Востребован ли технологический форсайт современным туризмом?

(Шарафутдинов В. Н., Шарафутдинова Е. В.) («Туризм: право и экономика», 2007, N 1)

ВОСТРЕБОВАН ЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРСАЙТ СОВРЕМЕННЫМ ТУРИЗМОМ?

В. Н. ШАРАФУТДИНОВ, Е. В. ШАРАФУТДИНОВА

Шарафутдинов В. Н., кандидат экономических наук, заведующий совместной лабораторией социально-экономических проблем управления туризмом на Юге России Сочинского научно-исследовательского центра РАН и Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.

Шарафутдинова Е. В., аспирантка Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, докторант Университета Савоя (Франция).

Уже более 10 лет в мировой практике под названием «форсайт» используются технологии технологического прогнозирования разработки конкурентоспособных стратегических проектов, решений и способов их практического воплощения применительно к крупномасштабным системам. Причем пока в основном эти технологии применяются в сфере науки, промышленности, когда необходимы крупные технологические и структурные изменения, требующие оптимальной сопряженности в деятельности различных внутриотраслевых групп и даже различных отраслей, обеспечения при этом их строгой внутренней логистики, нацеленной на достижение стратегических задач и целей. Следует отметить, что использование методологии технологического форсайта стало реакцией на глобальные изменения в структуре производства мировой экономики, вызванные все более тесным взаимодействием между наукой, производством и практикой, нацеленных прежде всего на обеспечение конкурентоспособности крупных научно-промышленных комплексов, отраслевых территориальных групп и целых межотраслевых комплексов <1>. ——————————— <1> Андреев Ю. Н. Форсайт // http://forum. baikal. ru/news/04_08_2006_1.htm.

Туризм к началу XXI в. прочно вошел в лидирующую группу отраслей мировой экономики. В настоящее время объем туристских потоков достиг планетарных масштабов. Сегодня в них вовлечено подавляющее большинство населения нашей планеты. По оценкам специалистов, «в мире количество странствующих становится сопоставимым с численностью населения планеты — их число приближается к 5 миллиардам, из которых почти миллиард путешествующих пересекают границы государств, а 4 — отдыхают «дома» <2>. В этих условиях становится все более заметным интерес к феномену туризма как социально-экономическому явлению, в том числе к его методологическим вопросам. ——————————— <2> Опыт системного взгляда на государственную политику в области туризма. 12 октября 2005 г. / Коммент.: О. Д. Некипелов, академик, вице-президент РАН; Н. П. Лаверов, академик, вице-президент РАН; И. В. Зорин, профессор, д. п.н., ректор РМАТ. C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Опыт системного взгляда на государственную политику в области туризма // Официальный сайт Российской международной академии туризма 1.htm.

Осмысливая, в частности, понятие «туризм» в современных условиях, можно отчетливо зафиксировать три его наиболее общие трактовки. Во-первых, так называемую зауженную, сводящую туризм к деятельности непосредственно только туристических компаний. Данная трактовка наиболее характерна сегодня в России. Во-вторых, односторонне потребительскую, когда под туризмом в основном понимается процесс потребления обществом услуг и товаров в свободное от производственных забот время за пределами постоянного местожительства. Эта трактовка наиболее распространена на Западе, и прежде всего в США. И в-третьих, под туризмом понимаются отношения в обществе по поводу использования свободного времени людей за пределами их местожительства, во взаимосвязи с условиями воспроизводства всего спектра необходимых услуг и товаров для жизнеобеспечения туристских потоков <3>. Таким образом, под туризмом сегодня, на наш взгляд, предпочтительнее и точнее понимать всю совокупность воспроизводственных отношений по поводу свободного времени индивида, общества, использующих в целях своего духовного, физического развития и реабилитации все накопленные природой и человеком природно-рекреационные, технологические и культурно-исторические ценности. ——————————— <3> Абрамова Т. В., Барзыкин Ю. А., Шарафутдинов В. Н. XXI век станет веком туризма // ЭКО. 2005. N 9. С. 49 — 52.

