Договор возмездного оказания услуг

(Беляева Н. А.)

(«Налоги» (газета), 2006, N 46)

ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

Н. А. БЕЛЯЕВА

Беляева Н. А., консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

Правоотношения по туристическому обслуживанию регулируются правилами гл. 39 ГК РФ (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Туристическая деятельность относится к услугам, предусматривающим заключение договора возмездного оказания услуг. Статья 779 «Договор возмездного оказания услуг» ГК РФ устанавливает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик, в свою очередь, обязуется принять и оплатить эти услуги.

Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, то исполнитель в соответствии со ст. 780 ГК РФ обязан оказать услуги лично.

Оплата выполненных услуг производится в соответствии со ст. 781 ГК РФ:

«1. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

2. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

3. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг».

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, но при этом он обязан оплатить исполнителю фактически осуществленные им расходы.

Исполнитель также может отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг, но лишь при условии полного возмещения убытков заказчику.

Проанализировав положения гл. 39 ГК РФ, можно сделать вывод, что правовое регулирование возмездного оказания услуг имеет ряд отличительных особенностей.

1. В договоре возмездного оказания услуг участвуют только две стороны — заказчик и исполнитель.

2. Отсутствует материальный результат действия, а значит, оплачивается услуга как таковая: соответственно стадии сдачи и приемки, как правило, в договоре возмездного оказания услуг не выделяются и детально не регламентируются.

3. Согласно ст. 780 ГК РФ отсутствует возможность передачи права и обязанности по договору возмездного оказания услуг третьему лицу — другому исполнителю, если иное не предусмотрено договором.

4. Согласно п. 2 ст. 781 ГК РФ в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

5. Риск неисполнения договора по обстоятельствам, не зависящим от сторон, несет согласно п. 3 ст. 781 ГК РФ заказчик, поскольку он обязан компенсировать исполнителю осуществленные им расходы.

6. Существует возможность одностороннего отказа от исполнения договора обеими сторонами, правда, с соблюдением ряда условий:

— при отказе со стороны заказчика он обязан на основании п. 1 ст. 782 ГК РФ оплатить исполнителю фактически осуществленные им расходы;

— при отказе со стороны исполнителя последний согласно п. 2 ст. 782 ГК РФ компенсирует убытки заказчика.

Необходимо отметить, что схожесть правового регулирования договора возмездного оказания услуг и договора подряда дает возможность регулирования правоотношений, связанных с договором возмездного оказания услуг, нормами договора подряда, что отражено в ст. 783 ГК РФ:

«Общие положения о подряде (статьи 702 — 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 — 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 — 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг».

Особенности реализации туристского продукта

Особенности реализации туристского продукта установлены ст. 10 Закона N 132-ФЗ.

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Договор между клиентом и туристической фирмой заключается в письменной форме и должен соответствовать установленному законодательству России, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.

Договор считается заключенным, если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или других правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Согласно ст. 10 3акона N 132-ФЗ к существенным условиям договора относятся:

— сведения о туроператоре или турагенте, включая данные о лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

— информация о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

— сведения о туроператоре, содержащие его юридический адрес и банковские реквизиты;

— достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;

— дата и время начала и окончания путешествия, а также его продолжительность;

— порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

— права, обязанности и ответственность сторон;

— розничная цена и порядок оплаты туристского продукта;

— минимальное количество туристов в туристической группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

— условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

— порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Иные условия договора определяются по соглашению сторон. Как видно из вышеприведенной статьи, перечень условий, которые нужно включить туристической фирме в договор, достаточно обширен и в случае нарушения любого из условий турист имеет право предъявить претензию туристической фирме.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г. N А26-8932/2005-22 турфирма была привлечена к ответственности за то, что включила в договор пункт, в соответствии с которым она имела право в одностороннем порядке заменять отель проживания и переносить срок турпоездки. Судебные органы подтвердили, что такие условия договора ущемляют права туриста, поскольку он не получает достоверной информации. Также судьи подтвердили, что изменение условий договора в одностороннем порядке не допускается.

