Туризм как системное образование

(Писаревский Е. Л.) («Туризм: право и экономика», 2006, N 5)

ТУРИЗМ КАК СИСТЕМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Е. Л. ПИСАРЕВСКИЙ

Писаревский Е. Л., кандидат юридических наук.

1. Понятие туризма

Сущность любого явления отражается в его понятии. Туризм как сложное явление характеризуется наличием большого количества определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию. Данное положение не может не вызывать известные сложности в изучении туризма, в особенности правовой наукой. Следует заметить, что термин «туризм» не имеет корней и истоков в русском языке, он пришел в нашу речь из французской языковой системы — tourisme, от tour (прогулка, поездка) — путешествие (поездка, поход) в свободное от работы время, один из видов активного отдыха (БСЭ т. 26, с. 332, 1977) <1>. ——————————— <1> См.: Свиридов К. С. Туристская деятельность в России: Понятийный аппарат и организационно-правовые основы. Краснодар, 2002. С. 6.

В Толковом словаре В. Даля, изданном в 1982 г., понятие туризма отсутствует. В «Энциклопедическом словаре» Ф. Брокгауза и И. Ефрона за 1902 г. оно встречается в толковых статьях, посвященных велосипеду и видам развлечения. Большой толковый словарь Ларусс (1964 г.) приводит основные характерные черты туризма: 1) путешествие для удовольствия; 2) совокупная деятельность людей, стремящихся реализовать такого типа путешествие; 3) промысел, имеющий целью удовлетворение потребностей туристов <2>. ——————————— <2> См.: Сфера услуг. Проблемы и перспективы развития. Т. 4. М., 2001. С. 4.

Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму (10 — 14 апреля 1989 г.) констатировала: «Туризм… включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений… Он представляет… форму использования свободного времени… и средство межличностных связей… политических, экономических и культурных контактов… Является… следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе» <3>. ——————————— <3> Данное определение туризма было использовано Верховным Судом Российской Федерации по гражданскому делу о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 г. N 1222 «О лицензировании международной туристической деятельности». Решение от 22 февраля 2002 г. N ГКПИ 2001-1469 // СПС «КонсультантПлюс».

В настоящее время наиболее распространенным определением туризма, получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, сформулированное в 1993 г. Статистической комиссией ООН <4>. Согласно ему туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями. ——————————— <4> См.: Система национальных счетов — 1993; Концепции, определения и классификации для статистики туризма («Рекомендации по статистике туризма» Всемирной туристической организации ООН); Технические пособия ВТО по сбору и обработке статистических данных по внутреннему и внешнему туризму; «Единая система показателей функционирования туристической сферы в странах Содружества» (Статкомитет СНГ, 2000 г.).

Рекомендательный акт «О туризме», принятый Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ 29 октября 1994 г., под туризмом понимает временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. В ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туризмом понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. В научной литературе, по мнению А. Ю. Александровой, существующие дефиниции туризма могут быть объединены в две группы. Одни из них, рабочие, носят узкоспециальный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, определение туризма в целях статистики). Другие, концептуальные, дефиниции охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма <5>. ——————————— <5> См.: Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 6.

Широко известно определение швейцарского специалиста в области туризма К. Каспара, который рассматривает туризм во взаимодействии общества, экономики, природной среды в виде двух субсистем: собственно потребителей туристских услуг, т. е. субъектов туризма, и объектов туризма, к которым относятся туристские предприятия и организации. Большое распространение в научной среде получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: туризм есть «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы <6>. ——————————— <6> См.: Морозов В. А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями экономики. М., 2004. С. 10.

Ученые-юристы также предпринимали попытки дать определение туризма. Так, Л. В. Щенникова в 1983 г. рассматривала туризм как совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе временного перемещения граждан за пределы постоянного места жительства с целью активного отдыха, восстановления физических и душевных сил, познания ценностей материальной и духовной культуры, содержанием которых является предоставление гражданам соответствующими специализированными организациями комплекса услуг <7>. А по мнению К. С. Свиридова, туризм представляет собой сферу социально-экономической деятельности, включающую в себя производство и потребление гостиничных, ресторанных, транспортных и иных, в том числе экскурсионных, услуг, услуг по реализации активного отдыха людей, связанного с выездом за пределы их постоянного местопребывания с целью укрепления здоровья, познания окружающего мира, участия в научных, спортивных, деловых и иных, не запрещенных законами страны пребывания, мероприятиях <8>. ——————————— <7> См.: Щенникова Л. В. Гражданско-правовое регулирование туризма в СССР. Дис. … канд. юрид. наук. М., 1983. С. 8. <8> См.: Свиридов К. С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 7.

