Правовые аспекты амбулаторного и стационарного лечения военнослужащих

(Чубукова И. М.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 12, 2003)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АМБУЛАТОРНОГО И СТАЦИОНАРНОГО

ЛЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

И. М. ЧУБУКОВА

И. М. Чубукова, подполковник юстиции, адъюнкт кафедры гражданского права Военного университета.

Предоставление амбулаторной и стационарной медицинской помощи военнослужащим имеет исключительно важное значение для сохранения и укрепления здоровья личного состава. Амбулаторная помощь — самый массовый вид медицинской помощи, обеспечивающий высококвалифицированное медицинское обслуживание военнослужащих. Амбулаторные учреждения Министерства обороны Российской Федерации являются главным звеном в диспансеризации военнослужащих, всех профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и улучшение здоровья военнослужащих. Уровень работы этих учреждений, качество поликлинической помощи во многом зависят от правильной, научно обоснованной и рациональной организации их деятельности.

Среди лечебно-профилактических мероприятий стационарное лечение всегда занимало и продолжает занимать особое место. Это связано с рядом обстоятельств, среди которых можно выделить главные. При стационарном лечении медицинская помощь оказывается в основном при наиболее тяжелых заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению.

Порядок проведения лечебно-профилактических мероприятий с военнослужащими установлен Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. ст. 339 — 358) (далее — УВС РФ).

Амбулаторное и стационарное лечение военнослужащих являются основными лечебно-профилактическими мероприятиями наряду с диспансеризацией и санаторно-курортным лечением.

Центр лечебно-профилактической работы в воинской части — медицинский пункт. В нем осуществляются основные мероприятия по изучению здоровья личного состава, наблюдение за его динамикой, проводятся медицинские обследования и осмотры, выявляются отклонения в состоянии здоровья и физического развития военнослужащих. В медицинском пункте всем нуждающимся оказывается первая врачебная помощь при ранениях и заболеваниях, проводится амбулаторное и стационарное обследование и лечение (продолжительностью до 15 суток), стационарное лечение нетранспортабельных больных до улучшения их состояния и направления в лечебное учреждение. Здесь же изолируются лица с заболеваниями, подозрительными на инфекционные, до направления их в лечебное учреждение.

Основными подразделениями медицинского пункта являются амбулатория, аптека, лазарет, изолятор на две инфекции. Амбулатория предназначена для оказания амбулаторной помощи личному составу части.

Амбулаторный прием проводится в медицинском пункте в часы, установленные распорядком дня. Военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травмы, направляются в медицинский пункт немедленно в любое время суток. Для обеспечения круглосуточной работы в медицинском пункте обязан постоянно находиться дежурный фельдшер (медицинская сестра, санитарный инструктор). При необходимости он вызывает в медицинский пункт врача.

Солдаты и сержанты направляются в медицинский пункт воинской части дежурными по роте под командой санитарного инструктора роты или старшего, назначенного из числа больных. Книга записи больных, в которой указывается следующее: воинское звание, фамилия и инициалы заболевшего, заключение врача, решение командира, число и месяц, — за подписью старшины роты представляется дежурному по медицинскому пункту полка не позже чем за 2 часа до начала амбулаторного приема.

До начала амбулаторного приема дежурный фельдшер подбирает медицинские книжки прибывших. После опроса военнослужащих по поводу жалоб на состояние здоровья, оценки общего состояния и измерения температуры тела у прибывших на прием фельдшер определяет очередность их направления к врачу. В первую очередь направляются лица с подозрениями на наличие инфекционных заболеваний, с острыми болями в животе и груди, с высокой температурой тела, общей слабостью, травмами и т. п.

Врач контролирует прибытие в медицинский пункт всех военнослужащих, внесенных в книгу записи больных.

После осмотра врачом (фельдшером) заболевшие в зависимости от характера болезни направляются для лечения в медицинский пункт, в лечебное учреждение вне воинской части (госпиталь, больницу) или им назначается амбулаторное лечение.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, по заключению врача могут оставаться для лечения на квартирах (на дому).

Заключение на частичное или полное освобождение от занятий и работ дается врачом, а в воинских частях, где врач штатом не предусмотрен, — фельдшером не более чем на 3 суток. В случае необходимости освобождение может быть повторено. Рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении от исполнения обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами (ст. 350 УВС ВС РФ).

По истечении предоставленного срока освобождения солдаты и сержанты должны быть направлены, если они в этом нуждаются, на повторный медицинский осмотр.

Об освобождении от исполнения служебных обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выходе их на службу после болезни объявляется в приказе по воинской части.

Больные, которым назначено амбулаторное лечение, для приема лекарств и проведения других лечебных процедур, а также больные, нуждающиеся в консультации медицинских специалистов, направляются в медицинский пункт воинской части в дни и часы, указанные врачом в книге записи больных.

Освобождение от исполнения обязанностей военной службы на срок более 3 суток дается на основании заключения военно-врачебной комиссии, которое выносится в случае, когда Расписанием болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123) предусматривается временная негодность к военной службе. Освобождение дается на срок до 15 суток. ВВК может вынести повторное заключение о том, что военнослужащий нуждается в освобождении, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток (п. 33 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, признан негодным к военной службе и в период оформления увольнения не может по состоянию здоровья исполнять обязанности военной службы, ВВК одновременно с заключением о его негодности к военной службе выносит заключение о том, что он нуждается в освобождении на срок до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (п. 34 Положения о военно-врачебной экспертизе).

В лазарете медицинского пункта полка проводится стационарное лечение больных со сроком лечения до 14 дней. При поступлении в лазарет больные проходят санитарную обработку.

На стационарное лечение вне расположения воинской части военнослужащие направляются по заключению врача командиром части, а для оказания неотложной помощи в отсутствие врача — дежурным фельдшером (санитарным инструктором) по медицинскому пункту с одновременным докладом начальнику медицинской службы части и дежурному по части.

При направлении на лечение за пределы расположения воинской части военнослужащие должны быть обмундированы в соответствии со временем года, иметь при себе направление, подписанное командиром части, медицинскую книжку, документ, удостоверяющий личность, необходимые личные вещи и аттестат на продовольствие. При необходимости (при получении травмы, ранения) — справку о травме и медицинскую характеристику, а при убытии на лечение за пределы гарнизона, кроме того, — аттестаты на вещевое и денежное довольствие, проездные документы до места расположения лечебного учреждения и обратно.

Обо всех военнослужащих, поступивших на стационарное лечение вне расположения воинской части, а также о выписке их по выздоровлении начальник (командир) лечебного учреждения (части) обязан в тот же день сообщить командиру воинской части, из которой эти военнослужащие прибыли.

Об обнаружении у поступившего больного инфекционного заболевания и о поступлении больных с отравлениями, травмами начальник (командир) лечебного учреждения (части) обязан немедленно известить командира того полка, из которого прибыл больной (больные), а об инфекционном заболевании, кроме того, и ближайшее санитарно-эпидемиологическое учреждение.

Военнослужащие, заболевшие в период отпуска или командировки, на стационарное лечение направляются военными комендантами или военными комиссарами.

Выздоровевшие военнослужащие направляются из военного госпиталя или больницы в полк с соответствующими документами, которые сдаются по прибытии старшине роты (ст. ст. 350 — 354 УВС ВС РФ).

На основании Приказа министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «Об оказании медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в учреждениях здравоохранения» от 14 июня 1995 г. N 204/167 необходимыми документами для приема военнослужащих в учреждения здравоохранения на платное обследование и лечение являются: медицинское заключение о нуждаемости в обследовании и лечении в данном лечебном учреждении; заверенное гербовой печатью направление командира воинской части, начальника учреждения, военно-учебного заведения, предприятия или организации Министерства обороны Российской Федерации с указанием, к какому округу (флоту) территориально относится воинская часть, и банковских реквизитов финансово-экономического управления соответствующего округа, флота; удостоверение личности или военный билет военнослужащего. В неотложных случаях военнослужащие госпитализируются в учреждения здравоохранения без указанных документов с их предъявлением в последующем.

Направление военнослужащих на плановое обследование и лечение в учреждения здравоохранения производится в соответствии с договорами, заключенными медицинской службой соответствующего округа (флота) с территориальными органами здравоохранения, и во всех случаях согласовывается с начальником военно-медицинского управления (медицинской службы) этого округа (флота).

Военнослужащие, находящиеся в отпусках и командировках, в случае обращения в учреждения здравоохранения по неотложным показаниям предъявляют удостоверение личности (военный билет), а также отпускной билет или командировочное удостоверение.

Скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим беспрепятственно всеми учреждениями здравоохранения при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления и другие состояния и заболевания). Взаиморасчеты при этом не производятся, оплата за оказанную скорую медицинскую помощь осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней.

