Особенности регулирования труда и правового статуса спортивных судей

(Алексеев С. В.) («Спорт: экономика, право, управление», 2013, N 2)

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА И ПРАВОВОГО СТАТУСА СПОРТИВНЫХ СУДЕЙ <*>

С. В. АЛЕКСЕЕВ

——————————— <*> Alekseev S. V. Peculiarities of regulation of labor and legal status of field judges.

Алексеев Сергей Викторович, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и техники Российской Федерации, Председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Президент Национального объединения спортивных юристов РФ, профессор Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, главный редактор журналов «Спорт: экономика, право, управление» и «Право и государство: теория и практика», доктор юридических наук, профессор.

Рассмотрены некоторые особенности регулирования труда и правового статуса спортивных судей. Уделяется внимание законодательному обеспечению реализации системы мер по социальной защите работников физкультурно-спортивной сферы.

Ключевые слова: спортивный судья, правовой статус, система мер по социальной защите специалистов в области физической культуры и спорта.

The author considers certain peculiarities of regulation of labor and legal status of field judges, draws attention to legislative support of realization of the system of social security measures for workers in physical education and sports sphere.

Key words: field judge, legal status, system of measures of social security of specialists in the sphere of physical education and sport.

В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона о спорте спортивный судья — это физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию. Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона о спорте в Российской Федерации, устанавливаются следующие квалификационные категории спортивных судей: 1) спортивный судья всероссийской категории; 2) спортивный судья первой категории; 3) спортивный судья второй категории; 4) спортивный судья третьей категории; 5) юный спортивный судья. Порядок присвоения всех квалификационных категорий спортивных судей и содержание Квалификационных требований к кандидатам на присвоение данных категорий, а также права и обязанности спортивных судей устанавливаются Положением о спортивных судьях (далее — Положение), утвержденным Приказом Минспорттуризма России от 27 ноября 2008 г. N 56 <1>. Квалификационные требования к кандидатам на присвоение квалификационных категорий спортивных судей устанавливаются в каждом виде спорта и утверждаются Минспортом России по представлениям общероссийских спортивных федераций (п. 4 ч. 3 ст. 16 Федерального закона о спорте). ——————————— <1> БНА РФ. 2009. N 8.

Согласно ч. 6 ст. 22 Федерального закона о спорте, квалификационная категория спортивного судьи всероссийской категории присваивается в соответствии с Положением Минспортом России (далее — Министерство). В силу ч. 7 той же статьи квалификационные категории спортивных судей (за исключением квалификационной категории спортивного судьи всероссийской категории) присваиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта в порядке, установленном Положением о спортивных судьях. Присвоенные в соответствии с Постановлением Госкомспорта СССР от 23 декабря 1988 г. N 8/7 «Об утверждении Положения о судьях и судейских категориях по спорту» <2> судейские категории «Судья по спорту республиканской категории» и «Судья по спорту всесоюзной категории» соответствуют квалификационной категории «Спортивный судья всероссийской категории». ——————————— <2> Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Действие квалификационной категории спортивного судьи, присвоенной в одном из видов спорта, не распространяется на другие виды спорта. Квалификационная категория «Спортивный судья всероссийской категории» присваивается гражданам Российской Федерации Министерством в видах спорта, включенных в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минспорттуризма России от 2 февраля 2009 г. N 20, во Всероссийский реестр видов спорта, по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Спортивный судья всероссийской категории должен регулярно проходить аттестацию на подтверждение своей квалификационной категории. Аттестация проводится общероссийской спортивной федерацией (п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона о спорте). Для спортивных судей всероссийской категории устанавливаются следующие требования для прохождения аттестации: а) аттестация проводится не реже чем один раз в четыре года; б) аттестация включает в себя теоретический зачет и практическую часть (участие в судействе спортивных соревнований в период между аттестациями), а также сдачу нормативов по физической подготовке (для видов спорта, где такие нормативы предусмотрены Квалификационными требованиями). При присвоении квалификационной категории «Спортивный судья всероссийской категории» Министерством выдаются удостоверение и значок спортивного судьи всероссийской категории. Квалификационные требования к спортивным судьям не должны противоречить Положению о спортивных судьях. Они могут устанавливать более высокие требования к присвоению квалификационных категорий и прохождению аттестации, чем те, которые установлены Положением о спортивных судьях. Как уже отмечалось, Квалификационные требования утверждаются Министерством по представлению общероссийских спортивных федераций. Так, в частности, следующими Приказами Минспорттуризма России утверждены Квалификационные требования к спортивным судьям по отдельным видам спорта: — от 13 июля 2011 г. N 738 «Об утверждении Квалификационных требований к спортивным судьям по виду спорта «волейбол»; — от 3 ноября 2010 г. N 1178 «Об утверждении Квалификационных требований к спортивным судьям по виду спорта «фристайл»; — от 3 сентября 2010 г. N 930 «Об утверждении Квалификационных требований к спортивным судьям по виду спорта «вольная борьба»; — от 10 марта 2010 г. N 168 «Об утверждении Квалификационных требований к спортивным судьям по виду спорта «биатлон»; — от 29 января 2010 г. N 53 «Об утверждении Квалификационных требований к спортивным судьям по виду спорта «самбо»; — от 21 января 2010 г. N 16 «Об утверждении Квалификационных требований к спортивным судьям по виду спорта «футбол»; — от 4 июня 2009 г. N 358 «Об утверждении Квалификационных требований к спортивным судьям по виду спорта «плавание» <3>. ——————————— <3> СПС «КонсультантПлюс».

