О некоторых актуальных правовых аспектах использования автотранспорта в современной концепции развития туризма в России

(Бубновская Т. А., Суворов Ю. Б.) («Туризм: право и экономика», 2013, N 2) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ

Т. А. БУБНОВСКАЯ, Ю. Б. СУВОРОВ

Бубновская Т. А., юрист, старший преподаватель Бронницкого филиала МАДИ.

Суворов Ю. Б., доктор юридических наук, профессор.

В современном мире прибыль, приносимая эффективно организованной деятельностью в области внутреннего и международного туризма, является заметной составляющей как в бюджетах многих государств, так и собственно фирм-туроператоров, а также их агентов. Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, однако при этом турпоток, как внешний, так и внутренний, пока не очень значителен. В связи с этим в 2011 г. была принята Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма; приняты также 59 региональных программ <1>. ——————————— <1> Российская газета. 2012. 11 марта [Электронная версия]. URL: http://www. rg. ru (дата обращения: 28.09.2012).

Для достижения целей и выполнения задач, сформулированных в вышеуказанных программах, необходимо усовершенствовать сферу сопутствующих услуг, среди которых важнейшее место занимают автотранспортные услуги. Среди способов передвижения туристов с использованием автотранспорта можно назвать не только передвижение на личном автомобиле, но также перевозку по заказу на основании договора фрахтования — на автобусе, легковыми такси, на арендованном автомобиле. Правоотношения, возникающие на основании договора фрахтования, регулируются целым рядом нормативных правовых актов (далее — НПА). Так, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает общие положения, касающиеся как перевозок, так и аренды, включая аренду транспортного средства (далее — ТС) с экипажем и без экипажа; разновидностью аренды является прокат <2>. При этом ГК РФ не содержит специальных норм по прокату транспортного средства. Нет подобных норм и в других НПА, поэтому при участии в правоотношениях, связанных с прокатом автомобиля, субъекты руководствуются общими положениями о прокате и фрахтовании, преодолевая пробелы в законодательстве, используя аналогию закона. Но аналогия закона на практике не применяется в случаях, касающихся, например, технического осмотра (далее — ТО). Среди ТС, для которых периодичность прохождения ТО составляет шесть месяцев, находятся в том числе такси и автобусы — это объясняется особой заботой о безопасности пассажиров <3>. Но пассажир может использовать для своих целей также арендованный автомобиль с экипажем. И даже если это обыкновенный прокат транспортного средства, то за рулем автомобиля не просто водитель, а потребитель, который всегда находится под повышенной защитой со стороны законодателя. ——————————— <2> Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II от 26.01.1996 N 14-ФЗ: принят Государственной Думой Российской Федерации 22.12.1995 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410. URL: http://www. szrf. ru (дата обращения: 28.09.2012). <3> О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ: принят Государственной Думой Российской Федерации 15.06.2011: одобрен Советом Федерации 22.06.2011 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 27. Ст. 3881. URL: http://www. szrf. ru (дата обращения: 28.09.2012).

Уже действуют нормы, касающиеся необходимости наличия цветографической схемы на ТС, используемых в качестве легкового такси <4>, а также ответственности за отсутствие цветографической схемы и за ее незаконное использование на подобных автомобилях <5>. Как нам представляется, применение определенных опознавательных знаков на автомобилях, переданных по договору проката, а также маркировок на узлах и деталях таких ТС по типу ДатаДот <6> способствовало бы как безопасности и комфорту клиентов, так и более слаженной работе правоохранительных органов. ——————————— <4> Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения: Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.09.1993 N 1090: в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 254. П. 5 (1); п. 11. URL: http://www. consultant. ru (дата обращения: 01.10.2012). <5> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20.12.2001: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26.12.2001: в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 17. Ст. 2310. URL: http://www. szrf. ru (дата обращения: 01.10.2012). <6> Семенов В. Ну-ка угони // Российская газета. 2004. 19 ноября [Электронная версия]. URL: http://www. rg. ru (дата обращения: 28.09.2012).

Новые виды способов обеспечения исполнения обязательств, а также новые виды договоров, которые внесены в проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — проект изменений в ГК РФ) <7> могут быть использованы в рассматриваемых отношениях. Например, обеспечительный платеж <8> будет удобен арендодателю при заключении договора проката автомобиля, став дополнительной гарантией исполнения арендатором условий договора, т. к. в случае задолженности по внесению арендной платы на момент расторжения договора обеспечительный платеж возвращаться не будет. ——————————— <7> О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации: проект Федерального закона N 47538-6: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 27.04.2012. URL: http://www. consultant. ru/law/do/gk/ (дата обращения: 22.09.2012). <8> Там же. Ст. 381.1, ст. 381.2.

Из новых видов договоров вполне применим Договор с исполнением по требованию (абонентский договор), предусмотренный ст. 429.3 проекта изменений в ГК РФ <9>. Абонентом, который будет вносить определенные периодические платежи, может стать турист, который регулярно приезжает в одну и ту же местность (деловой или оздоровительный туризм, другие виды). ——————————— <9> Проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ст. 429.3.

Дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП) может произойти с участием автомобиля, переданного по договору проката. Если страхового возмещения по договору обязательного или добровольного страхования гражданской ответственности в пользу потерпевшего недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба возмещает организация или гражданин <10>. Согласно ст. 1079 ГК РФ <11> вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источник повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности. Законодатель и правоприменители под владельцем источника повышенной опасности понимают юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности) <12>. Следовательно, водитель, являющийся наемным работником или осуществляющий действия по управлению ТС на основании гражданско-правового договора, не является владельцем такого ТС, а турист, находящийся за рулем автомобиля по договору проката, — является, и это означает, что при совершении ДТП гражданином, арендовавшим ТС по договору проката, к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью, будет привлекаться именно он. Ответственность за вред, причиненный имуществу, в силу ст. 640 ГК РФ наступает для арендодателя <13>. Полагаем, что для более полного урегулирования подобных ситуаций целесообразно расширить круг субъектов, которые не являются субъектами владения за счет лиц, имеющих доступ к объекту владения в силу гражданско-правового договора, но используют этот объект исключительно в потребительских целях. ——————————— <10> Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II от 26.01.1996 N 14-ФЗ. Ст. 1072. <11> Там же. Абзац 2 ч. 1 ст. 1079. <12> Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II от 26.01.1996 N 14-ФЗ; О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1. Пункт 18. URL: http://www. consultant. ru (дата обращения: 01.10.2012). <13> Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II от 26.01.1996 N 14-ФЗ.

Арендованный автомобиль является удобным средством передвижения при любом виде туризма, в том числе сельского. Сельский туризм может стать источником дополнительного дохода для сельского населения, особенно в депрессивных регионах <14>. Такой доход получит сельский житель, передавая свой автомобиль по договору аренды. Но если автомобиль передается в аренду туристу периодически и сельскому жителю не под силу стать профессиональным участником гражданского оборота? Стоит ли такую деятельность считать систематичной и, следовательно, нарушением для гражданина, не зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя? Так как нет официального нормативного толкования систематичности, правоприменитель, сталкиваясь с незаконным предпринимательством как административным правонарушением, прибегает к собственному толкованию, и неоценимую помощь в данном случае окажет один из принципов гражданского права — принцип разумности. Хотелось бы, чтобы при осуществлении сельского туризма периодическая передача ТС в аренду предполагала только уплату НДФЛ, а не уплату налогов индивидуального предпринимателя. ——————————— <14> О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)»: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644. URL: http://www. consultant. ru (дата обращения: 01.10.2012).

Следует отметить, что нормативные правовые акты, действующие в сфере налогообложения в настоящее время, порой содержат противоречия. Для рассматриваемых правоотношений актуальна проблема, связанная с тем, что Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) <15> не содержит норму, определяющую понятие «автотранспортные услуги». Такой пробел ведет к тому, что Минфин, считая перевозочную деятельность автотранспортными услугами, не считает таковыми услуги по договору фрахтования и не находит возможным перевод на ЕНВД данного вида деятельности <16>. На практике это приводит к тому, что организация или индивидуальный предприниматель, имеющий небольшой парк автомобилей, используемый как для перевозок, так и для сдачи в аренду, вынужден вести раздельный бухучет по этим видам договоров. ——————————— <15> Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. II от 05.08.2000 N 117-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19.07.2000: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26.07.2000: в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 27. Ст. 3588. URL: http://www. szrf. ru (дата обращения: 01.10.2012). <16> Письмо Минфина Российской Федерации от 23 января 2012 г. N 03-11-11/9 «О применении системы налогообложения в виде ЕНВД к услугам по передаче в аренду автомобиля с экипажем» // URL: http://www. consultant. ru (дата обращения: 01.10.2012).

Для всех видов туризма важен уровень обслуживания при прокате автомобиля. Это зависит от многих факторов, но турист, заключая договор, может заранее получать информацию в общем виде, если компании, занимающиеся арендой ТС, будут осуществлять свою деятельность в рамках соответствующего разряда, присваиваемого компании с учетом количественных и качественных характеристик парка автомобилей, а также работников. Подводя итог, сформулируем свои предложения. 1. Предлагаем в целевых программах по развитию туризма в России указывать мероприятия, касающиеся услуг в сфере аренды автотранспорта. 2. Предлагаем ввести термины «прокат автотранспортного средства с экипажем» и «прокат автотранспортного средства без экипажа», а также специальные нормы, регулирующие данные отношения, в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Закон о ТО, Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; наряду с этим предлагаем разработать на региональном уровне законы о прокате автомобильного транспорта. 3. Находим целесообразным разработать и закрепить нормы о шестимесячной периодичности прохождения ТО для автомобилей, передаваемых в прокат, а также нормы об установлении опознавательных знаков для таких транспортных средств. 4. Предполагаем, что в будущем ВАС РФ самостоятельно или совместно с Верховным Судом Российской Федерации даст казуальное толкование нормы, содержащей термин «систематичность», для его применения соответствующими государственными органами при определении деятельности в качестве предпринимательской. 5. Считаем необходимым унифицировать подход к определению лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности при ДТП, через совершенствование института владения. 6. Предлагаем ввести норму, закрепляющую понятие «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, багажа и грузов» в НК РФ. 7. Находим полезным в перспективе вести реестры организаций, осуществляющих деятельность по передаче автомобилей в прокат в качестве основного вида деятельности.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *