Концептуальные организационно-правовые основы развития физической культуры на транспорте

(Дырда С. Г.)

(«Юридический мир», 2009, N 1)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТРАНСПОРТЕ

С. Г. ДЫРДА

Дырда С. Г., ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», Хабаровск, Россия.

В работе на основе анализа законодательства в сфере физической культуры и спорта рассмотрены особенности правового регулирования физкультурно-спортивных отношений, а также вопрос о природе правовых норм.

Существующие подходы и точки зрения о перспективах взаимодействия органов государственной власти с органами системы физической культуры и спорта в России (ФКС) свидетельствуют о неупорядоченности в определенной степени этого взаимодействия. Следует отметить, что до настоящего времени отсутствует достаточно однозначное восприятие природы правовых норм физической культуры и спорта, поскольку деятельность в сфере ФКС опосредуется отношениями двоякого рода: публично-правовыми и гражданско-правовыми, поскольку механизмы включения человека в систему физического воспитания пока остаются различными.

Например, в государственной системе обучения физическое воспитание носит обязательный характер, тогда как в добровольном спортивном движении, которое развивается в отрасли транспорта, оздоровительной физической культуре включение человека в систему физического воспитания происходит не иначе как на основе его потребностей и личного усмотрения, что свойственно частноправовым отношениям.

Возникновение физкультурно-спортивного права как самостоятельного направления в правоведении, можно сказать, датируется с начала 90-х годов прошлого столетия. В нашей стране законотворческая деятельность в области физической культуры и спорта начала осуществляться, как известно, лишь в постсоветский период. Формироваться правовая база физической культуры и спорта стала со времени разработки и принятия 27 апреля 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Нельзя не отметить, что до принятия указанного нормативно-правового акта отсутствовало какое-либо правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта, однако существовавшие нормативные правовые акты не являлись законами и тем самым не существовало единой платформы правового обеспечения всей отрасли.

Несмотря на то что Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте не являлись федеральным законом и их форма как нормативного правового акта российского законодательства являлась неопределенной, они содержали прогрессивные на момент их принятия и не потерявшие актуальность и до настоящего времени правовые нормы. Правовой документ включал нормы из различных отраслей законодательства, в частности гражданского, административного, налогового, земельного, трудового и т. д., что изначально определило межотраслевой характер законодательства в сфере физической культуры и спорта.

Принятие Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте сыграло позитивную роль в становлении и развитии нормативно-правовой базы физической культуры и спорта, положило начало законотворческому процессу в целом.

С изменением социально-экономических условий в России, в частности с развитием рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта, возникла необходимость в разработке и принятии новых законодательных актов, более полно и всесторонне регулирующих развивающиеся отношения при осуществлении и организации физкультурно-спортивной деятельности. Результатом законодательной деятельности в свое время стал Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», вступивший в законную силу в мае 1999 г.

Указанные выше правовые акты открыли новый этап в развитии нормативно-правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта, что является одним из необходимых условий их развития. В развитие физкультурно-спортивного законодательства Государственной Думой был принят новый Федеральный закон от 16 ноября 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Указанные нормативно-правовые акты, совместно с правовыми нормами Конституции Российской Федерации регулирующие основополагающие отношения в сфере физической культуры и спорта, стали составлять сердцевину российского физкультурно-спортивного законодательства.

Развитие законотворческой деятельности в сфере физической культуры и спорта имманентно актуализировало постановку вопросов о природе правовых норм, регулирующих отношения в сфере физкультурно-спортивной деятельности и соответственно определение предмета их регулирования.

В литературных источниках, например по развивающимся правовым отраслям, представлены различные точки зрения на предмет регулирования составляющих их правовых норм и, как следствие, на возможность рассмотрения этих правовых норм в качестве самостоятельных отраслей права. Исследование правовых норм, регулирующих разнообразные отношения в сфере физической культуры и спорта в качестве элемента правовой системы России, предполагает рассмотрение физкультурно-спортивного права как такового.

Нельзя не отметить, что в советский период в такой постановке этот вопрос не возникал, поскольку объектом изучения и правового регулирования становились лишь вопросы организации физической культуры и спорта. Существовавшие в то время экономические отношения основывались исключительно на государственной форме собственности и достаточно плотном централизованным планировании, что исключало наличие в сфере физической культуры и спорта отношений по предоставлению физкультурно-спортивных услуг на основе равенства, автономии и имущественной самостоятельности их участников, их, по существу, и не было. В советский период исследовались, как правило, отдельные вопросы управления различными направлениями в структуре физической культуры и спорта. Первым в России изданием в указанной отрасли науки было, например, учебное пособие А. А. Афанасьева «Организация физической культуры и спорта в СССР».

Развитие рыночных отношений в социально-экономической сфере государства и соответственно представление физкультурно-спортивных услуг на рынок в качестве товара, а также возникновение различных субъектов предпринимательской деятельности в этой отрасли позволили сформироваться в основных направлениях физкультурно-спортивного движения предпринимательским отношениям, представляющим собой имущественные отношения товарно-денежного характера. Как известно, на определенном этапе общественного развития спортивная практика разделилась на два направления: массовый (общедоступный) спорт и спорт высших достижений для ограниченного числа наиболее одаренных в двигательном и психологическом развитии людей.

Гражданско-правовые отношения сейчас возникают между юридическими и физическими лицами по поводу удовлетворения потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом посредством предоставления физкультурно-спортивных услуг. Это справедливо и в отношении такой производственной отрасли, как железнодорожный транспорт. Здесь присутствуют своего рода предпринимательские как таковые отношения, которые возникают между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта или с их участием. В этом случае подобные отношения выступают предметом гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Указанные отношения основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, они подчинены особому общедозволительному началу регулирования (можно все, кроме запрещенного законом).

В настоящее время наблюдается тенденция дальнейшего развития гражданско-правовых отношений в спорте и физической культуре, что позволяет говорить об усилении роли норм гражданского права. Например, в системе образования уже достаточное количество учебных заведений функционирует в качестве коммерческих образований, реформа Вооруженных Сил предполагает перевод комплектования их личного состава на контрактной основе и т. п.

В то же время в указанной сфере важное место занимают и публично-правовые отношения, которые возникают между государственными органами, а также органами местного самоуправления и гражданами, реализующими свое право на занятия физической культурой и спортом. Подобного рода отношения основаны на власти и подчинении. Нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с публичной организацией физкультурно-спортивной деятельности (отношения между лицами, осуществляющими физкультурно-спортивную деятельность, и государственными органами), составляют, условно говоря, публичное спортивное право как составную часть публичного права. К нему можно отнести все правовые нормы о государственном регулировании, контроле и надзоре в сфере физической культуры и спорта.

Вопрос относительно того, какие нормы частного или публичного права являются определяющими в регулировании физкультурно-спортивных отношений, является пока открытым, что не позволяет однозначно определить предмет регулирования правовых норм.

Регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта нормами как частного, так и публичного права и попытка сведения их в самостоятельную отрасль права в то же время не исходят из объективного критерия в отношении определения физкультурно-спортивного права в качестве самостоятельной отрасли, так как это нарушит принцип предметной чистоты отраслей права. Предмет частного и предмет публичного права объективно различны.

Правовая наука рассматривает систему права в качестве объективной реальности, основу которой составляют объективно существующие общественные отношения. В трудах ученых-правоведов имеются различные точки зрения по поводу конструкции системы права. Следует отметить, что одни из них отстаивают необходимость соблюдения предметной чистоты отраслей права, тогда как другие склонны выделять новые элементы системы права, комбинируя правовые нормы в иные конструкции, выделяя, например, предпринимательское право, транспортное, муниципальное, страховое право и др. в самостоятельные отрасли комплексного характера.

По этому поводу Е. А. Суханов однозначно отмечает, что «частное и публичное право во всех развитых правопорядках продолжают существовать как две самостоятельные, независимые ветви правового регулирования, как два различных типа правового воздействия на общественные отношения» [1, с. 4].

В то же время современные исследователи, оценивая природу физкультурно-спортивного права в качестве неоднородной, предлагают использовать идею о существовании комплексных отраслей права, которую в свое время обосновал В. К. Райхер [2, с. 189]. В конце 40-х годов прошлого столетия в теории хозяйственного права возникло новое направление, условно названное комплексным. Его родоначальником стал В. К. Райхер, который, исследуя страховую деятельность, сделал вывод о существовании, помимо основных, комплексных отраслей. Нельзя не отметить, что данная позиция о возможности существования комплексных отраслей права получила своего рода обоснование и сторонников в среде ученых. Результаты этих исследований получили развитие, например, в трудах С. С. Алексеева, который стал отстаивать идею многомерности системы права, и особенно Ю. К. Толстого, в работах которого понятие комплексности законодательства оформилось в научную теорию. Например, по мнению С. С. Алексеева, «комплексные отрасли права — это такие общности правовых норм, которые реально объективизировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований» [3, с. 258]. С. В. Алексеев, ссылаясь на указанный в теории права выше подход, высказывает точку зрения о возможности причисления формирующейся в настоящее время такой отрасли права, как спортивное, к комплексной [4, с. 128 — 129]. Придание отрасли спортивного права свойств комплексности в отношении определенного массива правовых норм позволяет ему на этом основании признавать их относительную самостоятельность. При этом предметом спортивного права, по его мнению, является органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта, — трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по регулированию спортивных споров) [4, с. 131].

Аргументирует С. В. Алексеев указанную позицию посредством причисления сферы физической культуры и спорта к наиболее сложным и многогранным общественным явлениям (т. е. к исключительным), которые обладают целым рядом существенных особенностей, отличающих их от других сфер человеческой деятельности.

Различные по своей природе общественные отношения в сфере физической культуры и спорта и взаимосвязанные между собой, по мнению С. В. Алексеева, могут рассматриваться в качестве целостного образования, что и составляет, как он полагает, специфику спортивных отношений как сложного их комплекса.

С таким подходом, как нам представляется, нельзя согласиться, так как различные по своей природе отношения регулируются соответствующими отраслями права. При изъятии их в комплексные образования будет осуществляться по своей сути дублирование норм и соответственно размывание границ между отраслями и иными структурными частями системы права. Кроме того, нетрудно заметить, что представленная С. В. Алексеевым группировка отношений, якобы составляющих структуру предмета спортивного права в качестве комплексного образования, является весьма произвольной, т. е. не основывается на принципах научной классификации явлений и не может в этом случае характеризоваться содержательным единством.

В противоположность признанию комплексности спортивного права в качестве правовой отрасли отдельные ученые отстаивают иную позицию, связанную с местом спортивного права в правовой системе государства.

Они отмечают и такую возможность, как отнесение спортивного права уже сегодня к одной из развивающихся подотраслей административного права. По мнению, например, И. И. Маха, предмет спортивного права можно представить как совокупность общественных отношений, государственного, организационного характера, возникающих прежде всего между соответствующими государственными органами и гражданами (их объединениями) в процессе реализации их прав и обязанностей в сфере спорта.

В силу этого спортивно-правовые отношения: носят прежде всего государственно-правовой характер; складываются в процессе деятельности специальных органов государства в сфере организации и обеспечения эффективной деятельности участников спортивно-правовых отношений; обеспечивают гражданам осуществление социальных прав и свобод в сфере спорта [5, с. 67]. Указанная выше позиция, по нашему мнению, также не совсем приемлема, поскольку предметом регулирования физкультурно-спортивного права являются определенного рода общественные отношения, основу которых в настоящее время составляют, по нашему мнению, договорные взаимоотношения сторон по оказанию физкультурно-спортивных услуг населению, тогда как нормы административного права регулируют государственно-управленческие отношения. Среди ученых и специалистов в области организации и правового регулирования общественных отношений в сфере физической культуры и спорта имеются сторонники, которые не задаются целью определения природы правовых норм физкультурно-спортивного права, ограничиваясь при этом комментированием соответствующего законодательства, следуя в фарватере официальной правовой идеологии.

Литература

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть» (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (издание третье, переработанное и дополненное).

——————————————————————

1. Суханов Е. А. Введение в гражданское право // Гражданское право. Т. 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: БЕК, 1998.

2. Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947.

3. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1.

4. Алексеев С. В. Спортивное право России / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Спортивное право: теория и практика // Материалы Международной научно-практической конференции. Минск: БГЭУ, 2002.

——————————————————————