Из опыта подготовки судебных экспертов

(Шведова Н. Н.)

(«Эксперт-криминалист», 2007, N 1)

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ

Н. Н. ШВЕДОВА

Шведова Н. Н., кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры исследования документов Волгоградской академии МВД России.

История развития органов правосудия и правопорядка является одновременно историей использования научных достижений в практике борьбы с преступностью. Издавна ученые разных областей науки выступали в качестве экспертов в судебных процессах, оказывая существенную помощь в установлении обстоятельств преступления. В настоящее время применение специальных знаний в судопроизводстве вышло на качественно новый уровень, что предъявляет повышенные требования к носителям этих специальных знаний — судебным экспертам. Их подготовкой занимается целый ряд факультетов в высших учебных заведениях системы МВД России (Волгоградская и Московская академии, Саратовский юридический институт МВД России, Санкт-Петербургский университет).

Более чем тридцатилетний опыт подготовки кадров на факультете экспертов-криминалистов в Волгоградской академии МВД России показывает, что курсанты (слушатели) получают значительный объем теоретических знаний по различным отраслям права, криминалистике, судебной экспертизе и пр. Однако, несмотря на значительный объем знаний по преподаваемым дисциплинам, начинающие эксперты испытывают некоторые трудности в практическом освоении своей специальности. Основная проблема — неумение самостоятельно принимать решения в реальных экспертных ситуациях, встречающихся в повседневной деятельности.

Для преодоления такого положения в учебный процесс на факультете включены две стажировки курсантов в органах внутренних дел и преддипломная стажировка слушателей в экспертно-криминалистических подразделениях, основная цель которых заключается в преобразовании теоретических знаний обучаемых в практические умения под руководством опытных наставников. Анализ результатов таких практик и стажировок показывает, что в целом курсанты и слушатели успешно овладевают азами полученной специальности.

Кроме того, весьма положительно сказывается на формировании у будущих специалистов самостоятельного экспертного мышления использование в учебном процессе материалов экспертной практики — копий экспертных исследований, образцов объектов из натурных коллекций, результатов применения новых образцов криминалистической техники. Так, например, при обучении курсантов по дисциплине «Технико-криминалистическая экспертиза документов» можно выделить следующие направления использования материалов экспертной практики в преподавании названной дисциплины:

а) изучение материалов экспертиз, где в качестве объектов исследовались новые виды документов и использовались новые способы их подделки, а также решались нетрадиционные задачи;

б) использование справочных натурных коллекций документов при изучении соответствующих тем (например, бланки документов, документы со специальными защитными средствами);

в) изучение передового опыта ведения и использования криминалистической регистрации поддельных бланков документов, денежных знаков, ценных бумаг;

г) привлечение ведущих экспертов ЭКЦ ГУВД Волгоградской области, специализирующихся в области ТКЭД, к проведению отдельных практических занятий с курсантами;

д) совместное производство экспертных исследований документов силами сотрудников ЭКЦ, преподавателей профильной кафедры и курсантов ФЭК.

Технико-криминалистические экспертизы документов, выполненные в практических экспертных подразделениях, используются в учебном процессе еще недостаточно, хотя являются богатейшим материалом для проведения занятий и зачастую отражают своеобразные, нестандартные экспертные ситуации. Нередко именно в экспертизах, проведенных в ведущих экспертных учреждениях страны (ЭКЦ МВД РФ, ЭКЦ ГУВД г. Москвы и др.), содержатся сведения о новых способах изготовления и подделки реквизитов документов, еще не опубликованные в методической литературе. Экспертизы, выполненные на высоком уровне, снабженные качественными иллюстрациями, вполне могут служить образцами для выполнения учебных и контрольных экспертиз, наглядно демонстрируя курсантам возможности тех или иных методов и методик. Для этих же целей используются и лучшие экспертизы, выполненные слушателями в ходе преддипломной стажировки.

Немаловажно и то, что в экспертной практике встречаются и успешно решаются задачи, изучению которых в курсе ТКЭД по разным причинам не уделяется достаточно внимания. Например, весьма актуальным является вопрос установления тождества электрофотографического аппарата по копиям, полученным с его помощью. Учебным планом пока не предусмотрено практическое занятие и экспертиза по данной теме, но восполнить данный пробел вполне реально на основе изучения курсантами заключения эксперта, выполненного в ЭКЦ ГУВД Волгоградской области, где подробно описан порядок решения задачи и наглядно проиллюстрированы результаты исследования (заключение эксперта N 2746 от 25.05.1998). На кафедре создается банк таких показательных экспертиз, выполненных экспертами-практиками, преподавателями кафедры и слушателями-стажерами для использования их в качестве учебно-методического материала.

Можно также рекомендовать иной вариант работы с экспертизами, выполненными по заданиям правоохранительных органов: проведение курсантами под руководством преподавателя анализа заключений, поступающих на рецензирование. По нашему мнению, такой анализ развивает самостоятельность курсантов и побуждает их к активному разбору положительных и отрицательных сторон проведенного исследования, выявляет собственные недоработки.

