О законодательстве в сфере предупреждения ВИЧ/СПИДа

(Кузнецова А. С.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2006, N 5)

О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВИЧ/СПИДА

А. С. КУЗНЕЦОВА

Кузнецова А. С., первый заместитель начальника медицинского управления ФСИН России.

Во всех государствах мира распространение ВИЧ/СПИДа привело к возникновению связанного с этим заболеванием законодательства, охватившего различные сферы общественной жизни. Законы и иные нормативные правовые акты нередко отличаются по содержанию, но по существу направлены на решение двух задач — предупредить распространение ВИЧ-инфекции и защитить права лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, а также уязвимых групп населения от дискриминации в обществе. Появление Международных руководящих принципов <1> стало важным этапом в правовом осмыслении ВИЧ/СПИДа. Соответствие национальных законов в области ВИЧ/СПИДа этим Принципам теперь является одним из критериев для оценки таких законов, прежде всего с точки зрения сбалансированности в них интересов общества и личности. Первый законодательный акт по контролю распространения ВИЧ-инфекции в России — Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1987 г. «О мерах профилактики заражения вирусом СПИД» — носил ограничительный характер в отношении прав личности. В соответствии с положениями Указа вводилось обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ для отдельных категорий граждан <2> с принудительным доставлением в медицинские учреждения в случаях уклонения от такого освидетельствования. Для иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривалась возможность выдворения за пределы СССР. Устанавливалась и уголовная ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения и заражение ВИЧ-инфекцией, сохраняющаяся в Уголовном кодексе РФ и сегодня. Указ больше был направлен на защиту интересов общественного здравоохранения. Права лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, впервые признаны в Законе СССР от 23 апреля 1990 г. «О профилактике заболевания СПИД» <3>, принятом после выявления случаев заражения детей. Впервые ВИЧ-инфицированные получили права на медицинскую и социальную помощь, бесплатный проезд к месту лечения и обратно, бесплатные лекарства при амбулаторном лечении и пенсионное обеспечение. Действующий Федеральный закон от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с изменением и дополнением) <4> стал уже третьим законодательным актом в области ВИЧ/СПИДа.

Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции — обязанность государства

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» <5> болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), включена в оба Перечня. Такое решение значимо, во-первых, для определения объема обязательств государства по отношению к болеющим гражданам, во-вторых, влияет на правовой статус самих граждан, но только страдающих заболеваниями, отнесенными ко второму Перечню. В ст. 41 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (с изменением и дополнением) <6> в отношении социально значимых заболеваний предусматривается бесплатное или на льготных условиях оказание медико-социальной помощи и обеспечение диспансерного наблюдения в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях. Виды и объем такой помощи устанавливаются Минздравсоцразвития РФ, а определение мер социальной поддержки в ее оказании и лекарственном обеспечении относится к компетенции субъектов Российской Федерации. На них же ложится и финансирование мероприятий по оказанию медико-социальной помощи, за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для общества, медико-социальная помощь оказывается в специализированных учреждениях государственной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для таких граждан меры социальной поддержки, в том числе и при оказании медико-социальной помощи. Они же осуществляют финансовое обеспечение такой помощи, за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими организациями по утверждаемому Правительством РФ перечню (ст. 42 Основ). Обязанности государства по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в России определены в Федеральном законе от 30 марта 1995 г. <7>: — регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; — эпидемиологический надзор за ее распространением на территории страны; — производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях; — доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение его безопасности как для освидетельствуемого, так и для лица, его проводящего. Государство также гарантирует: — предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным — гражданам России в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; — социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным — гражданам России, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство; — обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях и федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Государство обязуется: — развивать научные исследования по проблемам ВИЧ-инфекции; — готовить специалистов для реализации мер по предупреждению ее распространения; — включать в учебные программы образовательных учреждений тематические вопросы по нравственному и половому воспитанию; — развивать международное сотрудничество и регулярный обмен информацией в рамках соответствующих международных программ. Осуществление перечисленных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией (п. 2 ст. 4). Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых федеральными специализированными медицинскими учреждениями и иными организациями федерального подчинения, относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а финансирование мероприятий, проводимых учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, — к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (п. 1 и 1.1 ст. 6 Федерального закона от 30 марта 1995 г.). С учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке (п. 2 той же статьи). Для реализации установленных в ст. 4 Федерального закона от 30 марта 1995 г. гарантий государства по предупреждению распространения ВИЧ/СПИДа Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2004 г. N 690 <8> была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 г. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 856 <9> утверждены Правила обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях. В соответствии с Правилами бесплатными медикаментами обеспечиваются ВИЧ-инфицированные взрослые и дети, находящиеся под диспансерным наблюдением в указанных медицинских учреждениях, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции (п. 2). Бесплатные медикаменты назначаются врачом федерального специализированного медицинского учреждения с момента установления диагноза или наличия показаний к проведению лечения ВИЧ-инфекции на весь период диспансерного наблюдения (п. 4). Государство конкретизирует гарантии в подпрограмме «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)», в Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 — 2006 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. N 790 <10>. Целью федеральных программ является установление общефедеральных стандартов в определенных областях развития страны и предполагает закрепление объемов их финансирования в федеральном бюджете.

