Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях

(Минязева Т. Ф.) («Журнал российского права», N 1, 2005)

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ОСУЖДЕННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Т. Ф. МИНЯЗЕВА

Минязева Татьяна Федоровна — заведующая кафедрой уголовного права и процесса Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук, профессор.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, как и право на жизнь, являются неотъемлемыми правами каждого человека. Забота о здоровье нации должна быть ключевым направлением социально-экономической политики государства. В современный период в России процветает безработица, снижается жизненный уровень большинства граждан, совершаются акты терроризма, увеличивается число лиц без определенного места жительства, на улицах оказывается все больше детей, оставшихся, по разным причинам, без родителей, наблюдается рост психических расстройств, инфекционных заболеваний. В таких условиях остро стоит проблема охраны здоровья любого гражданина государства. Согласно ст. 41 Конституции РФ «медицинская помощь в… учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию». Право человека на охрану здоровья реализуется в возможности удовлетворения социально-экономических и личных потребностей и интересов человека в части восприятия им профилактических мероприятий по охране здоровья и, особенно, в части непосредственного восстановления нарушенного здоровья. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязаны принимать все возможные меры, направленные на охрану здоровья любого человека, где бы он ни находился, защищая тем самым общество в целом. Применительно к осужденным, лишенным свободы, данная обязанность государства может реализовываться в создании условий, обеспечивающих поддержание их здоровья с начального момента изоляции от общества (во время следствия), в период отбывания наказания в виде лишения свободы и какое-то время после освобождения из исправительного учреждения. Министерство юстиции РФ совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ проводят комплекс возможных мероприятий по охране здоровья лиц, лишенных свободы. Отметим, что за последние годы бюджетное финансирование уголовно-исполнительной системы возросло в четыре раза; более эффективно реализуются направленные на улучшение здоровья осужденных и подследственных федеральные целевые программы, значительное внимание в которых уделено профилактическим и санитарно-эпидемиологическим мероприятиям. Органами, контролирующими места лишения свободы, являются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; суд; Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры; Президент РФ; Председатель Правительства РФ; члены Совета Федерации; представители средств массовой информации и пр. (ст. 19 — 24 УИК РФ). Все они призваны выявлять факты и обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровью осужденных. Администрация исправительных учреждений обязана следить за соблюдением в зонах санитарно-гигиенических норм, правил по технике безопасности в процессе трудовой деятельности осужденных, оснащением исправительных учреждений необходимыми медикаментами и своевременным помещением больных лиц в лечебные исправительные учреждения. В результате постоянно проводимой работы по развитию медицинской службы в системе исправительных учреждений и контролю за последние три года на 3,5 тыс. мест увеличилась вместимость противотуберкулезных стационаров, было открыто четыре специализированных лечебных учреждения. Доведено до установленных нормативов обеспечение исправительных учреждений и следственных изоляторов необходимым набором медикаментов, что способствовало снижению заболеваемости. Так, к концу 2003 года (по сравнению с 1999 годом) число больных осужденных снизилось на 27 процентов, исключение составляют ВИЧ-инфицированные, число которых, по сравнению с 1999 годом, возросло в пять раз <*>. ——————————— <*> См.: РГ. 2004. 17 марта.

В то же время показательны данные роста заболеваемости туберкулезом в уголовно-исполнительной системе: в 1993 году в учреждениях УИС было 35 тыс. больных туберкулезом, к концу 2002 года — свыше 90 тыс., а на 1 июля 2003 г. — уже более 77 тыс. больных. В учреждениях УИС, по данным на 1 июля 2003 г., содержались 405 тыс. человек, из которых каждый второй страдал различными заболеваниями: психическими расстройствами — 236 тыс. человек, активной формой туберкулеза — более 77 тыс. человек, наркоманией — 102 тыс. человек; были инфицированы ВИЧ 37 тыс. человек — пять процентов от находящихся в этой системе <*>. Такое положение во многом обусловлено тем, что осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, хотя и косвенно, но существенно ограничены в праве на должную охрану здоровья, а в определенном смысле и вовсе лишены этой возможности. Например, они лишены возможности обследоваться в желаемых клиниках, выбирать врачей, приобретать определенные лекарства и пр. Это является одним из неразрешимых противоречий самого факта отбывания наказания в виде лишения свободы. ——————————— <*> См.: Российская юстиция. 2003. N 10. С. 3.

