К вопросу о задачах правового образования в туристском вузе

(Егоров В. Е.) («Туризм: право и экономика», 2007, N 4)

К ВОПРОСУ О ЗАДАЧАХ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ

В. Е. ЕГОРОВ

Егоров В. Е., заведующий кафедрой туризма и гостеприимства Псковского филиала Российской международной академии туризма, юрист, кандидат педагогических наук.

Со времени своего появления человеческое общество непрерывно развивается, социальные отношения усложняются. Требуется все более и более тщательное регулирование правил поведения людей и правильное их применение. Следовательно, возрастает значимость правового образования в профессиональной подготовке будущих специалистов. Правовое образование в современной России является одним из приоритетных направлений модернизации отечественного образования. Ее основу составляет система знаний и понимания права, а также действия, направленные на их практическую реализацию, что взаимосвязано с состоянием образования в обществе. Современные этапы развития туризма и высшего профессионального образования в сфере туризма характеризуются увеличением квалификационных требований к будущим специалистам. Общепрофессиональный раздел образования ориентирован на формирование теоретических знаний и практических умений в процессе освоения гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Основные требования к уровню подготовленности специалиста в сфере туризма включают в свой состав знание права и российской правовой системы, правоприменительных и правоохранительных органов, правовых и нравственно-этических норм в сфере профессиональной деятельности. Однако последующие изменения в законодательстве о туризме требуют соответствующего изменения в специальной правовой подготовке будущих специалистов. Таким образом, все вышеизложенное актуализирует тему нашей статьи. Анализ практики правовой подготовки в профессиональном образовании студентов туристского вуза позволил выявить следующее противоречие: с одной стороны, правовые знания, умения и навыки студентов и специалистов не соответствуют современным потребностям развивающегося туристского бизнеса, а с другой — дидактический материал, предлагаемый в учебном процессе, отстает от жизненных реалий сегодняшнего дня, и в особенности в вопросах правовой подготовки студентов и правового регулирования туристской деятельности. В данной статье предпринимается попытка изложить основные направления деятельности преподавателей правовых дисциплин в подготовке высококвалифицированных специалистов и задачи правового образования на современном этапе в туристском вузе. Выделяя основные направления, мы исходим из гипотезы, что эффективность в правовой подготовке студентов туристского вуза зависит от своевременной подготовки преподавательским составом дидактического материала, отвечающего последним изменениям в законодательстве о туризме. Информационный взрыв, современные темпы прироста научной информации и кардинальные изменения в законодательстве, которые нужно успеть передать студентам за время обучения, побуждают преподавателей искать выход из создавшегося положения и ликвидировать цейтнот за счет новых педагогических приемов. Особенно в этой связи определенные трудности испытывают преподаватели правовых дисциплин. «Ничто в нашей жизни не подвергнуто столь многочисленным изменениям, как законы и право, а потому обучение кого-нибудь их премудростям может превратиться в сложную и невыполнимую задачу», — говорил в свое время один из основоположников гуманистической педагогики Мишель Монтень (1533 — 1592) [1. С. 25]. Эти слова в полной мере соответствуют нынешним реалиям, когда законодательные органы нашего государства почти революционным образом проводят правовую реформу страны. Туризм как социально-экономическое явление требует надежного правового регулирования, т. е. создания благоприятных условий для его развития. Поэтому, как полагает председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов, «туризм должен стать важной составной частью экономики, особенно на стадии ее развития, на стадии политической стабильности, которая сегодня позволяет говорить о каких-то приоритетах правительства» [2. С. 8]. Очевидно, по мнению В. Драганова, в законодательных инициативах парламента туризм займет достойное место [3. С. 8]. Профессиональная деятельность специалиста в сфере туризма требует умения ориентироваться в многочисленных юридических источниках, относящихся к туристской индустрии, соотносить принимаемые решения с нормами права, понимать правовые связи в предпринимательских отношениях и тем самым обеспечивать эффективную деятельность туристской организации [4. С. 4]. Кроме того, специалисту необходимо обратить внимание на проводимую правовую реформу в нашей стране, в результате которой происходят изменения в туристском законодательстве. 27 декабря 2002 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Федеральный закон «О техническом регулировании» [5], который принципиально изменил понятия стандартизации и сертификации (из него исключен нормативный характер деятельности и упоминание о ее направленности на обеспечение безопасности соответствующих объектов, а также качества продукции, работ и услуг). В соответствии с концепцией Закона подтверждение соответствия туристских услуг может осуществляться только в форме добровольной сертификации. После вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» с 1 июля 2003 г. утратили силу Законы Российской Федерации о стандартизации и сертификации, соответствующие положения Закона о туризме, а также другие нормативные правовые акты и документы, предусматривающие обязательную сертификацию в отношении туруслуг. В соответствие с Законом должны быть приведены отдельные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» по вопросам нормирования требований к продукции, работам и услугам, а также правилам подтверждения соответствия. В частности, это относится к ст. 474, 542 Гражданского кодекса, где упоминаются государственные стандарты, а также к ряду статей Закона «О защите прав потребителей» (понятие «стандарт» в преамбуле, п. 5 ст. 4, п. 4 ст. 7, п. 2 и 3 ст. 10, ст. 26, 38, 42, 45) [6]. Из этого следует, что специалистам в сфере туризма при применении законодательства о туризме, а также других актов, регулирующих вопросы оказания услуг, необходимо руководствоваться нормами нового Закона, относящимися к этому объекту технического регулирования [7. С. 22]. 3 июня 2006 г. Президент России подписал Федеральный закон N 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Закон ввел третий тип особых экономических зон — туристско-рекреационные особые зоны. Новый Закон полностью опирается на принятый в 2005 г. Закон об особых экономических зонах с учетом особенностей функционирования туристских зон. Неизменными остались общий порядок создания, механизм функционирования особых экономических зон и управления ими. Вновь принятый Закон определяет особенности создания и прекращения существования туристско-рекреационных особых экономических зон, ввел новое понятие туристско-рекреационной деятельности, а также условия осуществления предпринимательской деятельности на их территориях. Однако с вводом особых экономических зон туристско-рекреационного типа появились и проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Среди них вопрос подготовки и переподготовки кадров. Повышение качества услуг в сфере туризма невозможно без высококвалифицированного персонала. По нашему мнению, проблемы могут усугубиться еще и быстрым ростом количества рабочих мест. Возможно, потребуется пересмотр заказа на подготовку специалистов непосредственно для сферы туризма. Думается, туристско-рекреационная деятельность в особых экономических зонах должна становиться обязательным компонентом подготовки специалистов профессионального туристского образования, так как является составляющей туристского бизнеса. При этом необходимо отметить, что туристско-рекреационная деятельность достаточно многопланова и многофункциональна и требует также надежной правовой защиты. Следовательно, напрашивается вывод, что каждый вид деятельности должен выполнять специалист, обладающий определенными правовыми знаниями, умениями и навыками их применения на практике [8]. 5 февраля 2007 г. был принят долгожданный и обещанный законодателем Федеральный закон N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 июня 2007 г. Новый Закон внес существенные изменения в ранее действовавший. Однако, как показывает практика и широкая полемика в периодической печати, специалисты в сфере туризма просто не читали Закон, особенно его 7-ю главу. По мнению руководителя юридической фирмы «Персона Грата» Г. Мохова, они «часто путают поправки к Закону и сам Закон. Последний целиком, как выяснилось, никто и не видел. Отсюда полное отсутствие представления о том, как строится система фингарантий и на что направлен Закон. Некоторые до сих пор искренне полагают, что это депозитная система и гарантийную сумму в пять миллионов нужно вносить «живьем» на расчетные счета. Отсюда возникает совершенно необоснованная паника. <…> В Законе достаточно подробно обозначены объекты и субъекты турбизнеса — что такое оператор, агент, турпродукт и так далее. Но именно эти простые дефиниции вызывают проблемы в приложении к реальной жизни. Вопрос идентификации, кто является туроператором и кто не является, до сих пор ключевой для многих компаний» [9. С. 18]. Поэтому закономерен вопрос организации проведения разъяснительной работы среди лиц, профессионально занимающихся турбизнесом, чтобы они поняли смысл и содержание Закона и осознали его социально-экономическую эффективность для отрасли и страны в целом. Таким образом, хорошая правовая подготовка тех, кто участвует в туроператорской, турагентской, туристско-рекреационной и иной деятельности по организации путешествий, оказанию туристских услуг, по нашему мнению, является заслоном для ошибок и материальных потерь из-за правовой неосведомленности или стремления обойти закон. Туристская деятельность, по мнению специалистов, не может осуществляться вне и помимо правовых норм. Слабое правовое обеспечение сферы туризма, туристской экономики в недавнем прошлом порождало нецивилизованное развитие туристского рынка [10. С. 6]. Практикой отмечено, что именно в правоотношениях туристов и организаций, оказывающих туристские услуги, возникает немало сложностей, конфликтных ситуаций, разрешение которых должно осуществляться с учетом требований действующего законодательства. Например, в октябре 2001 г. в Псковский городской суд Псковской области с иском к турфирме «Славянский тур» обратилась гражданка П., требуя компенсации морального вреда и взыскания материального ущерба за некачественное оказание услуг по предоставлению туристского отдыха в Турции. Этому иску способствовал ряд нарушений требований Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» со стороны сотрудников турфирмы. В ходе судебного разбирательства представитель турфирмы «Славянский тур» был вынужден признать свою вину, заплатить 6000 рублей гражданке П. и выразить согласие заключить мировое соглашение. Суд определил утвердить мировое соглашение, заключенное П. и представителем турфирмы «Славянский тур» [11. С. 72]. Аналогичная ситуация произошла и с турфирмой «Палома Туре». 