Турист вправе требовать от туристической организации оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются — туроператором либо турагентом.

Каждая из сторон имеет право потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

В соответствии со ст. 10 Закона N 132-ФЗ к существенным изменениям обстоятельств относятся:

— ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;

— недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;

— непредвиденный рост транспортных тарифов;

— введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;

— резкое изменение курса национальных валют.

Туристическая фирма не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

В случае расторжения договора возмещение убытков осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон, при этом сумма, которая выплачивается в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта.

Турист имеет право предъявлять претензии по качеству туристического продукта туроператору либо турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора, и претензии подлежат удовлетворению в течение 10 дней после их получения.

Условия путешествия, а также розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, которая выдается туристу турфирмой. Туристская путевка является письменным акцептом оферты (письменным согласием предложения) туристической фирмы на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.

В ст. 10 3акона N 132-ФЗ также сказано, что урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляется на основании туристского ваучера.

Договор на оказание туристических услуг

с точки зрения потребителя

Договор — это не обязательно бумага с надписью «договор», подписанная двумя сторонами, это может быть туристический ваучер или путевка, выданные на имя конкретного гражданина. При заключении договора важна не форма, а содержание.

В договоре, заключенном между туристом и туроператором или турагентом, должна содержаться следующая информация.

1. Стороны договора.

Согласно действующему гражданскому законодательству сторонами договора являются лица, у которых возникают права и обязанности по данному договору и которые несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

2. Условия договора.

Стороны должны четко оговорить в договоре взаимные права и обязанности. Можно сделать и так: пометить в договоре, что все условия отдыха содержатся в каталоге (укажите название каталога, страницу, отель и приложите к договору ксерокопию из каталога).

Организация отдыха — деятельность, состоящая из целого комплекса услуг, которые зачастую не укладываются в рамки одного договора. Но есть вопросы, требующие обязательного согласования.

3. Дорога.

Многие туристические фирмы организуют ваш проезд к месту отдыха и обратно. Иногда эта услуга включается в цену путевки, иногда оплачивается отдельно. В договоре должно быть указано:

— кто приобретает билеты, на какой вид транспорта и какой категории (бизнес-класс, эконом-класс и т. д.);

— когда и каким образом вы получите приобретенные туристической фирмой билеты;

— как будет решен вопрос о доставке вас к месту отдыха из аэропорта или с вокзала и обратно. На профессиональном языке это условие договора называется «трансфер».

4. Визовая поддержка.

В договоре должно быть оговорено, включается ли оформление виз в стоимость путевки или эта процедура потребует дополнительной оплаты, а также представление каких документов потребуется, чтобы не возникло проблем с получением визы.

5. Условия отдыха.

1. Гостиница.

2. Питание.

6. Медицинская страховка.

При заключении договора медицинского страхования внимательно ознакомьтесь со следующими условиями договора:

— сроки страхования;

— какие виды медицинских услуг оказываются;

— какова процедура их получения (можно ли с полисом обратиться к любому врачу, или только к определенным, или к представителю страховой фирмы за рубежом и тому подобное);

— каков порядок компенсации расходов;

— какова ответственность фирмы за неисполнение условий договора.

Уточните, выдается ли страховой полис вам на руки (что гораздо удобнее) или имеется групповая страховка, которая находится у руководителя группы. В последнем случае проверьте наличие заверенного страховой фирмой списка застрахованных лиц и вашей фамилии в нем.

Если обязательства по страхованию не исполнены, а полис был продан вам туристической фирмой, то предъявлять претензии вы можете как страховой фирме (чьи печать и название стоят на полисе), так и туристической.

7. Ответственность сторон.