Конечно, халатное отношение к своему здоровью характерно для большинства населения России, но применительно к осужденным это связано еще и с отсутствием у них возможности должным образом заботиться о себе. Не секрет, что многие исправительные учреждения не соответствуют элементарным стандартным санитарно-гигиеническим требованиям. Часто совместно со здоровыми осужденными в силу нехватки лечебных исправительных учреждений и по иным причинам (запоздалое выявление заболевания, недостаток медикаментов и т. п.) размещаются лица, страдающие легкой формой туберкулеза, другими инфекционными заболеваниями или разного рода психическими расстройствами. Не говоря о том, что исправительные учреждения слабо оснащены спортивным инвентарем, не хватает специальных территорий для занятия спортом, есть отступления и от требований по соблюдению техники безопасности на рабочих местах в зонах и пр. Обобщение материалов практики позволяет сделать вывод, что на здоровье лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сказываются как неблагоприятные условия их жизни на свободе, так и условия содержания под следствием. Поэтому работу по охране здоровья осужденных необходимо начинать с профилактических мероприятий, осуществляемых непосредственно с периода применения к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому в качестве меры процессуального принуждения заключение под стражу. Следует заметить, что такое положение в уголовно-исполнительной системе (УИС) — это в первую очередь отражение ситуации, связанной с охраной здоровья граждан по стране в целом, существенным снижением уровня социальной защищенности. В федеральной целевой программе «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 — 2004 годы» ситуация в стране охарактеризована как «угроза начинающейся эпидемии». Анализ данных статистики показывает прямую корреляционную связь между ростом заболеваемости в системе гражданского здравоохранения и в учреждениях УИС. «Уголовно-исполнительная система — губка, которой общество стирает со своего лица социальную грязь, и наивно было бы предполагать, что губка может быть чище лица. Большинство лиц, находящихся в наших исправительных учреждениях, — социально дезадаптированные граждане, утратившие родственные связи, страдающие алкоголизмом или наркоманией, имеющие за плечами не одну судимость» <*>. ——————————— <*> Перин М. Переломить ситуацию может преемственность лечения. Из выступления на международной конференции по туберкулезу в Москве (август 1998 г.) // Проблемы уголовно-исполнительной системы России. Тюремная библиотека. Вып. 1. М., 1999. С. 25.

