Продажа билетов через Интернет

(Беляева Н. А.) («Налоги» (газета), 2006, N 45)

ПРОДАЖА БИЛЕТОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

Н. А. БЕЛЯЕВА

Беляева Н. А., консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

В настоящее время продажа билетов через Интернет получила широкое распространение. Ведь данная форма торговли очень удобна как для продавцов, так и для покупателей. Покупатель может, не выходя из дома или офиса, получить информацию о маршрутах и ценах, а также приобрести необходимые билеты. Продажа авиа-, ж/д билетов (далее — билеты) через Интернет значительно сокращает расходы туристических фирм (не нужно приобретать помещения, нет необходимости пользоваться услугами посредников и т. д.). Порядок ведения учета турфирмами, осуществляющими торговлю через Интернет, аналогичен порядку ведения учета турфирмами, осуществляющими продажу билетов в обычном порядке. Однако существуют и некоторые различия: — продажа билетов осуществляется, как правило, физическим лицам; — покупатель и продавец общаются без личного контакта через Интернет и др. При продаже билетов между туристическими фирмами и перевозчиком, как правило, заключаются агентские и субагентские договоры. Агентский договор заключается между компанией-перевозчиком (принципалом) и турфирмой (агентом), при этом турагент действует от имени компании-перевозчика, которая несет обязанности по перевозке. По субагентским договорам субагент действует или от собственного имени, или от имени турагента. Осуществлять продажу билетов от имени компании-перевозчика по первоначальному агентскому договору он имеет право только в том случае, если на субагента произведено передоверие. Компания-перевозчик уплачивает турагенту вознаграждение в размере и в порядке, определенном в агентском договоре (ст. 1006 ГК РФ). Вознаграждение выплачивается на основе отчетов турагента (субагента), которые он представляет в порядке и сроки, установленные договором. Прежде чем начать торговлю через Интернет, туристической организации необходимо создать web-сайт, зарегистрировать доменное имя, заключить договор с провайдером. Для покупки билетов через Интернет покупателю необходимо сделать заявку, в которой указываются: фамилия, имя покупателя, адрес доставки, контактный телефон, а также способ оплаты. Оплата билетов может осуществляться несколькими способами: — расчеты наличными денежными средствами; — перевод денежных средств со счета покупателя на счет турфирмы; — оплата пластиковыми карточками (VISA, MasterCard и другие); — оплата билетов с помощью «электронных денег» (с помощью одной из платежных систем Интернета). Рассмотрим подробнее каждый из способов оплаты билетов, приобретенных через сеть Интернет.

Расчеты наличными денежными средствами

После того как покупатель оформил заказ на необходимый ему билет, курьер или служба доставки турфирмы проверяют все необходимые для доставки сведения и отправляют билет по адресу. Письмом Минфина Российской Федерации от 29 мая 1998 г. N 16-00-27-23 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» утверждены формы перевозочных документов, используемых при осуществлении денежных расчетов с населением для учета денежных средств без применения контрольно-кассовых машин на воздушном транспорте. Бланком строгой отчетности также считается и железнодорожный билет. Формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171, но не позднее 1 января 2007 г. Таким образом, при продаже билетов через Интернет турфирмы используют бланки строгой отчетности и учитывают их на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Если билеты продаются юридическим лицам, то применять ККТ придется. При этом при доставке билета турфирма вместе с курьером (службой доставки) передает кассовый чек, то есть чек выдается раньше оплаты товара. Если возникнет ситуация, когда покупатель отказался от покупки билета, то кассовый чек нужно аннулировать. В данной ситуации может возникнуть вопрос о порядке применения контрольно-кассовой техники. Рассмотрим порядок применения ККТ при возврате билета на конкретном примере.

