Контроль амфетаминов в Российской Федерации

(Бабаян Э. А.) («Наркоконтроль», 2007, N 2)

КОНТРОЛЬ АМФЕТАМИНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <1>

Э. А. БАБАЯН

——————————— <1> Бабаян Э. А. Контроль амфетаминов в Российской Федерации // Новые лекарственные препараты. 2000. N 11. С. 3 — 7. Перепечатка осуществляется с согласия автора.

Бабаян Э. А., профессор, академик, доктор медицинских наук, г. Москва.

В России еще со времен существования СССР производятся и применяются в лечебной практике два препарата амфетаминного ряда — фенамин (амфетамин) и фенатин (первитин). Их широкое применение в 50-х годах привело к ряду случаев злоупотребления ими, в связи с чем Приказом Минздрава СССР от 20 июля 1956 г. N 254 был введен с 1 октября 1956 г. специальный порядок отпуска фенамина (амфетамина) и фенатина (первитина) по особым рецептурным бланкам, а Приказом Минздрава СССР от 10 ноября 1957 г. N 406 фенамин (амфетамин) и фенатин (первитин), уже как наркотические средства, должны были отпускаться аптеками по специальным наркотическим рецептам, имеющим серийную нумерацию. Таким образом, еще до принятия Конвенции о наркотических средствах 1961 г. и Конвенции о психотропных веществах 1971 г. здравоохранение и контрольные органы СССР признали необходимым отнести к наркотическим средствам производимые и применяемые в медицинской практике амфетамины и ограничили их широкое применение. Тем самым была предупреждена возможность возникновения серьезной проблемы, связанной со злоупотреблением амфетаминами, в отличие от многих западных стран, и в первую очередь Швеции. В 1963 — 1964 гг. на сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам представитель Швеции официально заявил об «амфетаминном бедствии» в своей стране и предложил включить амфетамины в Списки наркотических средств на международном уровне. На этой Комиссии предложение Швеции было поддержано представителем Советского Союза, сославшегося на практику своей страны, включившей амфетамины в Списки наркотических средств, что сыграло большую профилактическую роль по предупреждению распространения злоупотребления амфетаминами. Однако международное сообщество в составе названой Комиссии по разным мотивам не согласилось с этим предложением и лишь вынуждено было признать важность такого контроля. На дипломатической Конференции 1971 г. проблема была решена лишь частично, путем включения некоторых амфетаминов в Списки Конвенции. Но, признавая недостаточность этого, Конференция дополнительно приняла Резолюцию II «Исследования в области амфетаминов», в которой записала: «Конференция, учитывая, что амфетамины обладают особой способностью приводить к злоупотреблению и являются предметом незаконного оборота, учитывая, что, хотя полезность этих веществ в терапевтической практике и признается, она является ограниченной; 1) просит Всемирную ассамблею здравоохранения поощрять исследования в области менее опасных веществ, способных заменить амфетамины, и финансировать также исследования в пределах имеющихся средств; 2) рекомендует правительствам, располагающим необходимой базой для этого, принять аналогичные меры». Резолюция призывала правительства более рационально решить эту проблему на национальном уровне. В ст. 23 Резолюции «Применение более строгих мер контроля, чем меры, предусматриваемые настоящей Конвенцией» было записано: «Сторона может принимать более строгие или суровые меры контроля, чем меры, предусматриваемые настоящей Конвенцией, если, по ее мнению, такие меры являются желательными или необходимыми для охраны здоровья и благополучия населения». Это дало возможность правительствам проявить добрую волю и защитить население своих стран от амфетаминного бедствия. Однако мало кто этим воспользовался. Неслучайно 20-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН в политической Декларации и решениях специально вновь обратилась к правительствам по вопросам усиления контроля над амфетаминами на национальном уровне. Например, раздел «Меры по укреплению международного сотрудничества в борьбе с мировой проблемой наркотиков» содержал: А. План действий по борьбе с изготовлением и оборотом стимуляторов амфетаминного ряда и их прекурсоров, а также со злоупотреблением ими. 1. Повышение информированности о проблеме стимуляторов амфетаминного ряда. В преамбуле декларации указывалось: «Проблема 1. Хотя проблема стимуляторов амфетаминного ряда является относительно новой во многих странах, она быстро растет и едва ли исчезнет сама по себе. Быстро изменяются ее масштабы и географическое распространение. Однако информированность об этой проблеме в мире невелика, а принимаемые ответные меры являются неоднородными и непоследовательными. Необходимые