Судебно-медицинское и криминалистическое значение белых линий папиллярных узоров пальцев рук

(Божченко А. П.)

(«Эксперт-криминалист», 2008, N 3)

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

БЕЛЫХ ЛИНИЙ ПАПИЛЛЯРНЫХ УЗОРОВ ПАЛЬЦЕВ РУК

А. П. БОЖЧЕНКО

Божченко А. П., старший преподаватель кафедры судебной медицины Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, кандидат медицинских наук.

Белые линии, часто называемые в криминалистической литературе следами морщинок кожи, представляют собой тонкие линии просветления в отпечатке папиллярного узора, которые как бы «перерезают» его в различных направлениях. Упоминаются они в основном как относительно устойчивые индивидуализирующие признаки [1; 4 — 6]. По данным Г. Л. Грановского [2], они наблюдаются в 18% отпечатков ногтевых фаланг, причем 80% из них проявляются без заметных изменений в течение нескольких лет, и только 20% могут появляться и исчезать в течение нескольких месяцев, дней и даже часов.

Природа морщинистости кожи может быть различной. Она определяется толщиной кожи, степенью ее эластичности и тургора [3; 5]. Более тонкая (у женщин и детей) и со сниженным тургором (у стариков) кожа легче поддается сморщиванию. Сниженная эластичность (у стариков) способствует более длительному сохранению морщинистости. Наличие и локализация в поле узора белых линий определяются также формированием сгибов (мелких складок) кожи в результате привычных движений.

Все это делает белые линии ценными не только в качестве индивидуализирующего признака, но и в качестве диагностического критерия — как источника информации о половой принадлежности, возрасте, функциональной неравнозначности рук, профессии, социальном статусе неизвестного человека и имеющихся у него заболеваниях.

Поскольку до сегодняшнего дня возможности решения указанных вопросов на основе анализа белых линий изучены недостаточно, а само решение их является актуальным для судебно-медицинской и криминалистической экспертной практики, это и стало целью нашего исследования.

Материал и методы исследования. Исследуемая база данных представлена отпечатками папиллярного рельефа внутренней поверхности дистальных фаланг пальцев рук, полученными с помощью черной типографской краски на белой мелованной бумаге путем прокатки и оттиска. Всего исследовано 12000 отпечатков, принадлежащих жителям европейской части России — европеоидам (русским, украинцам, белорусам и рожденным в смешанных браках), мужчинам и женщинам в возрасте от 16 до 75 лет. Для статистической обработки сформированного информационного пространства использован традиционных аппарат описательной статистики (вычисление среднего арифметического, стандартного отклонения, t-критерия Стьюдента; расчет коэффициентов корреляции, и др.).

Классификация белых линий. Анализ специальной литературы показывает, что классификация белых линий до сегодняшнего дня не разработана. В руководствах по криминалистике и дактилоскопии [4; 5] упоминается лишь то, что белые линии могут быть преимущественно ориентированными вдоль оси пальца, реже — поперек; иногда они образуют сетку, делающую узор мало разборчивым; различны их размер и степень выраженности. В судебно-медицинской и антропогенетической литературе этому признаку не уделяется должного внимания, поэтому какая-либо систематика его вовсе отсутствует.

Наши наблюдения позволяют предложить следующую классификацию белых линий: а) по локализации в поле узора — в боковых отделах, в центре, по всему полю узора; б) по преимущественному направлению — горизонтальные, вертикальные, решетчатые; в) по форме — прямолинейные, дугообразные, угловатые; г) по протяженности — короткие, средние, длинные; д) по глубине (ширине) — поверхностные, умеренно выраженные, глубокие; е) по количеству линий — единичные, умеренно выраженные, множественные. В каждом классе возможны сочетания признаков, например: сочетание дугообразных и угловатых — дугообразно-угловатые линии.

С практической точки зрения, наиболее рациональным и вместе с этим достаточно информативным является разделение белых линий на три основные группы по преимущественному направлению: горизонтальные, вертикальные и решетчатые, — каждая из которых подразделяется в зависимости от общей выраженности (по количеству, площади, протяженности и глубине) на три подгруппы: слабо выраженные, умеренно выраженные и сильно выраженные; кроме того, отмечается полное отсутствие белых линий (рис. 1 — 9 — не приводятся).

Рис. 1 — 3. Узоры с горизонтальными белыми линиями

различной степени выраженности

(рис. 1. Слабая, рис. 2. Умеренная, рис. 3. Сильная)

Рисунки не приводятся.