Оказание скорой медицинской помощи, входящей в структуру стационарной медицинской помощи, включается в ее стоимость и оплачивается в установленном порядке за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Затраты, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим, компенсируются учреждениями здравоохранения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (статья расходов 0629 сметы расходов) по действующим тарифам для данного учреждения здравоохранения на момент оказания военнослужащему медицинской помощи.

Руководитель учреждения здравоохранения, где находится на стационарном обследовании и лечении военнослужащий, не позднее 5 дней после выписки больного из стационара оформляет счет за оказанную помощь и другие необходимые медицинские документы, которые направляются непосредственно или через страховую медицинскую организацию в адрес начальника военно-медицинского управления (медицинской службы) округа (флота), на территории которого находится учреждение здравоохранения, с указанием банковских реквизитов этого учреждения и его почтового адреса.

В вышеназванных документах, кроме стоимости одного койкодня и общей суммы, подлежащей оплате, обязательно указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество военнослужащего, год его рождения, место службы (условное или полное наименование воинской части, ее почтовый адрес), дата поступления и выписки больного, порядок госпитализации — в плановом порядке или по неотложным показаниям, полный диагноз, проведенные важнейшие диагностические и лечебные манипуляции, причины задержки больного в стационаре сверх общепринятых сроков, наименование документа, устанавливающего тарифы на оказание медицинской помощи для данного лечебного учреждения, кем и когда он утвержден. По выставленным за истекший месяц счетам учреждение здравоохранения составляет реестр по установленной форме.

Документы за оказанную медицинскую помощь направляются для оплаты в адрес начальника военно-медицинского управления (медицинской службы) соответствующего округа (флота) только на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

На военнослужащих, которые проходят военную службу в других министерствах и ведомствах Российской Федерации, счета направляются в соответствующие органы управления или воинские части по принадлежности.

При оказании военнослужащим амбулаторно-поликлинической помощи счета за оказанную медицинскую помощь направляются в адрес начальника военно-медицинского управления (медицинской службы) соответствующего округа (флота) ежемесячно (не позднее 5-го числа) с указанием по каждой воинской части раздельно: числа принятых амбулаторно военнослужащих (посещений), выполненных основных лечебно-диагностических процедур и их стоимости.

Начальник военно-медицинского управления (медицинской службы) соответствующего округа проверяет и при отсутствии претензий по представленным документам в 10-дневный срок оплачивает учреждениям здравоохранения в установленном порядке счета за лечение всех военнослужащих, проходящих военную службу в воинских частях, которые расположены на территории этого военного округа, независимо от принадлежности указанных воинских частей к видам Вооруженных Сил Российской Федерации и родам войск. Начальник медицинской службы флота оплачивает в таком же порядке счета на всех военнослужащих воинских частей (кораблей) флотского подчинения.

Начальник военно-медицинского управления (медицинской службы) соответствующего округа (флота) осуществляет проверку достоверности тарифов за оказанную медицинскую помощь, обоснованности приема, качества и продолжительности лечения военнослужащих, при необходимости переводит их для продолжения лечения в военно-медицинские учреждения. Учреждения здравоохранения и органы управления здравоохранением обязаны по запросам соответствующих начальников военно-медицинской службы округов (флотов) представлять прейскуранты на оказание медицинской помощи и необходимые медицинские документы.

При выявлении фактов завышения предъявляемых сумм, использования тарифов выше действующих на данной территории на момент оказания медицинской помощи и других нарушений начальник медицинской службы округа (флота) не вправе оплачивать счета, а учреждения здравоохранения обязаны вернуть медицинской службе округа (флота) необоснованно полученные денежные средства.

Все претензии по финансовым расчетам, качеству обследования и лечения военнослужащих, уходу за ними и другим вопросам рассматриваются и разрешаются непосредственно между медицинской службой округа (флота) и руководителями органов и учреждений здравоохранения в соответствии с действующим законодательством.

При получении счетов за оказанную медицинскую помощь военнослужащим воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, не расположенных на территории округа (флота), начальник военно-медицинского управления (медицинской службы) проверяет указанные в них тарифы и переадресовывает начальнику военно-медицинского управления (медицинской службы) соответствующего округа (флота) с уведомлением руководителя учреждения здравоохранения, направившего счет. Счета за оказанную помощь военнослужащим, не относящимся к Министерству обороны Российской Федерации, возвращаются немедленно в адрес руководителя учреждения здравоохранения, приславшего счет.

——————————————————————