Правовые проблемы недобровольной госпитализации лиц, страдающих болезнями наркологического профиля

(Никулинская Н. Ф.) («Социальное и пенсионное право», 2008, N 3)

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕДОБРОВОЛЬНОЙ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ БОЛЕЗНЯМИ НАРКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Н. Ф. НИКУЛИНСКАЯ

Никулинская Н. Ф., судья Костромского областного суда.

Организация лечения алкоголизма и наркомании в России всегда выходила за рамки сугубо медицинской проблемы. В советский период законодательством было установлено, что лечение этих заболеваний является обязанностью больных, корреспондировавшей с общей обязанностью граждан бережно относиться к своему здоровью (ст. 4 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении). Правовая природа недобровольного лечения от алкоголизма и наркомании содержала элементы ответственности за противоправное поведение. Лечение осуществлялось в лечебно-трудовых профилакториях, которые по своему статусу и условиям содержания были близки к учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы. Большинство ограничений прав содержащихся в профилакториях больных не вызывалось необходимостью лечения: к больным применялись такие меры взыскания, как лишение права получать очередную посылку или передачу, лишение свидания, лишение права покупать продукты питания, водворение в изолятор. Лица освобождались из профилактория не по медицинским показаниям, а по истечении установленного судом срока содержания. Радикальный переворот в рассматриваемой сфере был осуществлен в начале 1990-х гг. Комитет конституционного надзора СССР рассмотрел вопрос о соответствии Конституции СССР, законам СССР и международным актам о правах человека правовых норм, регулирующих принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией. В заключении от 25 октября 1990 г. N 8 (2-10) <1> Комитет указал, что обязанность граждан бережно относиться к своему здоровью не предусмотрена ни Конституцией СССР, ни международными актами о правах человека, она не может обеспечиваться мерами принудительного характера. Кроме того, был сделан справедливый вывод о том, что лечение больных, не совершивших правонарушений, должно производиться в медицинских, а не в исправительных учреждениях. Вместе с тем одна крайность — лечение таких больных в исправительных учреждениях в условиях, близких к отбыванию уголовного наказания, была заменена другой — провозглашением возможности осуществления такого лечения только на добровольных началах. При формулировании таких выводов не были полностью учтены возможности ограничения прав человека и пресечения злоупотребления правами, в том числе конституционными, что объясняется переходным состоянием российского права периода 1990 г., когда старые представления о пределах ограничения прав человека перестали отвечать новым реалиям времени, а новые правовые институты еще не были сформированы. ——————————— <1> Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 47. Ст. 1001.

С учетом указанного заключения Верховным Советом РСФСР было принято Постановление от 28 февраля 1991 г. N 754-1 «Об освобождении лиц из лечебно-трудовых профилакториев для хронических алкоголиков» <2>. Окончательно ЛТП были ликвидированы с 1 июля 1994 г. в связи с введением в действие Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» <3>. ——————————— <2> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 10. Ст. 262. <3> См.: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5474-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. N 33. Ст. 1317.

В настоящее время недобровольная госпитализация лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, не производится. Вместе с тем уровень распространенности этих заболеваний представляет серьезную угрозу для общества, что заставляет вновь обратиться к поиску преодоления правового пробела в этой сфере. На протяжении почти полутора десятилетий судами в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела о принудительной госпитализации в медицинский стационар лиц, страдающих психическими расстройствами, на основании Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» <4>. Столь же долго длится и дискуссия о допустимости применения к лицам, нуждающимся в наркологической помощи, недобровольной госпитализации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом. При этом высказываются различные мнения: возможность его применения к больным наркологического профиля; возможность применения указанного Закона при внесении в него соответствующих изменений и дополнений; невозможность такого применения ввиду самостоятельного правового регулирования правоотношений, возникающих при лечении наркологических больных. ——————————— <4> Ведомости СНД и ВС РФ. 20.08.1992. N 33. Ст. 1913; СЗ РФ. 27.07.1998. N 30. Ст. 3613; 29.07.2002. N 30. Ст. 3033; 13.01.2003. N 2. Ст. 167; 05.07.2004. N 27. Ст. 2711; 30.08.2004. N 35. Ст. 3607. Далее по тексту — Закон о психиатрической помощи.

Сложность обозначенной проблемы представляется во многом обусловленной ее многофакторностью, комбинацией в ней как правовых, так и сугубо медицинских понятий. В силу этого ее исследование необходимо проводить комплексно, путем интеграции медицинских и правовых знаний. В медицине заболевания наркологического профиля отнесены к психическим. Так, алкоголизм определяется как «вызванное злоупотреблением спиртными напитками хроническое психическое заболевание, характеризующееся патологическим влечением к алкоголю и связанными с ним физическими и психическими последствиями алкогольной интоксикации нарастающей тяжести» <5>. Такой же подход используется в психиатрии к определению наркомании. Наркология и психиатрия пользуются сходными методами диагностики и лечения, подготовка специалистов-наркологов осуществляется на основе базовых знаний по психиатрии. В этом вопросе подход отечественной психиатрии совпадает с общемировым пониманием болезней наркологического профиля. Закон о психиатрической помощи ориентирует врачей на общепризнанные международные стандарты в диагностике психических расстройств (ч. 1 ст. 10). Всемирная организация здравоохранения утвердила понятие алкоголизма как болезни в 1952 г. <6>. Несмотря на последующие терминологические и структурные изменения при классификации наркологических болезней <7>, они продолжали оставаться в международной классификации психических болезней. В настоящее время в России применяется Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ-10); класс пятый МКБ-10 «Психические расстройства и расстройства поведения» включает психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 — F19) <8>. ——————————— <5> Руководство по психиатрии. С. 250. <6> Там же. С. 251. <7> В 1979 г. термин «алкоголизм» был изъят из МКБ и заменен термином «синдром алкогольной зависимости», в МКБ-9 вызванные алкоголем расстройства входили в раздел V «Психические расстройства», но в разные подразделы. См.: Руководство по психиатрии. С. 251. <8> Георгадзе З. О., Царгасова Э. Б. Судебная психиатрия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. З. О. Георгадзе. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2004. Приложение. С. 224 — 225.

Однако сложившаяся в России система организации наркологической службы в значительной мере отделена от системы оказания психиатрической помощи. Наркологическая служба была выделена из системы оказания психиатрической помощи в период активизации антиалкогольной политики 1970-х гг. по причинам преимущественно политического и организационно-методического характера. Нормы ст. ст. 29 — 36 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», регламентирующие принудительную госпитализацию, должны анализироваться в системном единстве с другими нормами указанного Закона, в частности предусмотренными ст. ст. 1, 3, 18, 19, 20, 21. В этих статьях упоминаются врачи-психиатры, психиатрические и психоневрологические учреждения, что с учетом реально сложившейся системы учреждений здравоохранения, номенклатуры специальностей в учреждениях здравоохранения РФ означает невключение в число субъектов отношений, регулируемых названным Законом, врачей-наркологов и наркологических учреждений. Кроме того, отношения, связанные с применением наркотических средств и оказанием наркологической помощи, регулируются специальным Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» <9>. В этом Законе связь наркомании с психическими расстройствами не отражена. Устанавливая добровольность наркологической помощи (п. 2 ст. 54), Закон вместе с тем допускает применение принудительных мер медицинского характера в отношении больных наркоманией, находящихся под медицинским наблюдением и продолжающих употреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения. Порядок назначения принудительных медицинских мер ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» не регламентирует, отсылая к другим нормам законодательства Российской Федерации (ч. 3 ст. 54). ——————————— <9> Собрание законодательства РФ. 12.01.1998. N 2. Ст. 219; 29.07.2002. N 30. Ст. 3033; 13.01.2003. N 2. Ст. 167; 07.07.2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 06.12.2004. N 49. Ст. 4845; 09.05.2005. N 19. Ст. 1752; 23.10.2006. N 43. Ст. 4412; Российская газета. N 243. 28.10.2006.

Преодоление правового пробела в регламентации порядка рассмотрения дел о принудительном лечении больных наркоманией осложняется наличием коллизии норм об основаниях госпитализации, установленных ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Законом о психиатрической помощи. Возможность недобровольного лечения лиц, страдающих алкоголизмом и токсикоманией, в настоящее время вообще никак не регламентируется. Многолетняя дискуссия о допустимости недобровольной госпитализации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, нашла отражение и в правотворческой деятельности. Однако предпринятые попытки законодательно разрешить поднятую проблему пока оказались неудачными. Так, Законом Иркутской области от 7 марта 2002 г. N 8-ОЗ «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области» были предусмотрены основания и порядок госпитализации в наркологический стационар больного наркоманией без его согласия или без согласия его законного представителя по основаниям, аналогичным тем, которые установлены Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Поскольку в силу п. «в» ст. 71 Конституции РФ регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к ведению Российской Федерации, такие изменения могли быть произведены лишь на уровне федерального закона. Поэтому решением Иркутского областного суда от 25 апреля 2003 г. указанные положения Закона признаны недействующими <10>. ——————————— <10> Архив Верховного Суда РФ. Дело N 66-Г03-8.

В 2001 г. в Государственную Думу РФ был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» <11>. Проект предусматривал изменение ст. 29 названного Закона путем указания о допустимости госпитализации в принудительном порядке лиц, страдающих психическими расстройствами в результате злоупотребления алкоголем, потребления наркотических или психотропных средств. Однако законопроект не учитывал необходимости комплексного подхода в правотворческой деятельности, взаимосвязанности Закона о психиатрической помощи и норм других законодательных актов, регулирующих сходные сферы правовых отношений (ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», ГПК РФ), в результате он был отклонен. ——————————— <11> Проект Федерального закона N 78214-3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» внесен 4 апреля 2001 г. решением Московской областной Думы N 15/131, рассмотрен Советом ГД ФС РФ 5 июня 2001 г., снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ 11 декабря 2001 г. См.: Паспорт проекта Федерального закона N 78214-3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // «КонсультантПлюс».

Проблема осложняется сложившимся убеждением в невозможности излечения этих заболеваний принудительно, а потому — и в ненужности разработки принудительных медицинских процедур. Однако целью недобровольной госпитализации не является полное излечение больных. Даже возможность проведения в недобровольном порядке начального этапа лечения, заключающегося в прерывании злоупотребления и терапии тяжелого острого состояния, может иметь большое положительное значение в сохранении жизни человека и предотвращении причинения им вреда себе и иным лицам. Федеральным законом N 146-ФЗ от 1 декабря 2004 г. в ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» внесены изменения, увеличивающие возраст несовершеннолетних, с которого они вправе самостоятельно давать согласие на проведение наркологического лечения или отказываться от него, с 15 до 16 лет <12>. Эти изменения Закона были вызваны попыткой частичного преодоления указанного правового пробела, предоставляя родителям возможность направлять на лечение своих детей без их согласия хотя бы до достижения ими 16-летнего возраста. Представляется, что такие изменения нельзя признать удачными. Правовой пробел преодолен лишь частично, путем «залатывания дыр», а не решения в комплексе вопроса принудительного лечения. Но при этом указанные изменения внесли неоправданный разнобой в законодательное регулирование возраста, с которого несовершеннолетние вправе принимать самостоятельное решение о медицинском вмешательстве (в остальных случаях законодательство связывает возможность принятия таких решений с наступлением 15-летнего возраста). На это особенно важно обратить внимание с учетом того, что сейчас предлагается увеличить возраст, с которого несовершеннолетние вправе самостоятельно принимать решение о лечении наркологического заболевания, до 18 лет. ——————————— <12> Собрание законодательства РФ. 06.12.2004. N 49. Ст. 4845.

Таким образом, принудительная госпитализация лиц, страдающих тяжелым расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ, соответствует конституционным целям ограничения прав и свобод, не противоречит Конституции РФ и Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Процедура такой недобровольной госпитализации должна быть аналогична процедуре, установленной ст. ст. 33 — 36 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и главой 35 ГПК РФ. Поскольку недобровольная госпитализация затрагивает конституционное право на свободу и личную неприкосновенность, что требует четкости правовых формулировок, необходимо внесение системных изменений в Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и в ГПК РФ.

——————————————————————