Правовое регулирование охраны здоровья иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации

(Вигдорчик В. И., Болотина М. В.)

(«Медицинское право», 2008, N 2)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН,

ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. И. ВИГДОРЧИК, М. В. БОЛОТИНА

Вигдорчик В. И., доктор медицинских наук, профессор, директор филиала «Мединцентр» ГлавУпДК при МИД России.

Болотина М. В., начальник Управления правового, кадрового и экспертного обеспечения филиала «Мединцентр».

История свидетельствует, что организация профессиональной медицины в России с первого этапа строилась на государственной основе, под контролем и материальным обеспечением государственных институтов.

С первых лет существования Российской империи деятельность врачей неизменно находилась в ведении особых государственных структур: Аптекарского приказа, Медицинской канцелярии, Медицинской коллегии, Медицинского департамента Министерства внутренних дел. Медицинская помощь оказывалась не только тем, кто прибывал в Россию с добрыми намерениями, но и тем, кто пришел сюда «с мечом в руке». При этом благотворные контакты врача и пациента приобретали характер медицинской дипломатии, становясь важным фактором, способствовавшим духовному, культурному, политическому сближению представителей разных народов и национальностей.

В советский период (1921 г.) специальным постановлением правительства при Комиссариате иностранных дел было создано Центральное бюро по обслуживанию иностранцев, официально аккредитованных в Москве (Бюробин), в дальнейшем преобразованное в Управление по обслуживанию дипломатического корпуса (УпДК). Основной задачей этой организации являлось комплексное обслуживание сотрудников иностранных посольств и членов их семей, включая оказание необходимой медицинской помощи.

Новый этап международных отношений, начавшийся после Второй мировой войны, внес свои коррективы в организацию медицинской помощи иностранным гражданам. Несмотря на опустившийся «железный занавес», количество граждан иностранных государств, приезжавших в Москву, постепенно увеличивалось. Уже к началу 1947 г. в Москве работало 53 иностранных посольства и представительства, а численность аккредитованного дипломатического корпуса вместе с членами семей составляла около двух тысяч человек. Самые многочисленные посольства представляли Великобританию, США, Францию, Чехословакию, Югославию, Румынию, Китай, Данию, Грецию, Аргентину. Возникла необходимость создания специализированной системы оказания медицинской помощи иностранным гражданам в СССР.

В настоящее время понятие категории иностранных граждан определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которому иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В соответствии со ст. 4 указанного Закона иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Международное сотрудничество в области охраны здоровья граждан Российской Федерации с другими государствами осуществляется на основе международных договоров. Это положение закреплено в ст. 65 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. В частности, данной статьей определено: «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящих Основах, то применяются правила международного договора. Соглашения, заключаемые в рамках международного сотрудничества в области охраны здоровья граждан органами управления здравоохранением, а также предприятиями, учреждениями, организациями, не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина в области охраны здоровья, закрепленные настоящими Основами и другими актами законодательства РФ».

Под международным договором в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо международной организацией в письменной форме и регулирующееся международным правом.

Россия регулярно принимает участие в разработке и утверждении ряда международных правовых документов, регулирующих правовое положение иностранных граждан. Основами законодательства об охране здоровья иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 18 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Так, при медицинском обеспечении граждан государств — членов СНГ применяются правила различных межправительственных и межведомственных соглашений РФ со странами СНГ (например, Соглашение от 27 марта 1997 г. «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников СНГ»).

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации. Среди документов, в соответствии с которыми в настоящее время происходит оказание медицинской помощи иностранцам, находящимся на территории РФ, следует назвать прежде всего Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. N 546 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».

Согласно этим Правилам медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим или постоянно проживающим в Российской Федерации, оказывается лечебно-профилактическими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Одной из таких организаций в Москве является Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации», осуществляющее медицинскую деятельность в филиале «Мединцентр». Оказание медицинских услуг иностранным гражданам, в том числе дипломатам и членам их семей, является основным направлением работы «Мединцентра», где на сегодняшний день обслуживаются иностранные граждане из 143 стран.