Другое направление использования материалов экспертной практики в области ТКЭД связано со справочными натурными коллекциями документов. Не секрет, что при изучении некоторых тем (например, исследование бланков документов, документов со специальными защитными средствами) курсанты, как правило, работают с так называемыми «учебными» объектами, которые не всегда дают полное представление об объектах, встречающихся в экспертной практике. В определенной степени это оправданно, так как начинающим экспертам необходимо отрабатывать навыки самостоятельного исследования тех или иных объектов по принципу «от простого к сложному». Однако такой подход не вполне обеспечивает необходимый уровень подготовки специалистов в условиях всевозрастающего многообразия объектов и усложнения экспертных задач. Будущие эксперты должны быть знакомы с объектами, с которыми им придется работать на практике.

Эффективным средством расширения экспертного кругозора курсантов является использование на занятиях справочной натурной коллекции подлинных и поддельных документов с реквизитами, изготовленными по современным технологиям, — это, в первую очередь, документы, удостоверяющие личность, регистрационные документы на автотранспортные средства, таможенные и миграционные документы, пластиковые карты, российские денежные знаки, акцизные марки.

Такая коллекция является значительным подспорьем и для преподавателя, наглядно дополняя другие формы изложения учебного материала. Представляется, что основным источником формирования натурной коллекции могут стать справочно-информационные фонды экспертных подразделений, ведущиеся давно и нередко располагающие «резервом» различных видов объектов.

Тесно связано с предыдущим другое направление — использование в учебном процессе передового опыта работы региональных криминалистических учетов поддельных документов при изучении соответствующей темы учебной программы. Известно, что основу формирования данного вида криминалистической регистрации составляют результаты экспертных исследований документов, которые, будучи организованными определенным образом, позволяют получать важную ориентирующую информацию в целях установления и розыска лиц, причастных к совершению преступлений, связанных с подделкой документов. Так как ведение этих учетов в региональных подразделениях функционально возложено на экспертов, специализирующихся в области ТКЭД, в процессе обучения курсантов необходимо акцентировать их внимание на процедурах ведения и использования данных регистрационных массивов. Наилучший результат может быть достигнут демонстрацией возможностей компьютерных систем криминалистических учетов поддельных документов, в качестве которых на практике используются различные СУБД, а также электронные таблицы «Excel». Для этого целесообразно использовать компьютерную технику, имеющуюся в учебно-лабораторном комплексе кафедры исследования документов.

Кроме названных направлений по использованию материалов экспертной практики в преподавании дисциплины «Технико-криминалистическая экспертиза документов» следует отметить и тесное взаимодействие преподавательского состава кафедры и практических работников экспертных подразделений. Так, например, стало доброй традицией привлечение ведущих специалистов экспертно-криминалистического центра ГУВД Волгоградской области к проведению практических занятий по курсу ТКЭД и, наоборот, проведение отдельных занятий на базе ЭКЦ. Живой, заинтересованный разговор опытного эксперта и его будущих коллег, безусловно, способствует лучшему восприятию пройденного материала, осознанию курсантами чувства ответственности за те решения, которые им придется принимать, став экспертами-криминалистами.

Также благотворно сказывается на учебном процессе использование преподавателем личного опыта работы экспертом. Без сомнения, использование на семинарских и практических занятиях примеров из личной практики является одним из условий успешного их проведения. Такой педагогический прием способствует привлечению внимания курсантов к существенным моментам исследования, позволяет проиллюстрировать связь положений экспертной методики с практическим результатом конкретной экспертизы.

Качественно другой формой использования материалов экспертной практики в учебном процессе является участие преподавателей и курсантов в проведении экспертиз, поступивших в экспертные подразделения органов внутренних дел. На кафедре исследования документов накоплен значительный опыт такой работы, на протяжении многих лет под руководством преподавателей курсанты успешно выполняют почерковедческие и технико-криминалистические экспертизы документов, в том числе многообъектные. В этой работе выигрывают все — у курсантов вырабатываются необходимые практические навыки и умения, приобретается первый экспертный опыт, преподаватель, умело направляя их усилия, повышает и свою педагогическую квалификацию, а экспертные подразделения получают своевременно и качественно выполненную экспертизу.

С целью распространения данного передового опыта, усиления практической направленности учебного процесса на ФЭКе создано специальное общественное объединение курсантов (экспертный отдел), которое во взаимодействии с экспертно-криминалистическими подразделениями ГУВД Волгоградской области позволяет привлечь большее число курсантов и преподавателей к непосредственной экспертной деятельности. Представляется, что работа этого объединения наряду с другими приемами учебно-методической работы, используемыми на факультете экспертов-криминалистов Волгоградской академии МВД России, является одним из условий формирования у начинающих специалистов собственного профессионального опыта и экспертного мастерства.

——————————————————————