К участию в судействе соревнований могут быть допущены только судьи, прошедшие аттестацию в соответствии с Квалификационными требованиями. Спортивный судья имеет право: а) в соответствии со своей квалификацией, судейской специализацией и категорией судить соревнования, носить нагрудный судейский значок, а также судейскую эмблему; б) проводить семинары и инструктажи по поручению соответствующих федераций по различным видам спорта (за исключением спортивных судей, имеющих квалификационные категории «юный спортивный судья» и «спортивный судья третьей категории»); в) ходатайствовать о выдаче дубликата судейской книжки (удостоверения); г) ходатайствовать о повышении квалификационной категории в соответствии с Квалификационными требованиями. Спортивный судья обязан: а) обеспечивать соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании; б) знать правила вида спорта, выполнять их требования, владеть методикой судейства и правильно применять ее на практике; в) осуществлять судейство квалифицированно и беспристрастно, исключая ошибки, которые могут повлечь искажение результатов соревнований, объективно и своевременно решать возникающие в ходе соревнований вопросы; г) быть корректным, вежливым и доброжелательным по отношению ко всем участникам соревнований и зрителям, способствовать проведению соревнований на квалифицированном уровне; д) бороться с проявлениями грубости, недисциплинированности, нарушениями правил вида спорта и поведения со стороны участников, тренеров, представителей; е) повышать уровень спортивной судейской квалификации, передавать знания и опыт другим судьям, вести работу по пропаганде спорта, иметь регулярную практику судейства спортивных соревнований различного уровня; ж) исполнять спортивные судейские обязанности в опрятной судейской форме, установленной правилами вида спорта; з) при лишении квалификационной категории возвращать спортивную судейскую книжку (удостоверение) и значок в спортивную организацию, выдавшую их. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей спортивный судья может быть лишен квалификационной категории, отстранен от спортивного судейства (дисквалифицирован), а также ему может быть снижена квалификационная категория. В соответствии с ч. 9 ст. 22 Федерального закона о спорте для лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, устанавливаются почетные спортивные звания. Положением о присвоении почетных спортивных званий (далее — Положение), утвержденным Приказом Минспорттуризма России от 27 ноября 2008 г. N 55, устанавливаются почетные спортивные звания, а также определяются порядок и условия их присвоения. Одним из почетных спортивных званий, установленных Положением, является звание «Почетный спортивный судья России», которое присваивается Министерством спорта Российской Федерации по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС). Почетное спортивное звание «Почетный спортивный судья России» присваивается спортивным судьям, имеющим судейскую категорию «Спортивный судья всероссийской категории» за: а) многолетнюю и активную спортивную судейскую работу на соревнованиях различного ранга, включая муниципальные соревнования, в течение не менее 20 лет, безупречно выполняющим свои спортивные судейские обязанности, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию вида спорта, передачу опыта другим судьям; б) активную и безупречную судейскую работу на международном уровне в течение не менее 8 лет, способствовавшую повышению престижа Российской Федерации на международном уровне, при этом осуществившим судейство в составе главных судейских коллегий Олимпийских игр, чемпионатов мира — не менее двух раз, чемпионатов Европы — не менее трех раз, а для неолимпийских видов спорта — четырех раз для чемпионатов мира и шести раз для чемпионатов Европы соответственно. В порядке исключения почетное спортивное звание «Почетный спортивный судья России» может быть присвоено за безупречную судейскую работу на международном уровне и выдающийся вклад в повышение авторитета Российской Федерации и российского спорта на международном уровне. Следует также отметить, что, согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона о спорте, общероссийские спортивные федерации вправе отбирать и представлять спортивных судей по соответствующим видам спорта на присвоение международными спортивными организациями званий и квалификаций. Общероссийские спортивные федерации в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона о спорте вправе осуществлять организацию системы подготовки спортивных судей, а согласно п. 12.1 ч. 1 ст. 16 данного Закона вправе проводить ежегодно учебно-методические семинары или аналогичные мероприятия для спортивных судей в развиваемых виде или видах спорта. Спортивный судья относится к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации, перечисленным в ст. 5 Федерального закона о спорте (п. 12). Осуществляют свою деятельность спортивные судьи на основании гражданско-правового договора (оказания услуг, подряда) или трудового договора с организатором физкультурных или спортивных мероприятий, в частности, спортивной федерацией, ассоциацией, союзом, лигой или независимой судейской организацией. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона о спорте организаторы физкультурных или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, в т. ч. условия и порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях. В силу ч. 1.2 указанной статьи нормы предоставления спортивным судьям, форменной одежды, иных предметов вещевого имущества, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, порядок пользования в период проведения физкультурных или спортивных мероприятий указанными имуществом, снаряжением, оборудованием, нормы питания, обеспечения временного проживания для спортивных судей определяются организаторами таких физкультурных или спортивных мероприятий. Приказом Минспорттуризма России от 16 апреля 2010 г. N 364 утвержден Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета на проведение физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (ЕКП) <4>. ——————————— <4> РГ. 2010. 2 июня.

