») и наличия на арене и на трибунах как самих соперников, так и их сторонников (фактор «они»). А это создает условия для дезинтеграции и даже предпосылки противопоставленности уже не отдельных индивидов, но интегрированных в определенные общности группы, команды болельщиков, их оппозиционности и агрессии (рис. 4). Потребность к познанию спорта, соревновательной деятельности, востребованность массовых зрелищ стимулируют создание соответствующей сферы социума личностей — болельщиков. Их социализация в ходе спортивных мероприятий формирует дух коллективизации, командности, клубности, корпоративности. Присутствие болельщиков на спортивных соревнованиях формирует интегративную атрибутику, символику, логотипы, лозунги, формализованные, корпоративные жесты, пароли, приветствия, бурные реакции на определенные сочетания слов. Порой эмоциональные болельщики забывают о толерантности и выплескивают нетерпимость к соперникам. Массовый психоз мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в обществе болельщиков, и приводит порой к отказу от рационального начала в сознании запрограммированного болельщика (А. А. Красников). Включаясь в институт болельщиков, личность стремится к удовлетворению потребностей, имеющих для нее определенную субъективную значимость, вследствие важности данных соревнований.

Болельщик — Болельщик — Болельщик — «эстет» «любитель» «силовик»

\ /

> Избирательный < болельщик

\ /

Болельщик — > Современный < Болельщик по «фанат» болельщик игровым видам спорта / \

Молодежная > группа <

/ \

Болельщик, Досуговый Болельщик, предрасположенный болельщик предрасположенный к спиртному к агрессивности

Рис. 4. Модель оптимального современного болельщика

Таким образом, социально-экономические условия по формированию типологии болельщиков при проведении соревнований на спортивных сооружениях способствуют деятельности конкретного болельщика или группы людей, и ее результаты могут иметь более широкое, объективное социальное значение, связанное с удовлетворением потребностей не только непосредственных исполнителей данной деятельности, но и более широкого круга зрителей. В практическом отношении важно представлять взаимосвязь объективной и субъективной значимости каждого конкретного соревнования. Это позволит болельщику прогнозировать подготовку спортсмена и в соответствии с этим оценивать выступление кумиров и команд. Перед посещением соревнований болельщику необходимы знания об объективной значимости соревнований, обусловленные реальными физическими и социальными факторами: — рейтинг соревнований в многоуровневой системе соревнований; — традиции соревнований как элемента культурного наследия; — преемственность, популярность, престижность деятельности, на основе которой проводится соревнование; — характеристика состава соперников, их рейтинг по отношению к лучшим результатам сезона; — прогнозируемые результаты — их относительный уровень и плотность; — посещаемость болельщиков и их количественный состав; — рейтинг участников соревнований, наличие легионеров.

Литература

1. Виноградов П. А. Исследование функционирования местных средств массовой коммуникации по пропаганде физической культуры и спорта: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1979. 2. Викторов В. А., Пономарчук В. А., Платонов С. И. Взгляд на трибуны: социальный портрет болельщиков // Социологические исследования. М., 1991. N 5. 3. Девичева В. Ф. Неформальные самодеятельные объединения: социологический очерк. М.: Знание, 1989. 4. Зуев В. Н. Управление системой спортивного соревнования. Тюмень, 2001. 5. Зуев В. Н. Эволюция органов государственной власти в сфере управления физической культурой и спортом в начале XX века и в советский период // Теория и практика физической культуры. 2004. N 3. С. 2 — 7. 6. Зуев В. Н., Сулейманов И. И. Менеджмент для спортивного организатора. Омск, 1997. 7. Зуев В. Н. Нормативно-правовые акты в регуляции управления отечественной сферой физической культурой и спорта // Теория и практика физической культуры. 2002. N 7. С. 51 — 61. 8. Зуев В. Н. Спортивный арбитр. М.: Советский спорт, 2004. 9. Зуев В. Н. Регулирование нормативно-правовых документов в отечественной сфере физической культуры и спорта. СПб., 2001. 10. Козлова В. С. Феномен околоспортивной толпы. М., 2002. 11. Красников А. А. Проблемы общей теории спортивных соревнований. М., 2003. 12. Миртов Ю. М. Бесчинства на стадионах: попытки научного подхода к проблеме // Теория и практика физической культуры. 1989. N 2. С. 45 — 49. 13. Пономарчук В. А., Козлова В. С. Институт спорта (история и реалии). Минск, 2002. 14. Привалова В. В. Толпа в структуре политического процесса: Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 1996. 15. Loy J. W., MCPherson B. D., Kehyon G. S. Sport and social systems: A guide to the analysis, problems and literature. California: Addison-Wesley publ. Co., 1978. 16. Choutka M. Divactvi-nedilna soucast sportu // Teorie a praxe telesne vychovy. 1974. N 11. S. 668 — 671.

——————————————————————