Положения и регламенты должностных обязанностей сотрудников как элементы развития юридического отдела регионального Министерства (департамента) здравоохранения

(Шаповалова П. К., Шаповалов К. А.)

(«Медицинское право», 2013, N 3)

Текст документа

ПОЛОЖЕНИЯ И РЕГЛАМЕНТЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ

КАК ЭЛЕМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА

РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТЕРСТВА (ДЕПАРТАМЕНТА) ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

П. К. ШАПОВАЛОВА, К. А. ШАПОВАЛОВ

Шаповалова Полина Константиновна, государственный советник 1-го класса (г. Сыктывкар).

Шаповалов Константин Альбертович, доктор медицинских наук, профессор, начальник отдела стандартизации и экспертизы качества медицинской помощи ГБУЗ Республики Коми «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» (г. Сыктывкар).

Проведен анализ положений о работе юридического отдела (ЮрО) регионального министерства (департамента) здравоохранения (РМ(д)З) и регламентов должностных обязанностей сотрудников за шесть лет (2006 — 2011 гг.).

Ключевые слова: юридический отдел, региональное министерство (департамент) здравоохранения, положение об организации работы юридического отдела.

Provisions and regalements of official duties of employees as the elements of development of the juridical department of the regional ministry (department) of health care

P. K. Shapovalova, K. A. Shapovalov

The analysis of the position of the legal department (LD) regional ministry (department) of health (RM(d)H) and the regulations of the duties of employees for 6 years (2006 — 2011).

Key words: legal department, regional ministry (department) of health, regulation on the organization of the legal department.

Юридический отдел Министерства здравоохранения Республики Коми (ЮрО МЗ РК) организован в мае 2006 г., является его структурным подразделением и осуществляет правовое обеспечение деятельности МЗ РК по вопросам, относящимся к его ведению. Организация его работы за период с 2006 по 2011 г. наглядно отражена во внутренних положениях и регламентах.

Материалы и методы. Рассмотрены организационные документы за шесть лет (2006 — 2011 гг.): два положения об организации работы ЮрО (2006, 2010 гг.), а также три регламента о работе начальника отдела (2006, 2008, 2010 гг.), три регламента о работе консультанта (2006, 2008, 2010 гг.), два регламента о работе главного специалиста-эксперта (2006 и 2009 гг.) и три регламента о работе специалиста-эксперта (2006, 2008, 2010 гг.). Анализ проводился методом сравнения с использованием приемов группировки, сплошного наблюдения, детализации и обобщения.

Результаты. «Положение 2006» об основах работы ЮрО [2] разработано в мае 2006 г. на основе типовых требований и включает: 1) общие положения; 2) задачи ЮрО; 3) функции ЮрО; 4) права ЮрО; 5) ответственность работников ЮрО; 6) организацию работы ЮрО. В «Положении 2006» детально прописаны роль и место ЮрО в структуре МЗ РК, зона ответственности и партнеры по взаимодействию в решении поставленных задач. Выделено девять задач, которые решает ЮрО, осуществляя 27 функций; определены права и ответственность работников; а также раскрыты общие положения по организации работы этого структурного подразделения МЗ РК [16].

Развитие внутренних регламентов и положений ЮрО пошло по пути преимущественного расширения и уточнения должностных обязанностей сотрудников, в то время как Положение об отделе подвергалось значительно меньшим изменениям. Многократное уточнение функциональных обязанностей юристов, работающих в отделе, и их неоднократное изменение в конечном итоге привели к необходимости изменения Положения об отделе, которое произошло только в 2010 г. По своему содержанию оно сузилось, а по объему уменьшилось. В «Положении 2010» по сравнению с «Положением 2006» произошли следующие изменения [11]:

1) в разделе I «Общие положения» отсутствует п. 3, в котором были представлены обобщающие формулировки вопросов, отнесенных к ведению ЮрО, а именно:

К ведению ЮрО относятся вопросы:

организации нормативно-правовой деятельности в сфере здравоохранения;

обеспечение в установленном порядке на территории Республики Коми единообразного применения нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

методического руководства деятельностью структурных подразделений Министерства по подготовке проектов законов Республики Коми и иных нормативных правовых актов Республики Коми в сфере здравоохранения;