В. Н. Шарафутдинов рассматривает туризм как отношения в обществе по поводу использования свободного времени людей за пределами их местожительства, во взаимосвязи с условиями воспроизводства всего спектра необходимых для этого услуг и товаров. По его мнению, современное общество под воздействием структурных изменений в мировой экономике начинает утрачивать свое как бы относительно статическое состояние, тысячелетиями присущее предыдущим цивилизациям. Именно туризм в его нынешней кондиции становится выше военных форм контактирования по обобщающей результативности (экономической, политической и пр.). В свою очередь, подвижность общества приводит к все более полной коммерциализации свободного времени общества и конкретного индивида. Именно туризм по мере роста производительности труда и наметившихся структурных преобразований в мире может стать современной формой жизни человека, постепенно вытягивающей его из привычной ему среды обитания и мест работы. Делая привычной его жизнь в движении, а постоянное местожительство и работу на одном месте, наоборот, непривычными <9>. ——————————— <9> См.: Шарафутдинов В. Н. О смысловой нагрузке понятия «туризм» // Туризм: Право и экономика. 2005. N 2. С. 20.

2. Система туризма и ее элементы

С развитием современного научного знания о туризме последний предстает перед нами как системный объект изучения. Поэтому для уяснения содержания понятия «туризм», для его полного и всестороннего рассмотрения продуктивным может быть системный подход, а также принципы теории самоорганизации. В этом смысле туризм мы будем рассматривать не просто как «временные выезды (путешествия)» (туризм в узком смысле), а как сложную, открытую систему, которая интенсивно обменивается энергией, веществом и информацией с окружающей средой, иными системами и характеризуется разнообразием и различными динамическими состояниями (туризм в широком смысле) <10>. ——————————— <10> См.: Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.

Туризм как системное образование представляет собой организованную совокупность элементов системы туризма (субъектов, объектов и средств туризма, различных видов деятельности субъектов туризма и т. д.), находящихся в определенных связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Туристская система <11> полиструктурна и функционирует благодаря взаимодействию своих элементов (структур) как между собой, так и с внешней (окружающей) средой <12>. ——————————— <11> «В начале 1970-х годов коллектив ученых Института географии академии наук под руководством В. С. Преображенского сформулировал определение понятия «рекреационная система», многими своими гранями совпадающее с современным представлением о туристской системе. Так, по их мнению, рекреационная система — это сложная управляемая и частично самоуправляемая социальная демоэкологическая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем: природных и культурно-исторических комплексов, технических систем, отдыхающих, обслуживающего персонала, органа управления, обладающих функциональной целостностью (см. более подробно: Александрова А. Ю. Структура туристского рынка. М., 2002. С. 5). Дальнейшее развитие учений о рекреационной системе было связано с графической «средовой» («адаптационной») моделью рекреационной системы, получившей свое научное обоснование в трудах ученых кафедры географии мирового хозяйства МГУ им. М. В. Ломоносова (Мироненко Э. М., 1998; Эльдаров Э. М., 1998). Исходной посылкой построения здесь послужил самоорганизующийся характер рекреационной деятельности в рыночной среде. В качестве движущей силы самоорганизации был выделен процесс адаптации в самых разных формах проявления, в том числе территориальных. <12> См.: Александрова А. Ю. Структура туристского рынка… С. 17.

Внешней средой (окружением) системы называется множество элементов, которые не входят в систему, но изменение в любом из которых может вызвать изменение состояния системы. Содержанием связей в рамках системы туризма выступают общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся по поводу разнообразных материальных и нематериальных благ людей, реализуемых в процессе осуществления ими свободных передвижений (путешествий) <13> за пределы своей обычной среды, а также в связи с организацией таких передвижений (путешествий). ——————————— <13> От гарантированной ст. 27 Конституции «свободы передвижения».

Система туризма Российской Федерации находится в постоянном развитии и движении, а также во взаимосвязи с другими системами — сферами жизнедеятельности (экологической, культурной, политико-правовой и др.). Элементами системы туризма являются: 1) субъекты общественных отношений в сфере туризма (субъекты туризма): — туристы (экскурсанты, постояльцы, другие заказчики (потребители) услуг в сфере туризма) и их объединения; — лица, оказывающие услуги (продающие товары, выполняющие работы) туристам (предприниматели сферы туризма) и их объединения; — работники туристской индустрии, а также самозанятые граждане в сфере туризма; — социальные общности (население туристских центров, территорий, районов, в том числе коренные малочисленные народы России); — некоммерческие организации сферы туризма (образовательные и научные организации, объединения предпринимателей, работников туристской индустрии, потребителей услуг и т. д.); — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в том числе должностные лица и представители власти), осуществляющие публично-правовое регулирование в сфере туризма; — государства и международные организации (ООН), а также их специализированные учреждения (Всемирная туристская организация (ЮНВТО), ЮНЕСКО и др.); 2) различные виды деятельности субъектов туризма (процесс туризма) <14>: ——————————— <14> Деятельность вообще включает в себя цель, средства ее достижения, результат и сам процесс. В зависимости от своего характера деятельность подразделяется на два основных типа: свободную (первичную, основную, базисную) и несвободную (вторичную, производную, надстроечную). Свободная деятельность основана на собственном интересе, на свободе воли, на выборе цели, средств ее достижения, результата и процесса осуществления. Поскольку свободная деятельность протекает в общественной форме, постольку возникает проблема взаимодействия свободных людей, а следовательно, осуществления деятельности каждого не в ущерб другим членам общества. В результате появляется специфический тип деятельности, направленный на организацию свободной деятельности (взаимодеятельности людей). Такой тип деятельности людей является несвободным, в том смысле, что он не основан на собственном интересе, на свободе выбора. Он базируется на функциональной заданности цели, средств ее достижения, результатов и процесса ее осуществления. Характер деятельности определяет и тип субъекта, осуществляющего ту или иную деятельность. В одном случае — это свободные частные лица как основные, первичные, базисные члены общества (гражданского общества), а в другом — специально созданные (организованные) и предназначенные для функционального типа деятельности несвободные публичные лица (органы гражданского общества, в частности государство) как производные, вторичные, надстроечные члены гражданского общества». Каждому типу деятельности соответствует свой метод социального регулирования. В упрощенном виде это можно выразить следующим образом: в первом случае — «разрешено все, что не запрещено», во втором — «разрешено все, что предписано» (Попондопуло В. Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994. С. 5). Вопрос о предмете, целях и других элементах человеческой деятельности глубоко исследован философами, психологами, социологами (см., например: Платон. Избранное. М., 2006; Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998; Немецкая классическая философия. Т. 2. Фихте И., Шопенгауэр А. Разум и воля. М., Харьков, 2000; Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000; Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., 1998).

— свободные передвижения (путешествия, поездки т. д.) физических лиц (туристов) за пределами своей обычной среды (включая экскурсантов, пассажиров круизных судов), не связанные с деятельностью, оплачиваемой из источника в месте пребывания, в период до 12 месяцев подряд (туризм в узком смысле); — туристская деятельность, иные виды предпринимательской (экономической) деятельности по оказанию услуг (продаже товаров, выполнению работ) туристам, а также связанные с ними виды деятельности, способствующие повышению образовательного и культурного уровня туристов, предпринимателей, населения туристских территорий (районов), поддержанию нормальной жизни и деятельности организма человека (улучшение эмоционального состояния, восстановление и укрепление здоровья), развитию экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения туристских территорий (районов) и др.; — деятельность наемных работников туристской индустрии, а также самозанятых творческих работников (экскурсоводов, аниматоров, культурологов и т. д.); — деятельность органов власти по социальному регулированию свободных передвижений путешественников, а также по публичной организации предпринимательской (экономической) деятельности по оказанию услуг туристам; — деятельность международных организаций в области международно-правовой регламентации международных путешествий; 3) объекты и средства туризма: объекты и средства туризма представляют собой совокупность: — туристских ресурсов туристского центра (территории, района, государства и т. д.) — природно-климатических ресурсов (включая природные комплексы), социально-бытовых ресурсов, объектов туристского показа (включая объекты культурного наследия), иных рекреационных ресурсов, способных удовлетворить духовные и интеллектуальные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, поддержанию нормальной жизни и деятельности; — объектов туристской индустрии — средств размещения и средств транспорта, предприятий общественного питания, культуры, развлечения и спорта, информационных ресурсов и информационных систем, средств обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий, а также иного имущества, имущественных комплексов (предприятий), информации, результатов интеллектуальной деятельности, используемых для оказания услуг в сфере туризма; — объектов туристской инфраструктуры — объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур, используемых для туристских путешествий и отдыха; — иных материальных и духовных ценностей, элементов окружающей среды, необходимых для туристских передвижений, экономической деятельности, деятельности по государственному регулированию туризма.

