Правовая грамотность — защита профессиональной деятельности врача

(Трусова Л. Н., Рассказова В. Н.)

(«Медицинское право», 2014, N 2)

ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ —

ЗАЩИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА

Л. Н. ТРУСОВА, В. Н. РАССКАЗОВА

Трусова Людмила Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент Тихоокеанского государственного медицинского университета (г. Владивосток).

Рассказова Валентина Николаевна, кандидат медицинских наук, старший преподаватель Тихоокеанского государственного медицинского университета (г. Владивосток).

Исследование вопросов правовой грамотности медицинских работников во взаимоотношениях «врач — пациент» играет немаловажную роль в процессах формирования гражданской позиции специалиста здравоохранения в плане его уважения к закону и обществу в целом и имеет решающее значение в профессиональной защите врачебной деятельности.

Ключевые слова: правовая защита врача, врачебная деятельность, оценка правовой грамотности врача.

Legal literacy — protection of professional activities of the doctor

L. N. Trusova, V. N. Rasskazova

Study on the legal awareness of medical workers in the relationship «doctor — patient», plays an important role in the processes of formation of civil health care specialist position in terms of its respect for law and society as a whole and is crucial in the professional protection of medical practice.

Key words: legal protection of doctor, medical activities, assessment of the legal literacy of the doctor.

В условиях реализации Федеральных законов от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» знание правовых аспектов медицинской деятельности в профессиональной деятельности лечащего врача имеет особое значение. Сегодня лечащие врачи должны обладать компетенциями медицинского права, регламентирующими деятельность не только специалиста, но и системы здравоохранения в целом, должны через понимание законодательных и нормативных актов видеть особенности развития охраны здоровья населения и системы здравоохранения на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне. Знание правовых основ профессиональной деятельности, прав, обязанностей как врача, так и пациента, вопросов их социальной и правовой защищенности является весьма важным при взаимодействии «врач — пациент». По мнению юристов, сегодняшнее медицинское законодательство врача защищает в меньшей степени, чем пациента. Так, в Федеральном законе N 323-ФЗ о лечащем враче найдется не более десяти статей из ста, притом что другие нормативно-правовые документы также регламентируют правовые нормы оказания медицинской помощи и потребительские права пациентов [4]. В последние годы в условиях активно формирующегося рынка медицинских услуг прослеживается рост гражданского самосознания общества как в системе государственного, так и частного здравоохранения. Активность недовольных пациентов продолжает набирать обороты. Оказание медицинской помощи идет в очень сложном для медиков правовом поле. В России потребительский терроризм появился относительно недавно, но распространяется довольно быстро. На одном из самых молодых рынков — рынке медицинских услуг ростки «терроризма» со стороны потребителей начали появляться только в последние годы. Перенос отношений врача и пациента в правовое поле — тот редкий случай, когда можно с большой долей вероятности прогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Кроме того, сам пациент ведет себя пассивно, не желает принимать деятельное участие в лечении, не чувствует ответственности за собственное здоровье, наивно полагая, что врач за пару недель сумеет исправить тот значительный вред, который он нанес своему организму годами нездоровой жизни [6].

Знание норм действующего в здравоохранении законодательства и его соблюдение медицинскими работниками — залог эффективного функционирования системы здравоохранения и профессиональной защиты врачебной деятельности. Правовая грамотность врачей, особенно в вопросах, касающихся взаимоотношений «врач — пациент», является неотъемлемой частью их профессионализма. По данным социологических исследований, проведенных в Челябинской области, отмечено, что адаптация медицинских работников к новым законам оставляет желать лучшего, уровень правовой грамотности врачей составил 35%. Наиболее известный всем принцип юридической ответственности гласит: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Однако знание закона не должно использоваться как возможность его обойти или уклониться от ответственности. Медицинским работникам следует повышать уровень правовой грамотности, прежде всего чтобы не допустить нарушения прав граждан при оказании им медицинской помощи [1, 5, 7].

В свете сказанного нами были проведены социологические исследования по оценке правовой грамотности лечащих врачей, организаторов здравоохранения и врачей-интернов, ординаторов.

Цель исследования состояла в сравнительной оценке правовой грамотности лечащих врачей, организаторов здравоохранения и врачей-интернов, ординаторов.

Объект исследования — лечащие врачи, руководящий состав медицинских организаций государственной системы здравоохранения и молодые специалисты — врачи-интерны, ординаторы. Предмет исследования — правовая грамотность специалистов. Для реализации цели использованы следующие методы: контент-анализа, социологический, статистический. Всего проанализировано 285 анкет.

По данным исследования, 77,8 +/- 3,9% лечащих врачей, 77,2 +/- 4,6% организаторов здравоохранения и 66,6 +/- 6,4 врачей-интернов, ординаторов отметили, что знания Законов N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» недостаточны. На вопрос: «Какая медицинская помощь пациенту должна быть предоставлена бесплатно?» — 75,9 +/- 4,0% лечащих врачей затруднялись ответить; это в два раза больше, чем у организаторов и молодых врачей, разность показателей существенна и достоверна (P < 0,01). Более 87,5 +/- 3,1% лечащих врачей указали, что недостаточно знают свои права и ответственность, а 80,4 +/- 3,8% — права и ответственность пациентов в свете Федерального закона N 323-ФЗ. Организаторы здравоохранения и молодые специалисты отметили знание правовых вопросов в полном объеме в пределах 40% (против 12,5% у лечащих врачей (P < 0,001)), что, вероятно, связано с хорошим уровнем подготовки в области медицинского права на этапе послевузовского обучения в интернатуре и ординатуре и на циклах повышения квалификации для руководящего состава системы здравоохранения, а также путем самообразования. Это согласуется с данными анкетирования, где 34,3 +/- 3,6% организаторов здравоохранения и 30,4 +/- 5,9% врачей-интернов, ординаторов информацию по правовым вопросам получали на циклах подготовки и из Интернета. Результаты ответа лечащих врачей на подобный вопрос анкеты значительно отличались (рис. 1).