Между тем сеть медицинских учреждений исправительной системы России постоянно растет, она уже насчитывает свыше 120 больниц различного профиля, 190 медицинских частей и здравпунктов. Специализированная противотуберкулезная помощь оказывается в более 40 лечебно-профилактических и 56 исправительных учреждениях. Уголовно-исполнительная политика российского государства направлена на проведение комплексных мероприятий, способных в значительной мере оградить осужденных от болезней, которыми они не страдали до лишения свободы. В частности, УИК РФ регламентирует применение таких мер медицинского обслуживания осужденных, как организация лечебно-профилактических учреждений (больниц, специальных психиатрических и туберкулезных больниц) и медицинских частей, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных — лечебных исправительных учреждений. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях должны отбывать наказание осужденные, которые больны открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных (ч. 8 ст. 74, ч. 2 ст. 101 УИК). Администрация учреждения должна направлять в суд представление о применении к осужденному, страдающему психическим расстройством, не исключающим вменяемости, но связанным с возможностью причинения существенного вреда себе и другим лицам, принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 18 УИК). В соответствии с ч. 3 ст. 18 УИК к осужденным, больным токсикоманией, ВИЧ-инфицированным, а также к осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, по решению медицинской комиссии непосредственно в исправительном учреждении, в котором они отбывают наказание, должно применяться обязательное лечение. Однако до сих пор в российской исправительной системе не создано специальных учреждений для ВИЧ-инфицированных. Выделяемые учреждениям уголовно-исполнительной системы средства обеспечивают закупку медицинских препаратов только на 20 процентов. Больные осужденные и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй групп, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 ст. 90 УИК РФ). Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установленное режимными требованиями ст. 121, 123, 125 и 131 УИК. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных (ч. 3 ст. 90 УИК). Не допускаются передвижение без конвоя или сопровождения, краткосрочные выезды за пределы исправительного учреждения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании, ВИЧ-инфицированных осужденных, осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Свободное передвижение лишенных свободы не допускается и в случаях проведения противоэпидемических мероприятий (ч. 2 ст. 96, ч. 3 ст. 97 УИК). Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным, изолированным от общества, организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства юстиции и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ч. 1 и 5 ст. 101 УИК). В случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни законом допускается его принудительное питание по медицинским показаниям (ч. 4 ст. 101 УИК). Ответственность за обеспечение охраны здоровья осужденных и выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований несет администрация исправительных учреждений (ч. 3 ст. 101 УИК). Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом не только их пола, возраста и, по возможности, специальности, но и состояния здоровья. Продолжительность рабочего времени в зонах, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии должны устанавливаться в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 104 УИК). Работающим осужденным предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. Осужденным, перевыполняющим нормы выработки, или образцово исполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй групп, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней (ч. 4 и 5 ст. 104 УИК). Лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, а также лица, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, могут быть судом освобождены от дальнейшего отбывания наказания. К таким лицам суд может применить принудительные меры медицинского характера, если их психическое расстройство связано с возможностью причинения иного существенного вреда либо с их опасностью для себя и для других лиц (п. «б», «в» ч. 1 и ч. 2 ст. 97 УК РФ). Суд может передать необходимые материалы в отношении указанных лиц органам здравоохранения для решения вопроса об их лечении или направлении в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении, если по своему психическому состоянию они не представляют опасности (ч. 4 ст. 97 УК). Осужденный может быть освобожден от отбывания наказания и в связи с заболеванием иной тяжелой болезнью или инвалидностью, препятствующими отбыванию наказания (п. «е» ст. 172 УИК). Освобождение от наказания в связи с психическим расстройством лица, исключающим вменяемость, является обязательным и не зависит от усмотрения суда. Представление об освобождении от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства вносится в суд начальником исправительного учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным представлением в суд направляются заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного. Освобождение от наказания ввиду заболевания иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, является правом, а не обязанностью суда. Порядок представления осужденного к освобождению от отбывания наказания в связи с иной тяжкой болезнью такой же, как и при психическом заболевании лица, только в представлении должны содержаться данные, характеризующие его поведение в период отбывания наказания (ч. 5, 6 ст. 175 УИК). В случае выздоровления лица, освобожденного