Рис. 4 — 6. Узоры с вертикальными белыми линиями

различной степени выраженности

(рис. 4. Слабая, рис. 5. Умеренная, рис. 6. Сильная)

Рисунки не приводятся.

Рис. 7 — 9. Узоры с решетчатыми белыми линиями

различной степени выраженности

(рис. 7. Слабая, рис. 8. Умеренная, рис. 9. Сильная)

Рисунки не приводятся.

Дифференциация белых линий и сходных следовых образований. В процессе разметки папиллярного узора может возникать необходимость в дифференциальной диагностике между белыми линиями и рубцами. Белые линии тонкие, прямолинейные либо с небольшим изгибом (дугообразные, волнообразные, реже — угловатые), как правило, их несколько, ориентированы они либо вдоль оси пальца, либо поперек (косо-поперек), либо расположены перекрестно, формируя при этом решетки, кресты, ромбы и другие угольные фигуры. Следы рубцов могут быть самой разнообразной формы и размеров, в том числе могут быть широкими, прямолинейными или округлыми, как правило, они одиночные. Белые линии не имеют своего рельефа и, как правило, не деформируют папиллярный рисунок — в месте их расположения не образуется сдвига или смещения (расстыковки), уплотнения или разрежения потока папиллярных линий, булавовидных утолщений концевых участков папиллярных линий (в местах их перерыва) и зон просветления рисунка, что характерно для следов рубцов.

Половой диморфизм белых линий. Горизонтальные белые линии (БЛг) имеются в 42,1% мужских узоров и в 74,3% женских: слабо выраженные (условный балл — 1) — в 27,3% и 27,8%, средней выраженности (2) — в 13,2% и 32,2%, сильной выраженности (3) — в 1,6% и 14,4%; отсутствуют (0) — в 57,9% и 25,7% соответственно (различия достоверны на уровне значимости p<0,01). В разных возрастных группах указанные закономерности сохраняются при общем снижении БЛг с возрастом (53,2% и 82,8% у лиц в возрасте от 16 до 35 лет, «детей»; 30,9% и 65,9% у лиц в возрасте от 36 до 75 лет, «родителей»). И у мужчин, и у женщин БЛг чаще встречаются на пальцах левой руки — на средних и безымянных.

Вертикальные белые линии (БЛв) наблюдаются в 38,9% мужских узоров и в 70,4% женских: слабо выраженные — в 28,1% и 34,1%, средней выраженности — в 9,6% и 24,9%, сильной выраженности — в 1,2% и 11,4% соответственно (p<0,01). В разных возрастных группах указанные закономерности сохраняются при заметном увеличении БЛв с возрастом у женщин и отсутствии значимой динамики у мужчин (37,3% и 62,5% у «детей»; 40,5% и 78,3% у «родителей»). И у мужчин, и у женщин БЛв несколько чаще встречаются на пальцах левой руки — на безымянных и мизинцевых.

Решетчатые белые линии (БЛр) наблюдаются в 15,3% мужских узоров и в 40,6% женских: слабо выраженные — в 11,5% и 19,4%, средней выраженности — в 3,4% и 15,0%, сильной выраженности — в 0,4% и 6,3% соответственно (p<0,01). В различных возрастных группах указанные закономерности сохраняются при общем увеличении БЛр с возрастом, в большей степени у женщин (13,3% и 35,5% у «детей»; 17,3% и 44,8% у «родителей»). Отметим, что у молодых мужчин сильно выраженные БЛр не наблюдаются вовсе. И у мужчин, и у женщин БЛр несколько чаще встречаются на пальцах левой руки — на средних, безымянных и мизинцевых.

Возрастной полиморфизм белых линий без учета половой принадлежности. БЛг имеются в 68,0% узоров «детей» и в 48,4% — «родителей»: слабо выраженные наблюдаются в 32,3% и 22,8%, средней выраженности — в 26,9% и 18,4%, сильной выраженности — в 8,8% и 7,2% соответственно (различия достоверны на уровне значимости p<0,05). БЛв наблюдаются в 49,9% узоров «детей» и в 59,4% — «родителей»: слабо выраженные — в 31,6% и 30,5%, средней выраженности — в 15,6% и 19,0%, сильной выраженности — в 2,7% и 9,9% (p<0,01). БЛр имеются в 24,4% узоров «детей» и в 31,0% — «родителей»: слабо выраженные — в 15,7% и 15,2%, средней выраженности — в 7,9% и 10,4%, сильной выраженности — в 0,8% и 5,4% (p<0,01).