Пример 1 ООО «Милана» осуществляет торговлю авиа-, ж/д билетами через Интернет. Покупатель забронировал билет из Омска до Москвы. Кассовый чек за броню был пробит до поездки курьера к покупателю. При доставке билета покупатель отказался от доставленного билета. Как организации поступить с кассовым чеком в данной ситуации? Если покупатель отказался от доставленного товара, можно сделать возврат, если в этот же день не будет покупки по аналогичной цене. В конце дня возврат товара нужно оформить актом по форме КМ-3, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132. Данное требование установлено Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104 (применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ). Кассовый чек необходимо выдавать покупателю вместе с покупкой, поэтому можно посоветовать туристическим организациям, осуществляющим торговлю через Интернет, своим курьерам купить переносные кассовые аппараты. Комиссионное вознаграждение, причитающееся турагенту по договору, является для него доходом от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99). Следовательно, по агентскому договору у турагента, оказывающего компании-перевозчику возмездные услуги, всегда возникает и отражается на счетах бухгалтерского учета только выручка от продажи посреднических услуг (комиссионное вознаграждение). При реализации посреднической услуги у туристической организации — агента возникает выручка от реализации услуг (на сумму комиссионного вознаграждения), которая отражается: по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка». При отражении комиссионного вознаграждения в учете турфирмы делается запись: Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентом», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка». К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут быть открыты субсчета: 76-1 «Расчеты с покупателями»; 76-2 «Расчеты с авиакомпанией». При отражении выручки от осуществления посреднических операций на счетах бухгалтерского учета туристической фирмы — агента необходимо помнить, что не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц по договорам комиссии в пользу компании-перевозчика (п. 3 ПБУ 9/99). В бухгалтерском учете делаются записи:

Корреспонденция Содержание операции счетов Дебет Кредит

51 76-1 Получены денежные средства от покупателей

76-2 90-1 Отражена выручка по договору с авиакомпанией (в сумме вознаграждения)

76-1 76-2 Отражена задолженность перед фирмой-перевозчиком

76-2 51 Перечислены денежные средства перевозчику

Расчеты с использованием расчетных банковских карт

При этом способе расчетов турфирме, осуществляющей продажу билетов через Интернет, необходимо зарегистрироваться на сайте системы электронных платежей. Для этого нужно оформить заявку. После обработки заявки туристической организации присваивается идентификационный номер (личный код) организации в системе платежей. Для проведения расчетов между банком и туристической организацией заключается договор интернет-эквайринг. По такому договору банк открывает туристической организации счет, на который клиенты будут перечислять платежи по электронным картам. Каждый день банк направляет на электронный адрес туристической организации, осуществляющей продажу билетов через Интернет, выписку о проведенных операциях. После получения банковской выписки, которой подтверждается факт оплаты билетов, турфирма осуществляет их доставку покупателю. Услуги банка не бесплатные: за подключение к системе электронных платежей, за перевод денежных средств расчетному банку выплачивается вознаграждение. Согласно подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы на услуги банков, в том числе связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент — банк». Таким образом, в учете туристической организации — налогоплательщика расходы на услуги банка будут учитываться в составе внереализационных расходов. После получения денежных средств на свой расчетный счет туристическая организация обязана их перечислить компании-перевозчику за минусом своего комиссионного вознаграждения.

Расчеты «электронными деньгами»