3. Подсистемы туризма

Туризм в широком смысле — это социально-экономическая система (туристская система, система туризма) <15>, в рамках которой люди и их коллективы реализуют свои социальные, экономические, экологические и другие интересы, а также удовлетворяют соответствующие потребности. ——————————— <15> В философском понимании система трактуется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство (Бачило И. Л. Информационное право. М., 2003. С. 140).

Система туризма включает в себя как минимум две основные подсистемы: социальную и экономическую, состоящую из сочетания различных элементов системы туризма. Каждая подсистема, несмотря на свою внутреннюю сложность, является элементом системы более высокого уровня (социальной сферы, экономики и т. д.). Подсистемы туризма имеют свои собственные цели, которые одновременно являются и целями системы туризма. Подсистемы туризма гармонично связаны и сбалансированы друг с другом, элементы подсистем подвижны, могут переходить из одной подсистемы в другую, характеризоваться различными состояниями и свойствами в зависимости от текущих потребностей и задач системы туризма. Социальная подсистема туризма. Базовой подсистемой туризма является социальная подсистема. Не случайно в соответствии со ст. 16 Федерального конституционного закона о Правительстве Российской Федерации туризм вместе с санаторно-курортной сферой является частью социальной сферы Российской Федерации, то есть особым предметом жизнедеятельности и общественных отношений (социальных связей), в рамках удовлетворения ключевых духовных и иных нематериальных потребностей граждан (поддержание нормальной жизни и деятельности, восстановление работоспособности, развитие интеллектуальных способностей и т. д.). Социальные отношения в сфере туризма возникают по поводу реализации основополагающих неимущественных прав туристов (право на отдых и досуг, право на свободу передвижения, право на санаторно-курортное лечение, право на доступ к культурным ценностям и др.). Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2) <16>. ——————————— <16> В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. N 222 «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 — 2000 годов» стратегическими целями социальной политики являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи; нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; существенное улучшение социальной инфраструктуры. Государственная политика в сфере санаторно-курортного дела и туризма должна быть нацелена на создание современной индустрии отдыха и здоровья, обеспечивающей: качественное улучшение состояния физического здоровья российских граждан, и в первую очередь молодого поколения, на основе повышения уровня профилактической работы с населением, расширения числа клубов, центров социальной поддержки детей, подростков, инвалидов, активизации деятельности лечебно-оздоровительных организаций; сохранение и развитие курортов, рациональное использование природных лечебных ресурсов для укрепления здоровья граждан; создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Согласно ст. 41 Конституции в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Социальную подсистему туризма с определенной долей условности можно именовать системой социального туризма. Она функционирует в качестве некоммерческого сектора при поддержке государства и муниципалитетов, государственных внебюджетных фондов, средств работодателей. В состав социальной системы входят органы государственного и муниципального управления туризмом, государственные и муниципальные предприятия и учреждения, оказывающие государственные услуги в сфере туризма, некоммерческие образовательные и научные организации, учреждения социального обслуживания населения, санаторно-курортные организации и т. д. По нашему мнению, целями функционирования социальной подсистемы туризма является развитие ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма как условия достойной жизни и свободного развития человека в социальном государстве, решающего фактора качества жизни человека в современном обществе, а также привилегированного средства индивидуального и коллективного совершенствования. Напомним, что ст. 41 Конституции СССР <17> в отличие от ст. 37 Конституции России, не только декларировала право граждан СССР на отдых, но и устанавливала, что данное право реализовывалось посредством расширения сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развития массового спорта, физической культуры и туризма; создания благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени (см. также ст. 39 Конституции РСФСР). ——————————— <17> См.: Свод законов СССР. Т. 3. 1990. С. 14.