от отбывания наказания по болезни, оно может подлежать уголовной ответственности и наказанию, если при этом не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 78 и 83 УК. Указание закона о том, что после выздоровления лицо может подлежать уголовной ответственности, ориентирует суды при решении вопроса целесообразности применения наказания учитывать не только характер заболевания, но и личность виновного, его поведение в период лечения. По данным выборочного исследования, только к трем процентам освобожденных по болезни осужденных после выздоровления применялось не отбытое ими наказание. Остальные осужденные либо были освобождены от отбывания наказания, либо ранее назначенное им лишение свободы заменялось другим, более мягким видом наказания. Безусловно, далеко не все указанные требования закона, направленные на охрану здоровья осужденных, реализуются на практике, но наличие прочной законодательной базы образует основу совершенствования деятельности исправительных учреждений, их реконструкции в направлении превращения в социально-терапевтические клиники. Реализация предписаний закона, иных мероприятий требует времени и средств, которые необходимо учитывать в государственном бюджете. Для улучшения медицинского обеспечения подразделений УИС Медицинским управлением ГУИН и медицинскими службами территориальных органов управления ГУИН проводится активная работа по привлечению финансовых средств от сторонних, в том числе и международных организаций, а также гуманитарной помощи. Начато сотрудничество с Нью-Йоркским институтом здравоохранения и другими международными организациями (например, «Врачи без границ»); найден учитывающий специфику нашей страны вариант применения предложенной Всемирной организацией здравоохранения методики DOTS, апробированный в Республике Марий Эл, Владимирской, Ивановской, Кемеровской, Нижегородской и Томской областях. Проведена значительная работа по решению проблемы распространения туберкулеза в местах лишения свободы. Обеспечено постоянное взаимодействие с миссией Всемирного банка реконструкции и развития по проекту «Борьба с туберкулезом и СПИДом в Российской Федерации». По линии гуманитарной помощи от международных и коммерческих организаций получены медицинские препараты. Вынужденное пребывание в местах лишения свободы ВИЧ-инфицированных, составляющих 15 процентов от общего числа таких больных в России, обусловило необходимость обучения медицинских специалистов этой системы проведению профилактических мероприятий как во время отбывания наказания, так и после освобождения. Подобная работа уже проводится в Липецкой, Брянской, Челябинской, Томской областях, в Санкт-Петербурге. В частности, в центре СПИДа Челябинской области, постоянно работающем с подростковой колонией, где содержатся и ВИЧ-инфицированные подростки, создано бюро, занимающееся трудоустройством, медицинской и социальной реабилитацией людей, общающихся с ВИЧ-инфицированными, вернувшимися из мест изоляции. В этом гуманном деле задействованы психологи, наркологи, специалисты центров «Семья», сотрудники службы занятости города. Они работают не только с теми, кто вышел из мест лишения свободы, но и проводят консультации с семьями, куда возвращаются подростки, отбывшие наказание, соседями, иногда и с друзьями, знакомыми. Важно, чтобы ВИЧ-инфицированные не превратились в изгоев общества, что породит еще большую опасность передачи ВИЧ-инфекции. Большинство лиц, отбывших наказание, страдают тем или иным заболеванием. Им необходима медицинская и социальная помощь. Однако в настоящее время в России не созданы государственные реабилитационные центры. На местах не уделяется должного внимания проблемам освобожденных. На основе изложенного можно прийти к выводу о том, что проблема охраны здоровья осужденных, содержащихся в местах лишения свободы и освобожденных из исправительных учреждений, стоит остро и требует безотлагательного решения. Это позволяет сформулировать ряд предложений, направленных на содействие изменению ситуации в местах изоляции от общества к лучшему. В частности, учитывая прямую зависимость между ростом заболеваемости в системе гражданского населения и в учреждениях УИС, работу по охране здоровья граждан России необходимо начинать с организации лечебно-профилактических и санитарно-профилактических мероприятий во всех сферах жизни общества (детских дошкольных учреждениях, в школах, по месту жительства и работы, учебы). Особое внимание следует обратить на профилактические службы органов здравоохранения системы исправительных учреждений, проводя обязательные и систематические медицинские осмотры лиц с момента применения к ним мер процессуального принуждения. Важно также повысить ответственность администрации исправительных учреждений за недостаточную или несвоевременную реакцию на факты ухудшения состояния здоровья осужденных (и подследственных) или нарушение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований содержания лиц, изолированных от общества. Должное внимание в работе по охране здоровья осужденных следует уделять развитию физической культуры и спорта, мероприятиям по оснащению исправительных учреждений спортивным инвентарем, выделению территорий для занятия спортом, а также обеспечению соблюдения требований техники безопасности на рабочих местах в зонах. В сложившейся ситуации назрела острая необходимость создавать реабилитационные центры по месту жительства освобожденных из исправительных учреждений в целях повышения уровня их социальной защищенности. Эти важные проблемы необходимо решать не откладывая, ведь речь идет об угрозе здоровью всего населения, поскольку осужденные после отбывания наказания возвращаются в общество.

——————————————————————