Согласно п. 7 этого Порядка, при проведении межрегиональных, всероссийских, международных физкультурных мероприятий осуществляется финансовое обеспечение, в частности, расходов по оплате заработной платы спортивным судьям за обслуживание физкультурных мероприятий, проезда по тарифам экономического класса и проживания спортивных судей. В силу п. 8 названного Порядка при проведении всероссийских спортивных соревнований (чемпионатов, финалов кубков, первенств России, спартакиад и других всероссийских спортивных соревнований) осуществляется финансовое обеспечение, в частности, расходов по оплате заработной платы спортивным судьям за обслуживание спортивных соревнований, проезда по тарифам экономического класса и проживания спортивных судей. В соответствии с п. 9 названного Порядка при проведении международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации (чемпионатов, кубков, первенств мира или Европы, других международных спортивных соревнований) осуществляется финансовое обеспечение расходов, предусмотренных положением (регламентом) такого мероприятия, утвержденных его организатором, в т. ч. по оплате заработной платы спортивным судьям за обслуживание спортивных соревнований, проезда по тарифам экономического класса и проживания спортивных судей. Приказом Минспорттуризма России от 16 апреля 2010 г. N 365 утверждены Нормы расходов средств на проведение физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий <5>, и в частности нормы расходов средств на оплату спортивным судьям за обслуживание физкультурных и спортивных мероприятий (см. табл.). ——————————— <5> БНА РФ. 2010. N 25.

Таблица. Нормы расходов средств на оплату спортивным судьям за обслуживание физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в ЕКП

Наименование судейских Размеры выплат с учетом судейских категорий, руб. должностей МК, ВК 1к 2к 1к Ю/С

Главный судья 850 700 — — —

Главный судья-секретарь 850 700 — — —

Зам. главного 780 650 520 — — судьи, гл. секретаря

Судьи 750 600 500 390 310

Командные игровые виды спорта

Главный судья игры 400 360 — — —

Помощник главного 400 330 — — — судьи игры

Комиссар 380 — — — —

Судьи (в составе 330 310 270 250 230 бригады)

Примечания. МК — спортивный судья международной категории; ВК — спортивный судья всероссийской категории; 1к — спортивный судья первой категории; 2к — спортивный судья второй категории; 3к — спортивный судья третьей категории; Ю/С — юный спортивный судья. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона о спорте, общероссийские спортивные федерации наряду с аттестацией спортивных судей по соответствующим видам спорта вправе также осуществлять текущий контроль за деятельностью спортивных судей. Кроме того, многие профессиональные судьи работают в составе этих спортивных федераций. Думается, что такое положение ставит спортивных судей в довольно ощутимую зависимость от спортивных федераций, что может сказаться на объективности судейства. С другой стороны, эффективный, но по возможности независимый контроль за качеством судейства, особенно в т. н. субъективных видах спорта (спортивная и художественная гимнастика, танцевальный спорт, синхронное плавание, фигурное катание и др.), чрезвычайно важен. Достаточно вспомнить печальный инцидент на XXVIII летних Олимпийских играх в Афинах, связанный с судейским произволом в отношении прославленного российского атлета — четырехкратного олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике Алексея Немова во время финала упражнений на перекладине. За практически безупречное выступление судьи поставили Немову настолько заниженные баллы, что зал взбунтовался: 12 минут после его выступления зрители освистывали судей, пока те не повысили оценки. Случай этот беспрецедентный: такого еще не было в истории гимнастики. Пока трибуны шумели, абсолютный чемпион мира американец Пол Хэмм находился в растерянности. Выступать в такой обстановке было невозможно, он нервно переминался с ноги на ногу около снаряда. Не привыкшая к такого рода обструкции судейская бригада дрогнула, и два арбитра — из Малайзии и Канады — выставили российскому спортсмену новые, более высокие оценки. Сумма баллов Алексея Немова поднялась до 9,762. Однако это, безусловно, не сыграло никакой роли в «дележке» медалей, и российский гимнаст в итоге занял пятое место. Нашей олимпийской делегацией была подана апелляция в Международный олимпийский комитет, ответ на которую гласил, что такие случаи, разумеется, не должны повторяться, и для этого будут приняты соответствующие меры, а Международная федерация гимнастики должна внести свои предложения по улучшению судейства на соревнованиях. Однако об ответственности судей, а также пересмотре результатов речь не шла, и легендарный российский гимнаст так и не получил своего заветного пятого «золота». В действующем российском законодательстве ст. 184 УК РФ «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов» предусматривается ответственность за подкуп спортивных судей, тренеров, спортсменов, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований в целях оказания влияния на результаты этих соревнований. Такое деяние наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. То же деяние, совершенное организованной группой, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. В качестве предмета подкупа могут выступать деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также предоставляемые без оплаты или по явно заниженной стоимости услуги имущественного характера. Подкуп признается оконченным преступлением при условии принятия хотя бы части незаконного вознаграждения. Не имеет значения, выполнено ли обещанное лицом, принявшим вознаграждение, повлиял ли подкуп на результаты спортивного соревнования. Федеральным законом от 17 июня 2010 г. N 120-ФЗ <6> в ст. 184 УК РФ введено примечание, согласно которому лицо, совершившее деяние из предусмотренных выше, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело <7>. ——————————— <6> СЗ РФ. 2010. N 25. Ст. 3071. <7> Орлов П. Продажный гол: оригин. способ борьбы с договор. матчами предложили законодатели // РГ. 2009. 10 нояб.