организации судебной и договорной работы в установленной сфере;

2) в разделе II «Задачи ЮрО» вместо 9 поставленных перед отделом в результате их методологического объединения и обобщения формулировок осталось только 4;

3) в разделе III «Функции ЮрО» число функций уменьшилось с 27 до 15. Более емкими и короткими стали формулировки ответственности и организации работы ЮрО;

4) разделы IV «Права ЮрО» и V «Ответственность работников ЮрО» остались без изменений. Работники отдела, являясь государственными гражданскими служащими, в пределах своей компетенции подлежат всем видам юридической ответственности, предусмотренным действующим законодательством. Сотрудники несут персональную ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых проектов ненормативных правовых актов, данных ими заключений и консультаций;

5) раздел V «Организация работы ЮрО» существенно уменьшен за счет информации о порядке назначения на должность начальника ЮрО, его ответственности и функциональных обязанностей, которая переведена в соответствующий регламент государственного служащего.

Объем «Положения 2006» составлял 8 страниц, или 0,24 печатного листа, а «Положения 2010» в аналогичной редактуре только 5, или 0,16 печатного листа, т. е. информационное содержание уменьшилось в 1,5 раза. Изменения в Положении об отделе вносятся не часто, обычно при изменении структуры МЗ РК в целом. Как правило, при издании основополагающих законов или реструктуризации профильного федерального министерства. Ближайшее изменение структуры МЗ РК должно произойти в связи с принятием ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Обсуждение. Кадровый состав ЮрО МЗ РК включает четыре должности: начальника отдела, консультанта, главного специалиста-эксперта и специалиста-эксперта. Именно они обеспечивают информационно-аналитическое и организационное обеспечение юридического сопровождения законодательных и нормативных правовых актов в области здравоохранения, принятых в РК, и выполняют поставленные задачи. Все сотрудники имеют высшее юридическое образование со стажем практической работы от 3 до 12 лет. Важно, что отсутствие даже одного сотрудника сказывается на работе всего отдела. Тем не менее по ряду объективных причин в течение года один из сотрудников постоянно отсутствует. Отпуска сотрудников ЮрО составляют: начальника отдела — 65 календарных дней; консультанта — 63 календарных дня; ведущего специалиста — 60 календарных дней; специалиста — 60 календарных дней; всего 248. При переводе их в рабочие дни 248 календарных дней: 7 x 5 = 177,12 рабочего дня. С учетом командировок, профессиональных переподготовок сотрудников и лечения сотрудников по листкам временной нетрудоспособности, больничных листов общая сумма рабочих дней превышает среднегодовой показатель в 249,25 рабочего дня. Это означает, что в течение календарного года один сотрудник в отделе не работает по объективным причинам, так как находится в очередном трудовом отпуске, служебной командировке, на профессиональной переподготовке или лечится по листку временной нетрудоспособности.

В соответствии с нормативными документами должностных регламентов государственных служащих начальником ЮрО в 2006 г. разработаны должностные регламенты сотрудников ЮрО МЗ РК: начальника, консультанта, главного специалиста-эксперта и специалиста-эксперта. С вступлением в силу новых нормативных правовых актов, положений и регламентов гражданской службы все должностные регламенты сотрудников ЮрО пересматривались, уточнялись, дополнялись и перерабатывались в 2008, 2009, 2010 и 2011 гг. [3 — 10; 12 — 15; 18 — 22]. По объему ответственности и широте спектра деятельности самым насыщенным являлся должностной регламент начальника ЮрО. Именно поэтому целесообразно рассмотреть последний вариант должностного регламента начальника ЮрО МЗ РК и те изменения, которые произошли в нем по сравнению с предыдущим.

«Регламент начальника ЮрО 2010» является объемным и очень подробным документом. Изменен не только порядок, но и содержание имевшихся ранее разделов, введены новые.

В разделе I «Общие положения» значительно расширена информация по классификации должности гражданского служащего, условиям поступления для замещения должности гражданской службы, а также исполнению федеральных законов, законов Республики Коми и внутренних положений и регламентов МЗ РК.

В разделе II «Квалификационные требования к должности гражданской службы» перечислены квалификационные требования к должности начальника ЮрО, которые касаются не только уровня образования, но и специализации по специальности юриспруденция. В регламенте определен не только уровень общих и специальных профессиональных знаний, но и умений, а также навыков, как общих, так и специальных. Перечислены основные федеральные законы в области здравоохранения, требующихся в повседневной работе юриста МЗ РК.

В разделе III «Должностные обязанности» использован принципиально новый подход. В соответствии с современными взглядами на систему руководства должностные обязанности начальника ЮрО изложены с позиций видов деятельности: 1) планирования; 2) организации; 3) координации; 4) мотивации; 5) контроля. Исходя из задач и функций, определенных «Положением 2010», на начальника ЮрО также возлагается исполнение следующих функций: 1) обеспечение выполнения задач и осуществление функций, предусмотренных Положением об отделе; 2) участие в заседаниях комитетов и комиссий Министерства; 3) согласование проектов правовых актов нормативного характера, договоров и иных документов, принимаемых и заключаемых министерством; 4) изучение законодательства, судебной и арбитражной практики по различным отраслям права; 5) обобщение и анализ законодательства и правоприменительной практики; 6) разработка рекомендаций по применению и исполнению действующего законодательства; 7) консультирование по вопросам действующего законодательства, отнесенным к сфере деятельности Министерства; 8) участие в судах общей юрисдикции и арбитражных судах по вопросам, отнесенным к компетенции отдела; 9) анализ и обобщение результатов рассмотрения дел в суде общей юрисдикции, арбитражном суде для подготовки соответствующих предложений об улучшении деятельности Министерства; 10) участие в оформлении заключаемых хозяйственных договоров на преддоговорной стадии; 11) ведение претензионной работы; 12) осуществление юридической экспертизы исполнительных документов; 13) участие в комплексных проверках государственных учреждений здравоохранения; 14) составление отчетности в вышестоящие организации; 15) обеспечение рассмотрения писем, жалоб и заявлений граждан по юридическим вопросам; 16) обеспечение условий охраны труда в структурном подразделении; 17) организация и координация международных и межрегиональных связей; 18) обеспечение технической и информационно-аналитической работы в данном направлении.

Права и Ответственность (соответственно разделы IV и V) тесно увязаны с деятельностью начальника ЮрО.

Два последующих раздела: VI «Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения» и VII «Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих решений» — претерпели незначительные изменения и доработки:

Разделы с VIII по XI:

VIII. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

IX. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

X. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

XI. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего — в «Регламенте начальника ЮрО 2006» отсутствовали.

Сама их формулировка обязывает сотрудника самостоятельно осмысливать последствия его профессиональной деятельности и принимать ответственные решения. Именно эти разделы возникли как необходимые результаты пересмотров регламентов 2006 — 2010 гг. Особое внимание разработчик уделил XI разделу, в котором представлена форма учета основных результатов ежемесячной работы не только начальника ЮрО, но и всех сотрудников. Она позволяет оперативно дать оценку интенсивности и качества труда работника по итогам прошедшего месяца, квартала, полугодия, года. Объем «Регламента начальника ЮрО 2006» составлял 9 страниц, или 0,28 печатного листа, а «Регламента 2010» в аналогичной редакторе уже 17, или 0,50 печатного листа, т. е. увеличился в 1,78 раза [17]. Таким образом, основным мобильным документом развития ЮрО стал должностной регламент сотрудника, что не противоречит Трудовому кодексу РФ. С возникновением новых функциональных обязанностей они сразу вносятся в должностной регламент. Для обсуждения предложена «Форма учета показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности сотрудников» (Шаповалова П. К., 2008 г.).

Выводы: 1. Анализ внутренних регламентирующих документов ЮрО с помощью метода сравнения с использованием приемов группировки, сплошного наблюдения, детализации и обобщения позволяет рассматривать это структурное подразделение как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющих выход (цель), вход, связь с внешней средой и обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход».

2. В момент создания юридического отдела регионального министерства (департамента) здравоохранения Положение об организации его работы является основополагающим и всеобъемлющим документом, определяющим все стороны деятельности ЮрО.

3. По мере развития ЮрО как структурного подразделения постоянно уточняются не только общие положения, задачи и функции, но и организация его деятельности.