Рассмотрим еще один способ расчетов — это электронные платежные системы. Наиболее распространенными из них являются Webmoney, PayCash, CyberPlat, E-gold, E-port и др. При данном способе расчетов «электронные деньги» находятся в «электронном кошельке». Для начала работы туристической организации необходимо заключить договор с представителями платежной системы. Для этого заполняется заявка, размещенная на сайте администратора системы. После ее получения администратором договор считается заключенным. Порядок оплаты билетов, заказанных через Интернет, при данном методе расчетов следующий: клиент, зарегистрировавшись в системе электронных платежей, вносит наличные либо безналичные денежные средства на счет «гарантийного агентства системы электронных платежей» (реквизиты агентства размещены на сайте). Далее агентство сформирует «электронный кошелек» покупателя. При покупке билетов денежные средства из «электронного кошелька» покупателя зачисляются в «электронный кошелек» турфирмы. Переводятся «электронные деньги» через Интернет с помощью специальной программы, которая размещена на официальном сайте той или иной системы. Обратите внимание! За перевод денежных средств в электронной платежной системе гарантийное агентство взимает комиссионное вознаграждение. Для целей налогообложения прибыли сумма такого вознаграждения включается в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). В бухгалтерском учете данные расходы учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Пример 2 ООО «Летур» осуществляет через Интернет продажу авиа-, ж/д билетов на заказ. Организация зарегистрирована в электронной системе платежей (ЭСП) по договору с оператором ЭСП ООО «Айти». Покупатель, зарегистрированный в этой же системе, 20 июля сделал заказ на ж/д билет, стоимость которого 2200 рублей (в том числе НДС — 336 рублей). Себестоимость билета — 1200 рублей. За данную услугу организация оплачивает ООО «Айти» вознаграждение в размере 0,5% стоимости услуги. Сумма комиссии — 11 рублей (в том числе НДС 18% — 1,68 рубля) (2200 x 0,5%). Оплата и доставка билета покупателю были осуществлены в тот же день. В бухгалтерском учете ООО «Летур» данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

Корреспонденция Сумма, Содержание операции счетов рублей Дебет Кредит

62 90-1 2200 Отражена выручка от продажи билета

90-3 68 336 Отражена сумма НДС

90-2 41 1200 Списана себестоимость билета

76 62 2200 Отражено поступление средств на счет оператора ЭСП

44 76 9,32 Отражена сумма комиссии (11 рублей — 1,68 рубля)

19 76 1,68 Отражен НДС с комиссии

51 76 2189 Получены денежные средства за проданный билет на расчетный счет (2200 рублей — 11 рублей)

90-2 44 9,32 Списана на себестоимость сумма комиссии

90-9 99 654,68 Отражена прибыль от продажи билета (2200 рублей — 336 рублей — 1200 рублей — — 9,32 рубля)

Возврат билетов

Правовые аспекты возврата товаров установлены гражданским законодательством (гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ) и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей). Если покупатель при доставке билета отказался от покупки этого билета, то туристическая фирма вправе взыскать с покупателя штраф за возврат мест в систему, агентский сбор за бронирование билета, а также стоимость бланка билета (п. 3 ст. 497 ГК РФ). К сожалению, в данной ситуации очень сложно доказать в суде факт заказа билета через Интернет. Во избежание таких отказов можно посоветовать туристическим организациям, осуществляющим торговлю через Интернет, обязательно требовать подтверждение заказа по телефону или электронной почте, а также вести статистику заказов и подтверждений. Денежные средства, уплаченные за билет, турагент обязан вернуть не позднее чем через десять дней со дня предъявления соответствующего требования.

И еще один момент хотелось бы отметить в разделе данной книги <*>: это проблема в реализации договора на чартер. ——————————— <*> Более подробно с вопросами правового регулирования, лицензирования и сертификации в сфере туризма вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Туристическая деятельность».

Чартер — право на вместимость транспортного средства (ст. 787 ГК РФ). В соответствии со ст. 104 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату за выполнение одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Основная проблема в том, что по нашему законодательству договор на чартер нереализуем (так же как купля-продажа по туризму), хотя раньше многие пытались его рисовать. Сам договор чартера заключить можно, то есть туристическая фирма получит право на вместимость. Но как дальше его реализовать туристам? Надо выписать авиабилет, который фактически является договором перевозки (ст. 786 ГК РФ). Но турфирма не может выписывать билеты от своего имени, так как она не перевозчик и у нее нет лицензии. А в случае выписки от имени авиакомпании получается, что одно и то же право передано по двум договорам: по чартеру — турфирме, по билету — туристу. Все это решается путем заключения тех же агентских договоров на реализацию перевозки (естественно, от имени авиакомпании). При этом агент выплачивает аванс (что тоже вызывало некоторые сомнения), так как, по сути, он выкупает места заранее. Проблемы со «сгоревшими» местами решаются с помощью штрафов.

——————————————————————