О мерах по повышению эффективности оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным в уголовно-исполнительной системе

(Кузнецова А. С.)

(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2007, N 1)

О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

А. С. КУЗНЕЦОВА

Кузнецова А. С., первый заместитель начальника медицинского управления ФСИН России.

Уголовно-исполнительная система страны, выполняя несомненно важные государственные задачи, неуклонно преобразуется и реформируется вместе со всем Российским государством. Наступающие изменения создают условия для более полной реализации прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных, и в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан лечебно-профилактические учреждения федеральных органов исполнительной власти отнесены к государственной системе здравоохранения, то есть пенитенциарное здравоохранение является частью национальной системы здравоохранения. При этом в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения медицинской службе ФСИН России принять участие не удается.

Показатели состояния здоровья подозреваемых, обвиняемых и осужденных значительно отличаются от соответствующих общенациональных показателей. Это связано с концентрацией в учреждениях социально дезадаптированной прослойки населения, наличием условий и факторов, воздействующих на формирование патологии в местах лишения свободы, таких как изоляция от общества, высокая плотность размещения, не всегда удовлетворительные санитарные условия содержания, несбалансированное питание, низкая трудовая занятость, психоэмоциональное напряжение. Большая часть лиц, заключаемых под стражу, ранее не попадали в поле зрения гражданского здравоохранения и узнают о своих заболеваниях только после медицинского обследования, проводимого в учреждении ФСИН России.

90% от всех лиц, находящихся в местах лишения свободы и заключенных под стражу, страдают различными заболеваниями и находятся на диспансерном учете. В полтора раза чаще они страдают заболеваниями органов дыхания, более чем в 4 раза чаще выявляются психические расстройства. Неуклонно растет количество лиц, имеющих признаки инвалидности. В то же время общая смертность среди осужденных в 3,4 раза ниже, чем регистрируется в России.

Глобальное распространение вируса иммунного дефицита (ВИЧ) затронуло и пенитенциарную систему во всех странах мира.

В настоящее время для большинства европейских тюрем эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции очень сложная. Отражая ситуацию в стране, эпидемия проявляется острее и может носить более интенсивный характер распространения, чем в гражданском обществе. В ряде стран ВИЧ-инфицированные осужденные составляют до 20% от общего числа лиц, находящихся в местах лишения свободы. Несмотря на то что распространенность ВИЧ в тюрьмах остается низкой, однако массовое заражение в местах лишения свободы регистрируется. В 2001 г. в 10 тюрьмах Ирана была вспышка ВИЧ-инфекции, распространенность в одном из учреждений составляла 63%. В 2002 году в Литве зарегистрирована вспышка в пенитенциарном учреждении, в одной из тюрем Индонезии распространенность ВИЧ-инфекции превышала 50% в 2002 г.

Увеличение количества ВИЧ-инфицированных в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) вызывает особую озабоченность. Так, в 1994 г. в местах лишения свободы находилось 7 ВИЧ-инфицированных. Количество инфицированных в уголовно-исполнительной системе России увеличилось в пять тысяч раз, и в настоящее время в учреждениях УИС содержится более 34 тысяч ВИЧ-инфицированных, что составляет 10% от общего числа зарегистрированных в России. Из общего числа лиц данной категории 90,9% составляют мужчины, 8,5% — женщины, 0,6% — подростки. Больных сочетанной патологией ВИЧ-инфекция и туберкулез в местах лишения свободы 2,5 тысячи. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в учреждениях УИС в десятки раз превышает соответствующий показатель в целом по России. Это объясняется высокой концентрацией социально дезадаптированных лиц, содержащихся в местах лишения свободы (в том числе больных наркоманией, алкоголизмом, лиц, не имеющих определенного места жительства, работников коммерческого секса). Только в 2005 г. в СИЗО было выявлено впервые 5968 чел. ВИЧ-инфицированных. Следует отметить, что ежегодно в следственные изоляторы ФСИН России поступают более 7 тыс. ВИЧ-инфицированных лиц. Следственные изоляторы ФСИН России, выполняя функцию своеобразных фильтров, выявляют различные, в том числе социально значимые, заболевания у тех граждан, которые, как правило, до поступления в места лишения свободы не обращались за помощью в медицинские учреждения территориального здравоохранения и не знали о своем заболевании.

Особую опасность представляет сочетанное поражение людей наркоманией, ВИЧ-инфекцией и туберкулезом. 90% от числа всех ВИЧ-инфицированных в УИС составляют потребители внутривенных наркотиков. Наркомания и туберкулез у ВИЧ-инфицированных ускоряют развитие данного заболевания и способствуют более быстрому переходу бессимптомной стадии ВИЧ-инфекции в заболевание СПИДом. Употребление наркотиков и ВИЧ-инфекция повышают восприимчивость организма к любой инфекции, в том числе к туберкулезу, способствуя переходу инфицированности в заболевание. Более 2,5 тыс. ВИЧ-инфицированных подозреваемых, обвиняемых и осужденных страдают туберкулезом.

Прогрессирующий рост сочетанной патологии в гражданском обществе ведет к естественному увеличению количества таких больных, поступающих в пенитенциарные учреждения, так как многие из них совершают уголовно наказуемые деяния. В учреждениях ФСИН России с 2003 по 2005 г. отмечается более чем двукратное увеличение указанной сочетанной патологии, а по наиболее тяжелой форме, объединяющей наркозависимость, ВИЧ-инфекцию и туберкулез, отмечается увеличение в 3,5 раза.

