Формирование новой организационно-правовой системы питания в стационарных лечебных учреждениях здравоохранения

(Малышева Е. И.) («Административное право и процесс», 2013, N 5) Текст документа

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ В СТАЦИОНАРНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Е. И. МАЛЫШЕВА

Малышева Елена Ивановна, начальник юридического отдела Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Автор обосновывает необходимость модернизации системы организации питания в учреждениях здравоохранения. Отсутствие нормативно-правового регулирования в данной области отмечено как проблема построения организационно-правовых основ системы организации питания в стационарных лечебных заведениях здравоохранения.

Ключевые слова: учреждения здравоохранения, система, здоровое питание, модернизация, административно-правовой механизм, сертифицированное питание.

Formation of a new organizational-law system of alimentation in stationary medical institutions E. I. Maly’sheva

The author substantiates the need for the modernization of food service in hospitals. The lack of legal regulation in this area is marked as a problem of the organizational and legal foundations of nutrition in-patient health care institutions.

Key words: health care, a system, a healthy diet, modernization, administrative and legal mechanism, certified food.

Проблема организации здорового питания населения обсуждается сегодня на государственном уровне. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1134-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» <1> определено Минздраву, Минобрнауке, Минобороне, МВД, ФСИН, Минсельхозу России и Роспотребнадзору в 2013 г. разработать проект Федерального закона «О здоровом, в том числе горячем, питании для детей в образовательных учреждениях, лиц, находящихся в лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также лиц, находящихся в местах содержания под стражей или отбывающих наказание в исправительных учреждениях» (далее — проект Закона о здоровом питании). ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 28. Ст. 3930.

Поскольку Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <2> относительно питания в учреждениях здравоохранения регулирует общие вопросы размещения заказов на поставки товаров, а действующая нормативно-правовая база <3> в области организации питания в стационарных учреждениях здравоохранения не совершенна и нуждается в реформировании в соответствии с распоряжением «Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» <4> и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» <5>, то проведенный анализ правовых основ организации питания в стационарных лечебных учреждениях здравоохранения позволил выявить наиболее значимые проблемы в данной области. ——————————— <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105. <3> ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25.06.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 14. Ст. 1650; ФЗ от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 19.07.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 150; ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 12.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105; ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 48. Ст. 6724; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 19. Ст. 2335; Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.1998 N 917 «О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года» (в ред. от 05.10.1999) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 34. Ст. 4083; распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 N 1873-р «Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 45. Ст. 5869; распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 1134-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 28. Ст. 3930; Приказ Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации деятельности врача-диетолога», «Положением об организации деятельности медицинской сестры диетической», «Положением о Совете по лечебному питанию лечебно-профилактических учреждений», «Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях») (в ред. от 26.04.2006) // Российская газета. 2003. 26 сентября; Способ определения пищевого статуса больных и методы его коррекции специализированными продуктами лечебного питания в условиях стационарного и санаторно-курортного лечения: Методическое письмо (утв. Минздравсоцразвития РФ 23.12.2004). Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант»; Методические рекомендации «Организация лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях» (утв. Департаментом развития медицинской помощи и курортного дела 3 февраля 2005 г.). Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант»; письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 3237-ВС «О применении Приказа Минздрава России от 05.08.2003 N 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации». Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант»; письмо ФФОМС от 31.08.2005 N 4186/13-и «Об организации лечебного питания» // Обязательное медицинское страхование в РФ: Сборник законодательных актов и нормативных документов. Т. 22. 2006; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2006 г. N 316 «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 г. N 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 31 мая; письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 июля 2006 г. N 2176-18. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 августа 2006 г. N 28 «Об усилении надзора за производством и оборотом пищевых продуктов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 37. <4> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 N 1873-р «Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 45. Ст. 5869. <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 19. Ст. 2335.

Предлагается в проект Закона о здоровом питании включить главу «Организация питания в учреждениях здравоохранения», в которой отдельным разделом выделить организацию питания в стационарных лечебных учреждениях здравоохранения. Модернизацию системы организации питания в стационарных лечебных учреждениях здравоохранения автор видит в отражении в проекте Закона о здоровом питании следующих положений. 1. Поскольку организация питания в стационарных учреждениях здравоохранения не имеет единой системы, регулируемой законодательно, т. к. каждое учреждение по результатам торгов в форме аукционов или котировок заключает с выигравшим поставщиком сырья муниципальный контракт, необходимо сформировать организационно-правовые основы системы организации питания в стационарных лечебных учреждениях здравоохранения. Для этого следует закрепить административно-правовой механизм обеспечения стационарных лечебных учреждений здравоохранения питанием высокого качества, изготовленного из пищевых продуктов, соответствующих установленным требованиям. 2. Определить контрольно-надзорные органы, их функции и полномочия в области организации питания в учреждениях здравоохранения. 3. Установить ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере организации питания в стационарных лечебных учреждениях здравоохранения. Необходимо закрепить ответственность должностных лиц, регулирующих организацию питания в стационарных лечебных учреждениях здравоохранения, а также ответственность и рычаги влияния на поставщиков в случае поставок сырья ненадлежащего качества. 4. Внедрить систему сертифицированного и качественного питания в стационарных лечебных учреждениях здравоохранения посредством производства питания на сертифицированном промышленном предприятии по технологии мирового уровня и обеспечения пациентов полностью готовым питанием. Названные положения позволят радикально повысить качество питания пациентов, обеспечить высокий уровень гигиены и безопасности при производстве и предоставлении питания. 5. Решить вопросы финансирования организации питания в стационарных лечебных учреждениях здравоохранения. При этом необходимо исключить раздел питания из общей стоимости медицинской услуги, выделив его в отдельный раздел финансирования и, соответственно, контроля. Закрепление данных положений имеет важное научное и практическое значение, поскольку высококачественное полноценное питание составляет основу жизнедеятельности пациентов и является одним из основных факторов обеспечения эффективности лечебных мероприятий.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *