Прививка от контрафакта

(Дашян М.)

(«Бизнес-адвокат», 2006, N 13)

ПРИВИВКА ОТ КОНТРАФАКТА

М. ДАШЯН

В редакцию обратился предприниматель, занимающийся аптечным бизнесом, с просьбой опубликовать примерный договор поставки медикаментов и медицинских изделий. «Так как различные государственные структуры, — пишет читатель, — заявляют, что вся ответственность за поставку фальсифицированных медикаментов и медицинских изделий ложится на аптеки, которым, в свою очередь, фальсифицированные лекарства и другие медицинские товары могут поставлять недобросовестные поставщики».

Мы попросили прокомментировать ситуацию известного специалиста в области правового сопровождения фармацевтической деятельности Микаэла Дашяна.

В данном случае речь идет о простом договоре поставки фармацевтических средств и/или медикаментов. Принимая во внимание, что в каждом конкретном случае стороны указывают различные договорные условия, остановимся на перечислении наиболее важных и проблемных элементов данных договоров.

Необходим ли договор?

Практика работы многих фармацевтических компаний (особенно дистрибьюторов) нередко вызывает удивление — сравнительно небольшим количеством подписываемых договоров. Зачастую стороны не подписывают договоры, запасаясь доказательствами конклюдентных действий (накладными, счетами на оплату и т. д.).

Это вполне согласовывается с действующим законодательством. Согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т. п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Причем в соответствии с п. 58 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 для признания соответствующих действий акцептом не требуется выполнять условия оферты в полном объеме, достаточно того, что лицо, получившее оферту (в том числе проект договора), приступило к ее исполнению на условиях, указанных в оферте, и в установленный для ее акцепта срок.

Иногда на такие сделки бросают тень подозрения в продаже поддельной продукции. Однако истина скрывается в другом. Обычно такой «облегченный» договорный процесс связан с тесными доверительными отношениями между контрагентами, что вполне присуще сравнительно закрытому сообществу работников медицины и фармацевтики.

Причем некоторые не совсем добросовестные компании используют подобные, в сущности, «джентльменские» отношения, в качестве основания для отказа от оплаты. К примеру, в одном из дел, которые рассматривались в Арбитражном суде г. Москвы, истец пытался взыскать с ответчика оплату поставленной в 2001 — 2002 гг. фармацевтической продукции, принятой ответчиком, более чем на 8 млн. руб. В качестве доказательства истец предоставил счета и накладные.

Ответчик настаивал на том, что счета на оплату не содержат обязательного условия договора поставки срока, а накладные оформлены ненадлежащим образом. Следовательно, согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ договор нельзя признавать заключенным.

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций согласились с точкой зрения истца и, руководствуясь тем, что при разрешении возникшего спора было установлено, что факт поставки лекарственных средств подтвержден находящимися в деле накладными с отметками ответчика о принятии товара, удовлетворили иск. Причем несмотря на ряд нарушений в первичных бухгалтерских документах было отмечено, что это не может являться основанием для освобождения от оплаты за отгруженную продукцию (Постановление ФАС Московского округа от 9 июня 2003 г. N КГ-А40/3627-03).

Гарантии покупателя

В вопросе читателя четко прослеживается мотив разграничения ответственности аптечного учреждения и ответственности компании — дистрибьютора или производителя, продавшей, возможно, некачественный препарат

В сущности, мы возвращаемся к теме контрафакта. Будет ли нести аптека ответственность в случае продажи поддельного лекарственного средства (или попросту некачественного), использование которого повлекло за собой вред для конечного потребителя (пациента, купившего товар)?

Несмотря на все многообразие возможных лазеек (преимущественно в сфере уголовного и административного права), следует признать, что потребитель имеет право в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 21 декабря 2004 г.) на возмещение вреда продавцом или изготовителем товара по его собственному выбору.

В этой связи особо важным для всех сторон (кроме, пожалуй, дистрибьюторов) является подтверждение качества поставляемой продукции. В сущности, наравне с устанавливаемыми государством нормативами компания или группа компаний может установить собственные (не противоречащие государственным) стандарты качества, ссылку на соответствие которым стороны вполне могут вносить в договоры поставки.

Сведения о лицензии

В соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31 декабря 2005 г.) осуществление фармацевтической деятельности подлежит обязательному лицензированию.

Под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями и включающая в себя оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, а также их изготовление (п. 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 г. N 489 (в ред. от 3 октября 2002 г.). Также нужно отметить, что Верховный Суд РФ в своем решении от 4 февраля 2003 г. N ГКПИ 2003-11 указал, что осуществлять фармацевтическую деятельность могут не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Это предполагает включение в договор сведений о лицензии, на основе которой действует продавец, и приложение к нему надлежащим образом заверенной копии.

Идентификация товара

Особое внимание в договоре следует уделять правильному и точному указанию поставляемого товара. В частности, договор поставки медикаментов в процессе судебного разбирательства был признан вначале ничтожным (подписан неуполномоченным лицом), а затем, при более детальном анализе, — незаключенным. Дело в том, что договор не содержал согласования условия о наименовании и количестве товара (Постановление ФАС Центрального округа от 20 октября 1999 г. N 159/13).

Контрафакт?

В рамках данной статьи, конечно, весьма трудно описать полный комплекс возможностей, которые можно предусмотреть в договоре для подтверждения легальности поставляемого товара. Наиболее доступный из них — согласовать устраивающий обе стороны независимый орган по сертификации, который будет производить инспекционный контроль товара.

Тем не менее следует отметить, что противодействие распространению контрафактной продукции — вопрос не только юридический. Существенную роль здесь должны выполнять наравне с юристами и отделы экономической безопасности, предлагающие перечень наиболее благоприятных контрагентов, и маркетинговые отделы.

В некоторых фармацевтических компаниях противодействие контрафакту становится частью маркетинговой политики. В этой связи наиболее примечателен опыт компании «Плива» (Хорватия).

При выявлении распространения поддельных лекарственных препаратов было принято решение усилить меры защиты — были разработаны специальные идентифицирующие знаки и защитные наклейки. При этом компания взялась за обеспечение всех заинтересованных сторон специальными верификаторами подлинности защитных наклеек (см.: письмо Минздрава России от 30 ноября 1999 г. N 2510/12902-99-32; письмо Департамента Госконтроля качества, эффективности, безопасности лексредств и медтехники Минздрава России от 2 августа 2000 г. N 293-22/89 и т. д.).

От редакции. Рассмотренные вопросы являются одними из наиболее актуальных в данной сфере. В остальном договоры поставки фармацевтических средств и медикаментов рекомендуется оформлять посредством составления единого документа (несмотря на возможность заключения договоров посредством конклюдентных действий), с четким указанием всех необходимых условии договора поставки. Об этом мы расскажем в ближайших номерах «БА».

——————————————————————