5 марта 2002 г. суд вынес решение о возмещении причиненного вреда в пользу гражданки Г., выставившей исковые требования к турфирме «Палома Туре» за грубые нарушения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» во время тура по Польше и Чехии. Этим нарушениям также способствовали незаконные и профессионально неграмотные действия сотрудников турфирмы, которые в ходе судебного процесса свою вину признали, а «Палома Туре» вынуждена была оплатить материальный ущерб, компенсировать моральный вред гражданке Г. и внести госпошлину в доход государства [12. С. 68]. Иногда сам руководитель предприятия (фирмы) проявляет свою низкую правовую подготовку и терпит поражение. Так, 26 сентября 2002 г. в суд обратилось руководство той же турфирмы «Палома Туре» с иском к своей сотруднице — менеджеру по туризму М. о взыскании с нее материального ущерба и морального вреда. В ходе гражданского процесса суд вынес решение: «Туристской фирме «Палома Туре» отказать в удовлетворении иска», так как не нашел оснований для привлечения к ответственности М. и признал, что ее действия были законны. А турфирма была вынуждена оплатить М. расходы по оказанию юридической помощи [13. С. 47]. Проведенное нами исследование дает основание обратить непосредственное внимание на требования современного общества и экономики. Из этого следует, что право сопровождает человека с момента рождения и до окончания жизненного пути. Трудно назвать сферу отношений между людьми, которые вообще выпадали бы из правового поля. «Сегодня ни одно сколько-нибудь значимое решение, — пишет О. Е. Кутафин, — нельзя принять без программирования его на предмет соответствия праву. В противном случае гражданина или объединение людей ожидают самые разные неприятности материального или репрессивного порядка» [14. С. 7]. Профессиональная деятельность специалистов в сфере туризма должна строго соответствовать нормам права и являться надежным гарантом от посягательств извне (недобросовестные клиенты), что предполагает: знание основных нормативных актов в данной отрасли права, свидетельствующее об умении отстаивать права и интересы туристского предприятия со ссылкой на закон, выигрывать судебные процессы. 19 октября 1999 г. суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска гражданке Ф., которая обратилась в суд с иском к туристской фирме «Славянский тур» о взыскании 20 тысяч рублей морального вреда, якобы причиненного ей во время тура по Болгарии. В ходе судебных прений и изучения представленных доказательств суд пришел к выводу, что турфирма «Славянский тур» не виновна и не может нести ответственность за действия других организаций [15. С. 58]. Думается, такому ходу событий предшествовала хорошая правовая подготовка представителей турфирмы, которые смогли предоставить соответствующие материалы и документы, доказывающие их невиновность, и умело отстаивали свои интересы в точном соответствии с законом. В этой связи перед преподавателями возникает потребность повышения уровня правового образования в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов и переподготовки действующих в сфере туризма. Для решения этой потребности выдвигаются конкретные задачи перед образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. По нашему мнению, главная задача перед образовательными учреждениями состоит в том, чтобы учесть изменения в сфере туризма и в законодательстве, которое эту деятельность отражает. Поэтому, как ни велика необходимость ориентироваться в учебном процессе на некие непреходящие правовые ценности, важно в то же время следить за обновлением нормативно-правовых требований, за появлением совершенно новых законов, за конкретизацией последних в подзаконных актах. На основе нового законодательства складываются и новые правоотношения в сфере туризма. Это обстоятельство особенно подчеркивается в связи с введением в действие Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Задача же преподавателей правовых дисциплин туристского вуза состоит в том, чтобы в максимально возможной степени удовлетворить возникшую потребность в современных правовых знаниях в сфере туризма. Учитывая при этом то, что будущие выпускники должны будут сочетать свою трудовую деятельность с непрерывным обучением, поскольку трансформация общества происходит столь быстро, что в значительной степени обесценивает полученные ими знания в ближайшие после окончания вуза годы, чему свидетельствует реальная практика. Поэтому следующая главная задача высшей школы — научить студента самостоятельно добывать, обрабатывать и применять на практике полученные знания с использованием всех имеющихся образовательных технологий и методик. Реалии жизни таковы, что в современных условиях получение одного высшего образования недостаточно, чтобы выдержать конкуренцию и быть востребованным на рынке работ на протяжении всей трудовой деятельности. Думается, в ближайшем будущем специалисты в сфере туризма будут неоднократно проходить обучение, переподготовку, получать новые знания, специальности, в том числе и в области правового регулирования, чтобы соответствовать потребностям рынка. И тогда на смену менеджерам, работающим сегодня в туристской отрасли, придет новое поколение менеджеров, обладающих новым мышлением, в том числе и правовым, новыми технологиями, которые должны быть заложены в процессе непрерывного профессионального туристского образования. Следовательно, указанная потребность общества должна быть максимально удовлетворена нами, работающими в сфере туристского образования. Для чего необходимо: начать разъяснительную работу среди специалистов, преподавателей спецдисциплин, ведущих учебную деятельность в образовательных учреждениях в сфере туризма по исполнению требований закона, осмыслению его содержания, вводящего новый порядок оказания услуг по реализации туристского продукта; подготовить к новому учебному году рабочие учебные программы по правовым дисциплинам и другой дидактический материал, необходимый для подготовки менеджеров в сфере туризма с учетом новых изменений в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Литература

1. Монтень М. Опыты: [Перевод]. В 3 книгах / Изд. подгот. А. С. Бобович и др. 2-е изд. 1-я и 2-я книги. М.: Наука, 1980. 2. Богданова С. Депутаты новой Госдумы вплотную занялись туризмом // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. N 6. 3. Драганов В. Г. Туризм как неотъемлемая часть экономики // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. N 6. 4. Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов / Составитель Н. И. Волошин. М.: Финансы и статистика, 1998. 5. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5140. 6. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766. 7. Парций Я. О стандартизации и сертификации в туристской деятельности // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. N 1. 8. Егоров В. Е. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов // Туризм: право и экономика. 2006. N 6. 9. Мохов Г. Пора бы определиться… // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2007. N 4. 10. Волошин Н. И. Правовые основы туристской деятельности: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2002. 11. Гражданское дело N 2-5384/2001 Псковского городского суда Псковской области. Арх. N 350/05. 12. Гражданское дело N 2-1002/02 Псковского городского суда Псковской области. Арх. N 580/05. 13. Гражданское дело N 2-5623/2002 Псковского городского суда Псковской области. Арх. N 576/05. 14. Правоведение: Учебник для неюридических вузов / Под ред. О. Е. Кутафина. М.: Юристъ, 2002. 15. Гражданское дело N 2-55/99 Псковского городского суда Псковской области. Арх. N 215/05.

——————————————————————