Принципиально важно отметить, что в третьем случае, в отличие от первых двух трактовок туризма, речь идет не только о различии в масштабах и глубине охвата отношений, качественно отличной оценке роли туризма в современном обществе, но и о том, что сегодня туристская индустрия основывается также на своих разрабатываемых технологических системах, которые определенным образом должны быть встроены в деятельность сопряженных с туризмом так называемых отраслей-партнеров. Это обусловлено тем, что в третьем случае в сферу туризма попадают не только подавляющая часть приводимого им в движение населения планеты, но и вовлекаемые в туризм территории; широкий перечень размещаемых на них отраслей, начиная от транспорта, строительства, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей и заканчивая такими отраслями, как рекламно-информационные услуги, связь, образование, здравоохранение, спорт, культура и т. д. При этом неизбежно возникают и такие вопросы, как: какая доля продукции и услуг этих отраслей востребована туристскими потоками и соответственно какая доля производимых товаров и услуг потребляется местными жителями, т. е. не туристами? <4> каковы условия устойчивого воспроизводства экологических систем с точки зрения развития вовлекаемых в туризм территорий и потребляемых туристами услуг и товаров, особенно в местах повышенной концентрации туристских потоков? какова доля населения, прямо или косвенно участвующего в обслуживании мировых туристских потоков, и каковы оптимальные соотношения местного населения и туристов на территориях туристских центров, городов и государств, активно вовлеченных в сферу современного туризма? как сопряжены между собой группа туристских отраслей и так называемые отраслевые группы партнеров туристской сферы — банковская, страховая, перерабатывающие отрасли, сельское хозяйство, автомобилестроение, самолетостроение, строительство, коммунальное хозяйство и многие другие вопросы. ——————————— <4> Мы полагаем, что уже в случае, когда более 25% производимой на данной территории продукции или услуг потребляется туристско-курортным комплексом, можно с уверенностью говорить о существенном влиянии туризма, которое должным образом следует фиксировать и учитывать. См.: Шарафутдинов В. Н. Курортно-туристский комплекс Сочи: развитие в условиях рынка. М.: Институт экономики РАН, 2000. С. 23.

В эпоху глобализации, учитывая лидирующую роль туризма в мировой экономике, существенно возрастает значимость рекреационного потенциала территорий стран и континентов. В настоящее время эти ресурсы, особенно экологически чистые, не только наиболее востребованы на мировом туристическом рынке, но и требуют для обеспечения своего устойчивого воспроизводства прежде всего экологически чистых технологий. Причем по всему спектру отраслей, привлекаемых для туристского освоения рекреационных территорий. И это происходит потому, что по поводу экологически чистых территорий отношения в сфере туризма особенно конкурентно напряженные, финансовые потоки наиболее плотные, а все ограничения, и прежде всего экологические, предельно жесткие. И эти тенденции явно нарастают. Таким образом, туризм в современном глобализирующемся обществе становится все более приемлемым способом, благоприятной средой, в которой общество с нарастающей интенсивностью и масштабностью потребляет, использует в целях своего духовного и физического развития все накопленные человеком культурно-исторические ценности на базе имеющегося рекреационно-технологического потенциала, прежде всего экологически чистых территорий. В этом, возможно, одна из основных причин вливания в последние десятилетия в туризм гигантских ресурсов под контролем взращиваемых ведущими мировыми державами транснациональных компаний, все более плотно окутывающих планету гостиничными и ресторанными цепями, бронировочными и информационными системами, транспортными альянсами, индустриальными технологиями информирования, лечения, реабилитации, развлечения, досуга, обучения и т. д. С этих позиций понятие «туризм» становится предельно емким, вбирая в себя огромную сферу отношений воспроизводства личности человека, прежде всего в части его свободного времени в органической взаимосвязи с необходимыми условиями всего общественного воспроизводства, ставя во главу угла заботу об оздоровлении окружающей среды и соответствующей культурной атмосферы. Естественно, что эти отношения воспроизводства затрагивают все более нарастающую долю свободного времени личности и общества. Причем свободного не только с точки зрения его рабочего времени, но и постоянной среды обитания. Таким образом, туризм в его нынешнем виде становится своеобразным мостом, по которому люди всех стран и континентов имеют все более нарастающие возможности успешно преодолевать пространство и время в целях обеспечения наиболее благоприятных возможностей для своего личного развития, удовлетворения своих реабилитационных потребностей и т. д. В этих условиях весьма важно подчеркнуть, что в современном мире, особенно по окончании холодной войны в XX в., все более явно пробивает себе дорогу тенденция возрождения, своеобразного ренессанса основных сохранивших себя за последние 1,5 — 2 тысячи лет цивилизаций, в том числе их современных культурных основ. Сегодня наряду с западной и, по сути, тесня ее, как считает, например, такой крупнейший специалист, как Самюэль Хантингтон, все более стремительно набирают вес такие цивилизации, как африканская, синская, индуистская, исламская, японская, латиноамериканская, православная. Причем «внутрицивилизационное столкновение политических идей, порожденное Западом, сейчас вытесняется межцивилизационным столкновением культур и религий» <5>. Естественно, что это затрагивает вопросы развития современных технологических систем, в частности, с точки зрения встраивания в них цивилизационных культурно-исторических компонент. В частности, можно говорить о японской, индийской и прочих технологических культурах. И хотя у С. Хантингтона в его работе звучит нарастающая тревога за судьбу западной цивилизации и мира в целом, мы хотели бы обратить внимание прежде всего на то, что указанное автором нарастающее цивилизационное разнообразие, безусловно, генерирует и усиливает туризм. Не случайно доля культурного туризма в общемировом туристском потоке нарастает и составляет уже «не менее 40 процентов. При этом именно туристическая индустрия становится одной из наиболее заинтересованных отраслей бизнеса в сохранении и возрождении объектов культурного наследия» <6>. Более того, как подчеркивают специалисты по истории цивилизаций в нашей стране, именно такое направление, как цивилизационный туризм, становится наиболее перспективным и отвечающим потребностям XXI в. <7> Характерно, что все это происходит на фоне всплеска терроризма, нарастания природных катаклизмов и прочего. Это не только изменяет направления постоянно нарастающих масштабов туристских потоков в мире, но и стремительно видоизменяет технологии обеспечения систем безопасности, в том числе с точки зрения туристского освоения территорий. ——————————— <5> Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 70. <6> Как нам обустроить туризм? // Культура. 2006. N 33. С. 4. <7> Яковец Ю. В. О международной туристской сети «Великий Волжский путь — магистраль диалога цивилизаций». Доклад на IV Международной конференции «Великий Волжский путь», август 2004 г. С. 2.