Сохраняется неблагоприятная эпидемиологическая ситуация по вирусным гепатитам с парентеральным механизмом передачи (гепатиты B и C). Показатели заболеваемости вирусными гепатитами среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных в 3 — 4 раза превышают аналогичные показатели среди населения России. Потребители внутривенных наркотиков чаще инфицируются вирусным гепатитом, имеющим преимущественно парентеральный механизм передачи, и в этом качестве гепатиты и ВИЧ-инфекция близки, поражая в первую очередь именно эту категорию населения.

В настоящее время в России отмечается тенденция к увеличению доступности лечения и других видов помощи при ВИЧ-инфекции. Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья. Предоставляемая медицинская помощь должна оказываться в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Общие принципы, закрепленные в национальных программах борьбы со СПИДом, должны распространяться на них в той же мере, что и на других членов общества. Но существующие объемы ежегодных бюджетных ассигнований на медицинские расходы позволяют обеспечивать только минимальные потребности медицинских учреждений УИС в необходимом расходном медицинском и лабораторном имуществе. По этой причине подразделения УИС вынуждены проводить необходимые исследования на базе сторонних лечебных учреждений, что ведет к увеличению расходов по оплате соответствующих договоров.

Лишь в некоторых субъектах Российской Федерации на должном уровне налажено рабочее взаимодействие между территориальными органами ФСИН России и региональными центрами по профилактике и борьбе со СПИДом. Центры по профилактике и борьбе со СПИДом субъектов Российской Федерации, финансируемые преимущественно за счет средств Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 — 2006 гг.)», продолжают требовать с учреждений ФСИН России плату за обследование подозреваемых, обвиняемых и осужденных. При этом в подпрограмме «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека «Анти-ВИЧ/СПИД» данной Федеральной целевой программы участие уголовно-исполнительной системы было предусмотрено. Реальных средств в УИС никогда не поступало.

Не разработаны механизмы взаимодействия центров по профилактике и борьбе со СПИДом на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и учреждений ФСИН России, что препятствует исполнению требований законодательства и реализации как федеральных, так и совместных международных программ в учреждениях ФСИН России.

ФСИН России активно работает с заинтересованными органами государственной власти, а также различными международными организациями, направляя усилия на привлечение в пенитенциарное здравоохранение необходимых средств.

С октября 2005 г. начат проект «ГЛОБУС»: глобальное объединение усилий против СПИДа. В 10 субъектах Российской Федерации осуществляется работа, направленная на обеспечение людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, комплексной антиретровирусной терапией, в том числе по программе профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку. В ее рамках предполагается обеспечить специфическим лечением около 100 ВИЧ-инфицированных осужденных.

С ноября 2005 г. во ФСИН России реализуется Программа «Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к ВИЧ/СПИДу», финансируемая Глобальным фондом по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией.

Программа рассчитана на пять лет. Только за первый год ее реализации 6000 осужденных должны быть охвачены профилактической деятельностью, 200 человек личного состава пройдут обучение по вопросам ВИЧ/СПИДа и не менее 700 ВИЧ-инфицированных осужденных получат антиретровирусное лечение. За каждый последующий год предусматривается ежегодное включение 7 очередных регионов страны, таким образом, достигнув к концу 2010 г. вовлечения 42 регионов в проводимое лечение больных СПИДом.

Актуальность существующей проблемы и потребность в обеспечении своевременного и качественного антиретровирусного лечения ВИЧ-инфицированных, диагностики и профилактики этого заболевания среди лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России, в последнее время испытывается наиболее остро и требует неотложного решения. Это необходимо делать безотлагательно, в рамках выработки единой государственной стратегии по решению масштабных и долговременных задач, для чего необходимо:

— сформировать службу по борьбе с ВИЧ/СПИДом в пенитенциарной системе России;

— организовать в территориальных органах ФСИН России иммунологические лаборатории по диагностике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, оснастить их необходимым диагностическим оборудованием;

— разработать систему социальной реабилитации и структуру социальной поддержки лиц, освободившихся из мест отбывания наказаний;

— обеспечить преемственность в оказании медицинской и психологической помощи лицам, живущим с ВИЧ/СПИДом и получающим высокоактивную антиретровирусную терапию, между медицинской службой ФСИН России и центрами по профилактике и борьбе со СПИДом, а также противотуберкулезными и наркологическими диспансерами.

Учитывая проблемы в обеспечении своевременного и качественного антиретровирусного лечения ВИЧ-инфицированных, диагностики и профилактики этого заболевания среди лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России, наиболее острым и требующим неотложного решения Правительством Российской Федерации является вопрос целевого финансирования.

До создания во ФСИН России собственной полноценной службы, способной предоставлять весь комплекс соответствующих лечебно-диагностических услуг, полагаем целесообразным нормативно закрепить за лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения обязанность по предоставлению помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждениях ФСИН России на соответствующей территории. Разработать нормативно-правовой механизм взаимодействия лечебно-профилактических учреждений, оказывающих специализированную помощь ВИЧ-инфицированным.

Совместная работа по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, должна вывести на новый уровень взаимодействия заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

——————————————————————