С другой стороны, незаконное получение денег, ценных бумаг или иного имущества, незаконное пользование услугами имущественного характера спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований в целях оказания влияния на результаты указанных соревнований наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Вместе с тем для российской правоприменительной практики коррупция в сфере большого спорта, в частности футбола, — довольно новое явление. Сама же ст. 184 УК РФ требует дальнейшего совершенствования. На сегодняшний день следует констатировать нулевую выявляемость подпадающих под действие данной статьи преступлений. За весь период действия данного состава преступления было возбуждено лишь шесть дел, которые в силу недостаточной доказательной базы были прекращены до судебного разбирательства. Одна из причин в том, что данный состав преступления по тяжести не квалифицируется для полноценного применения оперативно-розыскной деятельности (в т. ч. фиксации телефонных переговоров и т. д.). Для решения данной проблемы требуется ужесточение санкций в данной статье. Немалый ажиотаж в футбольной среде в 2009 г. вызвал матч 12-го тура российской премьер-лиги между грозненским «Тереком» и самарскими «Крыльями Советов» (3:2). Много разговоров было относительно договорного характера данной встречи, но дальше разговоров дело не пошло. Большой резонанс в российском футболе в 2009 г. вызвал скандал по поводу выступления тренера клуба второго дивизиона «Волочанин-Ратмир» Владимира Косогова о договорных матчах. Потом он отказался от своих слов, заявив, что доказательствами договорного характера ранее названных им игр не располагает. Такое публичное выступление могло бы стать основанием для выявления и расследования обстоятельств по фактам, содержащимся в заявлении. Однако, напротив, в середине декабря 2009 г. Российский футбольный союз оштрафовал тренера клуба второго дивизиона «Волочанин-Ратмир» Владимира Косогова за «унижение деловой репутации футбольных клубов, лиг и РФС» на 100 тыс. руб. Между тем в Европе подобные явления довольно жестко пресекаются правоохранительными органами. Вспомним, например, громкую историю с «Марселем». 20 мая 1993 г. этот французский клуб выиграл матч чемпионата Франции у скромного «Валансьена», а через неделю в финале Лиги чемпионов взял верх над «Миланом». Однако вскоре игрок «Валансьена» Жак Глассманн заявил в прессе, что ему и двум другим футболистам команды — Хорхе Бурручаге и Кристофу Робберу — со стороны марсельца Жан-Жака Эйдели было сделано предложение продать матч, а также не играть жестко, дабы не травмировать футболистов «Марселя» перед финалом Лиги чемпионов. Публичное заявление Глассманна стало основанием для расследования, по итогам которого вскрылась схема купли-продажи матчей, организованная президентом «Марселя» Бернаром Тапи. И несмотря на то, что этот человек занимал высокое положение в обществе и даже входил в правительство, дело было доведено до суда, на котором Бернара Тапи приговорили к двум годам лишения свободы. Что касается «Марселя», то у него отобрали чемпионский титул того сезона и сослали в низший дивизион. Аналогичная судьба постигла и «Валансьен». Звание победителя Лиги чемпионов у «Марселя» осталось, однако ему запретили участвовать в еврокубках на следующий сезон <8>. ——————————— <8> Подробнее о борьбе с коррупцией в спорте см.: Алексеев С. В. Спортивное право России: Учеб. для вузов / Под ред. П. В. Крашенинникова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013. С. 523 — 535.

По окончании профессиональной карьеры спортивным судьям и другим специалистам сферы физической культуры и спорта требуется особая социальная поддержка. Система мер по социальной защите работников данной сферы охватывает, в частности, следующие направления: дополнительное материальное обеспечение; льготы и преференции в пенсионном законодательстве и дополнительное пенсионное обеспечение и др. В апреле 2012 г. Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ была одобрена и в настоящее время осуществляется совместная с другими органами исполнительной власти работа над Системой мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта. Этот комплекс мер требует дополнительных средств. Одной из составляющих Системы мер являются разработка и принятие изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» <9> в части введения целевых отчислений от всех подпадающих под данный Закон игр, в т. ч. в отношении букмекерских контор и тотализаторов, для финансирования социальной поддержки работников физкультурно-спортивной сферы и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений, а также в части урегулирования интеллектуально-коммерческих игр, в т. ч. предусматривающих целевые отчисления от интеллектуально-коммерческих игр для финансирования социальной поддержки работников физкультурно-спортивной сферы и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений. ——————————— <9> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 7.

Следует отметить, что в последнее время государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на повышение статуса профессионального работника. Вместе с тем объективна необходимость дальнейшего более детального изучения характера и условий труда работников сферы спорта, иных аспектов рассматриваемой проблемы и разработки адекватных правовых норм по социальной защите спортсменов, тренеров, спортивных судей и других участников физкультурно-спортивного движения.

——————————————————————