Судебно-стоматологическая идентификация личности на основе рентгенодиагностики

(Варданян Ш. А., Даллакян В. Ф.)

(«Медицинское право», 2007, N 3)

СУДЕБНО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

НА ОСНОВЕ РЕНТГЕНОДИАГНОСТИКИ

Ш. А. ВАРДАНЯН, В. Ф. ДАЛЛАКЯН

Варданян Ш. А., профессор, директор Центра судебно-медицинской экспертизы Республики Армения, г. Ереван, доктор медицинских наук.

Даллакян В. Ф., доцент Московского медико-стоматологического университета, г. Москва, кандидат медицинских наук.

Материалом для настоящего исследования послужили данные рентгенограмм 158 пациентов с постоянным прикусом, наблюдавшихся в стоматологических клиниках МГМСУ в период 2002 — 2005 гг. Случаи с какими-либо аномалиями зубочелюстной системы из исследовательской группы исключались. Обследование пациентов проводилось по общей схеме, принятой в стоматологической практике. Телерентгенографические (ТРГ) и ортопантомографические (ОПГ) исследования были проведены в соответствии с показаниями (как необходимые диагностические процедуры) с согласия пациентов и выполнялись на ортопантомографе с цефалостатом «Planmeca Proline CC» (Фирма Planmeca, Финляндия).

Все пациенты — жители Москвы и ближнего Подмосковья. Их возраст варьировал от 16 до 48 лет. Средний возраст пациентов составил 25,0 +/- 1,1 (p ? 0,05). Мужчин было 77 (48,7%), женщин — 81 (51,3%).

Для достижения максимальной точности исследований проводилась трансформация ТРГ — изображений в их электронные варианты (сканирование через планшетный сканер с оптическим разрешением 2400 x 2400 dpi) с последующим сохранением на жестком носителе персонального компьютера в формате TIFF (расширение — *.tif).

Сканирование изображений изначально проводилось в режиме RGB («красный», «зеленый», «голубой») с разрешением 300 dpi и глубиной цвета 24 бита, а затем с помощью инструментальных средств Photoshop преобразовывалось в режим «Grayscale» (градации серого).

Разметка узловых точек на компьютерных изображениях проводилась с помощью инструмента «перо», перед началом работы, с которым создавался новый слой («New layer»), являющийся полностью прозрачным, но предохраняющий оригинал изображения, от случайных некорректных изменений. При необходимости новый слой легко удалялся, оставляя основной (фоновый) слой неизмененным. На данном этапе изображение сохранялось в файле в формате PSD, так как этот формат поддерживает информацию о слоях изображения.

Конечным этапом редактирования компьютерного изображения было последовательное соединение узловых точек с помощью векторов — формирование контуров, которые выделялись с помощью команды «Stroke path» (обвести контур) из раскрывающегося меню палитры «Контуры».

При нанесении на изображение узловой точки сразу регистрировали ее координаты X и Y (в текущих единицах измерения), что было возможным при использовании палитры «Инфо». По координатам узловых точек несложными математическими расчетами вычислялись величины искомых углов, характеризующих положение зубов и зубных рядов.

На первом этапе компьютерного анализа ангулометрических параметров зубов и зубных рядов на изображения наносились узловые точки (анатомические ориентиры), относящиеся к лицевому скелету и непосредственно к зубам. Вторым этапом являлось проведение условных цефалометрических линий (плоскостей), через узловые точки, относящиеся к лицевому скелету.

В соответствии с целью нашего исследования была проведена сравнительная оценка отличий угловых показателей взаиморасположения основных цефалометрических плоскостей, имеющих отношение к лицевому скелету.

Данный этап исследования полностью подтвердил вариабельность (индивидуальность) угловых признаков зубов и зубных рядов верхней и нижней челюстей, размах колебаний которых варьировал в значительных пределах для всех параметров, что делает возможным их применение для целей стоматологической идентификации личности.

Также в ходе проводимого исследования были выявлены определенные закономерности, характеризующиеся изменением величины параметров ангулярных признаков верхних и нижних зубов в зависимости от их расположения в зубном ряду.

В стоматологической практике для выявления зубочелюстных и костных аномалий широко применяется боковая ТРГ лица. Работая над задачами исследования, мы пришли к заключению об изготовлении право — и левосторонних ТРГ, так как аномалии положения зубов или дефекты зубных рядов, ближе расположенных к источнику рентгеновского излучения, более контрастно видны на ТРГ в боковой проекции. Поэтому при проведении экспертных идентификационных исследований с использованием ТРГ в первую очередь должна быть дана оценка значимости асимметрии различий ангулярных признаков одноименных зубов правой и левой половин лица. С этой целью были изучены боковые (лево — и правосторонняя) ТРГ лица у 25 пациентов с постоянным прикусом, известного пола и возраста (20 — 35 лет), относящихся к одной этнической группе.