В установленном законодательством Российской Федерации порядке скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также медицинскими работниками или лицами, обязанными оказывать первую помощь по закону или специальному правилу, в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений). Скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается бесплатно и безотлагательно. После выхода из указанных состояний иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощь на платной основе.

Плановая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в случае нарушения здоровья, не представляющего непосредственной угрозы их жизни, в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг либо договором добровольного и (или) обязательного медицинского страхования. Плановая медицинская помощь оказывается при условии предоставления иностранными гражданами необходимой медицинской документации (выписки из истории болезни, данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований), гарантийного обязательства по оплате фактической стоимости медицинской помощи и предоплаты лечения в предполагаемом объеме.

После завершения лечения иностранных граждан в их адрес или адрес юридических либо физических лиц, представляющих интересы иностранных граждан, по согласованию с указанными гражданами направляется выписка из истории болезни с указанием сроков пребывания в стационаре, а также проведенных диагностических и лечебных манипуляций. Следует отметить, что официальным языком для заполнения медицинской документации, направляемой из Российской Федерации в другое государство, является русский язык.

Споры, связанные с оказанием медицинской помощи или несвоевременной оплатой счетов за оказанную медицинскую помощь, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правилами предусмотрена оговорка на международный договор. Так, в случае если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, применяются правила международного договора.

Нормативно-правовая база медицинского страхования иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, закреплена в следующих документах:

— Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1;

— Федеральном законе от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

— Постановлении Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации»;

— Минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в РФ, утвержденном Приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. N 315.

Разъяснения о страховании иностранных граждан на территории Российской Федерации даны Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в письме от 3 ноября 1999 г. N 5545/30-3/и.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» иностранцы, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ, если международными договорами не предусмотрено иное.

Медицинское страхование иностранцев, временно находящихся в РФ, осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации», которым утверждено Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в РФ.

С указанной целью уполномоченные страховые организации заключают договоры об оказании медицинской помощи с медицинскими учреждениями и (или) соответствующими сервисными службами.

Российские страховые организации осуществляют медицинское страхование иностранцев, временно находящихся в РФ, на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Предоставление и финансирование медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги, в том числе экстренную эвакуацию) иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, в рамках медицинского страхования осуществляется в соответствии с договором медицинского страхования и размером фактически выплаченного страхового взноса, но в объеме не меньшем, чем предусмотрено Минимальным перечнем медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Приказом Минздрава от 6 августа 1999 г. N 315 утвержден Минимальный перечень медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, включающий:

— медицинскую помощь, оказываемую станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;

— медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли;

— транспортировку медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение;

— посмертную репатриацию (транспортировка) останков.

Организация и финансирование медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, медицинское страхование которых осуществлено иностранной страховой организацией, заключившей договор с российской страховой организацией, имеющей лицензию на проведение страхования данного вида, или с сервисной организацией, обеспечивающей организацию медицинской помощи, осуществляются российской страховой организацией (сервисной организацией).

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в письме от 11 июля 1995 г. N 3-1146 «О правовом статусе иностранных граждан в системе обязательного медицинского страхования» разъяснил некоторые вопросы, связанные с правами иностранцев на получение медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Данный документ предусматривает, что права иностранцев на получение медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования определяются характером их проживания на территории РФ (постоянным или временным), а также правом работы на предприятиях, расположенных на территории РФ.

Также российское законодательство регулирует правовое положение иностранных граждан и специальными законами. Так, например, Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусмотрено, что российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам, прибывающим на срок свыше трех месяцев, дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают при условии предъявления сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в России сегодня обеспечивается правовое регулирование охраны здоровья иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации. Реализация прав иностранных пациентов находится под государственным контролем.

Реформирование российского законодательства, введение института российского гражданства, законодательное закрепление правового положения иностранных граждан в Российской Федерации направлено на установление взаимодействия интересов государства, с одной стороны, и интересов граждан — с другой, в обеспечении их прав в области охраны здоровья.

Литература

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

3. Федеральный закон от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

5. Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. N 546 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации».

7. Приказ Минздрава России от 6 августа 1999 г. N 315 «О минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации».

8. Вигдорчик В. И., Крылов-Толстиков А. Н. Очерки по истории дипломатической медицины. М.: Известия, 2008.

——————————————————————