Рис. 1. Оценка ответа у лечащих врачей на вопрос

об источниках информации, по данным анкетирования (в %)

Обращает внимание, что лишь 36,6 +/- 4,6% лечащих врачей регулярно применяли правовые знания в своей работе, в то время как организаторы здравоохранения и врачи-интерны и ординаторы в 1,7 раза чаще использовали правовые знания, при этом разность показателей существенна и достоверна (P < 0,01). Следовательно, молодые врачи (интерны, ординаторы) и организаторы здравоохранения больше придают значимости знанию и применению правового поля на практике. Лечащие врачи, возможно, в силу загруженности, так как в основном это были врачи терапевтического профиля, недостаточно озабочены знанием правовых норм в свете новых законодательных документов и больше полагаются на руководство медицинских организаций. При этом важно заметить, что 100% анкетируемых врачей отметили необходимость подготовки по повышению правовой грамотности. Из них 93% считали, что требуется включать вопросы медицинского права в области охраны здоровья и медицинской деятельности в программу циклов переподготовки и повышения квалификации для врачей всех специальностей. Достаточно большой процент анкетируемых лечащих врачей (80,3%) указали, что знание вопросов правового регулирования врачебной деятельности следует учитывать при аттестации врачей и среднего медицинского персонала. При анкетировании организаторов здравоохранения 95% из них придерживались этого же мнения и также указали, что знание вопросов правового регулирования медицинской деятельности следует учитывать при аттестации медицинских работников.

Большинство анкетируемых указали, что знание правовых вопросов в области охраны здоровья способствует повышению качества медицинской помощи, особенно в части информированного согласия или отказа, а также порядков и стандартов оказания медицинской помощи (рис. 2).

Рис. 2. Оценка ответа у специалистов на вопрос о качестве

медицинской помощи, по данным анкетирования (в %)

Так, 83% лечащих врачей отметили, что знание правовых отношений в сфере медицинской деятельности способствует повышению качества медицинской помощи. Наиболее значимо при оказании медицинской помощи, по их мнению, знание стандартов и порядков, это выделили 37,7% анкетируемых, далее по значимости — оформление информированного добровольного согласия — 24,5%, объективность информации и соблюдение врачебной тайны (19,0% и 18,8% соответственно).

Оценка уровня правовых знаний анкетируемых показала (рис. 3), что наименьший уровень правовой грамотности в области охраны здоровья граждан и медицинской деятельности отмечали лечащие врачи, далее организаторы здравоохранения и врачи-интерны, ординаторы, что перекликается с данными других авторов [2, 3].

Рис. 3. Оценка ответа у специалистов на вопрос об оценке

уровня правовой грамотности, по данным анкетирования (в %)

Полученные данные свидетельствуют, что лечащие врачи, в отличие от организаторов здравоохранения и врачей-интернов, ординаторов, недостаточно информированы о правовых аспектах своей деятельности. При этом они достаточно осознанно мотивированы на получение правовых знаний в сфере медицинской деятельности. Важность освещения правовых вопросов в области охраны здоровья и в сфере обязательного медицинского страхования сегодня особенно актуальна в связи с реализацией новых федеральных законов. Для изменения создавшейся ситуации нами разработаны предложения по повышению уровня правовой грамотности врачей при обучении по программам переподготовки и повышения квалификации, включая циклы тематического обучения, краткосрочные семинары, мастер-классы, презентации лекций и докладов по организационно-правовым основам медицинской деятельности. Кроме того, правовые вопросы включены в компьютерные тестовые программы при проведении квалификационного экзамена по итогам цикла переподготовки или общего усовершенствования при получении или подтверждении сертификата.

Таким образом, представление об основных правовых понятиях в области охраны здоровья граждан, правовых нормах взаимоотношений врача и пациента, правовой квалификации врачебной деятельности, юридической ответственности врача, включая уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность, позволяет лечащему врачу защититься от необоснованных обвинений пациентов и является гарантом в части защиты профессиональной деятельности.

Литература

1. Ерохина Т. В. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения // Медицинское право. 2013. N 2. С. 7 — 12.

2. Назарова И. Б. Взаимоотношения «врач — пациент»: правовые и социальные аспекты. URL: http://medadvocat. ru/ view_page. php? page=106.

3. Шамшурин В. И., Танковский В. Э. Правовые взаимоотношения между врачом и пациентом // Здравоохранение. 1998. N 6. С. 7 — 14.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

5. Филиппов Ю. Н., Абаева О. П., Филиппов А. Ю. Проблемы высшей медицинской школы по подготовке кадров отрасли в условиях новой законодательной базы // Медицинское право. 2013. N 2. С. 17 — 21.

6. URL: http://rosmedstrah. ru/ articles. php? id=507&offset;= 20&show;=1&theme;=11.

7. URL: http://www. zdrav. ru/ articles/practice/ detail. php? ID=77434.

——————————————————————