Проведенными исследованиями (применительно к ранее анализированным группам признаков) было установлено, что практические все парные ангулярные признаки зубов (по данным ТРГ) отличались асимметрией показателей, которая в общей сложности отмечена в 89,2% случаев. В целом полученные данные не позволяют говорить о доминировании какого-то определенного типа асимметрии — левый тип асимметрии среди всех признаков встретился в 45,0% наблюдений, правый — в 44,2%.

Также следует заметить, что, несмотря на широкий разброс показателей левой и правой сторон, при сравнении их средних арифметических статистически значимые различия были выявлены только у 9 признаков из 40. У остальных показателей t критерий изменялся от 0,16 до 2,02, однако не превышал 2,06 (при p — 0,05).

Выявленные статистически значимые различия ряда ангулярных признаков свидетельствуют, что при проведении идентификационных исследований с целью отождествления личности конкретного человека необходимо обязательно учитывать латерализацию объекта. Вместе с тем высокая корреляция ангулярных признаков зубов и зубных рядов с левой и правой сторон делает возможным использование односторонней телерентгенографии в качестве критерия включения (или исключения) при условии возможного совпадения (или несовпадения) угловых параметров.

Как у мужчин (77), так и у женщин (81) показатели ангулометрических параметров достаточно широко варьировали, но подчинялись общим закономерностям, отмеченным при анализе всей выборки. В этом плане как у мужчин, так и у женщин с достоверной степенью вероятности (p ? 0,05) с возрастанием порядковых номеров зубов повышались значения величин углов, образованных пересечением плоскостей зубов-антагонистов, тогда как параметры углов наклона зубов к плоскостям основания верхней и нижней челюстей, наоборот, пропорционально уменьшались.

Также было установлено, что половые особенности индивидуума на распределение ангулометрических признаков не оказывают особенного влияния.

При анализе распределения ангулометрических параметров по возрастным группам также не выявлено влияния возраста на угловые признаки зубов и зубных рядов (с учетом постоянного прикуса).

Для решения ключевого вопроса нашего исследования (о возможности использования индивидуальных особенностей ангулометрических признаков зубов и зубных рядов как дополнительного критерия при идентификации личности по стоматологическому статусу) был предпринят анализ частоты совпадений общих и парных ангулометрических параметров зубочелюстной системы (с учетом локализации) у разных людей (158 наблюдений) по одному, двум, трем и более признакам.

Таким образом, исследование вероятности совпадения ряда угловых параметров у двух разных людей свидетельствует о возможности подобных совпадений (без учета их последовательности) только по одному, двум и редко трем признакам. Отсутствие совпадений по 4 и более параметрам свидетельствует об их индивидуальности, позволяя подтвердить принадлежность исследуемых объектов двум разным людям.

Гипотетический анализ вероятности возможности совпадения всех

(47) анализируемых признаков у двух разных людей (даже по

альтернативному, а не количественному варианту — с вероятностью

выпадения признаков 0,5) с вычислением так называемого

биноминального коэффициента, получаемого при разложении бинома

n

Ньютона (P + q) , свидетельствует, что вероятность такого события

-9

при исследовании 1 млн. человек составляет не более 7 x 10 .

Резюмируя, следует подчеркнуть, что основа оценки ангулометрических признаков зубов и зубных рядов может рассматриваться как дополнительный диагностический тест для целей судебно-медицинской идентификации личности (который может проводиться без предварительного установления половых, возрастных и иных особенностей индивидуума). Кроме того, анализ ангулометрических параметров зубочелюстной системы рекомендуется использовать в стоматологии при планировании реконструктивных челюстно-лицевых оперативных вмешательств.

Указанные выводы имеют важное значение для судебно-медицинской и, следовательно, судебной практики.

Литература

1. Абрамов С. С. Компьютеризация сравнительных исследований в краниофациальной идентификации (методология и практика): Дис. … докт. мед. наук. М., 1997.

2. Алексеев В. П., Дебец Г. Ф. Краниометрия. Методика антропологических исследований. М., 1964.

3. Герасимов М. М. Основы восстановления лица по черепу. М., 1949.

4. Ефимов Л. А. О корреляции между костной основой и мягкими тканями головы при исследовании их профильных снимков // Современная диагностика в судебной медицине. Кишинев, 1981.

5. Звягин В. Н. Судебно-медицинская идентификация личности по черепу: Автореф. дис. … докт. мед. наук. М., 1981.

6. Пашинян Г. А., Зубов А. А., Чемеков Р. Д. Межгрупповая изменчивость и половой диморфизм размеров зубных дуг человека при идентификации личности // Суд.-мед. эксперт. 1999. N 3.

7. Atkinson S. A. A qualitative and quantitative survey of forensic odontologists in England and Wales, 1994 // Med. Sci. Law. 1998. Vol. 38. N 1.

8. Chou T. M., Moore D. J., Young L. Jr., Glaros A. G. A diagnostic craniometric method for determining occlusal vertical dimension // J. Prosthet. Dent. 1994. Vol. 71. N 6.

——————————————————————