У лиц мужского пола. БЛг имеются в 53,2% узоров «сыновей» и в 30,9% — «отцов»: слабо выраженные наблюдаются в 34,4% и 20,2%, средней выраженности — в 16,9% и 9,4%, сильной выраженности — в 1,8% и 1,4% соответственно. БЛв наблюдаются в 37,3% узоров «сыновей» и в 40,5% — «отцов»: слабо выраженные — в 28,9% и 27,2%, средней выраженности — в 7,9% и 11,3%, сильной выраженности — в 0,5% и 2,0%. БЛр имеются в 13,3% узоров «сыновей» и в 17,3% — «отцов»: слабо выраженные — в 10,6% и 12,5%, средней выраженности — в 2,7% и 4,1%, сильной выраженности — в 0,03% и 0,8%.

У лиц женского пола. БЛг имеются в 82,2% узоров «дочерей» и в 65,9% — «матерей»: слабо выраженные наблюдаются в 30,2% и 25,4%, средней выраженности — в 36,9% и 27,4%, сильной выраженности — в 15,7% и 13,1% соответственно. БЛв наблюдаются в 62,5% узоров «дочерей» и в 78,3% — «матерей»: слабо выраженные — в 34,3% и 33,8%, средней выраженности — в 23,2% и 26,6%, сильной выраженности — в 5,0% и 17,8%. БЛр имеются в 35,5% узоров «дочерей» и в 44,8% — «матерей»: слабо выраженные — в 20,8% и 17,9%, средней выраженности — в 13,2% и 16,8%, сильной — в 1,5% и 10,1%.

Региональная изменчивость белых линий. Белые линии с различной частотой встречаются на разных пальцах правой и левой руки. Эти различия невелики, но в большинстве случаев статистически достоверны (p<0,05), что позволяет использовать их при решении вопроса о локализации папиллярного узора. Поскольку на стадии определения руки и пальца, которым оставлен дактилоскопический след, как правило, ни половая принадлежность, ни возраст неизвестного человека еще не установлены, целесообразно руководствоваться данными о частоте белых линий в обобщенной выборке (табл. 1).

Таблица 1. Сводные данные о частоте белых линий

в зависимости от локализации папиллярного узора, %

Признак Вариант Пальцы правой руки Пальцы левой руки

I II III IV V Рука VI VII VIII IX X Рука

БЛг 0 45,0 52,7 44,8 41,9 46,4 46,2 40,3 42,1 36,7 34,9 39,0 38,6

1 27,3 25,7 22,7 22,5 27,3 25,1 28,6 27,9 24,1 21,6 21,6 24,8

2 24,5 18,0 25,5 27,0 19,4 22,9 23,6 25,5 27,5 30,9 29,3 27,3

3 3,2 3,6 7,0 8,6 7,0 5,9 7,4 4,5 11,7 12,6 10,1 9,3

БЛв 0 55,2 55,2 44,4 38,7 30,2 44,7 56,1 48,9 43,0 35,1 29,7 42,6

1 31,1 25,7 28,6 30,9 32,0 29,6 29,3 31,5 30,6 32,7 31,3 31,1

2 10,1 15,3 19,1 21,4 26,4 18,5 11,3 15,1 18,9 23,6 25,9 19,0

3 3,6 3,8 7,9 9,0 11,5 7,2 3,4 4,5 7,4 8,6 13,1 7,4

БЛр 0 83,8 77,9 66,4 65,3 64,4 71,6 81,1 76,1 65,8 61,0 59,7 68,7

1 7,9 11,9 17,6 16,7 18,7 14,5 8,8 12,2 17,1 17,1 18,2 14,7

2 7,0 7,0 11,3 11,9 11,9 9,8 8,1 8,6 11,5 15,5 17,1 12,2

3 1,4 3,2 4,7 6,1 5,0 4,1 2,0 3,2 5,6 6,3 5,0 4,4

Исследуемая выборка формировалась случайным образом и состояла из правшей (около 80%), амбидекстеров (около 10%) и левшей (около 10%). Выявляемая при ее анализе тенденция более частого появления белых линий на пальцах левой руки (например, БЛг на правой руке встречаются в 53,8% случаев, а на левой — в 61,4%) — характерная черта, доминирующая в выборке правшей. В выборке, состоящей только из правшей, эта разница усиливается: БЛг на правой руке встречаются реже — в 51,8% случаев, а на левой руке чаще — в 64,2%. В выборке левшей эти же показатели почти зеркально противоположны: 62,8% и 53,2%.