Основные обязанности по реализации права советских граждан на отдых возлагались на профессиональные союзы. Так, например, в ст. 133 Кодекса законов о труде РСФСР (КЗоТ) указывалось, что работникам, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются в первую очередь преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания (путевки в санатории и дома отдыха и т. п.) <18>. А в ст. 226 КЗоТ говорилось о полномочиях профсоюзов по управлению находящимися в их ведении санаториями, профилакториями и домами отдыха, культурно-просветительными, туристскими и спортивными учреждениями. ——————————— <18> См.: Свод законов РСФСР. Т. 2. С. 123.

Аналогичная норма содержится в ст. 59 действующей Конституции Португалии, которая провозглашает право граждан на отдых и досуг. В соответствии с нормой данной статьи государство обязано систематически расширять сеть центров отдыха и проведения отпусков в сотрудничестве с общественными организациями <19>. ——————————— <19> См.: Конституция Португалии // Конституции государств Европейского союза. М., 2001.

Экономическая подсистема туризма. Экономической подсистемой туризма является туристский рынок. Закон о туристской деятельности, упоминая единожды в своей преамбуле о едином туристском рынке, не раскрывает его содержания в дальнейшем. Тем не менее можно предположить, что туристский рынок представляет собой сферу свободного обращения услуг, товаров, работ, финансовых средств и информации в рамках системы туризма. Туристский рынок характеризуется целостностью, структурированностью, взаимозависимостью и связанностью с внешней средой, иерархичностью, целенаправленностью поведения субъектов отношений в сфере туризма, самоорганизацией <20>. ——————————— <20> См. более подробно: Александрова А. Ю. Структура туристского рынка. С. 20.

Туристский рынок является межотраслевым явлением. Он включает в себя различные виды деятельности и отрасли экономики Российской Федерации, а также общественные отношения в сфере туристского предпринимательства. В соответствии со ст. 3 Закона о туристской деятельности туристская деятельность является одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. В свою очередь, лица, осуществляющие туристскую (туроператорскую и турагентскую) деятельность наряду с другими субъектами оказания услуг в сфере туризма, а также объектами и средствами предпринимательской деятельности (объекты познавательного и спортивного назначения, средства размещения, средства транспорта и др.), являются составной частью туристской индустрии (ст. 1 Закона о туристской деятельности). Целью экономической подсистемы туризма, как нам представляется, является создание конкурентоспособной национальной туристской индустрии, способной к саморазвитию и обеспечивающей реализацию наряду с экономическими также экологических, социальных, культурных и иных целей туристской системы.

4. Признаки системы туризма

Главная (объективная) цель любой системы, и туризма в частности, как целого — самосохранение. Но, будучи частью вышестоящей системы, она выполняет определенную функцию, от чего зависит сохранение вышестоящей системы. Следовательно, у каждой системы есть и вторая (функциональная) цель — сохранение вышестоящей системы. В свою очередь, нормальное функционирование системы зависит от состояния ее частей. В этом смысле система высшего порядка стремится к сохранению входящих в нее элементов. При этом части, чтобы сохраняться как системы, должны иметь относительную автономность. Полное «поглощение» системой входящих в нее «систем-частей» ведет к разрушению последних. Набор существенных признаков системы у различных исследователей варьируется. Мы разделяем позицию Д. М. Мехонцевой, Н. В. Щедрина, а также других авторов, которые в качестве таковых выделяют: целостность, упорядоченность, устойчивость, самоуправление, управление, развитие. Целостность — внутреннее единство управляющих и управляемых частей системы, обеспечиваемое информационными, энергетическими, транспортными (пространственно-временными, причинно-следственными) связями, необходимое для реализации ее главной и функциональной целей. Упорядоченность — структура (строение, организованность, целесообразное размещение частей системы и их качественное своеобразие). Устойчивость — это фундаментальное понятие, характеризующее одну из важнейших черт поведения различных систем в экономике, социологии, биологии, физике. Устойчивость — свойство системы сохранять внутреннюю сбалансированность, стабильность, динамическое равновесие в статическом смысле (в определенных пределах), сопротивляемость, живучесть. В философском контексте понятие «устойчивость» применяется для описания постоянства какой-либо черты изучаемой системы, то есть ее неизменности. Система устойчива, когда ее существенные переменные остаются внутри заданных им (объективными условиями существования — переменными внешней и внутренней среды) границ <21>. ——————————— <21> См.: Управление организацией. Энциклопедический словарь. М., 2001.