В договоре должна быть обозначена ответственность сторон за нарушение договора. Обычно фирмы подробно пишут об ответственности туриста, а о своей говорят лишь общими фразами, например: «Фирма несет ответственность за нарушение обязательств в порядке, предусмотренном законодательством».

Такая формулировка вполне законна, но лучше, если в договоре подробно записана ответственность за нарушение каждого обязательства.

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) излишне заложенные условия ответственности будут признаны ничтожными:

«Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя

1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы».

Обратите внимание!

В соответствии с гражданским законодательством при внесении задатка турист имеет право в случае невыполнения фирмой условий по подбору требуемого тура получить свой задаток обратно в двойном размере.

Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 20 ноября 2003 г. по делу N А57-13363/2002-3 суд вынес решение о взыскании с ответчика предварительно оплаченной стоимости неоказанных туристических услуг, поскольку факт оказания услуг по перевозке туристов ответчик не смог подтвердить путевыми листами.

При расторжении договора на оказание услуг по инициативе заказчика организация обязана возвратить уплаченную сумму за вычетом реально осуществленных расходов (например, на бронирование билетов, гостиницы и т. д.) (решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июня 2004 г. по делу N А40-1463/04-40-18).

Бухгалтерский и налоговый учет операций при расторжении

туристического договора

Основные причины расторжения договора изложены и в Законе о защите прав потребителей, а также в ст. 10 Закона N 132-ФЗ.

Согласно ст. 32 Закона о защите прав потребителей турист вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты туристической фирме фактически осуществленных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Любые расходы, осуществленные туристической фирмой, должны быть фактически подтверждены.

Турист также может расторгнуть договор с туристической фирмой, если обнаружатся существенные недоработки в организации заказанного тура. Это может быть сделано как до поездки, так и досрочно до ее окончания. В этой ситуации согласно ст. 29 Закона о защите прав потребителей стоимость тура возвращается целиком без удержания осуществленных расходов.

Рассмотрим несколько примеров отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по расторжению договора с туристической организацией.

Аннулирование заказа на этапе формирования тура

Пример 1

Господин А. А. Иванов обратился в туристическую фирму «Веста-Тур» с просьбой организовать ему туристическую поездку на минеральные источники Кисловодска. По условиям договора была внесена 100%-ная предоплата за тур в сумме 18000 рублей (в том числе НДС — 2746 рублей). По не зависящим от туристической фирмы причинам А. А. Иванов через неделю аннулировал договор и потребовал вернуть ему аванс.

На момент расторжения договора туристической фирмой фактически были осуществлены следующие расходы:

— приобретены билеты в авиакомпании: 2 x 1500 = 3000 рублей (в том числе НДС — 458 рублей);

— оплачена стоимость медицинской страховки — 450 рублей;

— оплачено проживание в гостинице — 9000 рублей (в том числе НДС — 1373 рубля).

На момент расторжения договора затраты туроператора составили 12450 рублей.

Туристической фирме удалось снять заказ на проживание в гостинице и оплатить неустойку в сумме 1000 рублей. После сдачи билета авиакомпанией было возвращено 2500 рублей, при этом было удержано 500 рублей подтвержденных расходов за аннулирование заказа.

Таким образом, сумма осуществленных фактических затрат туроператора составила 1950 рублей (1000 + 500 + 450).

Господину Иванову было возвращено 16050 рублей.

В туристической фирме бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется с использованием субсчетов:

60-1 «Расчеты с поставщиками, авиакомпания»;

60-2 «Расчеты с поставщиками, гостиница»;

60-3 «Расчеты с поставщиками, страховая компания»;

62-1 «Авансы полученные»;

76-21 «Расчеты с физическими лицами»;

76-2 «Расчеты по претензиям».