Права и меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных

В ст. 5 Федерального закона от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» установлено, что граждане Российской Федерации — ВИЧ-инфицированные обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Права и свободы граждан в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции могут быть ограничены только Федеральным законом. Не допускается увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ст. 17 Федерального закона от 30 марта 1995 г.). Применительно к трудовым правам Международной организацией труда разработан и в 2001 г. принят Свод практических правил по вопросу «ВИЧ/СПИД и сфера труда». Целью этого документа является определение основных подходов к проблеме ВИЧ/СПИДа в сфере труда с выделением следующих ключевых направлений действий: — профилактика ВИЧ/СПИДа; — управление последствиями ВИЧ/СПИДа в сфере труда и смягчение их влияния; — обеспечение ухода и помощи для работников, инфицированных ВИЧ или больных СПИДом; — борьба со стигматизацией и дискриминацией в связи с действительным или приписываемым инфицированием ВИЧ <11>. Среди мер социальной поддержки лиц с ВИЧ/СПИДом и членов их семей Федеральным законом от 30 марта 1995 г. предусмотрено совместное пребывание родителей с ВИЧ-инфицированными детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию. Кроме того, одному из родителей или иному законному представителю несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет сохраняется непрерывный трудовой стаж в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста. Время ухода за несовершеннолетним с ВИЧ-инфекцией включается в общий трудовой стаж (ст. 18). До 1 января 2005 г. в ст. 18 Федерального закона предусматривалось право на бесплатный проезд одного из родителей или иного законного представителя ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет при его сопровождении к месту лечения и обратно, а также право родителей и иных законных представителей, если несовершеннолетний с ВИЧ/СПИДом проживает совместно с ними, на внеочередное предоставление жилых помещений в домах государственного, муниципального или общественного жилищного фонда, если они нуждаются в улучшении жилищных условий. Однако эти права были отменены Федеральным законом от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <12>. Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать своими законами и иными нормативными правовыми актами меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей, дополнительно к предусмотренным на федеральном уровне, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1995 г. Однако на практике реализация этого положения Федерального закона напрямую зависит от экономических и финансовых возможностей конкретных регионов, поскольку финансирование таких мер они должны будут принять на себя. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. устанавливает также гарантии в области труда для работников предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также для лиц, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ (ст. 22). Они имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда. Кроме того, они подлежат обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей, а также обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Проблемы в практике применения законодательства о ВИЧ/СПИДе в уголовно-исполнительной системе

Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья. Предоставляемая медицинская помощь должна оказываться в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Общие принципы, закрепленные в национальных программах борьбы с ВИЧ/СПИДом, должны распространяться на них в той же мере, что и на других членов общества. Вместе с тем не везде в полной мере реализуются положения Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в части бесплатности и доступности медицинского освидетельствования лиц, содержащихся в учреждениях УИС, на выявление ВИЧ-инфекции и исследование иммунного статуса. Имеющиеся в 18 регионах иммунологические лаборатории по диагностике ВИЧ-инфекции не обеспечивают необходимый объем исследований. Вместе с тем разработка тактики лечения больных ВИЧ-инфекцией, содержащихся в учреждениях УИС, обеспечение необходимыми медикаментами и своевременная корректировка лечебного процесса, проводимые специалистами территориальных СПИД-центров, невозможны без определения иммунного статуса и вирусной нагрузки, которые должны проводиться только на базе специализированных лабораторий, функционирующих только в системе здравоохранения. Эти исследования требуют адекватного финансирования, однако согласно подпрограмме «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД) Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 — 2006 гг.)» получателем бюджетных средств УИС (ФСИН России) по-прежнему не является. Существующие объемы ежегодных бюджетных ассигнований на медицинские расходы позволяют обеспечивать только минимальные потребности медицинских учреждений УИС в необходимом расходном медицинском и лабораторном имуществе. По этой причине подразделения УИС вынуждены проводить необходимые исследования на базе сторонних лечебных учреждений, что ведет к увеличению расходов по оплате соответствующих договоров. Учитывая актуальность и социальную значимость проблемы профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией, следует предусмотреть комплексный подход к решению проблемы обеспечения своевременного и качественного антиретровирусного лечения ВИЧ-инфицированных, диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции среди лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России. С этой целью при внесении изменений в законодательную базу по данному разделу необходимо: 1. Правительству Российской Федерации предусмотреть целевое финансирование ФСИН России для проведения указанных мероприятий. 2. Минздравсоцразвития России во исполнение его функции по определению государственной политики в установленной сфере деятельности разработать нормативную правовую основу по включению указанной категории лиц в национальные приоритеты и обязать территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом обеспечить на безвозмездной основе: — проведение медицинского обследования на выявление вируса иммунодефицита человека лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России; — снабжение диагностическими тест-системами имеющихся в территориальных органах ФСИН России иммунологических лабораторий по диагностике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов; — определение иммунного статуса и вирусной нагрузки ВИЧ-инфицированных, содержащихся в учреждениях ФСИН России и нуждающихся в проведении антиретровирусной терапии; — снабжение в достаточном количестве лекарственными препаратами для проведения высокоактивной антиретровирусной терапии (с использованием не менее трех препаратов) ВИЧ-инфицированных, содержащихся в учреждениях ФСИН России; — разработать систему социальной реабилитации и структуру социальной поддержки ВИЧ-инфицированных лиц, освобождающихся из мест отбывания наказаний. Не разработаны механизмы взаимодействия Центров по профилактике и борьбе со СПИДом на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и учреждений ФСИН России, что препятствует исполнению требований законодательства и реализации как федеральных, так и совместных международных программ в учреждениях ФСИН России. Совместная работа по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, должна вывести на новый уровень взаимодействия заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Литература

1. ВИЧ/СПИД и права человека. Международные руководящие принципы. HR/PUB/98/1. ООН. Нью-Йорк и Женева. 1998. С. 13. 2. «Правила медицинского освидетельствования на выявление заражения вирусом СПИД (Синдром приобретенного иммунодефицита)» были утверждены Приказом Министра здравоохранения СССР 28 августа 1987 г. 3. Ведомости Верховного Совета СССР. N 19. Ст. 324. 4. СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1212. 5. СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4916. 6. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 33. Ст. 1318. 7. Статьи 4 и 6 Федерального закона от 1995 г. были изменены и дополнены Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607. 8. СЗ РФ. 2004. N 48. Ст. 4809. 9. СЗ РФ. 2004. N 52. Ст. 5520. 10. СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4620. 11. Свод практических правил МОТ по вопросу «ВИЧ/СПИД и сфера труда» МОТ. 2002. 12. Закон N 122-ФЗ // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607. 13. Полубинская С. В. Трансатлантические партнеры против СПИДа // Информационный бюллетень по ВИЧ/СПИДу. 2004. N 1(3).

——————————————————————