«Строгое определение устойчивости, получившее широкую известность, было введено русским ученым А. М. Ляпуновым в конце XIX века. В соответствии с ним траектория будет называться устойчивой, если для сколь угодно малого предельного отклонения, определяющего коридор устойчивости, можно указать такие ограничения для возмущений, при которых система не выйдет из этого коридора. Другими словами, говоря об устойчивости, мы должны отдать себе отчет, постоянство каких черт системы для нас существенно и в какой мере. Кроме того, надо охарактеризовать возмущения, относительно которых система будет устойчива. Очевидно, что чем больше возмущение, тем в меньшей степени мы сможем сохранить желаемые черты. К сожалению, все это имеет отношение к глобальной динамике. Естественный коридор устойчивости — это такое состояние биосферы и общества, которое позволяет сохранить нашу цивилизацию. Сегодня мы не вполне представляем, насколько велик этот коридор и насколько существенны уже имеющиеся отклонения. Обычно в работах по экологии и глобальной динамике часто упоминают пророческие слова В. И. Вернадского о том, что человек стал силой геологического масштаба и с неизбежностью должен взять на себя ответственность за дальнейшее развитие биосферы. Однако количественная характеристика интенсивности воздействия человечества на биосферу и реакции биосферы, поиск адекватных индикаторов в большой степени являются открытой задачей. Обратим внимание на то, что устойчивость, по Ляпунову, — далеко не единс твенный образ, используемый в математике и компьютерном моделировании. Очень существенным понятием является так называемая структурная устойчивость, характеризующая качественное сходство различных систем при изменении разных параметров. К обсуждению данной проблемы и это имеет прямое отношение. Дело в том, что и отдельному государству, и мировому сообществу в целом в XXI веке придется принимать нелегкие решения об отказе от определенных технологий, стандартов потребления, целей развития. Встает вопрос о том, что необходимо сохранить обществу в качестве потенциала для своего будущего развития. Это предмет для серьезного междисциплинарного анализа, а не для конъюнктурных дискуссий об «общечеловеческих ценностях» и «открытом обществе», представляющих собой, скорее, предмет политической журналистики. К моменту, когда решения такого масштаба придется принимать, они должны быть детально проработаны исследователями» <22>. ——————————— <22> См.: Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика / Под ред. Г. Г. Малинецкого. М.: Наука, 2000.

Самоуправление — взаимодействие частей системы, направленное на достижение главной цели системы — самосохранения. Самоуправляющаяся система — это система, способная автоматически находить свое оптимальное состояние при любых изменениях внешних условий, самостоятельно переходить из произвольного начального состояния в определенное устойчивое состояние. Управление системой с точки зрения синергетики, нелинейной динамики и системного анализа — это корректирующее воздействие на систему, которое осуществляется с помощью сигналов, несущих определенную информацию при широком использовании сложных логических операций и механизмов обратной связи. В результате такого воздействия достигается целенаправленное изменение состояния системы, обеспечивающее ее приспособление к изменяющимся внешним условиям и изменяющемуся внутреннему состоянию, которое необходимо для существования (сохранения) самой системы или достижения иных свойственных ей целей и функций. Под целенаправленным изменением состояния системы (или целенаправленным управлением) понимаются такие процессы и операции, с помощью которых данная система достигает оптимального (то есть предсказуемого, заданного) состояния, чаще всего устойчивого или уравновешенного по отношению к внешней среде, соответствующего лучшему приспособлению ее к изменяющимся внешним условиям. «Управление социальными системами отличается определенными особенностями. Под управлением в обществе понимается способ воздействия, побуждающий людей к упорядоченному поведению, выполнению требуемых действий, соблюдению законов и иных правовых актов. Методы административно-организационного управления — это такие методы, которые опираются на волю и авторитет государства. Путем использования административно-организационных методов осуществляется прямое воздействие на объект управления. Характерными особенностями административно-организационных методов управления являются: обязательный характер выполнения указаний, распоряжений, приказов и других административных решений вышестоящих органов для управляемых объектов; строго определенная ответственность за невыполнение приказов и распоряжений; персональная ответственность за выдачу ошибочных решений, оперативность реализации принятых решений. Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов и отношений в управлении и хозяйственной деятельности. Характерными особенностями экономических методов управления являются косвенный характер воздействия, инерционность, наличие эффекта насыщения, сложность. В результате нерационального использования экономических методов возникает сильная дифференциация населения по уровню доходов, что ведет к социальной напряженности, повышению уровня экономических преступлений и т. д. Под социально-психологическими методами управления понимают такие методы, при использовании которых учитываются индивидуальные характеристики отдельных сотрудников и коллективов. Анализ использования традиционных методов управления показывает, что они достаточно редко применяются для прямого воздействия на широкие массы населения. Сознавая историческую необратимость вторжения простого человека в общественную жизнь и в «высокую» политику, правящие круги пытаются заручиться его идейно-политическим согласием. И такой метод прямого централизованного воздействия на широкие слои населения был найден и реализован в виде специального метода — информационного управления. Под информационным управлением в широком смысле понимается механизм, когда управляющее воздействие носит неявный, косвенный информационный характер и объекту управления дается определенная информационная картина, ориентируясь на которую, он как бы самостоятельно выбирает линию своего поведения. Значительное возрастание роли информационного управления обусловлено общим повышением уровня знания о человеке и обществе. Интенсивно развивается раздел психологии, исследующий законы восприятия информации в обществе (Карл Г. Юнг и его последователи, соционика, нейроно-лингвистическое программирование). Язык, включая понятия-образы, стал средством власти и оружием управления. По классификации психологов, существует три основных способа освоения новой информации: убеждение, внушение и заражение. Убеждение. Апеллирует к познанию и строится на последовательности личных выводов. Информация оценивается критично и для воспринимающего не может быть негативной. Внушение (суггестия, гипноз). Воздействие на бессознательном уровне, без объяснений. Это реклама, мода, религия. Носит навязчивый характер и с трудом поддается коррекции. К внушению особенно чувствительны дети. Заражение. Передача с усилением эмоционального состояния от человека к человеку. Пример — паника в толпе. Бодрая музыка утром повышает настроение. Разновидность заражения — подражание» <23>. ——————————— <23> См.: Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика / Под ред. Г. Г. Малинецкого. М.: Наука, 2000.

Развитие. Под развитием в кибернетике понимается переход целеустремленной системы к все более эффективным методам, сферам и масштабам деятельности. Это перекликается с известным положением Аристотеля о том, что благо везде и повсюду зависит от двух условий: 1) правильного установления конечной цели и 2) отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели. В законодательстве в области безопасности используется также словосочетание «прогрессивное развитие» личности, общества и государства. Такое развитие объектов безопасности является одной из характеристик нахождения объекта в состоянии безопасности. По мнению Г. Спенсера, несмотря на то что в обыденном сознании социальный прогресс представляет собой «производство большего количества и большего разнообразия предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей, большее ограждение личности и общества, расширение свободы действий… и в конечном итоге — те изменения, которые прямо или косвенно стремятся к возвышению человеческого счастья», в научном плане понятие «прогресс» включает в себя «переход от однородного к разнородному, от целого к дифференциации» <24>. ——————————— <24> См.: Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998. С. 32.

Говоря о развитии, мы сталкиваемся с такими важными категориями, как «направление прогресса», «направление эволюции», «смысл истории». Их исследование еще не так давно могло быть отнесено к «вечным проблемам». Однако сейчас вопрос о том, каково то «благо», которое мы хотели бы получить от развития при условии, что его получит и следующее поколение, оказывается совсем не простым и совершенно конкретным. Эра количественного прогресса, проходившего под девизом «выше, дальше, быстрее», заканчивается. Если бы развивающиеся страны жили по стандартам развитых, то невосполнимых ресурсов пришлось бы добывать в десятки и сотни раз больше, чем теперь, и тогда, как показывает анализ, разведанных и доступных запасов хватило бы не более чем на десяток лет. Поэтому о расширении масштабов деятельности говорить не приходится, а вопрос о выборе вектора развития в долговременной перспективе становится очень существенным <25>. ——————————— <25> См.: Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика / Под ред. Г. Г. Малинецкого. М.: Наука, 2000.

Утрата хотя бы одного из названных свойств системы туризма может привести к ее разрушению. Чтобы этого не произошло, всякая система должна обеспечивать свою безопасность, то есть состояние целостности, упорядоченности, устойчивости, а также способности к самоуправлению, управлению и развитию.

——————————————————————