Выявленная закономерность характерна и для других белых линий (БЛв, БЛр). При этом интересен тот факт, что разница в частоте БЛг на правых и левых руках достоверно больше, нежели аналогичная разница для БЛв — 7,6% и 2,1% соответственно (в объединенной выборке). При прочих равных условиях это можно связать только с влиянием на формирование белых линий локальных факторов (прежде всего функциональной неравнозначности рук), к которым большей чувствительностью обладают БЛг — на более тонкой коже пальцев функционально менее активной руки (как правило, левой) легче образуются сгибательные складки (БЛг). Особенно это заметно в группе «детей» (разница частотностей составляет 10,0%). С возрастом же это различие нивелируется (до 5,2%) за счет преобладающего влияния уже других факторов — вначале за счет общего утолщения кожи и ее огрубления, приводящих к снижению частости БЛг, а затем за счет постепенного утончения кожи на фоне ее атрофии, снижения тургора и эластичности, приводящих к увеличению частоты БЛв и БЛр. При этом разница по рукам для БЛв (и БЛр) в различных возрастных группах практически не меняется, что подчеркивает их преимущественную чувствительность к факторам общего действия и меньшую чувствительность к локальным факторам.

Сходство белых линий в узорах различной локализации. Наряду с локальной изменчивостью белых линий у одного и того же индивида очень четко прослеживается их сходство, которое в значительной степени превышает случайное. Коэффициенты взаимной корреляции, как правило, находятся в диапазоне 0,6 — 08 (p<0,01). Если в одном отпечатке имеются сильно выраженные белые линии, то и в другом, если он принадлежит тому же лицу, белые линии близкой степени выраженности — сильно или умеренно выраженные, но не слабо выраженные и тем более белые линии не могут вовсе отсутствовать (и наоборот). Эта закономерность важна для решения вопроса о единстве происхождения двух и более объектов дактилоскопической (дерматоглифической) экспертизы.

При совпадении степени выраженности горизонтальных белых линий (разность условных баллов — РУБ = 0) вероятность единства происхождения составляет 0,64 — 0,68 (априорная вероятность 0,50), при небольшом различии (РУБ = 1) — 0,38 — 0,44, при заметном различии (РУБ = 2) — 0,12 — 0,14, при существенном различии (РУБ = 3 — 4) — 0,001. Используя только эту закономерность, можно исключить около 30% ложных пар пальцевых узоров. Анализ вертикальных и решетчатых белых линий дает аналогичные результаты.

Вывод. В ходе проведенного исследования нами были установлены общие закономерности формирования белых линий, разработана их классификация, изучена групповая и индивидуальная изменчивость. Полученные данные могут быть интегрированы в существующую информационно-признаковую систему папиллярного узора, использующуюся в судебной медицине и криминалистике при решении традиционных вопросов о локализации узора, принадлежности двух и более узоров (частей тела, содержащих гребешковую кожу) одному или разным лицам, а также о поле, возрасте и функциональной неравнозначности рук неизвестного человека.

Диагностическая информативность белых линий превышает информативность большинства других признаков папиллярного рельефа (типов узоров, гребневого счета, минуций и пр.), и в ряде случаев анализ только одного такого признака достаточен для установления половой принадлежности неизвестного человека (резко выраженные белые линии — женщина) или исключения принадлежности двух и более объектов одному человеку (при крайних степенях выраженности белых линий). Применение полученных результатов в судебно-медицинской и криминалистической практике будет способствовать повышению обоснованности и достоверности экспертных выводов, а также их объективизации.

Дальнейшего целенаправленного изучения требует влияние на особенности формирующихся белых линий социального статуса обследуемого (высокого, низкого), рода его занятий (профессии, хобби), местности, в которой он проживает (городской, сельской), а также имеющихся заболеваний (общих, местных).

Литература

1. Грановский Г. Л. Локализация отобразившегося в следах участка папиллярного узора и оценка идентификационной значимости его признаков. Киев, 1967.

2. Грановский Г. Л. Основы трасологии. М.: ВНИИ МВД СССР, 1974.

3. Каукаль В. Г. Идентификационное значение микрометрического исследования кожи // Судебно-медицинская экспертиза. 1979. Т. 29. N 3.

4. Криминалистическое исследование следов кожного покрова человека: Учебник / Под ред. И. В. Кантора. Волгоград: ВА МВД России, 2003.

5. Локар Э. Руководство по криминалистике. М.: НКЮ СССР, 1941.

6. Almondos R. Las lineas blancas dactiloscopicas // Revue internationale de Criminalistique. 1930. N 9.

——————————————————————