С этих позиций все более актуальными становятся вопросы разумного обустройства планеты, континентов, стран, регионов под потребности современного туризма. И нельзя не видеть, что под воздействием этих потребностей сегодня большинство государств, особенно развитых, прилагают огромные усилия по обустройству своих территорий, их экологическому оздоровлению, вложению немалых средств в сохранение и развитие своего культурно-исторического наследия и традиций. Причем все это, как правило, подается прежде всего с позиций обеспечения туристской привлекательности своих территорий за счет обеспечения их экологической чистоты, наращивания имиджа гостеприимных хозяев, показа преимуществ своих культур, политических систем, уровня общественного и технического прогресса, благосостояния своего населения и т. д. Более того, под все это тщательно выстраиваются благоприятствующие туризму не только институционально-правовые поля, типа Шенгенской зоны в Европе, но и совершенствуются технологические основы. Например, создаются на базе новейших информационных систем туристские информационные поля в форме систем национальных и интернациональных туристских офисов, усовершенствуются транспортные системы под потребности туристских потоков и т. д. Понятно, что все это требует не просто огромной созидательной работы, больших капиталовложений, но и тщательно продуманных целенаправленных действий по отработке синхронного взаимодействия технологий самых разнообразных отраслей экономики, охватываемых туризмом в увязке с обеспечением комфортных условий бытия местного населения и туристских потоков. Соответственно возрастает настоятельная потребность в продуманной стратегии в инженерном обустройстве туристски осваиваемых территорий, их транспортной доступности, экологической безопасности, разработки и проведения соответствующей кадровой политики, внедрения экологического менеджмента и т. д. Только практическое осуществление такого подхода на практике, требующего использования прежде всего весьма значительного интеллектуального капитала, способно обеспечить конкурентно устойчивое, инвестиционно привлекательное и минимально рисковое строительство и функционирование мировых туристских центров. Тем более что это потребует согласования весьма сложной гаммы интересов, прежде всего содержащихся как в самих туристических потоках, так и в закладываемых в государственные интересы стран, генерирующих и принимающих эти потоки. А соответственно и согласования интересов местного населения, региональных властей, разнообразного бизнеса, вовлеченных в сферу туризма в современных условиях. В этой связи роль технологического форсайта применительно к сфере туризма как современного способа логико-эвристического органического выстраивания технологических цепей в целях постановки и творческого решения сложных и крупномасштабных задач туристского освоения российских территорий трудно переоценить. Достаточно сослаться на задачи современного туристского обустройства Байкала и прилегающих к нему территорий, туристского освоения дальневосточных территорий России, степной, предгорной и горных зон Северного Кавказа, Москвы, Санкт-Петербурга центральных областей, Поволжья и т. д. Сегодня эти территории обустраиваются, как правило, исходя из возникающих текущих потребностей, и не всегда при этом берутся в расчет значительные возможности, заложенные, в частности, в методологию технологического форсайта, который «позволяет не только выявить новые технологические возможности, но и увязать их с социально-экономическими вызовами, культурными особенностями, с тенденциями на мировом и национальных рынках» <8>. ——————————— <8> Андреев Ю. Н. Форсайт // http://forum. baikal. ru/news/04_08_2006_1.htm.