В бухгалтерском учете туристической фирмы ООО «Веста-Тур» данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

Корреспонденция Сумма, Содержание операции

счетов рублей

Дебет Кредит

50 62-1 18000 Отражена предоплата от покупателя

62-1 68 2746 Начислен НДС суммы предоплаты

60-1 51 3000 Перечислены денежные средства

за авиабилеты

60-2 51 9000 Перечислены денежные средства

за проживание

60-3 51 450 Перечислены денежные средства страховой

компании

После извещения о расторжении договора

62 76-2 18000 Отражена задолженность «Веста-Тур» физ.

лицу (поступило заявление от физ. лица

о расторжении договора)

76-21 60-1 3000 Отражена задолженность за авиабилеты

(письмо на возврат денежных средств

авиакомпании)

76-21 60-2 9000 Отражена задолженность за проживание

(письмо на возврат денежных средств

гостинице)

51 60-1 2500 Возвращены денежные средства

за авиабилеты (3000 — 500)

51 60-2 8000 Возвращены денежные средства за

проживание в гостинице (9000 — 1000)

91-2 76-21 1950 Отражена задолженность туриста

за фактически осуществленные расходы

турфирмы (1000 + 500 + 450)

76-21 50 16050 Возвращены денежные средства клиенту

за минусом расходов туроператора

76-2 91-1 1950 Погашены убытки туристической фирмы

за счет средств клиента (18000 — 16050)

68 62-1 2746 Принят к вычету НДС, начисленный ранее

с предоплаты (п. 5 ст. 172 НК РФ,

п. 4 ст. 171 НК РФ)

Возврат средств клиенту при нарушении обязательств

туристической фирмой

За туристом остается право в случае нарушения условий договора со стороны туристической фирмы расторгнуть с ней договор и при этом ничего не компенсировать последней (ст. 29 Закона о защите прав потребителей).

Затраты по аннулированным турам включаются в состав внереализационных расходов (как налогового, так и бухгалтерского учета).

Но имейте в виду, что подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ, позволяющий учесть для целей налогообложения в составе внереализационных расходов затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции, в рассматриваемом случае не применяется, так как отсутствует факт осуществления затрат по выпуску продукции (а не услуг) (письмо УМНС РФ по городу Москве от 25 февраля 2003 г. N 26-12/11650 «Об учете расходов по оплате нереализованных путевок»).

При этом для целей налогового учета следует руководствоваться подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Следует помнить, что согласно ст. 252 НК РФ:

«Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода».

Для целей бухгалтерского учета затраты по аннулированным турам включаются в состав внереализационных расходов на основании п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″ (далее — ПБУ 10/99).

Рассмотрим пример.

Пример 2. Воспользуемся данными из предыдущего примера.

Господин А. А. Иванов обратился в туристическую фирму ООО «Веста-Тур» с просьбой организовать ему туристическую поездку на минеральные источники Кисловодска. Туристическая фирма ООО «Веста-Тур» по причине халатности менеджера несвоевременно забронировала авиабилет, поэтому начало тура пришлось перенести. Господин А. А. Иванов расторг договор с фирмой на основании ст. 28 Закона о защите прав потребителей и потребовал вернуть ему денежные средства, внесенные в качестве предварительной оплаты.

ООО «Веста-Тур» денежные средства вернуло, а 1950 рублей (условие ранее приведенного примера) пришлось отнести на убытки туристической фирмы. По распоряжению руководителя фирмы убытки фирмы в сумме 1950 рублей отнесены за счет виновного менеджера и были взысканы за счет его заработной платы.

В бухгалтерском учете сумма отнесения убытков за счет виновных лиц отражена следующими проводками:

Корреспонденция Содержание операции

счетов

Дебет Кредит

73-2 91-1 Сумма убытка отнесена за счет виновного лица

20 70 Начислена заработная плата менеджеру фирмы

организации

70 73-2 Погашена задолженность менеджера по полученным

убыткам

В налоговом учете в доходах отражаются денежные средства, полученные в возмещение убытков (п. 3 ст. 250 НК РФ). В состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, включаются расходы в сумме компенсируемых убытков (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

——————————————————————