меры 2. Международному сообществу следует уделять более пристальное внимание задаче борьбы с проблемой стимуляторов амфетаминного ряда во всех ее проявлениях. Компетентным органам системы Организации Объединенных Наций следует надлежащим образом учитывать эту проблему. Вопрос о стимуляторах амфетаминного ряда должен стать более приоритетным, его следует регулярно включать в повестку дня Комиссии по наркотическим средствам». Повестка дня Комиссии также включала специальные разделы: II. Снижение спроса на незаконные стимуляторы амфетаминного ряда. III. Обеспечение точной информации о стимуляторах амфетаминного ряда. IV. Ограничение предложения стимуляторов амфетаминного ряда. V. Укрепление системы контроля над стимуляторами амфетаминного ряда и их прекурсорами. В последние годы появились новые каналы получения незаконных амфетаминов кустарным путем из эфедрина, псевдоэфедрина, фенилпропаноламина, норпсевдоэфедрина, N-метилэфедрина и препаратов, содержащих эти вещества. В Российской Федерации с учетом рекомендаций Международного комитета по контролю наркотиков ООН эти вещества включены в Список прекурсоров, утвержденный Правительством РФ, а также в Список сильнодействующих веществ, что предусматривает обязательное лицензирование деятельности, связанной с этими веществами, осуществление экспорта/импорта (вывоза/ввоза) по специальным лицензиям, выдаваемым Министерством торговли (с 1999 г. преобразовано в Министерство экономического развития и торговли РФ). При этом для получения лицензии на эти операции необходимо представить в указанное Министерство соответствующий документ из компетентных органов импортирующей (ввозящей) стороны. Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 августа 1998 г. N 890 предусмотрело, что ввоз (вывоз) прекурсоров — псевдоэфедрина, эфедрина, N-метилэфедрина, норпсевдоэфедрина, фенилпропаноламина — может осуществляться только государственными унитарными предприятиями при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности. (В порядке информации сообщаем также, что лизергиновая кислота и ее производные вообще запрещены для производства, импорта и применения на людях Приказом Минздрава СССР от 25 марта 1967 г. N 248.) В Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, имеется Список I наркотических средств, запрещенных в Российской Федерации, в котором кроме наркотических средств, таких как героин и др., имеются специальные диспозиции: — «Кустарно изготовленные препараты из эфедрина или из препаратов, содержащих эфедрин»; — «Кустарно изготовленные препараты из псевдоэфедрина или из препаратов, содержащих псевдоэфедрин». Уголовное законодательство Российской Федерации имеет специальные ст. ст. 229, 230, 231, 232, 233 и 234, предусматривающие суровое наказание разной степени, в том числе от трех до пятнадцати лет тюремного заключения за противоправные действия, связанные с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами. Важно отметить, что в Российской Федерации наркотические средства не делятся на «слабые» и «сильные», что соответствует п. 105 задачи N 7 «Всеобъемлющий междисциплинарный план будущей деятельности по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами», принятой Международной конференцией ООН в 1987 г. Меры, принятые Российской Федерацией, оправдывают себя, так как проблемам злоупотребления амфетаминами и психотропными веществами фактически еще не уделяется должного внимания в Российской Федерации. В последние годы отмечен серьезный рост наркомании. Среди видов наркоманий первое место занимают опий и препараты из соломы мака, второе — героин, третье — каннабис и его продукты (гашиш, марихуана) и менее одного процента занимают кустарно изготовленные препараты из эфедрина и псевдоэфедрина, которые, как мы указали выше, отнесены к Списку I. Необходимо подчеркнуть, что участники Конвенции должны строго выполнять свои обязательства в соответствии с указанными действиями Конвенции. Настала необходимость, исходя из политической декларации и решений 20-й спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН, принять более строгие меры контроля в отношении группы амфетаминов и прекурсоров, таких как эфедрин, норпсевдоэфедрин, псевдоэфедрин, фенилпропаноламин и N-метилэфедрин, с тем чтобы закрыть возникший канал незаконного производства амфетаминов. Кроме того, необходимо, чтобы все правительства строго руководствовались указанной выше задачей N 7 междисциплинарного плана, так как в ряде европейских стран возникла тенденция делить наркотические средства на «сильные» и «слабые» и прямо агитировать за либерализацию и легализацию потребления наркотических средств и психотропных веществ.

——————————————————————