Пока же мы, например, на уровне субъектов Федерации, городов и районов в основном используем скромные возможности так называемых текущих программ развития туризма на соответствующих территориях. При этом большинство программ развития туризма краев и областей представляет собой в лучшем случае рассчитанные на год мероприятия по освоению небольших сумм из соответствующих бюджетов, зачастую даже не сопряженных с усилиями бизнесменов, пытающихся строить на свой страх и риск одиночные гостиницы или туркомплексы. Причем эти мероприятия, как правило, редко увязаны хоть в какую-то синхронно действующую местную туристскую систему. А сами эти системы довольно часто бывают не просто не вписаны в местный природный ландшафт, но и в технологические особенности территориально отраслевых групп, дислоцированных на этих и смежных территориях. А если учесть, что в 2006 г. закончились сроки Федеральной программы по развитию туризма и нет ясности даже с концептуальным видением задач оптимального встраивания России в конкурентный контекст стремительно развивающегося мирового туризма, то совершенно очевидной и своевременной становится постановка задачи не просто осмысления технологического форсайта, но и его обязательного применения к развитию туристской отрасли России. Важно при этом учесть и то обстоятельство, что при надлежащей постановке вопроса использование технологического форсайта может стать прорывным способом не только вписывания туризма в экологические и отраслевые системы территорий, но и их развития за счет самого туризма как лидирующей отрасли современной мировой экономики. В определенной степени попытки частично использовать методологию технологического форсайта в туризме уже имеют место. Например, в ходе разработки проекта создания горно-морского проекта «Красная Поляна» в южной части города-курорта Сочи Краснодарского края. Здесь на территории более 70 тысяч га, предоставленных, по сути, в эксклюзивном порядке ряду российских олигархических структур Правительством России, в основном в границах особо охраняемой территории Сочинского национального парка, предполагается создать горно-морской курорт, который бы способствовал возрождению когда-то знаменитого общесоюзного курорта Сочи <9>. Дело в том, что в 80-х годах прошлого столетия ежегодно Сочи принимал на отдых и лечение более 5 млн. человек, в том числе более 600 тысяч иностранных туристов. В 90-е годы по известным причинам количество приезжающих в Сочи снизилось почти в 10 раз. Сегодня курорт принимает около 2 млн. человек. Этого явно недостаточно даже для своего самообеспечения, не говоря уже о том, чтобы конкурировать, как это было ранее, с мировыми курортно-туристскими центрами мира. В этих условиях краснополянский проект задумывался таким образом, чтобы посредством современных технологий туриндустрии в сочетании с технологическими обновлениями основных отраслей городского хозяйства выйти на такое переустройство всей технологической цепи курортно-городского хозяйства, которое бы обеспечило должную конкурентоспособность Сочи в современных условиях развития туризма в мире. ——————————— <9> Шарафутдинов В. Н. «Красная Поляна»: проект государственного значения (задачи, подобные туристическому мегапроекту «Красная Поляна», у нас в стране еще не решались) // Экономика России — XXI век. 2003. N 13. С. 34 — 35.

Естественно, что такая задача потребовала не только гармонизации интересов федерального центра, администраций Краснодарского края и Сочи, местного населения, большого и малого бизнеса, но и больших капиталовложений. Но главное — такая задача в современных условиях развития мирового туризма решаема только при значительном наращивании интеллектуального капитала, «интеллектуальных мышц», говоря языком технологического форсайта, всей системы управления решения такой задачи. А вот как раз такой системы и не было до конца выстроено, и не достраивается она до настоящего времени. Более того, такой задачи, по существу, пока и не ставится, хотя необходимость в этом вполне очевидна. И как результат — не только рассогласование интересов власти, населения и бизнеса, выразившееся в хаотичной реализации краснополянского проекта, но и ухудшение вследствие этого экологической ситуации на курорте в целом <10>, о чем публично было заявлено на выездном заседании комитетов Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма и по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности, проведенном 15 — 16 июня прошлого года в Сочи. ——————————— <10> Шарафутдинов В. Н. Черная Поляна // Ведомости. 2006. N 117. С. А4.

Некоторые возможности исправить ситуацию появились с намерениями выставить Сочи в третий раз на право проведения Зимних олимпийских игр 2014 г. Ресурсы для этого выделяются достаточные, порядка 11 млрд. долл. Правительство страны в мае прошлого года дало поручение подготовить Федеральную целевую программу «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 — 2014 годы)». Но даст ли это желаемый результат — большой вопрос, решить который без применения творческого потенциала, заложенного в методологии, подобной технологическому форсайту, по-видимому, вряд ли удастся. Ведь понадобится действительно переустроить, причем непременно в сопряженном, логически выстроенном режиме, всю технологическую цепь курортного хозяйства, начиная от транспортной системы, инженерной инфраструктуры города, включая решение жилищной проблемы и проч., и заканчивая подготовкой кадров и местного населения. Без этого конкурентоспособного туристического центра в Сочи не создать, хотя именно так поставлена задача Президентом России В. В. Путиным на 5-м Международном кубанском экономическом форуме в октябре 2006 г. В этих условиях востребованность технологического форсайта современным туризмом будет только нарастать.

——————————————————————