4. Этот процесс находит отражение в постоянной работе по совершенствованию должностных регламентов сотрудников отдела, которые являются наиболее мобильными документами для конкретизации и внесения изменений в функциональные обязанности работников. Они содержат изменения новых, вступающих в силу нормативных правовых актов, поэтому пересматриваются неоднократно, находясь под постоянным контролем начальника отдела.

5. Изменения в Положении об отделе проводятся по обоснованным причинам, как правило, при изменении структуры и соответственно пересмотре функций регионального министерства (департамента) здравоохранения. Такими основаниями могут стать, например, реструктуризация профильного федерального министерства или вступление в силу основополагающего Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6. В то же время ЮрО может рассматриваться не только как самостоятельная система (объект) или отдельная подсистема в структуре управления системы МЗ РК, но и как самостоятельная структура управления юридических подразделений учреждений здравоохранения, что позволяет обоснованно использовать системный, комплексный, интеграционный, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий и ситуационный подходы при анализе его деятельности.

7. Удобной и практичной оказалась форма учета показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности сотрудников, разработанная в ЮрО МЗ РК. Она позволяет легко и быстро конкретизировать и персонифицировать результаты работы юристов отдела за месяц, квартал, полугодие и год, оценить ее интенсивность и качество.

Список литературы

1. Регламент внутренней организации Министерства здравоохранения Республики Коми (утвержден Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми).

2. Шаповалова П. К. Регламент работы юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2006. 8 с.

3. Шаповалова П. К. Должностные обязанности начальника юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2006. 9 с.

4. Шаповалова П. К. Должностные обязанности консультанта юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2006. 8 с.

5. Шаповалова П. К. Должностные обязанности главного специалиста-эксперта юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2006. 7 с.

6. Шаповалова П. К. Должностные обязанности специалиста-эксперта юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2006. 7 с.

7. Шаповалова П. К. Должностной регламент начальника юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2008. 11 с.

8. Шаповалова П. К. Должностной регламент консультанта юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2008. 10 с.

9. Шаповалова П. К. Должностной регламент специалиста-эксперта юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2008. 10 с.

10. Шаповалова П. К. Должностной регламент главного специалиста-эксперта юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2009. 9 с.

11. Шаповалова П. К. Изменения в Положении о работе юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2010. 5 с.

12. Шаповалова П. К. Должностной регламент государственного служащего: начальника юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2010. 17 с.

13. Шаповалова П. К. Должностной регламент государственного служащего: консультанта юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2010. 16 с.

14. Шаповалова П. К. Должностной регламент государственного служащего: главного специалиста-эксперта юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2010. 15 с.

15. Шаповалова П. К. Должностной регламент государственного служащего: специалиста-эксперта юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2010. 15 с.

16. Шаповалова П. К., Шаповалов К. А. Организация работы юридического отдела регионального министерства (департамента) здравоохранения сквозь призму внутренних регламентов и положений. Сыктывкар, 2011. 35 с.

17. Шаповалова П. К., Шаповалов К. А. Роль Положений и Регламентов должностных обязанностей сотрудников в динамическом развитии юридического отдела регионального министерства (департамента) здравоохранения // Организационные вопросы деятельности юридического отдела учреждений здравоохранения: Монография. Сыктывкар, 2012. С. 29 — 66.

18. Shapovalova P. K. Regulations of work of the Legal Department of the Regional Ministry (Department) of Health // World Health Organization. Pubrights, 2011.

19. Shapovalova P. K. Official duties of public officials: the Chief of the Legal Department of the Regional Ministry (Department) of Health // World Health Organization. Pubrights, 2011.

20. Shapovalova P. K. Official duties of public officials: the Consultant of the Legal Department of the Regional Ministry (Department) of Health // World Health Organization. Pubrights, 2011.

21. Shapovalova P. K. Official duties of public officials: the Chief Expert of the Legal Department of the Regional Ministry (Department) of Health // World Health Organization. Pubrights, 2011.

22. Shapovalova P. K. Official duties of public officials: the Expert of the Legal Department of the Regional Ministry (Department) of Health // World Health Organization. Pubrights, 2011.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *