Спортивное плавание по-белорусски

(Юрлов С.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 34) Текст документа

СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ ПО-БЕЛОРУССКИ

С. ЮРЛОВ

Сергей Юрлов, студент, юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, член Международной Ассоциации спортивного права (IASL), мастер спорта России, спортивный судья.

Российское спортивное законодательство находится на стадии своего становления. Поэтому особый интерес представляет опыт наших ближайших соседей в этой области. Рассмотрим некоторые аспекты правового регулирования плавания в Республике Беларусь и систему нормативных актов.

Государственное регулирование

Спортивные разряды и звания на сегодняшний день существуют только в трех государствах: России, Беларуси и на Украине. Данная система разрядов и званий строится на документе, который именуется Единой спортивной классификацией (в Беларуси — Единой спортивной классификацией Республики Беларусь (ЕСКРБ)). ЕСКРБ принимается на определенный период. Обычно им является длина олимпийского цикла в олимпийских видах спорта, то есть четыре года, а в неолимпийских видах спорта может быть установлен иной срок — обычно 3 года. ЕСКРБ принимается соответствующим министерством спорта и туризма по каждому виду спорта в отдельности. Законодательство о спорте, в частности о спортивном плавании, в Беларуси более развито, чем в России. В нормативном правовом регулировании плавания в Республике Беларусь можно выделить два уровня таких актов: — акты министерства спорта и туризма Республики Беларусь; — акты Белорусской федерации плавания и нижестоящих областных федераций. Акты министерства определяют общие положения по видам спорта и программы их развития, в том числе по плаванию, а федерация уже дополняет их и регулирует непосредственно в пределах своей компетенции. Нужно отметить, что специфичным является то, что в Республике Беларусь существует такой акт, как целевая комплексная программа развития плавания, чего мы не можем встретить в российском праве. Необходимо проанализировать конкретный документ такого вида, а именно Целевую комплексную программу развития плавания в Республике Беларусь на 2001 — 2004 годы <1>. Во вступительных положениях данной программы содержатся положения о состоянии плавания в Республике Беларусь: количество спортивных школ, количество бассейнов, указываются ведущие спортсмены, а также роль плавания. Заканчиваются общие положения мерами для решения задач. Так, необходимо постоянно повышать требовательность к тренерскому составу, укреплять дисциплину в национальных командах; улучшать организацию учебно-тренировочного процесса в национальных командах и др. ——————————— <1> Письмо Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 18.08.2001.

В основной содержательной части данной программы приводятся статистические данные, а именно положение спортсменов Беларуси на международной арене, количество мастеров спорта, мастеров спорта Международного класса, подробный анализ спортивных сезонов 2000 — 2004 годов. Далее приводятся критерии отбора спортсменов в сборную команду по плаванию для участия в международных соревнованиях. Представляется, что наличие такого документа способствует развитию плавания как вида спорта, развитию науки, совершенствованию систем подготовки. Следующий блок нормативных актов регулирует материальную, технологическую и инвентарную базу спортивных школ, лагерей и других учреждений. Например, нельзя не сказать о Постановлении Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 12.09.2008 N 20. Данное Постановление утверждает нормы и нормативы обеспечения спортивной одеждой, обувью общего назначения в средних школах — училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях, что имеет крайне важное значение в развитии спорта в целом, а особенно плавания. Без необходимой материально-технической базы, инвентаря не будет высоких спортивных результатов. В соответствии с положениями нормативов по каждому виду спорта утверждается перечень инвентаря и снаряжения. Другим актом данного блока является Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 12.03.2009 N 8/12, которое регулирует примерные перечни спортивного инвентаря применительно к спортивным базам и лагерям. Имеются акты, закрепляющие некоторые преференции для спортсменов. Так, в соответствии с п. 21 Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 N 80 «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения» без вступительных испытаний зачисляются победители и призеры чемпионатов, финалов розыгрышей кубков, первенств мира и Европы, Олимпийских фестивалей молодежи Европы согласно перечню, утвержденному Министерством спорта и туризма и согласованному с Министерством образования, при поступлении на специальности физической культуры и спорта. Данное положение дополнительно стимулирует занятия спортом и стремление к достижению высоких результатов. Важным документом, регулирующим выполнение нормативов для присвоения спортивных разрядов и званий, являются разрядные нормативы по плаванию РБ на 2013 — 2016 годы <2>. Нормативы отличаются простотой по структуре и по содержанию, что имеет огромное значение. Во-первых, самому спортсмену понятно, где и как ему выполнить разряд или звание. Во-вторых, правоприменителю легко пользоваться данными положениями в процессе рассмотрения документов на присвоение того или иного разряда (звания). Главное, нет двойственности толкования положений нормативов, что часто встречается во многих правопорядках. Например, для присвоения спортивного разряда кандидата в мастера спорта необходимо выполнить указанный в таблице временной норматив на соревнованиях не ниже областного масштаба. Как видим, простое и предельно ясное положение. ——————————— <2> http://yantarbasin. by/razryadnyie-normativyi-rb

Документы Федерации плавания

Перейдем к нормативным правовым актам, которые принимаются на уровне Белорусской федерации плавания. К таким актам относятся: — правила проведения соревнований; — положения о спортивных соревнованиях; — положения об отборе в национальную команду Беларуси, положения об отборе на Олимпийские игры и др. Несомненно, правила проведения соревнований по плаванию <3> являются центральным актом, регулирующим практически все вопросы, связанные с проведением соревнований, апелляциями, допингом, со спортивными санкциями, с отбором на международные соревнования. Следует отметить, что по сравнению с российскими правилами белорусские регулируют более широкий круг вопросов (например, в РФ не регулируется прекращение спортивной карьеры или международные отношения, положения о гражданстве спортсмена). ——————————— <3> http://belswimming. com/rulescompetition. html

Правила представляют собой документ, состоящий из 32 статей. Остановимся на наиболее значимых и специфичных положениях и кратко их охарактеризуем. Во-первых, ст. 27 правил, которая предусматривает санкции за нарушение правил допинг-контроля, которые являются весьма суровыми по сравнению с законодательством других стран: от дисквалификации на срок от месяца до 2 лет до пожизненного исключения, а также ретроактивная санкция, включающая отмену всех результатов, достигнутых на соревнованиях в течение всей спортивной карьеры спортсмена. На наш взгляд, данные суровые санкции носят превентивный характер, что помогает избежать применения допинга спортсменами. Во-вторых, ст. 29, которая регламентирует прекращение спортивной карьеры, касательно правил допинга. В частности, она закрепляет, что спортсмен, который по рейтингу входит в число 50 сильнейших спортсменов в любом виде программы, должен подчиняться правилам по допингу, включая доступность для проведения внесоревновательного допинг-контроля, до тех пор пока он/она не представит письменного уведомления о прекращении своей спортивной карьеры. Если спортсмен объявил об окончании выступлений на соревнованиях, но продолжает принимать в них участие и нарушил правила допинг-контроля, то к нему применяются санкции как при повторном нарушении этих правил, независимо от того, было ли это первое нарушение. То есть происходит отягощение ответственности за нарушение допинговых норм. В-третьих, особо важной является ст. 30, закрепляющая международные отношения: — любые соревнования, организуемые Белорусской федерацией плавания, Областным отделением федерации плавания или ДЮСШ (СДЮШОР), в которых принимают участие федерации, клубы или отдельные спортсмены, признаваемые ФИНА и ЛЕН <4>, считаются международными, то есть дана дефиниция международных соревнований по плаванию; ——————————— <4> ФИНА — Международная федерация плавания, ЛЕН — Европейская федерация плавания.

— ни одна команда не может выступать как сборная команда Республики Беларусь до тех пор, пока Белорусская федерация плавания не определит состав участников. Это положение направлено на ограничение клубов в выступлении на международных соревнованиях без ведома федерации; — если белорусский спортсмен представляет другую страну на соревнованиях, он должен быть гражданином либо по рождению либо, будучи натурализованным, той страны, которую он представляет, при условии, что натурализованный гражданин прожил в этой стране по меньшей мере один год до соревнований. Кроме того, любой спортсмен, меняющий свое гражданство на другое, должен прожить на территории и под юрисдикцией последней 12 месяцев до начала вышеупомянутых соревнований. Остальные статьи данных правил являются стандартными и схожими по содержанию с правилами других государств (например, России). Таким образом, в Республике Беларусь на сегодняшний день сложилась хорошая правовая база спортивного плавания, позволяющая ему активно развиваться.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *